Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 9. Социолингвистическая, этимологическая и территориальная стратификация английского языка (3 час.).




Социолингвистическая стратификация словарного состава английского языка. Изменчивость словарного состава английского языка. Этимологическая классификация лексики. Происхождение словарного состава английского языка. Лексика исконная и лексика заимствованная. Классификация заимствований по источнику заимствования. Слова-гибриды. Ассимиляция заимствованных слов. Степени ассимиляции. Этимологические дублеты. Интернациональная лексика. Классификация словаря с точки зрения исторической отнесенности. Неологизмы. Историзмы. Архаизмы. Пути и способы появления новых слов. Социально-стилистическая классификация лексики. Понятие стиля. Лингвостилистика как противопоставление литературоведческой стилистике. Функциональные стили и их специфические формы. Понятия: «стиль», «лингвостилистика». Книжно-письменная и устная форма речи. Функциональные стили и их специфические формы. Литературная норма, стандарт и субстандарт. Книжно-литературная лексика: общая и специальная (функциональная), книжно-литературная лексика. Понятия: «поэтизмы», «варваризмы», «термины». Межстилевая (нейтральная) лексика. Литературно-разговорная лексика. Коллоквиализмы. Просторечие и сленг. Низкие коллоквиализмы. Вульгаризмы. Экспрессивное просторечие (общий сленг). Сленг специальный (жаргон). Территориальные разновидности английского языка. Языковые варианты и диалекты на территории Великобритании. Понятие литературного стандарта и литературной нормы. Литературный стандарт Великобритании. Понятие диалекта. Понятие варианта литературного языка. Варианты английского языка на территории Великобритании. Современные английские диалекты. Лексика современных английских диалектов. Кокни – диалект Лондона. Соотношение между диалектной лексикой, вариантом и стандартом. Территориальные разновидности англ. языка за пределами Великобритании. Теория отдельного самостоятельного американского языка. Расхождения в орфографии, фонетике, лексике и грамматике между ВА (брит. англ.) и АА (амер. англ.). Понятие «американизм». Канадский и австралийский варианты английского языка.

Интерактивный компонент: ролевая игра, презентация докладов в группе.

 

Контроль достижения целей курса

Промежуточная аттестация проводится в форме устных, групповых и индивидуальных презентаций для контроля усвоения пройденного материала, а также теста выбора, и финального теста. Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена (5 семестр). Экзамен включает список теоретических вопросов, список практических заданий, а также знание терминов, охватывающего понятийно-терминологический аппарат дисциплины.

Тематика и перечень курсовых работ

1. Концепт

2. Концептуальная метафора

3. Фрейм

4. Компонентный анализ значения

5. Контекстуальный анализ

6. Семантическое поле

7. Пословицы и поговорки

8. Языковая картина мира

9. «Книжно – письменная лексика» или «Литературный стандарт»

10. Коннотативное значение

11. Внутренняя форма слова

12. Особенность слова как языкового знака

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

 


ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине

 

 Лексикология современного английского языка

Филология (профиль «Преподавания английского

Языка и литературы»)

 

 

г. Владивосток

2013

Задания №1

1. Покажите различные аспекты изучения слова в лексикологии на примере любого из слов активного словаря.

2. Раскройте определения следующих терминов: «семантика» (как раздел науки о языке), «ономасиология» и «семасиология».

3. С каким подходом (ономасиологическим или семасиологическим) мы имеем дело при постановке следующих вопросов:

а) Что значит слово “lawn”?

б) Какие значения имеет слово “law”?

в) Почему «придаток на заднем конце тела животного», «светящаяся полоса, которую оставляет за собой комета», «конечная часть летательного аппарата» называются одним словом “tail”?

г) Какие существуют слова для выражения понятия «юность», «молодость»?

4. Дайте краткое резюме статьи Р. Ладо (см. ниже) и определите термин «контрастивная лингвистика».

5. Раскройте содержание терминов: «методология», «методологическая база».

6. Покажите на примере любого слова (слов), что названия корреспондируют с внеязыковой действительностью.

7. В чём проявляется социальная природа слова?

