Самостоятельная работа по подготовке к занятию
1. Выполните философский тест «Мудрость» Философский тест «Мудрость» Определите, какие высказывания графы «А» соответствуют философским традициям исследования человека, обозначенным в графе «1».
2. М. Шелер писал, что в «понятии человек содержится «коварная двусмысленность». Как Вы понимаете это высказывание? Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинаре 1. Определите, в чем сходство и в чем различие в исследовании человека такими науками, как медицина, психология, философия, история, политология. 2. Как Вы понимаете принцип античного философа Протагора «человек есть мера всех вещей»? 3. У некоторых народов Севера еще в начале XX века стариков умерщвляли, а в древнегреческом государстве Спарте слабых младенцев сбрасывали со скалы. Как объяснить эти традиции с точки зрения гуманизма? 4. Почему гуманизм как теоретически обоснованная система взглядов, утверждающих права и достоинства человека, не мог возникнуть в период Средневековья, ведь церковь всегда провозглашала любовь человека к человеку? 5. С точки зрения экзистенциализма гуманное отношение к человеку определяется свободой, которая дана ему для самореализации. А как думаете Вы, связано ли гуманное отношение к человеку со степенью предоставляемой ему свободы? 6. Научные исследования этологов обнаружили в сообществах животных ряд феноменов, считавшихся прежде свойственными только человеку: альтруизм, наличие социальной иерархии, агрессивное поведение и др. Можно ли, опираясь на единство типов поведения животных и человека, говорить о сущности человека как совокупности специфических природных качеств? 7. Объясните, как Вы понимаете следующие высказывания: - «Отношение к Богу есть то, что делает человека человеком» (С.Кьеркегор); - «То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный вообще всей жизни» (М. Шелер); - «Мышление делает человека человеком» (П.Ваккер). Что же, по Вашему мнению, делает человека человеком? 8. В чем суть различия между сущностью и существованием человека?
9. Как Вы понимаете положение о том, что с появлением разумного человека развитие Вселенной приобретает направленный характер? 10. Почему теологи (лат. Леоз - бог и 1о§ов - учение) не согласны с трудовой концепцией антропогенеза? 11. Гоминидная триада как система биологических факторов эволюции человека включает три элемента: прямохождение, развитие руки и развитие мозга. Какой элемент гоминидной триады Вы считаете основным и почему? 12. Почему важным социальным фактором становления человека были табу - социально-нравственные запреты? 13. Одним из идейных оснований фашизма является положение о «высшей» и «низшей» расах, различия между которыми биологически обусловлены и передаются по наследству. Какую традицию исследования человека выражает это положение? Определите свое отношение к этой традиции. Тесты для компьютерного опроса 1. В структуру человека как живой системы сегодня не включается: а) психическое б) биологическое в) социальное г) техническое 2. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер» привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам - это: а) индивид б) индивидуальность в) личность г) субъект 3. Понятие «личность» в структуре человека используется для обозначения: а) психических особенностей человека б) совокупности всех свойств человека в) совокупности; социально обусловленных свойств человека. г) природной индивидуальности 4. Выделите философскую традицию исследования человека, согласно которой сущностью человека являются качества, приобретаемые им в обществе: а) экзистенциальная б) социологизаторская в) рационалистическая г) культурологическая 5. Понятие «социализация» как направление формирования личности а) особый вид деятельности человека в социальных группах б) воспитание и образование индивида по определенному типу в) усвоение индивидом социальных норм в процессе его жизни г) социализация - способ усвоения моральных норм 6. Выделите критерий, определяющий выдающуюся личность: а) способность хорошо устраивать свои дела б) умение оценить и выразить объективные тенденции современности в) обладание магическими способностями
г) носитель выдающихся идей 7. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в силу, превращающую субъект в средство: а) фатум б) произвол в) отчуждение г) предопределение 8. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в а) умерщвлении плоти ради искупления грехов б) стремлении к счастью как подлинному назначению человека в) довольствиях, чувственной радости как мотив нравствен, поведения г) извлечении пользы из всего возможного
Тема 17. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Концепция личности как духовно-социальной сущности человека. Духовность человека как выражение его психосоциальной специфики. Личность и индивидуальность. Психологическая и социологическая (ролевая) структуры личности. Социокультурная среда и ее роль в формировании личности. Социализация и инкультурация человека. Индивидуализация и ее особенности. Проблема типологии личности. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Свобода личности: историко-философские подходы. Виды свободы. Ответственность личности, ее виды. Смысл жизни человека. Вопросы 1. Понятие личности. Смысл жизни человека. 2. Структура личности. Типы личности. 3. Основные направления формирования личности. 4. Свобода и ответственность личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|