Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение материального и идеального как универсальная формула любой философской проблемы. Методы философии




Мировоззрение и философия. Проблема определения философии

 

Философия возникла 6-7 вв до н.э. в древней Греции. Термин философия дословно переводится как «любовь к мудрости». Родоначальником философии является либо Пифагор либо Гераклит. Для Пифагора философия – это любовь к мудрости, постоянный поиск истины. Всю истину знает Бог. Задача человека эту истину любить и постигать. Источником формирования философии являются формы мировоззрения. Первоначально это формирование стихийных форм, образно-художественных, фантастических представлений о мире, целью которых была попытка обосновать окружающий мир. Эта цель была исключительно прагматичная, основанная на желании выжить в превосходящей его по силе природе. Видами знаниями в то время являлись: съедобно – несъедобно, опасен – неопасен, и т.д.

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений человека об окружающем мире, о самом человеке и о формах взаимодействия человека с окружающим миром. Мировоззрение понятие комплексное. Оно включает в себя знание, ценности и убеждения, эмоции и чувства.

Основой мировоззрения являются знания. Мировоззрение имеет 2 аспекта: мироощущение и миропонимание. Мироощущение – эмоционально-психологический аспект мировоззрения; миропонимание – аналитический аспект мировоззрения.

Мироощущение (оптимизм и пессимизм) – обусловлено сочетанием темных и светлых эмоций в душе человека. На мироощущение влияет возраст, здоровье, уровень образования и благосостояния. Абстрактное и образное мышление обуславливают 2 полушария мозга, что обуславливает 2 типа людей «Художники» и «Аналитики». У Художников преобладают темные эмоции.

Миропонимание. Различают 2 уровня: повседневно-практическое и теоретическое миропонимание.

Пути формирования миропонимания: стихийный и сознательный. Стихийный путь ведет к повседневно-практическому миропониманию, сознательный к теоретическому миропониманию. Философия относится к теоретическому миропониманию.

Существуют различные типологии мировоззрения. Если мировоззрение типологизировать, отталкиваясь от субъекта, то различают мировоззрение класса, социальной группы.

Если типологизировать мировоззрение, опираясь на содержательную сторону представления о реальности, то можно выделить 3 вида: жизненно-практическое мировоззрение; философское мировоззрение (теоретическое, формирующее в результате воспитания и образования); научное мировоззрение.

Самым распространенным вариантом типологизации является рассмотрение исторических типов мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мифология – это фантастическое представление людей о мире, передаваемые из поколения в поколение в виде мифов. Мифы содержат зачатки религии.

Религия – этомировоззрение, основанное на ВЕРЕ в сверхъестественное. Религия включает в себя: религиозные представления, религиозные чувства, религиозные культы. Существуют мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Национальныерелигии.

Основная роль религии в обществе – регулирующая.

Философия – как исторический тип мировоззрения. Пытается дать систему представления о мире опираясь на логическую аргументацию.

Философия – это теоретическое рациональное мировоззрение. Это особая форма духовного освоения реальности в процессе которой вырабатывается целостная система знаний о мире, человеке и о Фоме взаимодействия между ними.


Предмет философии и структура философского знания. Природа философских проблем.

 

Проблемное поле философии определяется ее стремлением определить три мировоззренческих проблемы:

1. Проблема универсума (мира или бытия);

2. Проблема человека в рамках универсума;

3. Проблема взаимосвязи человека и мира.

Универсум – научная широкая категория, включающая в себя категории мира и бытия. Изначально философы пытаются сформировать знания о мире, т.е. представить определенную модель бытия. Решали эту проблему поиском первоначала. Уже в древности философы пытаются определить виды и формы бытия. Его конечность или бесконечность.

Проблема человека связана с вечными проблемами философии. Изначально философия анализирует проблемы смысла жизни, судьбы и познавательные способности человека.

Проблема взаимосвязи человека и мира рассматривает все многовариантные взаимоотношения человека с миром, изучает биологические и социальные характеристики человека.

На протяжении всей истории философии предмет исследования постоянно менялся, модифицировался, но эти 3 проблемы всегда оставались центральными.

Структура философии.

Интерес философии был связан с исследованием универсума, который в античной философии понимался как системно-упорядоченная целостность, как идея разумной и прекрасной жизни, которою греки называли «космос» - порядок, украшение. Соответственно первые философы свой интерес обращают к исследованиям природы, т.е. части космоса в которой живет человек.

Изначально философия понимается как натурфилософия, т.е. философия о природе. Уже в античной философии натурфилософия трансформируется в онтологию – учение о фундаментальных принципах бытия. Онтология – важнейший раздел в структуре философского знания. Философское исследование космоса заставило мыслителей задуматься над познавательными способностями человека. В философии формируется учение о познании и знании – гносеология (эпистология).