8. Покажите на примере любого английского слова его социальные функции.

9. Какое объяснение вы можете дать следующим явлениям:

а) в английском и русском языках существуют разные названия типов школ;

б) англичанину требуется несколько слов для передачи понятий: «сутки», «несовершеннолетний», которые в русском языке выражены одним словом;

в) в английском языке существуют по два слова, соответствующих русским словам «дом», «тень».

 

Литература (обязательная):

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 7 – 22.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 5 – 10.

3. Бабич Г.Н. Lexicology: A Current Guide = Лексикология английского языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 9 – 13.

4. Гинзбург Р.З., Хидекель С.С., Князева Г.Ю. и др., Лексикология английского языка (на английском языке) = A Course in Modern English Lexicology: учебник для студентов ин-тов и ф-тов иностр. языков. – М.: Высш. шк., 1966. – С. 5 – 11.

5. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011. – С. 3 – 8, 265 – 272.  

6. Lado R. Linguistics across Cultures // Readings in Modern English Lexicology. – 1975, P. 86 – 100.

 

Литература (дополнительная):

1. Березин Ф.М. История советского языкознания: Хрестоматия. – М.: 1981. – С. 5 – 16, 17 – 30.

2. Будагов Р.А. Что такое общественная природа языка? // Человек и его язык. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. – С. 31 – 69.

3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. – М.: Русский язык, 1980. – С. 6 – 8.

4. Гвишиани Н.Г. Язык научного общения: Вопросы методологии. – М.: Высш. школа, 1986. – С. 17 – 21.

5. Кронгауз М.А. Язык, культура, мышление // Семантика: Учебник для вузов. М.: Рос. гуманит. ун-т, 2001. – С. 104 – 120.

6. Левковская К.М. Особенности лексикологии как научной дисциплины // Теория слова, принципы её построения и аспект изучения лексического материала. – М.: Высш. шк., 1962. – С.

 

 

Задания №2

1. Какие этапы проходит процесс номинации?

2. Установите внутреннюю форму следующих названий растений, животных, людей: sunflower, snowdrop, dogberry, pineapple; blackbird, cricket, crow, eagle-owl, woodpecker; booby, bean-pole; imp, plant.

3. Дайте примеры различных вариантов выбора звуковой формы и различных видов связи значения и звучания (из вашего активного вокабуляра).

4. Выделите проблемные вопросы в теории «знаковости» слова.

 

Литература (основная):

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 23 – 27.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 5 – 10.

3. Гинзбург Р.З., Хидекель С.С., Князева Г.Ю. и др., Лексикология английского языка (на английском языке) = A Course in Modern English Lexicology: учебник для студентов ин-тов и ф-тов иностр. языков. – М.: Высш. шк., 1966. – С. 23, 27.

4. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011. – С. 34 – 39.  

5. Ullman St. Language and Style. Ch. 1. Semantics at Cross-Roads // Readings in Modern English Lexicology. – 1975. P. 30 – 38.

 

Литература (дополнительная):

1. Беляевская Е.Г. Семантика слова. – М.: Высш. школа, 1987. – С. 27 – 41.

2. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984, С. 100 – 108.

3. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М.: 1989, С. 18 – 25.

4. Левковская К.А. Теория слова, принципы её построения и аспект изучения лексического материала. – М.: Высш. шк., 1962. С. 70 – 103.

5. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике: учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1989. – 200 с.

 

 

Задания №3:

1. Покажите на собственных примерах, что «понятие» и ЛЗ слова – категории неоднозначные.

2. Раскройте причины сложности определения термина «лексическое значение».

3. Используя в случае необходимости словари, установите различие между «лексическим» и «грамматическим» в слове:

colours of rainbow; flying colours; physics is my favourite subject; the drugstore offers a wide choice if physics; three quarters of a century; he went to his quarters; I’ve got through customs; tribal customs.

4. Какое место занимает «слово» среди других единиц языка?

5. В чём заключаются трудности определения слова?

6. С какими проблемами соотносятся термины «выделимость» и «цельнооформленность» слова?

