Список практических заданий для подготовки к финальному тесту
1. Покажите различные аспекты изучения слова в лексикологии на примере любого из слов активного словаря. 2. Покажите на примере любых слов, что названия корреспондируют с внеязыковой деятельностью. 3. Установите внутреннюю форму слова и тип мотивировки, определите, какой признак положен в основу наименования. 4. Покажите на примере любых слов различный характер языковых значений: лексического, грамматического, словообразовательного. 5. Определите статус заданных единиц языка: морфема, слово и словосочетание и объясните принципы определения. 6. Докажите тождество или отдельность данных слов (одно слово или разные слова). 7. Объясните тип изменения значения слов. 8. Объясните тип значения данных слов в соответствии с типологией значений. 9. Определите семантическую структуру слова. Дайте графическое изображение. 10. Объясните на примере одного из данных слов суть компонентного анализа. 11. Проведите контекстуальный анализ данного слова, выявите разные типы контекста, покажите, что контекст снимает или не снимает полисемию. 12. Определите денотативное и коннотативное значение данного слова, тип коннотации. 13. Переведите предложения с заданными словами, стараясь найти опору в значении слова или контекста. 14. Покажите системные связи любого или заданного слова. 15. Проведите анализ лексико-семантической группы слов, семантического поля, выявляя их компоненты. 16. Проведите семантический анализ текста. 17. Используя методику идентификации синонимов, установите факт наличия или отсутствия синонимии. 18. Определите доминанту в синонимическом ряду и обоснуйте свой выбор. 19. Определите типы антонимов. 20. Подберите омонимы, омофоны, омографы к заданным словам.
21. Определите характер омонимии. 22. Найдите ошибку в случае ложного использования паронимов. 23. Переведите предложения, содержащее омонимы, паронимы, синонимы. 24. Проведите морфологический анализ слова и обоснуйте его. 25. Определите способ словообразования данных слов. 26. Определите словообразовательную модель, по которой образовано слово. Степень её активности. 27. Установите словообразовательное значение данных слов. 28. Установите направление производности данных слов. 29. Переведите слова, образованные различными способами, используя значение моделей их производства. 30. Разграничьте заданные фразеологизмы и свободные словосочетания. 31. Проведите классификацию фразеологизмов по типам. 32. Найдите в данных текстах фразеологизмы, установите их тип, характер семантической слитности. 33. Дайте правильный перевод предложений с фразеологизмами, исправьте ошибки. 34. Дайте перевод предложений с «разрушенным» фразеологизмом, укажите признаки «нарушения» фразеологизма. 35. Определите происхождение заданных слов; происхождение аффиксов. 36. Определите степень ассимилированности заданных слов. 37. Установите, каким способом переведены или заимствованы данные слова. 38. Определите сходство и различие интернационализмов – «ложных» друзей переводчика. 39. Установите тип лексики с точки зрения её исторической соотнесённости (историзм, архаизм, неологизм). 40. Определите стилистическую соотнесённость слова. 41. Прокомментируйте лексический состав отрывка с точки зрения принадлежности к функциональному стилю. 42. Дайте стилистическую характеристику слов данного произведения. 43. Переведите слова, подобрав соответствующий эквивалент в русском языке с точки зрения стилистической соотнесённости. 44. Исправьте стилистические ошибки. Объясните причину их возникновения.
45. Установите, какие слова и словосочетания используются для выражения определённых понятий: а) в Великобритании, б) в США. 46. Установите различие между нормативной лексикой и лексикой стандартной. 47. Определите характер взаимоотношений данных слов. 48. Исправьте ошибки в переводе и объясните их причины. 49. Определите, какие структурные и семантические особенности английского языка можно проиллюстрировать данными примерами. 50. Определите, на каких лингвистических явлениях основаны данные слова (ошибки, шутки, предложения).
Список терминов /терминологический аппарат дисциплины/ 1. Слово. 2. Лексикология. 3. Семасиология. 4. Семасиологический подход. 5. Ономасиология. 6. Ономасиологический подход. 7. Семантика. 8. Контрастивная лексикология. 9. Научно-исследовательский метод. 10. Методологическая база. 11. Референт. 12. Денотат. 13. Внутренняя форма слова. 14. Вторичная и первичная номинации. 15. Фонетическая мотивированность слова. 16. Морфологическая мотивированность слова. 17. Семантическая мотивированность слова. 18. Семасиологический треугольник. 19. Знак. 20. Знаковый характер слова. 21. Лексическое значение слова. 22. Денотативный (субстанциональный) подход к значению слова. 23. Релятивный (функциональный) подход к значению слова. 24. Парадигматические отношения. 25. Значимость (ценность) слова. 26. Синтагматические отношения. 27. Словоцентрический подход к единицам языка. 28. Несловоцентрический подход к единицам языка. 29. Морфема. 30. Цельноформенность слова. 31. Позиционность самостоятельность слова. 32. Вариант слова. 33. Слова-дублеты. 34. Словозначение (ЛСВ). 35. Лексема. 36. Сужение значения. 37. Расширение значения. 38. Метонимия. 39. Функциональный перенос. 40. Метафора (лингвистическая). 41. Метафора (литературная). 42. Ухудшение значения. 43. Улучшение значения. 44. Размежевание синонимов. 45. Эллипс. 46. Семантическая структура слова. 47. Сема. 48. Компонентный анализ. 49. Контекст. 50. Контекст и контекстуальный анализ. 51. Денотативное значение. 52. Коннотативное значение. 53. Экспрессивная, эмоциональная коннотация. 54. Оценочность. 55. Главное и второстепенное значение. 56. Прямое и переносное значение.
