ШколА региональных и международных исследований
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Лексикология современного английского языка Филология. Преподавание английского языка и литературы Очная форма подготовки
Школа региональных и международных исследований ДВФУ Кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации курс __3_____ семестр __5______ лекции _18__ (час.) практические занятия___18____час. лабораторные работы_______час. всего часов аудиторной нагрузки_36__ (час.) самостоятельная работа 36 (час.) контрольные работы не предусмотрены курсовая работа не предусмотрена зачёт ___________ семестр экзамен____5______семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ от «20» мая 2010 г. №541 Учебно-методический комплексобсужден на заседании кафедры Лингвистики и межкультурной коммуникации Протокол №1 от «23» сентября 20 13 г.
Заведующая кафедрой д.ф.н., проф. Ловцевич Г.Н. Составитель: к.ф.н., проф. Меграбова Э.Г. Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ Ловцевич Г.Н. (подпись) (Фамилия И.О.)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ Ловцевич Г.Н. (подпись) (Фамилия И.О.)
Аннотация Лексикология английского языка – наука о словарном составе английского языка. Основными методологическими принципами, на которых строится курс, являются положения о том, что 1) социальные факторы и мышление оказывают решающее влияние на организацию и развитие словарного состава языка и что 2) лексика английского языка должна изучаться в её обусловленности как историей народа, так и всем строем английского языка. Особо подчёркиваются многоаспектные социальные функции слова как основной единицы языка и определённое воздействие, которое язык (его словарный состав) оказывает на характер и развитие человеческого мышления и познания, обеспечивая возможность абстрактного, обобщённого мышления и фиксируя результаты предшествующих этапов познания, которые оказывают известное влияние на последующие этапы познавательной деятельности человека. Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Лингвистика» (профиль подготовки: теория и практика межкультурной коммуникации), является обязательной дисциплиной профессионального цикла. Преподавание курса направлено на раскрытие закономерностей функционирования лексико-семантической системы современного английского языка, определение ведущих тенденций её развития, обусловленных комплексом лингвистических и социолингвистических факторов. Курс тесно связан как с другими курсами государственного образовательного стандарта теоретического характера: введение в языкознание, стилистика, введение в межкультурную коммуникацию, так и с дисциплинами практически-прикладного характера (практический курс первого иностранного языка).
В курсе широко используются последние достижения отечественных и зарубежных лингвистов, современные методики анализа и формируются представления о постоянной динамике парадигм научного знания. В лекциях даётся системное представление узловых проблем лексикологии, излагаются в полемическом ключе основные точки зрения на состояние этих проблем, и подчёркивается открытый характер многих проблем в плане их дальнейшего разрешения. На семинарских занятиях проверяется знание и понимание содержания основных тем, понятий, категорий, рекомендованной литературы; обсуждаются рефераты и сообщения студентов; проводится анализ семантической структуры слова, различных системных объединений лексики и комплексный лексикологический анализ текстов. Важное значение при этом приобретает контрастивный (сопоставительный) анализ лексического состава английского и русского языков. На самостоятельную работу студентов выносятся темы и вопросы, носящие менее проблематичный характер и достаточно разработанные в лингвистической литературе. Результатом самостоятельной работы студентов является также написание курсовой работы по лексикологии. Студенты, проявившие интерес к лексикологии английского языка, продолжают разработку вопросов лексикологии в курсовых и дипломных работах.
ЦЕЛЬ курса лексикологии состоит в формировании у студентов знания основных понятий и категорий науки о словарном составе и развитии профессиональных навыков лингвиста при работе со словарным составом. Курс направлен на формирование и развитие таких профессиональных компетенций, как: - владение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных семантических, словообразовательных, стилистических явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных и территориальных разновидностей (ПК-1); - владение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3); - владение основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста (ПК-4);
- владение основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-5); - владение основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6); - владение необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур (ПК-18); - владение методами формального и когнитивного моделирования естественного языка и методами создания метаязыков (ПК-22); - умение видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38). ЗАДАЧИ курса лексикологии современного английского языка: 1. Через изучение конкретных фактов раскрыть специфические особенности и системную организацию словарного состава, суть и закономерности, обуславливающие его номинативные и когнитивные потенции; 2. Сформировать чёткие знания о слове как основной единице языка во всём многообразии его структурных и деривационных типов, особенностей его сочетаемости и возможностей его варьирования в различных условиях коммуникации благодаря наличию различных функциональных подсистем; 3. Дать характеристику своеобразия языковой картины мира – модели мира, позволяющей увидеть реальную классификацию человеческого опыта, системную концептуализацию мира, воплощенную в языке, его словарном составе. 4. Практические задачи курса состоят в том, чтобы развить у студентов навыки и умения обобщать наблюдаемые явления, ориентироваться в современных проблемах, использовать полученные знания в профессиональной работе, включая умение работы со словарями различных типов.
СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса (18 часов. семестр 5)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|