Развитие общества как цивилизационный процесс
Трактовка термина цивилизация: - обозначение высокоразвитых прогрессивных обществ (Гегель); - более высокий этап развития человечества после дикости и варварства (Морган и Энгельс); - синоним термина культура (Данилевский, Тойнби); - стадия упадка и деградации локальных культур (Шпенглер – у каждой культуры есть 1000 лет, после чего она перерождается в цивилизацию – голый техницизм и сытая самодостаточность); - для членения исторического процесса. Термин цивилизация может использоваться как обозначающий типологию восточной и западной культуры. Вост. – традиционное общество. Западное общество эту стадию прошло. Вост. мир не однороден, но можно выделить общие черты: - экстенсивный тип экономики; - господство общинной собственности; подчинение общества гос-ву, а личности общине с жёсткой социальной иерархией; - доминирование духовных ценностей над экономикой и культуры над цивилизацией; Необходимо иметь ввиду, что современный Восток меняется. Западный тип цивилизации представлен т.н. техногенной цивилизацией (Белл, Тоффлер). Зап. цив. в своём развитии прошла три стадии: 1. Доиндустриальный (аграрный) – доминирование дух. культуры, мифологии, присваивающей экономики. 2. Индустриальный (с 15-16 вв.) – производящая экономика, развитие науки, роль права – строится гражданское общество. 3. Постиндустриальный (техногенный) – с сер. 20 в. дух. кризис, доминируют ценности второго этапа, переориентация развития экономики и общества на сферу услуг (общество потребления), доминирует наукоёмкое производство, информационные технологии, классовая структура общества сменяется профессиональной, новые ценности (экологизм, культ знания, интеллекта, высокое качество жизни).
23. Культурологический и формационный варианты анализа истории общества
Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 — 1936). Центральное понятие данного подхода — культура. Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры,завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти. Всего Шпенглером было выделено восемь культур: • индийская; • китайская; • вавилонская; • египетская; • античная; • арабская; • русская; • западноевропейская. Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация. В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: • первобытнообщинная; • рабовладельческая; • феодальная; • капиталистическая; • коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства". Первобытнообщинная формация характеризуется: • примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие); • отсутствием частной собственности — общей собственностью на средства и результаты труда; • равенством и личной свободой; • отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти; • слабой общественной организацией — отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений. "Азиатский способ производства" был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:
• ирригационное земледелие как основу экономики; • отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения); • государственную собственность на землю и средства производства; • массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии); • наличие сильной, централизованной, деспотической власти. Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация: • возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые", "говорящие" — рабов; • социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение; • государство и публичная власть. Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на: • крупной земельной собственности особого класса землевладельцев — феодалов; • труде свободных, но зависимых экономически (редко — политически) от феодалов крестьян; • особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах — городах. При капиталистической общественно-экономической формации: • основную роль в экономике начинает играть промышленность; • усложняются средства производства — механизация, объединение труда; • промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии; • основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии. Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться: • отсутствием частной собственности на средства производства; • государственной (общественной) собственностью на средства производства; • трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников; • справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества; • высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда. Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|