Некоторые тенденции развития современной философии и науки
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
В последние десятилетия XX века в культуре западных обществ оформляются и заявляют о себе особые тенденции, инициирующие становление приоритетов философии как социокультурного феномена XXI века: кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности; противоречия социодинамики, обнаруживающие себя в потенциально возможном конфликте различных типов социума и циви-лизационных структур; феномен информационной революции и становление нелинейных и виртуальных моделей жизни сознания. Данные тенденции в развитии современных обществ инициируют активные философские дискуссии и поиски новых образцов и парадигм философствования. При этом акцент переносится на такие сферы и области проблематизации философского знания, как философия и общество: границы и возможности коммуникативной компетенции; философское обоснование постнеклассической научной рациональности; новые образы знания и реальности в эпоху информационной революции; феминистский поворот в культуре и философии; социокультурный статус философии эпохи модерна и постмодерна и др. В философских дискуссиях последних десятилетий понятие «модерн» закрепилось за исторической эпохой Нового и новейшего времени с характерными для нее особенностями социального и культурного развития. Важнейшей из этих особенностей считается непрерывная модернизация и стремление к нововведениям, в противоположность традиционным культурам с их установками на консервацию и сохранение ценностей и стилей жизни. Чаще всего началом эпохи модерна считают век Просвещения, а конец ее связывают с социокультурными изменениями последних десятилетий XX века и процессами глобализации в современном мире.
Важнейшие черты модерна: Модернизация – главная стратегия развития общества. Происходит отделение знания от религии, наука дистанцируется от философии, морали и искусства. Субъект, познающий мир в соответствии с требованиями теоретического разума, провозглашается исходным пунктом философии. Для модерна характерны культ науки и «сциентизация» любого знания, а также проистекающая отсюда вера в социальный и научно-технический прогресс. 4. Развитие и обоснование идей господствующей и контролирующей рациональности, которая понимается как инструмент тотального господства человека над природой, эффективного контроля и власти общества над индивидуальной волей и желаниями субъекта. Постмодернистские дискуссии начались с резких и решительных обвинений в адрес эпохи модерна и ее базовых ценностей, с критики идеи рациональности жизни и мышления. В широком философском и социально-культурологическом смысле термин «постмодернизм» впервые употребляет А. Тойнби в своей книге «Изучение истории» (1947) для выражения идеи конца западного господства в религии и культуре. Поворот от модернизма к постмодернизму в этот исторический период связан прежде всего с переходом от европоцентризма к глобальному полицентризму, с разрушением колониальных империй и возникновением глобальных проблем современности. Ценности науки, техники, индустрии и либеральной демократии утрачивают свой абсолютный характер. Им на смену приходят иные ценностные приоритеты: производство информации вместо производства вещей; утверждение пригородного, а не городского стиля жизни; индивидуальная значимость биологического и психологического, а не физического времени. Существенные изменения происходят в сфере искусства, которое все в большей мере ориентируется на массовую аудиторию, переходя от вербаль-ности к телесности, используя жест, ритуал, шоу-технологии. Постмодернистская культура в целом акцентированно ориентируется на воображение и иллюзии, мир бессознательного, который наиболее соответствует хаотичности и эфемерности современной социальной реальности.
Борьба за новые ценности началась в конце 50-х годов XX века в дискуссиях о новейших тенденциях в литературном творчестве. В 60—70-е годы заметно оживились и собственно философские дискуссии на тему постмодернизма. Два этапа постмодернизма: 1. Первый связан с развитием базовых идей постмодернистской философии (Ж. Лакана, Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийара и др.) 2. Второй этап — развитие философии постмодернизма (Ж. Бодрийар, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж-Деррида, Ю. Кристева (Франция); Д. Ваттимо (Италия); X. Кюнг, Д. Кампер (Германия); Ф. Джеймисон, Р. Рорти, И. Хассан (США) и др.). Постмодернистский философский дискурс заменяет рациональную деятельность игрой, порядок и иерархию — анархией, централизацию — рассеиванием и произвольным комбинированием, этику — эстетикой, метафизику — иронией. Одна из характерных особенностей современной эпохи, активно исследуемых как в науке, так и в различных направлениях социальной философии, — феномен глобализации. Корни и предпосылки глобализационных процессов уходят в глубину истории, однако реальное их влияние на темпы и характер социокультурного развития мирового сообщества начинает обнаруживаться лишь к концу XX столетия, когда складывается такая система ценностей и императивов развития, в которой доминируют следующие установления: права человека имеют основополагающее значение; демократия сильнее и предпочтительнее тирании; рынок эффективнее плановой командной экономики; открытость перспективнее национальной изоляции и др. Термин «глобализация» впервые был использован американским социологом Дж. Маклиным в 1981 году как концептуально-теоретический конструкт, призванный выразить характерные особенности социодинамики мирового сообщества в последней четверти XX столетия. Глобализация — это растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате постоянно и интенсивно увеличивающегося объема и разнообразия трансграничных трансакций товаров, услуг и международных потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий.
