Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа по подготовке к занятию




1. Выполните философский тест «Мудрость»

Философский тест «Мудрость»

Определите, какие высказывания графы «А» соответствуют философским традициям исследования человека, обозначенным в графе «1».

«А» «1»
А. «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков» (Ж.-П. Сартр). 1. Натуралистическая
Б. «Индивид есть общественное существо...» (К. Маркс)   2. Рационалистическая  
В. «Глубинное «Я» человека связано с духовностью» (Н.А. Бердяев).   3. Экзистенциальная  
Г. «...Рождение человека - явление негативное. У человека нет инстинктивной приспособленности к природе, у него нет физической силы: в момент своего рождения человек самый беспомощный из всех живых созданий» (Э. Фромм).   4. Социологизаторская  
Д. «...обладание разумом дает человеку коренной перевес над всей предшествующей ему жизнью» (Т. де Шарден).   5. Культурологическая  
Е. «... человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные» (Аристотель).   6. Пессимистическая  
Ж. «Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких как способность питаться, размножаться, чувство, разум и т.д. Эти способности мы единодушно называем природными» (Т. Гоббс).      
З. «Человек - тростник мыслящий. Все наше достоинство - в способности мыслить» (Б. Паскаль).      
И. Человек «живет среди воображаемых эмоций, в надеждах и страхах, среди иллюзий и их утрат, среди собственных фантазий и грез». Именно этот мир, созданный человеком, составляет специфическое отличие его от животного (Э. Кассирер)      

 

2. М. Шелер писал, что в «понятии человек содержится «коварная двусмысленность». Как Вы понимаете это высказывание?

Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинаре

1. Определите, в чем сходство и в чем различие в исследовании человека такими науками, как медицина, психология, философия, история, политология.

2. Как Вы понимаете принцип античного философа Протагора «человек есть мера всех вещей»?

3. У некоторых народов Севера еще в начале XX века стариков умерщвляли, а в древнегреческом государстве Спарте слабых младенцев сбрасывали со скалы. Как объяснить эти традиции с точки зрения гуманизма?

4. Почему гуманизм как теоретически обоснованная система взглядов, утверждающих права и достоинства человека, не мог возникнуть в период Средневековья, ведь церковь всегда провозглашала любовь человека к человеку?

5. С точки зрения экзистенциализма гуманное отношение к человеку определяется свободой, которая дана ему для самореализации. А как думаете Вы, связано ли гуманное отношение к человеку со степенью предоставляемой ему свободы?

6. Научные исследования этологов обнаружили в сообществах животных ряд феноменов, считавшихся прежде свойственными только человеку: альтруизм, наличие социальной иерархии, агрессивное поведение и др. Можно ли, опираясь на единство типов поведения животных и человека, говорить о сущности человека как совокупности специфических природных качеств?

7. Объясните, как Вы понимаете следующие высказывания:

- «Отношение к Богу есть то, что делает человека человеком» (С.Кьеркегор);

- «То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный вообще всей жизни» (М. Шелер);

- «Мышление делает человека человеком» (П.Ваккер). Что же, по Вашему мнению, делает человека человеком?

8. В чем суть различия между сущностью и существованием человека?

9. Как Вы понимаете положение о том, что с появлением разумного человека развитие Вселенной приобретает направленный характер?

10. Почему теологи (лат. Леоз - бог и 1о§ов - учение) не согласны с трудовой концепцией антропогенеза?

11. Гоминидная триада как система биологических факторов эволюции человека включает три элемента: прямохождение, развитие руки и развитие мозга. Какой элемент гоминидной триады Вы считаете основным и почему?

12. Почему важным социальным фактором становления человека были табу - социально-нравственные запреты?

13. Одним из идейных оснований фашизма является положение о «высшей» и «низшей» расах, различия между которыми биологически обусловлены и передаются по наследству. Какую традицию исследования человека выражает это положение? Определите свое отношение к этой традиции.

Тесты для компьютерного опроса

1. В структуру человека как живой системы сегодня не включается:

а) психическое

б) биологическое

в) социальное

г) техническое

2. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер» привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам - это:

а) индивид

б) индивидуальность

в) личность

г) субъект

3. Понятие «личность» в структуре человека используется для

обозначения:

а) психических особенностей человека

б) совокупности всех свойств человека

в) совокупности; социально обусловленных свойств человека.

г) природной индивидуальности

4. Выделите философскую традицию исследования человека, согласно которой сущностью человека являются качества, приобретаемые им в обществе:

а) экзистенциальная

б) социологизаторская

в) рационалистическая

г) культурологическая

5. Понятие «социализация» как направление формирования личности

а) особый вид деятельности человека в социальных группах

б) воспитание и образование индивида по определенному типу

в) усвоение индивидом социальных норм в процессе его жизни

г) социализация - способ усвоения моральных норм

6. Выделите критерий, определяющий выдающуюся личность:

а) способность хорошо устраивать свои дела

б) умение оценить и выразить объективные тенденции современности

в) обладание магическими способностями

г) носитель выдающихся идей

7. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в силу, превращающую субъект в средство:

а) фатум

б) произвол

в) отчуждение

г) предопределение

8. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в

а) умерщвлении плоти ради искупления грехов

б) стремлении к счастью как подлинному назначению человека

в) довольствиях, чувственной радости как мотив нравствен, поведения

г) извлечении пользы из всего возможного

 

Тема 17. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

Концепция личности как духовно-социальной сущности человека. Духовность человека как выражение его психосоциальной специфики. Личность и индивидуальность. Психологическая и социологическая (ролевая) структуры личности. Социокультурная среда и ее роль в формировании личности. Социализация и инкультурация человека. Индивидуализация и ее особенности. Проблема типологии личности. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека.

Свобода личности: историко-философские подходы. Виды свободы. Ответственность личности, ее виды. Смысл жизни человека.

Вопросы

1. Понятие личности. Смысл жизни человека.

2. Структура личности. Типы личности.

3. Основные направления формирования личности.

4. Свобода и ответственность личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...