Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели развития в ест-научном и соц-гуман. знании




Становление эволюционных идей в науке осуществлялось на протяже­нии достаточно длительного времени. С разной степенью интенсивности и в различных контекстах эти идеи обнаруживают себя в развитии биологии, гео­логии, палеонтологии, психологии, социологии и других научных дисциплин. Безусловным лидером в этом отношении является биологическое познание. Именно в биологии принцип развития получил наиболее полную и фундаментальную разработку.

Одна из первых попыток создания целостной эволюционной теории при­надлежит Ж-Б. Ламарку («Фи­лософия зоологии» (1809)). Согласно Ламарку, природе свойственно стремление к постоянному совершенствованию своих форм, осуществляюще­муся посредством наследования организмами благоприобретенных свойств. Он распо­лагал живые организмы в определенном порядке, выстраивая их иерархию от простого к сложному. Эволюционные идеи Ламарка оказали значительное влияние на последующее развитие естествознания — в частности, геологии.

Подлинное торжество эволюционных представлений применительно к жи­вой природе обнаруживается лишь у Ч. Дарвина. Именно в теории Дарвина впервые на научных принципах обосновывается целостная концепция эволюции органи­ческой жизни, вскрываются движущие силы тех изменений, которые происхо­дят в живой природе. В знаменитом сочинении «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) Дарвин раскрывает важнейшие эволюционные механизмы: из­менчивость, наследственность, естественный отбор.

Изменчивость трактуется как атрибу­тивное свойство живого существовать в широком наборе форм, вариантов, модификаций. В силу этого обеспечивается потенциальная возможность раз­нообразных переходов от одной формы к другой, которые в итоге создают ди­намическую напряженность и приводят к мутациям — случайным изменениям в характеристиках биологических видов. Причинами мутаций могут быть кос­мические излучения, химические и геологические воздействия, климатические факторы и иные изменения в окружающей среде. Чаще всего под их воздейст­вием живые организмы погибают либо получают новые признаки, не улучша­ющие возможностей адаптироваться к изменившимся условиям существова­ния. Лишь очень незначительная часть организмов приобретает такие новые свойства, с которыми получает шанс стать исходной основой нового вида.

Наследственность — свойство живых организмов сохранять материаль­ную и функциональную преемственность между поколениями, вследствие чего в живой природе устанавливается непрерывная и направленная линия изме­нений организмов, обеспечивается нарастание и аккумуляция положительных признаков. Дарвин отмечает, что благодаря этому свойству эволюция живых существ не происходит в форме резких и радикальных изменений, а, наоборот, осуществляется только короткими и медленными шагами. Отсюда правило: природа не делает скачков.

Естественный отбор — основной движущий фактор биологической эволюции. Он выступает необходимым следствием непрерывной борьбы за существование, которая пронизывает все пространство жизни на Земле и, в свою очередь, является следствием геометрической (быстро нарастающей) прогрессии — неотъемлемой черты размножения всех живых организмов. Самые жесткие формы указанной борьбы характерны для особей одного и того же вида, поскольку контакты и состязание между ними наиболее часты и неизбежны. Именно благодаря естественному отбору эволюционный процесс приобретает направленный и прогрессивный характер, интегрирует в себе не­исчислимое множество происходящих в природе изменений.

Эволюционная теория Ч. Дарвина завершила формирование биологии как научной дисциплины, сформировала основы такой картины биологической реальности, в которой принцип развития выполняет функции основополага­ющего начала.

С формированием в биологии XX столетия таких направлений исследования, как синтетическая теория эволюции, гененетика, популяционная экология и др., значительно изменяется и дополняется та картина биологической реальности, которая была обоснована в учении Дарви­на. Основной единицей эволюции становится популяция, а не отдельный орга­низм. Выявляются молекулярно-генетические механизмы наследственности.

Так, становление и развитие социологии происходило под очевидным вли­янием эволюционного стиля мышления, развитого в биологии. Г. Спенсер продолжает эту линию развития социологии, трактуя социальную динами­ку как неотъемлемый компонент эволюции мира в целом. Подобные анало­гии не редкость и в современном социальном познании. Можно долго перечислять «друзей эволюции» и среди представителей других дисциплин — как естественнонаучных, так и гуманитарных.

К середине XX века принцип развития становится действительно парадиг-мальным образцом мышления и научного исследования. Однако физика, которая длительное время являлась своеобразным лидером естествознания и транслировала свои идеалы и нормы научного исследования природы в другие естественные науки, по-прежнему оставалась приверженной неэволюционным подходам и методологиям. Классическая физика и неклассические физи­ческие теории при изучении фундаментальных природных взаимодействий, а также Вселенной как максимально возможной физической системы абстраги­ровались от их эволюционного рассмотрения.

