Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 3. Слово как основная единица языка (2 час.).




Слово – основная единица языка и основной объект изучения в лексикологии. Слово и другие единицы языка. Словоцентрический и несловоцентрический подход к единицам языка. Связь лексического и грамматического в слове. Трудности определения слова. Отличие слова от словосочетания и морфемы. Понятие лексемы и лексико-семантического варианта (созначения) слова. Проблема тождества слова. Различные типы видоизменений в слове. Слово – сочленение означаемого и означающего.

Интерактивный компонент: мозговой штурм.

Лекция 4. Семантика слова в современном английском языке (3 час.).

Значение слова как центральная категория лексикологии. Понятийно-отражательная концепция значения. Понятие и значение. Теория семасиологического треугольника. Дифференциальное и интегральное направления в рамках понятийно-отражательной концепции лексического значения. Интенсионал и экстенсионал. Субстанциональный (денотативный, лексицентрический) подход к ЛЗ слова. Релятивный (функциональный, текстоцентрический) подход к ЛЗ слова. Значимость (ценность слова) и сочетаемость слова.

     Когнитивный подход к изучению семантики. Лексическое значение и концепт. Энциклопедическая сущность концепта в когнитивном подходе, его многомерность: квант знания, вербализованный результат умственной деятельности, культурно-отмеченный смысл. Структура концепта. Концептуальный анализ как установление ассоциативных связей слов в языковом сознании индивида и коллектива через раскрытие сочетаемости слова. Категоризация как мыслительный процесс отнесения объектов к группам, категориям.

     Изменение значений слов. Внеязыковые и языковые причины изменения значений слов. Проблема классификаций изменения значений. Сужение и расширение значения. Метафора и метонимия. Прочие типы изменения значения.

     Полисемия. Семантическая (смысловая) структура слова, как иерархически структурированная система. Денотация и коннотация (когнитивный и прагматический компоненты значения). Элементарные смысловые единицы (семы, дифференциальные компоненты) в ЛЗ. Метод компонентного анализа лексики. Типология значений. Значения прямые и косвенные, главные и подчинённые, словарные и речевые, узуальные и окказиональные, значения свободные и связанные. Полисемия и контекст. Контекстуальный анализ. Типы контекста.

Лекция 5. Системность в лексике. Семантические группировки лексики (2 часа).

Системность в лексике. Необходимость изучения лексики в системе как проявление диалектического метода познания. Традиционный подход к формированию категории. Логический подход к систематизации словарного состава. Логико-лингвистический подход к изучению лексики как системы. Парадигматические и синтагматические объединения. Понятие «поля» в лингвистике. Ядро и периферия. Понятие ЛСГ в современной лингвистике. Родо-видовые (гиперо-гипонимические) отношения в ЛСГ. Эквонимы (согипонимы). Тематические группировки лексики. Методы выявления лексико-семантических связей: метод компонентного анализа, ассоциативного эксперимента, дистрибутивный метод. Нетрадиционные подходы к формированию категорий: идея «семейного сходства», прототипический подход. Понятие фрейма в когнитивной лингвистике как аналог понятия «поля» в традиционной лингвистике. Акциональный (пропозициональный) характер фрейма в отличие от категориально-таксономического способа представления знаний при выделении семантического поля.

     Основные проблемы, связанные с идентификацией синонимов и синонимии. Приёмы идентификации синонимов. Определение синонимов. Типология синонимов. Источники синонимии. Эвфемизмы и синонимы. Определение антонимов и антонимии. Классификация антонимов.

     Лексико-семантическое варьирование слова, его границы. Классификация омонимов (омонимия полная и частичная, лексическая, лексико-грамматическая, грамматическая). Моделированная омонимия. Источники омонимии. Трудность разграничения омонимии и полисемии.

     Паронимия и паронимы. Парономазия.

Лекция 6. Морфемика. Словообразование современного английского языка (2 час.).

Морфема как минимальная двусторонняя единица языка. Виды морфем. Типология корневых и суффиксальных морфем. Понятие о морфологической членимости. Конечные составляющие многоморфемного слова. Принципы морфемного анализа слов.

     Словообразование как раздел лингвистики. Способы словообразования в английском языке. Понятие производности. Словообразовательный анализ, его процедура. Непосредственно-составляющие производного слова. Понятия словообразовательной модели, словообразовательного значения, словообразовательного типа, продуктивности словообразовательных моделей. Словообразовательная модель как регулярная свертка знаний об объектах, признаках, процессах в производных словах. Аффиксация. Типы аффиксов. Их характеристика с различных позиций. Полуаффиксы. Словосложение. Проблематика словосложения. Транспозиционные процессы в языке. Конверсия как морфолого-синтаксический способ образования слов. Соотношение синхронии и диахронии при конверсии. Субстантивация. Сокращения слов, их типология. Усечение, аббревиация, акронимия, телескопия, графические сокращения. Прочие виды словообразования. Когнитивный подход к словообразованию. Словообразовательный акт как способ номинации и категоризации предметов и явлений внешнего мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...