Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характерные черты основных типов научного знания




 

Выделяют 4 основных типа наук:

1. Логико-математические науки;

2. Естественно - научные знания;

3. Инженерно-технические и технологические науки;

4. Социально-гуманитарные науки.

(1) Логико-математич. науки рассматривают не конкретные явления и предметы объективной реальности, а абстрактные образования: логические отношения, числа, геометрические фигуры и т.д., с которыми производятся операции по строго логическим правилам. Т.к. абстрактные объекты математики нет эмпирич. познания - их истинность характер-ся логич. непротиворечивостью. Хотя система математ. знания отрывается от объективной действительности и замыкается в сфере чистой мысли. математ. язык становится сред-м конструирования мысленных структур (языком разума), в абстрактные схемы кот. вкладывается связанное с опытом содержание. Правила математ. языка гарантир. непротиворечивость системы высказываний.

(2) Естественно - научные знания. Область исследования – природа. Блок ест-научных исслед-й делится на науки, исслед. неорганич. природу (физика, химия) и органич. природу (биология). Ряд наук исследуют органич. и неорганич. природу (биохимия, биофизика).

Классич. фундаментальным основанием ест-научного знания явл. физика. Особенность физики в том, что она исследует наиболее общие формы материи и движения. Сущ. мнение, что область применения теорий физики может подвергаться неограниченной экстраполяции и распр-ся на весь матер. мир. В 30-е гг.20 в. появляется термин «физикализм», его автором явл. представители «Венского кружка» Нейрат и Карнап. Согласно этому течению действие физич. методов может распр-ся на всю науку в целом. Физикализм потерпел поражение т.к. фундамент. физические теории не могут объяснить возникновение и развитие жизни. Единство естест. наук на базе физики – не только дело будущего, но и важнейшее условие настоящего поиска прогресса познания природы. (синергетика).

(3) Характерная особенность инженерно-технических и технологических наук - изучают область между природой и человеком (2-.ю природу, рукотворное бытие). Данный вид знания оформился в самост. науку только в 18 веке. Специфика технических наук:

1. Изучают искусственные объекты, но подчиняются законам природы. Законы, кот. используют тех. науки делятся на 2 группы: общие естественно-научные законы; специальные, действующие только в условиях данной технич. модели. Вывод: огромная роль эмпирических исследований, методологии в тех. науках.

2. Нацеленность тех. наук на практический результат.

3. Проектный характер тех. знания.

Экспертиза тех. знания проводится в 2 направлениях: 1.Анализ конструктивных функциональных качеств, т.е. осуществимости проекта. 2. Анализ полезности проекта.

(4) Социально-гуманитарные науки занимаются изучением человека и чел. общества. Осуществляют познание соц. реальности, след., изучает не только факты, но и мысли, оценки этих фактов людьми. В гуманит. исследованиях важна личность исследователя, его субъективное отношение к объекту исследования, а также исторический подход, кот. включает в себя обращение к корням события. Данный вид наук взаимодействует с вненаучными формами знания. В соц-гуманит. знании можно выделить 2 подхода к анализу явления:

1. Объектный позволяет исследовать человека и общество с позиции общих методологических принципов в науке.

2. Субъектный предлагает рассматривать объект не как вещь, а как субъекта обследования, равноправного партнера.

В соц. науках чаще используется объектный подход (социология, демография и др.). В соц. – гуманит. используется объектно-субъектный подход (психология, языкознание, культурология). В гуманит. науках - в основном объектный (педагогика, исскуствоведение).

 

35. Динамика научного познания: типы научных революций.
Общие закономерности развития науки

 

В развитии науки выделяют два относительно автономных этапа: эволюционный (экстенсивный) и революционный (интенсивный). В модели историко-научного процесса, обоснованной Т. Куном, они интерпретируются как фаза «нормальной науки и период научной революции».

Эволюционное развитие не предполагает радикального обновления существующего фонда теоретических знаний. На этом этапе, как правило, происходит расширение области приложения теорий, доминирующих в научной дисциплине, адаптация их к решению новых задач за счет их теоретического объяснения и ассимиляции в рамках принятой стратегии исследования.

Революционное развитие науки связано с существенным обновлением и модификацией ее концептуально-теоретического арсенала. В этот период происходит разрешение обострившихся противоречий между теорией и практикой. Усвоение в рамках старых теоретических представлений непрерывно возрастающего объема практических аномалий и контрпримеров не может продолжаться бесконечно, даже с учетом использования новых для данного случая допущений и модификаций. Теория утрачивает свой объяснительный и предсказательный потенциал. Наступает стадия ее «насыщения», т.е. момент, когда она оказывается не в состоянии усваивать все возрастающий поток эмпирической информации.

Научной революции обычно предшествуют следующие предпосылки:

1) невозможность на основе теоретического знания осуществлять успешное описание, объяснение и предвидение исследуемых явлений;

возрастающая сложность концептуального, логического и математического аппарата теоретической системы знаний за счет все более интенсивного использования ad hoc гипотез и искусственных модификаций структуры и языка теории;

накопление эмпирических и теоретических аномалий, парадоксов и противоречий, которые не позволяют использовать традиционные для данной теории алгоритмы постановки и решения возникающих задач и проблем.

Но этих предпосылок для реального осуществления научной революции еще недостаточно. Она начинается лишь тогда, когда формируется новая креативная идея, выполняющая функции концептуального ядра будущей теории, парадигмы или научной картины мира. Важно подчеркнуть, что наука в целом является строго рациональным предприятием. В ней не приветствуются относительные авантюры, а теории, утратившие свои эвристические возможности, перестают использоваться лишь тогда, когда сформулированы хотя бы основы новой теоретической системы. Эта методологическая норма научного познания выражена в известном принципе соответствия, который реализует требования рациональной преемственности между старыми и новыми теориями в процессе исторической динамики науки.

Научные революции (НР) могут протекать двояко:

Когда не происходит полной смены научной картины мира, а совершаются изменения в конкретной научной области;

Происходят глобальные изменения понимания картины мира, радикальная смена идеалов и научных норм (создание теории относительности, квантовой механики – нач. 20 в.).

Т. Кун – «Научная революция возникает при исчезновении традиционности и преемственности».

Выделяют три типа НР:

Мини-революция – радикальные изменения затрагивают конкретную науку (понятие о кварках в микрофизике);

Локальная – охватывает какой-либо вид знаний в целом;

Глобальная – захватывает всю науку в целом, разделяются на:

НР 17 в. – становление классического естествознания;

НР к.18-нач.19 в. – развитие наук о живых организмах;

НР к.19-сер.20 в. – кардинальная смена картины мира, связанная с открытием теории относительности и квантовой механики;

4-ая НР 20 в. – названа информационной революцией – формирование нового представления о вселенной и мире.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...