Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тесты для компьютерного опроса




1. Из нижеприведенных отметьте характерные черты средневековья:

а) теоцентризм;

б) креационизм,

в) провиденциализм;

г) политеизм;

д) схоластика;

е) номинализм:

ж) концептуализм;

з) теоцентризм;

и) антропоцентризм;

к) теизм.

2. Определите, какое из приведенных ниже утверждений является правильным: для средневековой философии подлинное, истинное бытие - это:

а) материальный мир;

б) душа человека;

в) Бог;

г) история человечества;

д) космос.

3. Ниже приводятся утверждения, характерные для средневековой философии. Одно из них является неверным. Определите его.

а) высшая цель познания - Бог;

б) вера выше знания;

в) в познании человек должен опираться на тексты Библии;

г) человек - активное и ответственное существо, он может самостоятельно добиться любых целей;

д) жизненная задача человека - спасение души.

4. Определите, какая из приведенных ниже черт не характерна для философии эпохи средневековья:

а) схоластическая философия;

б) перипатетическая философия;

в) антропоцентрическая философия;

г) теоцентрическая философия;

д) неоплатоническая философия.

5. Одной из основных проблем схоластики была проблема уни­версалий. В рамках этого спора выделялись номиналисты и реали­сты. Реалисты - это:

а) Те, кто утверждали реальное существование единичного, при­знавая существование общего в уме человека как обобщение;

б) Те, кто предполагали, помимо правдивости деталей правдивость воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятель­ствах;

в) Те, кто считали, что общие понятия существуют реально как идеи в уме бога и предшествуют существованию единичного;

г) Те, кто ставит перед собой достижимые цели, стремится исполь­зовать оптимальные средства, трезво учитывает условия, в которыx он действует, опирается на опыт и расчет, стремится управ­лять ситуацией, программировать результаты своих усилий;

д) Те, кто признавали лежащую вне сознания реальность, толкуемую как бытие идеальных объектов;

е) Те, кто признавали существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эво­люции научных теорий.

6. Определите, представители какой философской школы средневековья считали, что универсалии – это общие понятия:

а) номиналисты;

б) перипатетики;

в) неоплатоники;

г) реалисты;

д) аверроисты.

7. Определите правильное утверждение: номинализм - это:

а) учение о сотворении мира Богом;

б) учение, отождествляющее Бога и мир;

в) учение о развитии мира;

г) учение о первичности единичных понятий;

д) учение о смысле жизни человека.

8. Приводимые ниже утверждения раскрывают соотношения веры и разума. Одно из этих утверждений является неверным. Определите его.

а) Разумное познание является вредным;

б) Разумное познание является суетным;

в) Вера и разум - непримиримые враги;

г) Признание определённых прав за разумным познанием;

д). Примирение веры и разума

9. Приводимые ниже утверждения раскрывают содержание учения Фомы Аквинского. Одно из этих утверждений является неверным. Определите его.

а) Общие понятия реально существуют и не зависят от человеческого сознания;

б) Подлинное бытие - это мир духовных сущностей, мир идей;

в) Человеческий разум способен постигнуть сущность вещей, ибо они существуют в разуме божественного;

г) Душа бессмертна;

д) Приоритет веры по отношению к разуму.

10. Приводимые ниже утверждения раскрывают содержание учения Ибн-Сины. Одно из этих утверждений является неверным, определите его.

а) Мир – есть эманация Бога;

б) Возникновение материального мира – не акт, а процесс;

в) Универсалии пребывают в божественном разуме, в единичных вещах и в разуме человека;

г) Рациональный способ постижения мира;

д) Важный принцип нравственного поведения - избегать крайностей.

Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Специфические черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм как направление социально-политической мысли. Важнейшие проблемы философии эпохи Возрождения и особенности их решения: учение о человеке и природном равенстве людей. Пантеизм. Открытия в области естествознания. Д. Бруно, Н. Коперник, И. Ньютон. Диалектический характер теории познания Н. Кузанского. Социально-утопические теории (Т. Мор, Т. Кампанелла)

Вопросы

1. Европейское Возрождение как историческая эпоха.

2. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения.

3. Естественнонаучные воззрения эпохи Возрождения и их философский смысл.

4. Политические и социально-утопические учения Ренессанса.

5. Реформация и ее значение для развития философской мысли.

 

Темы теоретический сообщений

1. Мировоззрение итальянских художников эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело).

2. Понятие о счастье в итальянском гуманизме.

3. Учение о свободе в философии Возрождения.

4. Образ мироздания и место человека в «Божественной комедии» Данте.

5. Политика и мораль в «Государстве» Н. Макиавелли.

6. Учение о Вселенной в ренессансном естествознании.

7. Гуманистические и пантеистические воззрения Дж. Бруно.

8. Значение гелиоцентрической системы Коперника для развития философии.

9. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского.

10. Социальные утопии эпохи Возрождения.

11. Какое влияние оказал труд Н. Коперника «О вращении не­бесных сфер» на развитие философии и науки?

12. Пантеизм Дж. Бруно.

13. Т. Мор и Т. Кампанелла как представители утопического со­циализма.

Основная литература

Алексеев П.П., Панин А.В. Философия: Учебник. 4-еизд.– М., 2008

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 4-е изд. М., 2010

Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия: Учебник. – М., 2009

Дополнительная литература

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: Учебное пособие. – М., 1980

Рассел Б. История западной философии. В 2-х тт. – М., 2008

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. – СПб., 1998

Категории темы

Гилозоизм, гуманизм, акиавеллизм, механицизм, натурфилософия возрождения, оптимизм, панпсихизм, пантеизм, реформация, секуляризация, утопия

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Петрарка видел зависимость между мудростью и силой. В чём она состоит?

2 По мнению Макиавелли, есть диалектическая взаимосвязь между добром, злом и временем. Попытайтесь её представить

3. Макиавелли говорил, что есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. Что это такое?

4. В чём революционность высказываний Д. Бруно: «Вселенная есть целиком центр»? Ответ поясните.

5. Что Николай Кузанский, выражая суть своего времени, считал единственной целью творческой деятельности человека?

6. Эразм Роттердамский говорил, что есть 2 оружия в борьбе со смертными грехами, первое - молитва. В чем заключается второе оружие?

7. Томас Мор описал идеальный остров, где нет богатых и бедных. Кто был изображён основателем порядков на острове?

8. Монтень считал человеческую трусость матерью другого порока. Какого?

9. Как называется течение философской мысли, утверждающее отождествление мира и бога? Относится ли к нему высказывание Н. Куэанского: «В действительности, - так как Бог есть, все, он - также и ничто»?

10. Какие произведения великих художников Ренессанса Bам наиболее близки? За что Вы их цените?

11. Что для Леонардо да Винчи является средством познания мира?

12. Появление какого труда Коперника Ф. Энгельс охарактеризовал как «революционный акт, которым исследование природы заявило о своей независимости»?

13. Леонардо да Винчи писал: Глаз называется оком души и есть главный путь, благодаря которому общее чувство может в наибольшем великолепии созерцать произведения природы». Доказывает ли это высказывание, что наше познание начинается с созерцания?

14. Леонардо да Винчи утверждал: «любая теоретическая истина, научная теория, проверенная практически, со временем обнаруживает свою ограниченность, но, будучи исправленной, превращается в закон природы». Можно ли утверждать, что всё проверенное на практике есть истина?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...