7. Учитывая основные признаки слова, определите статус единиц языка:

by tomorrow, by-election, she will sit in on some meeting, sit-in-cloak-and-dagger comedy, guinea squash, this painted lady gave smile…, I caught a painted lady. It was nice.

8. Докажите тождество или отдельность выделенных слов. Какие типы видоизменений слова вы можете выделить?

a) he speaks through his nose; b) a dog with a good nose; c) he pointed the nose of the car towards home; d) the dog noses the door open; e) the nose’s tip was cold; f) the noses were cold; g) the old lady noses about the house looking for dust on the tables; i) you are a noser!

9. Сколько слов со звукокомплексом “saw” вы можете выделить в следующем предложении: Of all the saws I ever sawsaw I never saw a sawsaw as that saw saws.

10. Обобщите основные признаки слова как единицы языка.

Литература (обязательная):

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 28 – 48.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 37 – 40.

3. Гинзбург Р.З., Хидекель С.С., Князева Г.Ю. и др., Лексикология английского языка (на английском языке) = A Course in Modern English Lexicology: учебник для студентов ин-тов и ф-тов иностр. языков. – М.: Высш. шк., 1966. – С. 22 – 40.

4. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011. – С. 34 – 40.  

5. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. – М.: Изд-во лит. на иностр. языках, 1956. – §§ 20 – 48.

6. Firth J.R. Modes of Meanings // Reading in Modern English Lexicology. – 1975, P. 52 – 55.

7. Robins R.H. General Linguistics // Readings in Modern English Lexicology. – 1975, P. 44 – 45 (2. 4. 1).

8. Ullman St. Language and Style // Readings in Modern English Lexicology. – 1975, P. 9 – 12.

Литература (дополнительная):

1. Алпатов В.Е. О двух подходах к выделению основных единиц языка // Вопросы языкознания. – 1963. - №6. – С. 80.

2. Беляевская Е.Г. Семантика слова: учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1987. – 128 с.: ил.

3. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. – 123 с.

4. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.

5. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие. – Минск: Тетра Системс, 2004. – 256 с.

6. Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания. – М.: Высш. шк., 1974. – 202 с.

7. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики: Учеб. пособие. – СПб.: Научн. центр проблем диалога, 1996. – 760 с.

8. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1988. – 168 с.

9. Никитин М.В. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика). – М.: Высш. шк., 1983. – 127 с.

 

 

Задания №4

Сделайте (письменно или устно) следующие упражнения из учебного пособия Grinberg L., Kuznets M. (Л.Е. Гринберг, М.Д. Кузнец). Exercises in Modern English Lexicology / Сборник упражнений по лексикологии английского языка. – M.,1960, 1966.

При подготовке обязательно следует пользоваться Большим Оксфордским словарём.

 

Упр. №1 стр. 62 (2-е изд. стр. 66) Предложения 4 – 7 (письм.)

Упр. №2 стр. 62 – 63 (66 – 67)      Предложения 1, 2, 5(письм.)

Упр. №3 стр. 64 – 65 (68 – 69)      Предложения 7, 11 (письм.)

Упр. №2 стр. 65 – 66 (69 – 70)      Предложения 2, 8 (письм.)

Упр. №1 стр. 66 (70)                           Предложения 1 – 6 (устно)

Упр. №1(а) стр. 68 (72)                           Предложения 1 – 7 (устно)

Упр. №2 стр. 68 – 69 (73)          Предложения 1 – 7 (устно)

Упр. №2 стр. 70 (75)                           Предложения 1 – 7 (устно)

Упр. №1(а) стр. 71 (75 – 76)          Предложения 1 – 7 (устно)

Упр. №2 стр. 72 (77)                          

 

Литература (обязательная):

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 68 – 82.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 60 – 76.

3. Бабич Г.Н. Lexicology: A Current Guide = Лексикология английского языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 65 – 70.

4. Гинзбург Р.З., Хидекель С.С., Князева Г.Ю. и др., Лексикология английского языка (на английском языке) = A Course in Modern English Lexicology: учебник для студентов ин-тов и ф-тов иностр. языков. – М.: Высш. шк., 1966. – С. 21 – 25.

5. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011.

Литература (дополнительная):

1. Лапшина М.Н. Семантическая деривация в когнитивном аспекте (на материале английского языка): автореф. дисс. докт. филол. наук. – СПб., 1996. – 32 с.

2. Лапшина М.Н. Семантическая эволюция английского слова: изучение лексики в когнитивном аспекте. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1988. – 160 с.

3. Пауль Г. Принципы истории языка. – М.: Иностр. лит., 1960. – 500 с.

 

 

Задания №5:

1. К ответу на вопрос о связи между многозначностью и частотой встречаемости слова законспектируйте отрывок из работы St. Ullmann. Semantic Universals (Polysemy 2.4 p. 39 – 40) / Readings…

2. Подготовьте сообщение по вопросу «Полисемия. Семантическая структура слова», используя дополнительную литературу (1 докладчик). Авторы: Е.Г. Беляевская, Э.М. Медникова, М.В. Никитин, А.А. Уфимцева.

3. Подготовьте сообщение по вопросу «Компонентный анализ». Авторы: Е.Г. Беляевская, Э.М. Медникова, И.В. Арнольд (Word…) (1 докладчик).

4. Определите семантическую структуру слова film (см. ниже).

5. Подготовьте сообщение по теме «Полисемия и контекст. Контекстуальный анализ» (1 докладчик). Авторы: Е.Г. Беляевская, Л.В. Минаева, Э.М. Медникова, Н.З. Котелова, Г.В. Колшанский.

6. На примере слов активного словаря проведите контекстуальный анализ, выявите разные типы контекста на материале любых слов из активного словаря, покажите, как полисемия снимается в контексте.

7. Сделайте сообщение по теме «Денотация и коннотация» (1 докладчик). Авторы: Е.Г. Беляевская, В.Н. Телия, В.И. Шаховский.

8. Определите, какие из нижеприведённых слов имеют коннотативное значение: terror, a pet, a toad, illiterate, predatory (about women), chaos, a snake.

9. Сделайте перевод следующих предложений на русский язык, обращая внимание на выделенные слова. Старайтесь не прибегать к словарю. Попытайтесь найти те элементы смысла в значении слов, который могут служить опорой при переводе:

10. Over the past 38 months, manufacturers have managed not only to recover from a near doubling of the yen’s value but to increase trade by shaving profit margins.

11. Because of state-imposed food shortages, there were too many who qualified – the low weight offsprings of malnourished mothers.

12. He looked thinner, the pouches under his eyes were visible.

13. The government has already pumped 10 billion dollars into the program.

14. Investors are not sanguine about inflation.

  film 1. thin covering: a film of dust, oil on water 2. roll or sheet of thin flexible material for use in photography and cinematography 3. motion picture 4. motion pictures as an art form or industry 5. dimness over our eyes; slight veil of haze 6. fine thread

 

Литература (обязательная):

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 49 – 68.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 47 – 59.

3. Бабич Г.Н. Lexicology: A Current Guide = Лексикология английского языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 57 – 65.

4. Гинзбург Р.З., Хидекель С.С., Князева Г.Ю. и др., Лексикология английского языка (на английском языке) = A Course in Modern English Lexicology: учебник для студентов ин-тов и ф-тов иностр. языков. – М.: Высш. шк., 1966. – С. 29 – 35, 49 – 62.

5. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011. – С. 17 – 24.

6. Ullman St. Language and Style // Readings in Modern English Lexicology. – 1975, P. 39 – 40.

Литература (дополнительная):

1. Беляевская Е.Г. Семантика слова. М.: Высш. шк., 1987. – 128 с.

2. Котелова Н.З. Значения слова и его сочетаемость. – Л.: Наука, 1975.

3. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. – М.: Наука, 1980. – 149 с.

4. Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания. – М.: Высш. шк., 1974. – 202 с.

5. Минаева Л.В. Слово в языке и речи. – М.: Высш. шк., 1986. С. 42 – 77.

6. Никитин М.В. Лексическое значение слова. – М.: Высш. шк., 1983. – 127 с.

7. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения. М.: Высш. шк., 1988. – 168 с.

