Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Одна точка зрения появления науки – 500 лет до н.э. Другая точка зрения – работы Коперника, Ньютона, Галилея. Этапы развития науки: 1) Древневосточная (преднаука или протонаука – Вавилон, Шумер, древний Китай, Индия). Характеризуется: - подчиненностью научных исследований практическим потребностям; - кастовость (закрытость научных знаний); - практическая (эмпирическая) направленность знания. К примеру, шумеры изобрели продолжительность года, колесо, гончарный круг, цветное стекло и т.д. Т. обр., в древние времена важна была практическая значимость, а не развитие науки. 2) Античная наука Характеризуется: - рациональностью; - теоретичностью; - логическим изложением; - независимостью от практики; - открытостью критике. Идеалом (образцом) античной науки является начало Евклида, а также такие учебные заведения, как Академия Платона и Лекея Аристотеля. 3) Средневековая европейская наука Характеризуется: - теоцентризм («Тео» - Бог); - непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества; - схоластика; - догматизм. В средние века появились первые высшие учебные заведения, т.е. первые университеты. Первый ВУЗ – высшая школа (9 век). Болонский университет – 1119 год, БГУ – 1926 год. До 20 века латынь была языком науки. 4) Новоевропейская классическая наука (17-19 век) Наука носит светский характер, критический дух, нацелена на объективную истинность, практическую полезность, детерминизм (поиск причинно-следственных связей), механицизм, развитие методов исследования, активное использование математических методов, первые экспериментальные исследования, дисциплинарная организация науки, создание первых научных учреждений.
Идеал (образец) новоевропейской класс. науки – аналитическая геометрия Декарта, механика Галилея и Ньютона, математический анализ (Ньютон, Лейбниц, Каши, Вейерштрассе). Кроме того, появляются самостоятельные лаборатории. Первая академия Галилея Галилео в 1603 году Деи Личеи. 1660 год – Лондонская академия наук (55 чел.) или Лондонское королевское общество. Принцип «нейтрализма», т.е. наука носит рекомендательный характер, не преследуя какие-либо определенные корыстные цели. 5) Неклассическая наука (кон. 19 – пер. пол. 20 века) Характеризуется: - системность; - массовость; - структурность; - организованность; - релятивизм; - индетерминизм; - гипотетичность; - плюрализм; - использование любых возможных методов исследования, в т.ч. активное использование интуиции; Наука становится объектом интереса для экономики, права, социальной и государственной деятельности. Лидерами наук становятся биология, экология, глобалистика, синергетика. 6) Постнеклассическая наука (нач. с 70-80гг. 20 века) Характеристики имеют элементы неклассического этапа.
Специфика и виды научного знания. Классификация наук
Накопление первых «специальных» знаний о природе заставляло человека систематизировать инфо. После перехода человека от мифологического мировоззрения к философскому начинает формироваться «преднаука». Ее характеристика: 1.Преобладание колич. оценок, исключительно практический характер. 2.Отсутствие фундаментальности Др. Восточной преднауки. 3.Упор на чувственные формы познания, эмпирический, прикладной, а не рациональный характер. 4.Отсутствие системной деятельности. 5.Замкнутый, кастовый, недемократичный характер. Преднаука лежит в основе формирования античной греческой науки. В Древности формируется «паранаука» - хиромантия, астрология, парапсихология. Паранаука всегда рядом с наукой. Характерные особенности паранаучного знания:
1.Неточность, неоднозначность, предсказательный характер, отсутствие возможности проверки. 2.Отсутствие стремления к объективности. 3. Качественный, а не количественный характер знаний. 4.Чувственно-конкретный, а не абстрактно-теоретический вариант изложения. 5.Уникальность, единичность этих знаний. Отличительные черты научного знания: 1. Объективность, общезначимость, безличность. В научном знании должна отражаться объективная истина в максимально очищенном от всех симпатий, антипатий и убеждений виде. 2. Рациональность – не должно быть ничего не доступного человеческ. пониманию, мистического, опирающегося наверу или эмоции. 3. Воспроизводимость и проверяемость. 4. Логическая строгость, точность, однозначность – установление точных колич. значений изучаем. объекта, обязательное использование научн. языка (термины, символы, соот-е той или иной системе знаний). 5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания. Виды научного знания: 1. Знания о проблемах. Проблема – это вопрос или задача, подлежащие решению. Проблемы даже не решаемые, на данном этапе формируют программу научных исследований. 2. Знания о методах. Научный метод- способ действий, с помощью которого решается определенный тип научных задач. 3. Знания об объектах или предметные знания. Объекты бывают: реальные; абстрактные; идеальные. Все науки, исходя из специфики изучаемого предмета, можно разделить на четыре вида: 1. Логико-математические рассматривают не конкретные явления и предметы объективной реальности, а абстрактные образования: логические отношения, числа, геометрические фигуры. 2. Естественно-научные. Область исследования – природа 3. Инженерно-технические, технологические изучают область между природой и человеком (2-.ю природу, рукотворное бытие). 4. Социально-гуманитарные занимаются изучением человека и человеческого общества. С гносеологической точки зрения все науки можно разделить на: · эмпирические базируются на конкретных фактах, формируются благодаря практике; · теоретические являются результатом обобщения эмпирических знаний; на теоретическом уровне происходит формулирование законов науки.
С точки зрения отношения к практике науки делятся на: 1. Фундаментальные науки. Их цель-познание базисных законов природы, общества и человека. К ним относятся: · логика; · математика; · физика; · химия; · биология и др. 2. Прикладные науки призваны реализовывать результаты деятельности фундаментальных исследований. К ним относятся: · экономические науки; · технические науки; · медицинские науки; · сельскохозяйственные науки и др. Фундаментальные науки определяют перспективу развития прикладных наук. Также науки можно разделить на: 1. Точные – с помощью измерений определяют основные параметры, а отношения между понятиями выражаются математически. 2. Неточные науки – понятия определяются словами, а не числами, отношения между понятиями формулируются вербально, а не количественно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|