Глобализация понимается Р. Робертсоном как становление мира в виде единого, или общего, социального пространства, обнаруживающего себя в различных культурно-идеологических конструкциях либо дискурсах. Глобализация, понятая как исторически длительный и значимый процесс, центрирует многие современные концепции и теоретические модели социодинамики. Например, Ф. Бродель трактует глобализацию как один из этапов развития именно капиталистической системы. И. Валлерстайн полагает, что она длится уже 500 лет и охватывает историю всей «капиталистической мир-экономики». П.Друкер, Т. Левит связывают начало процессов глобализации с возникновением транснациональных компаний (ТНК) и финансовых рынков 30—40 лет назад. Большинством исследователей разделяется суждение о многомерности и хронологической длительности процесса глобализации: он только на исходе XX века проявляется наиболее полно и зримо. В качестве важнейших этапов этого процесса обычно выделяют следующие периоды исторического развития европейского и мирового сообщества: 1) эпоха Возрождения как этап своеобразной протоглобализации, обусловивший становление международного рынка, основ правовых отношений между народами, идей гуманизма, способствовавших утверждению единого секуляризированного представления о человеке; рубеж XIX—XX веков, когда капиталистическая система хозяйствования переходит в империалистическую фазу и осуществляется реальная интернационализация капиталов; середина XX столетия, когда итоги Второй мировой войны закрепляются в ряде важнейших политико-правовых документов и соглашений, обусловивших фронтальную интеграцию усилий различных стран и регионов мира в политической, экономической и социокультурной сферах (создание ООН и МВФ в 1944 году, принятие Всеобщей декларации прав человека в 1948 году и др.); последняя треть XX века знаменует собой эпоху подлинной глобализации мирового развития, для которой характерны процессы фронтальной транснационализации экономики, создания глобальных финансовых и торговых сетей и корпораций, интенсивного развития информационных и коммуникационных технологий, тотальной массовизации и унификации культуры, регионализации мирового сообщества и образования различных союзов и международных объединений.
Вопросы к экзамену кандидатского минимума по философии и методологии науки 1. Мировоззрение и философия. Проблема определения философии. 2. Предмет философии и структура философского знания. 3. Соотношение материального и идеального как универсальная формула любой философской проблемы. Методы философии. 4. Философия и наука: проблема научности философии. 5. Философия в современном мире: социокультурный статус и основные функции. 6. Бытие как философская категория. Основные формы бытия и их взаимосвязь. 7. Бытие и материя. Представления о материи в философском и научном познании. 8. Системно-структурная организация бытия. 9. Динамическая и пространственно-временная организация бытия. 10. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие. 11. Движение и развитие в различных исторических формах диалектической философии. 12. Модели развития в естественнонаучном и социально-гуманитарном знании. 13. Природа как предмет философского и научного анализа. Самоорганизация и развитие природы. 14. Исторические типы взаимодействия человека и природы. 15. Природа как среда обитания человека. Социально-экологическая стратегия изучения природы. 16. Проблема происхождения человека. Основные концепции антропосоциогенеза. 17. Человек как биосоциальный феномен. Сущность и существование человека. 18. Понятие общества. Общество как система. 19. Понятие и состав социальной реальности. 20. Социальная структура общества. Типы социальных структур. 21. Основные проблемы социальной динамики общества. 22. Развитие общества как цивилизационный процесс. 23. Культурологический и формационный варианты анализа истории общества. 24. Феномен культуры. Основные направления его философского анализа. 25. Структура культуры, её виды и типы. Культура и современный мир. 26. Проблема сознания и основные традиции ее осмысления. Структура и функции сознания. Проблема искусственного интеллекта. 27. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа. Субъект и объект познания. 28. Структура и основные характеристики познавательного процесса. 29. Проблема истины в философии и науке. 30. Специализированное знание, протонаука и паранаука как предпосылки формирования научного знания.
31. Понятие науки и ее роль в культуре современной цивилизации. Функции науки. 32. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. 33. Специфика и виды научного знания. Классификация наук. 34. Характерные черты основных типов научного знания. 35. Динамика научного познания: типы научных революций. Общие закономерности развития науки. 36. Методологический инструментарий науки. 37. Наука в системе общественных ценностей. 38. Социокультурные ориентации науки. Социальные характеристики научной профессии. 39. Этос науки и ее новые этические проблемы. 40. Сциентизм и антисциентизм. Сциентистские направления в истории философии. 41. Техника как объект философского анализа. Основные философские концепции техники. 42. Основные этапы в развитии технических знаний. 43. Технократические концепции. Позитивные и негативные аспекты развития техники. 44. Философия социально-гуманитарного познания. 45. Философия глобальных проблем. Роль науки в преодолении глобальных кризисов современности. 46. Некоторые тенденции развития современной философии и науки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|