8. Селиверстова О.Н. Компонентный анализ многозначных слов. – М.: Наука, 1975. – С. 4 – 27.

9. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. – 142 с.

10. Шаховский Б.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1987. – 191 с.

11. Уфимцева А.А. Лексическое значение: Принцип семиологического описания лексики. – М.: Наука, 1986. – 238 с.

 

 

Задания №6

1. Изложите основное содержание отрывков из работ Ст. Ульмана и Р. Робинса (см. ниже).

2. Выполните нижеследующие упражнения и прокомментируйте их с теоретической точки зрения:

3. Медникова Е.М. Практикум по лексикологии (Seminars in English Lexicology):

4. Упр. 4, 5. стр. 54

Упр. 7.  стр. 55

     Упр. 13. стр. 58

6. Проанализируйте текст урока из учебника для 3 курса (под ред. В.Д. Аракина) с точки зрения системной организации лексики (тематические, «полевые» объединения, ЛСГ).

7. Методы выявления различных лексических группировок и связей.

8. Сделайте описание структуры любого фрейма по вашему усмотрению по теме: «Фрейм – иерархически организованная модель знания».

 

Литература (обязательная):

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 83 – 100.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 221 – 229.

3. Бабич Г.Н. Lexicology: A Current Guide = Лексикология английского языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 90 – 95.

4. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011. – С. 99 – 134.

5. Медникова Э.М. Практикум по лексикологии английского языка = Seminars in English Lexicology: учеб. пособие для студ. ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1978. – 151 с.

6. Robins R.H. General Linguistics. (point 2, 3, 4: Semantic field theory) // Readings in Modern English Lexicology. – 1975. P. 48 – 51.

7. Ullman St. Language and Style (point 3) // Readings in Modern English Lexicology. – 1975, P. 16 – 18.

8. Ullman St. Semantic Universals (point 2, 3, 4: Lexical Field).) // Readings in Modern English Lexicology. – 1975, P. – 43.

Литература (дополнительная):

1. Будагов Р.А. Система и антисистема в науке о языке // Вопросы языкознания. – 1978. - №4.

2. Виноградов В.В. Из истории лексикологии: Избранные труды. Лексикология и лексикография. – 1977.

3. Вердиева З.Н. Семантические поля в современном английском языке: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. шк., 1986. – 120 с.

4. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография: М.: Наука, 1974.

5. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – С. 95 – 108 (гл. 4 – 6), 123 – 124.

6. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики: Учеб. пособие. – СПб.: Научн. центр проблем диалога, 1996. – С. 404 – 502.

7. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистиве. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. – М.: Прогресс, 1988. – С. 52 – 92.

 

 

Задания №7

1. Выделите в виде перечня основные проблемы, связанные с синонимией (письменно).

2. Сформулируйте те признаки, которым должны соответствовать синонимы: «Синонимы – это слова, которые а)…; б)…; (письменно).

3. Используя методику идентификации синонимов, установите факт наличия или отсутствия синонимии в следующих случаях:

а) He was greeted; there were cheers for him.

b) My son also was with us.

My son was with us too.

My son wasn’t with us either.

c) Power of the law; strength of the army.

d) The boat sank. He drowned.

7. Определите доминанту в синонимическом ряду: to hide, to conceal, to screen, to secrete. Обоснуйте свой выбор.

8. Подготовьте сообщение о типах синонимов по работе Ст. Ульмана (см. ниже).

9. Определите типы синонимов:

     a) to choose, to select, to pick, to elect; to ask – to question.

    b) jealousy – green-eyed monster.

    c) visage – face; excellent – tip-top; to question – to interrogate.

    d) notorious – famous.

10.  Сделайте сообщения на тему: «Типы антонимов», используя учебник И.В. Арнольд (на англ. яз.) и другие пособия.

11.  Подберите синонимы и антонимы к следующим словам: to accept, to achieve, acid, active, always.

 

Литература (обязательная):

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 291 – 308.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 209 – 215.

3. Бабич Г.Н. Lexicology: A Current Guide = Лексикология английского языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 77 – 82.