Античная философия формирует науку о законах правильного мышления, об универсальных формах познания – т.е. логику.

Следующим важным разделом философии является антропология. Антропология изучает человека. Поскольку человек существо сложное в своих проявлениях, то решение вопросов связанных с его познанием занимаются и такие философские дисциплины как: этика, эстетика, политика, психология и др. Если классическая философия пыталась синтезировать все философские дисциплины, то неклассическая отказывается от такой амбициозной задачи.

Существуют различные классификации структуры философского знания. Одна из них: деление философии на теоретическую и практическую. Теоретическая: история философии, логика, онтология, гносеология, аксиология (наука ценностях). Практическая философия: социальная философия, философия техники, философия культуры, философия права.

Современная философия нацелена на развитие специальных знаний, т.е. на практическую философию.


Соотношение материального и идеального как универсальная формула любой философской проблемы. Методы философии

 

Основной вопрос философии не связан с предметом ее исследования, поскольку у каждого философа свое представление о главной проблеме философии. У Бэкона основной вопрос – это поиск метода для улучшения жизни человека. У Камю основной вопрос о смысле жизни.

Однако рамки философствования, направленность философского знания задает проблема соотношения «мышления» к «бытию» (Энгельс), т.к. именно она позволяет нам квалифицировать философское мировоззрение на материалистическое и идеалистическое.

Идеализм – (автор Лейбниц 18в) лучшим представлением идеализма была система Платона. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Идеализм (объективный) – учение признающее исходным первичным началом всего существующего дух, идею, сознание, бога… (idea – мысль). Идеализм бывает 2-х разновидностей: объективный (Платон, религиозная философия средневековья. Гегель); субъективный (Юм, Фихте, Мах) считают идеальное внутренней формой человеческого опыта.

Объективный и субъективный идеализм отличаются степенью участия субъекта.

Материализм (термин вводит Лейбниц) – учение признающее исходным материалом всего существующего материю (вещество). Наивный материализм – философия античности. Яркие представители: Фалес - считал, что все сущее происходит из воды. Анаксимен начало всего сущего – воздух; Анаксимандр – первичная субстанция "апейрон" - начало, лишенное границ, т.е. без качественных и количественных характеристик. Апейрон превращается в различные земные стихии.

Вульгарный материализм (Кабанис) – сводит все мыслительные процессы к физиологии (желудок вырабатывает желудочный сок, а мозг - мысли). Механистический материализм – главным свойством материи признается протяженность.

Диалектический материализм (предложен марксистами). Материалистическая диалектика выступает как наука о всеобщей связи и развитии и как всеобщий метод познания и преобразования мира. Диа­лектики изучает различные виды связей и все­общие законы развития природы, обще­ства и мышления.

Все представленные выше позиции являются монистическими. Монизм – позиция при которой основой мира является одна субстанция. Позиция, согласно которой в качестве основы мира рассматриваются две равноценные субстанции – дуализм. (Представители Декарт, Аристотель). В зависимости от математических и физических исследований Декарта сложилось его учение о материи, или о телесной субстанции. Декарт отождествлял материю с протяжением, или с пространством: только протяжение не зависит от субъективности и обусловлено необходимыми свойствами телесной субстанции.

Однако общая причина движения по Декарту - бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же количество движения и покоя. Также дуалистическое учение Декарта о человеке: в человеке реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с волящей и мыслящей душой. Разнородные тело и душа, по Декарту, взаимодействуют по средствам особого органа - так называемой шишковидной железы.

Плюрализм – в основой мира является множество субстанций. Представитель – Лейбниц.

Проблема метода в философии.

Изначально философия формируется как теоретическое рациональное знание, для которого наиболее значимым является лишь логический аргумент. Античные философы определяли этот метод как универсальное зрение. Несмотря на то, что каждый философ предлагал свой метод исследования (диалектический метод у Сократа и Платона, опытно индуктивный у Бекона, дедуктивный у Декарта) в современной философской литературе, все методы делят на 2 группы: метафизические и диалектические. Метафизический метод –это собственно научный метод исследования природы и социальных объектов. Он возникает в эпоху научной революции 17 века. В этот период научное знание не получило окончательного дисциплинарного оформления, поэтому разрабатываемые методы наименовывались метафизичными или философскими.

Диалектический метод (выяснение истины с помощью спора или диалога) формируется в античной философии в рамках полинимических диалогов Сократа, целью которых были поиск истины в противовес софистическому прагматизму. Вершина развития диалектического метода – философия Гегеля. В современной философии проблема метода утрачивает свое прежнее значение и четкую определенность, поэтому формулировка позиций часто опирается на субъективные позиции авторов. Философия использует только рациональный метод.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...