Особенно острая, принципиальная несовместимость физики и биологии обнаружилась при сопоставлении фундаментальных основоположений дарви­новского эволюционного учения и классической термодинамики с ее знаме­нитым вторым началом. Согласно эволюционной теории, в мире происходит их прерывное развитие биологических форм и видов, в котором доминирую­щим направлением выступает прогрессивная ветвь (апоморфоз), связанная с постоянным усложнением и функциональным совершенствованием изменя­ющихся биосистем. Второе начало термодинамики, наоборот, постулировало факт непрерывного нарастания энтропии и разрушения, распада конечных и изолированных физических систем.

Однако простой экстраполяции принципа эволюции на физическое по­знание и, в частности, на интерпретацию жизни Вселенной, было явно недо­статочно для того, чтобы представления об универсальности развития в мире живой и неживой природы, а также социокультурных систем, стали неотъем­лемым компонентом современной общенаучной картины мира. Для этого в научном мышлении должен был утвердиться принцип глобального, или уни­версального, эволюционизма.

 

13. Природа как предмет философского и научного анализа.
Самоорганизация и развитие природы

Понятие "природа" охватывает бесконечное многообразие явлений и предметов и живых организмов. Таким образом, понятие "природа" охватывает все существующее, всю Вселенную и в этом своем значении практически совпадает с понятием материи во всем многообразии ее форм. Однако при подобной трактовке природы природное поглощает и перекрывает и социальное, стирается грань между тем и другим, а тем самым теряет смысл ключевая философская проблема - проблема отношения природы и человека, природы и общества. Поэтому в философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества.

Живая природа - тот базис, без которого не было бы ни человека, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих предков. Но это лишь одна сторона дела. Другая, не менее важная, состоит в том, что человек, общество живут природой. И не только в том смысле, что многие природные компоненты, выступают необходимыми условиями жизни человека, но и в том, что само существование общества были бы немыслимы без постоянного обмена веществ с природой в процессе материального производства.

В философии природа противопоставляется обществу и человеку. Интерес к природе в философии выливается в философской концепции географического детерминизма. Географический детерминизм – точка зрения, согласно которой человеческое общество развивается непосредственно под воздействием природных факторов (Гераклит, Герадот, Монтескье, Мечников).

Географический детерминизм ярко проиллюстрирован в философии Мечникова (1838-1888). Он полагал, что определяющим фактором в развитии человеческой цивилизации является вода. Рассматривает 3 вида цивилизации:

1. Речные (Египет, Междуречье); 2. Морские (Греческая, Римская); 3. Океаническая цивилизация (Глобальная).

Географический детерминизм проявляется и в геополитике. Автором термина является шведский ученый Р. Челлен. Который понимал государство, как биологический философский организм, способный к постоянному росту. Главные термины – естественные границы и жизненное пространство. Внешняя политика государств согласно этой позиции должна опираться природные, географические факторы, климат, полезные ископаемые.

Современная наука предлагает 3 наиболее известных научных картины мира, которые объединяют представления о 3-х сферах бытия. Неживой и живой природы, общества. Эти научные картины мира объединяются 3 теориями: теория нестационарной вселенной, синергетикой, эволюционной теорией ноосферы и биосферы.

1. Теория нестационарной вселенной. Возникла в 20-х годах XX века на основе идеи о расширяющейся вселенной, благодаря которой в науке сформировались представления об эволюции вселенной. Такое направление в развитии знаний о космосе привело к созданию космомикрофизике, которая синтезировала космологию и физику высоких энергий. Эта отрасль современного знания ведет поиск единого подхода к описанию процессов происходящих на разных уровнях организации материи: от ядер до пламени.

2. Синергетика – концепция появилась в 20 годах 20 в. Автор Пригожин. Вселенная понимается как самоорганизованное целое. Кроме того, вселенная и все ее подсистемы обладают способностью к саморегуляции, к самовосстановлению, к самоструктурированию и самовоспроизведению. В синергетике уточняются законы системной эволюции и системного функционирования, т.к. в любой реальной системе всегда присутствуют элементы спонтанности, беспорядка и даже хаоса. Поэтому всякая система является гибкой и живучей. А потому и возможна реализация не только однолинейного, но и многовариантных путей развития.

3. Эволюционная концепция. Появилась в 20-х годах 20 вв. (Леруа и Вернадский). Биосфера – результат длительной эволюции живого существа. Благодаря его взаимодействию с неорганической природой. Далее биосфера во взаимодействие с человеком и продолжает эволюционировать и переходит в ноосферу (сфера разума).

В ХХ веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера это такой уровень развития биосферы, когда возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. А человек, благодаря развитию разума и науки начинает воздействовать на развитие космоса.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...