4. Гинзбург Р.З., Хидекель С.С., Князева Г.Ю. и др., Лексикология английского языка (на английском языке) = A Course in Modern English Lexicology: учебник для студентов ин-тов и ф-тов иностр. языков. – М.: Высш. шк., 1966. – С. 29 – 35, 49 – 62.

5. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011. – С. 99 – 121.

6. Ullman St. Semantics // Readings in Modern English Lexicology. – 1975, P. 29 – 134.

 

Литература (дополнительная):

1. Апресян Ю.Д. Синонимия и синонимы // Вопросы языкознания. – 1969.   - №4. – С. 75 – 91.

2. Апресян Ю.Д., Ботякова В.В., Латышева Г.Э. и др. Англо-русский синонимический словарь. – М.: Рус. яз., 1999. – 544 с.

3. Вилюман В.Г. Английская синонимика (Введение в теорию синонимии и методику изучения синонимов): учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1980. – 128 с.

4. Комиссаров В.Н. Словарь антонимов современного английского языка. – М., 1964.

 

 

Задания №8

1. Подберите омофоны к словам night, to read, story, whole, red.

2. Подберите омофоны к любым пяти словам (на материале изучаемых текстов практического курса основного иностранного языка).

3. Подберите омонимы к словам на английском языке mine, page, kind, even и определите характер омонимии.

4. Подберите лексические омонимы к любым пяти словам (на материале изучаемых текстов практического курса основного иностранного языка).

5. Определите характер омонимии в парах hate – to hate, pat – to pat, level (n.) – level (adj.), back (adv.) – to back.

6. Подберите пароним к слову very.

7. Приведите ещё примеры паронимов (5 пар на материале изучаемых текстов практического курса основного иностранного языка).

8. Укажите причины возникновения паронимии и парономазии.

9. Прокомментируйте парой слов: historic – historical, economic – economical, physic – physics – physique, policy – politics.

 

 

  Литература (обязательная):

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 309 – 320.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 182 – 194, 208.

3. Бабич Г.Н. Lexicology: A Current Guide = Лексикология английского языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 74, 84 – 85.

4. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011. – С. 80 – 95, 109 – 110.

Литература (дополнительная):

1. Англо-русский и русско-английский словарь «ложных друзей переводчика». М., 1969.

2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986.

3. Малаховский Л.В. Теория лексической и грамматической омонимии. – Л.: Наука, 1990. – 239 с.

 

 

З адания №9

1. На любом примере покажите принципы анализа морфемной структуры слова.

2. Сколько конечных составляющих (КС) можно выделить в слове to conventionalize – make conventional?

3. Членимы ли слова conceive, devour, borrow, challenge?

 

Литература (обязательная):

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 104 – 110.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 77 – 106.

3. Бабич Г.Н. Lexicology: A Current Guide = Лексикология английского языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 120 – 125.

4. Гинзбург Р.З., Хидекель С.С., Князева Г.Ю. и др., Лексикология английского языка (на английском языке) = A Course in Modern English Lexicology: учебник для студентов ин-тов и ф-тов иностр. языков. – М.: Высш. шк., 1966. – С. 29 – 35, 49 – 62.

5. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011. – С. 99 – 121.

 

Литература (дополнительная):

1. Зятковская Р.Г. Суффиксальная система современного английского языка. М.: Высш. школа. – 1981.

2. Иванова И.П., Балашова С.П., Борисова Д.Н. и др. Структура английского имени существительного. М.: Высш. шк., 1975. – 168 с.

3. Меграбова Э.Г., Лесина И.М., Рыжова Э.И. и др. Структурная характеристика производных суффиксальных прилагательных в современном английском языке. – Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 1978. – 103 с.

4. Немченко В.Н. Основные понятия морфемики в терминах: Краткий словарь-справочник. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. – 216 с.

 

 

Задания №10

1. Подготовить 4 доклада (4 докладчика) по учебному пособию В.И. Заботкиной «Новая лексика современного английского языка» (см. ниже).

а) Аффиксальные неологизмы (стр. 23 – 29).

б) Словосложение (стр. 29 – 33).