57. Узуальное и окказиональное значение. 58. Свободное и связанное значение. 59. Системность словаря. 60. Лексико-семантическая группа (ЛСГ). 61. Семантическое поле. 62. Гипоним. 63. Гипероним. 64. Центр (ядро) и периферия семантического поля. 65. Эквоним. 66. Тематические группы. 67. Словообразовательное гнездо. 68. Словообразовательный блок и ниша. 69. Синонимы. 70. Синонимы идеографические. 71. Синонимы стилистические. 72. Антонимы. 73. Антонимия. 74. Эвфемизм. 75. Омоним. 76. Омонимия полная и частная. 77. Омофоны и омографы. 78. Омонимия лексическая, грамматическая и лексикограмматическая. 79. Моделированная омонимия. 80. Заимствования. 81. Гибрид. 82. Калька. 83. Варваризм. 84. Интернационализм. 85. Ассимиляция. 86. Свободное сочетание. 87. Устойчивые сочетания. 88. Фразеологические сращения. 89. Фразеологические единства. 90. Идиома. 91. Фразеологические сочетания. 92. Идентификация. Фразеологическая идентификация. 93. Идиоматичность. 94. Клише. 95. Пословица. 96. Поговорка. 97. Сочетаемость лексикосемантическая и морфологосинтаксическая (коллокация и коллигация). 98. Морфологический анализ. 99. Конечная составляющая. 100. Непосредственно составляющая. 101. Морфемный состав. 102. Свободные, связанные, изолированные основы. 103. Корень. 104. Суффикс, префикс. 105. Полуаффикс. 106. Словообразовательный анализ. 107. Производность (словообразовательная). 108. Словообразовательный ряд. 109. Сложные слова. Словосложение. 110. Конверсия. 111. Сокращение. Усечение. 112. Телескопия. 113. Словообразовательная модель. 114. Аббревиатура. 115. Акроним. 116. Обратное словообразование. 117. Субстантивация. 118. Литературный(ая) стандарт, норма. 119. Литературный язык. 120. Термин. Терминосистема. 121. Окказионализм. 122. Книжная лексика. Литературная и специальная. 123. Поэтизм. 124. Разговорная лексика. 125. Вульгаризм. 126. Сленг (общий и специальный). 127. Нейтральная (межстилевая) лексика. 128. Функциональный стиль. 129. Лингвистический анализ. 130. Социолингвистический анализ. 131. Стиль. 132. Архаизмы и историзмы. 133. Неологизмы. Авторские неологизмы (окказионализмы).
134. Диалект. 135. Территориальный вариант. 136. Американизмы, канадизмы, австрализмы. 137. Бритицизмы и шотландизмы. 138. Национальный вариант языка. 139. Концепт. 140. Языковая картина мира. 141. Фрейм.
Теоретические вопросы к экзамену 1. Лексикология как фундаментальная и прикладная дисциплина. Её разделы и методы. Связь с другими дисциплинами. 2. Основные методологические принципы науки о слове. 3. Номинация как процесс и результат. 4. Лексическое значение слова. Круг проблем, связанных с этой категорией. Концепт. 5. Слово как единица языка. Проблемы отдельности и тождества слова. 6. Синонимия и синонимы. 7. Типы лексических значений. Денотация и коннотация. 8. Словарный состав как система. Классификация словарного состава по значению. 9. Сочетания свободные и связанные. Проблемные вопросы фразеологии. 10. Семантическая структура слова. Компонентный анализ. 11. Морфологическая структура слова. Морфологический анализ. 12. Основные понятия и категории словообразования. Словообразовательный анализ. 13. Способы словообразования, связанные с “переходом” одной части речи в другую (безаффиксальные) и сокращение как способ словообразования. 14. Аффиксация и словосложение. 15. Происхождение словарного состава английского языка. Ассимиляция заимствований. 16. Территориальные разновидности английского языка. 17. Стратификация словарного состава по стилистической отнесённости. 18. Омонимия и паронимия.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|