в) Конверсия (стр. 33 – 35).

г) Сокращения (стр. 35 – 39).

2. Выполните следующие упражнения по сборнику упражнений Exercises in Modern English Lexicology:

 Упр. 7 (1, 4, 6, 10) (стр. 35) – 1960 г.

                           (стр. 37) – 1966 г.

 Упр. 1, 3, 10, 11 (стр. 20 – 23) – 1960 г.

                           (стр. 21 – 26) – 1966 г.

 Упр. 3                (стр. 42) – 1960 г.

                           (стр. 44) – 1966 г.

 Упр. 5, 1 (Blends) (стр. 51) – 1960 г.

                           (стр. 55) – 1966 г.

Литература (обязательная):

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 104 – 197.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 108 – 181.

3. Бабич Г.Н. Lexicology: A Current Guide = Лексикология английского языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 41 – 53.

4. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011. – С. 137 – 198.

 

Литература (дополнительная):

1. Архипов И.К. Семантика производного слова английского языка: учеб. Пособие для студ. пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр. языки». – М.: Просвещение, 1984. – 123 с.

2. Заботкина В.И. Новая лексика современного английского языка: Учеб. Пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1989. – 126 с.

3. Земская Е.А. Словообразования как деятельность. – М.: Наука, 1992. – 220 с.

4. Каращук П.М. Словообразование англ. языка: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1977. – 303 с.

5. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. – М.: Наука, 1965. – 77 с.

6. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. – М.: Наука, 1981. – 199 с.

7. Мешков О.Д. Словообразование современного английского языка. – М.: Наука, 1976. – 245 с.

8. Царёв П.В. Продуктивное именное словообразование в современном английском языке. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 225 с.

 

 

Задания №11

1. Как вы понимаете термин «идиоматичность»?

2. Подготовьте 3 сообщения (3 докладчика):

а) отрывок из статьи Р. Робинса (см. ниже);
б) типология ФЕ по А.В. Кунину. А.В. Кунин. Курс фразеологии современного англ. языка. Стр. 26 – 28, стр. 208 – 296 (основные типы и примеры);
в) Пословицы и поговорки (по учебникам А.В. Кунина: Курс фразеологии…, Английская фразеология);

3. Выполните упражнения из сб. Exercises in Modern English Lexicology:

      Упр. 1 стр. 116 (121 – 2);

        Упр. 2 стр. 117 (122 – 3);

      Упр. 6 стр. 120 (125) предложения 1 – 7;
      Упр. 9 стр. 124 (129 – 130) предложения 1 – 12.

 

Литература (обязательная):

1. Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1999.С. 225 – 236, 242 – 254.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 198 – 220.

3. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 108 – 181.

4. Бабич Г.Н. Lexicology: A Current Guide = Лексикология английского языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 41 – 53.

5. Гинзбург Р.З., Хидекель С.С., Князева Г.Ю. и др., Лексикология английского языка (на английском языке) = A Course in Modern English Lexicology: учебник для студентов ин-тов и ф-тов иностр. языков. – М.: Высш. шк., 1966. – С. 87 – 119.

6. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011. – С. 137 – 198.

 

Литература (дополнительная):

1. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. – 208 с.

2. Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как научной дисциплины. Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. Секция филол. наук. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1946.

3. Виноградов В.В. Об основных понятиях фразеологических единиц в русском языке. – Сб. «Академик А. А. Шахматов». – М.: АНСССР, 1947.

4. Кунин А.В. Английская фразеология (Теоретической курс). – М.: Высш. шк., 1970. – 344 с.

5. Кунин А.В. Фразеология современного английского языка (опыт систематизированного описания). – М.: Изд-во «Междунар. отношения», 1972. – 288 с.

6. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка: Учебник для студ. ин-тов и фак. иностр. языков. – М.: Дубна: Высш. шк.: Феникс, 1996. – 381 с.

7. Robins R.H. General Linguistics. 2. 4. 2. Collocation // Readings…, 1975. – p. 45 – 48.

8. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. – М.: Наука, 1986. – 143 с.

9. Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 288 с.

10. Фразеология в контексте культуры. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 333 с.

 

 

Задания №12

Данное занятие будет проходить по типу КВН.

1. Предварительно проработайте указанную тему.

2. Разделитесь на 2 команды, равные по составу.

3. Выберите капитана каждой команды.

4. Приготовьте всей команде домашнее задание по теме: 1) Как бы вы объяснили ученикам эту тему (для педагогического отделения); 2) Как можно связать эту тему с переводом (для переводческого отделения).

5. Приготовьте 3 вопроса по теме для другой команды.

 

Литература (обязательная):

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 220 – 255, 320 – 344.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 207 – 238, 299 – 321.

3. Бабич Г.Н. Lexicology: A Current Guide = Лексикология английского языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 20 – 31.

4. Гинзбург Р.З., Хидекель С.С., Князева Г.Ю. и др., Лексикология английского языка (на английском языке) = A Course in Modern English Lexicology: учебник для студентов ин-тов и ф-тов иностр. языков. – М.: Высш. шк., 1966. – С. 209 – 231.

5. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011. – С. 295 – 309, 328 – 332.

 

Литература (дополнительная):

1. Амосова Н.Н. Этимологические основы словарного состава современного английского языка. – М.: Изд-во литер. на иностр. яз., 1956. – 218 с.

2. Беленькая В.Д. Очерки англоязычной топонимики. М.: Высш. школа, 1977. – 227 с.

3. Заботкина В.И. Новая лексика современного английского языка. М.: Высш. шк., 1989. – 126 с.

4. Маковский М.М. Английская этимология. – М.: Высш. школа, 1986. – 150 с.

5. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений. М.: Высш. школа, 1989. – 200 с.

Задания №13

1. Раскройте все понятия, перечисленные в содержании темы.

2. Установите, пользуясь словарём, какую стилистическую окраску имеют выделенные слова и словосочетания:

1) Their discourse was interrupted.

2) He was dressed like a toff.

3) She passed away.

4) The old man kicked the bucket.

5) Where is Daddy?

6) Come on, let’s put on steam.

7) Meet my better half.

8) He must have gone off his rocker.

9) The fire was extinguished.

10) Pray, proceed.

11) Come down to brass tacks.

12) Jack took his departure.

13) Well, let’s drift.

14) Somebody has nailed my bag.

15) This is a case for a vet.

16) He is a joiner.

 

3. Попытайтесь определить значения слов и перевести предложения:

College Student Slang:

1) Sussan looks like she got hit by a mayonnaise truck.

2) My roommate is a real couch potato.

3) My roommate’s squeeze’s got the peelies.

4) Hey, man, Carly’s history.

5) I never take tea with her.

6) Hey, put a sock in it.

7) The words young men use about girls: sweetie, wench, cutie, goddess.

8) The words girls use about men: Hunk, god, stud.

 

4. Исправьте ошибки и объясните причину возникновения ошибок:

1) Sir, let me introduce you Mr. Smith and his missis.

2) Hi, Peter! Hi, Sam. Only yesterday I returned home. Sailing over the billowy main I thought about you, my buddies.

3) The problem I’ve been working at is connected with nuclear thermoreactions. The problem really floored me.

 

Литература (обязательная):

1. Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1999.С. 12 – 21, 27 – 38.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 264 – 290.

3. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – С. 246 – 270.

4. Бабич Г.Н. Lexicology: A Current Guide = Лексикология английского языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 111 – 128.

5. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011. – С. 311 – 326.

 

Литература (дополнительная):

1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования): учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – Л.: Просвещение, 1981. – 295 с.

2. Беляева Т.М., Хомяков В.А. Нестандартная лексика англ. языка. Л., 1985.

3. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка: Учебник. – 3 изд. – М.: Высш. школа, 1981. – 334 с.

Задания №14

Подготовьте сообщения по темам:

a) Варианты и диалекты английского языка на территории Великобритании.

b) Расхождения в орфографии, фонетике, грамматике американского и британского вариантов английского языка.

c) Особенности лексического состава AE в сравнении с BE.

d) Особенности австралийского варианты английского языка.

e) Особенности ка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...