Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции




Одна точка зрения появления науки – 500 лет до н.э. Другая точка зрения – работы Коперника, Ньютона, Галилея.

Этапы развития науки:

1) Древневосточная (преднаука или протонаука – Вавилон, Шумер, древний Китай, Индия).

Характеризуется:

- подчиненностью научных исследований практическим потребностям;

- кастовость (закрытость научных знаний);

- практическая (эмпирическая) направленность знания. К примеру, шумеры изобрели продолжительность года, колесо, гончарный круг, цветное стекло и т.д.

Т. обр., в древние времена важна была практическая значимость, а не развитие науки.

2) Античная наука

Характеризуется:

- рациональностью;

- теоретичностью;

- логическим изложением;

- независимостью от практики;

- открытостью критике.

Идеалом (образцом) античной науки является начало Евклида, а также такие учебные заведения, как Академия Платона и Лекея Аристотеля.

3) Средневековая европейская наука

Характеризуется:

- теоцентризм («Тео» - Бог);

- непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества;

- схоластика;

- догматизм.

В средние века появились первые высшие учебные заведения, т.е. первые университеты. Первый ВУЗ – высшая школа (9 век). Болонский университет – 1119 год, БГУ – 1926 год.

До 20 века латынь была языком науки.

4) Новоевропейская классическая наука (17-19 век)

Наука носит светский характер, критический дух, нацелена на объективную истинность, практическую полезность, детерминизм (поиск причинно-следственных связей), механицизм, развитие методов исследования, активное использование математических методов, первые экспериментальные исследования, дисциплинарная организация науки, создание первых научных учреждений.

Идеал (образец) новоевропейской класс. науки – аналитическая геометрия Декарта, механика Галилея и Ньютона, математический анализ (Ньютон, Лейбниц, Каши, Вейерштрассе).

Кроме того, появляются самостоятельные лаборатории. Первая академия Галилея Галилео в 1603 году Деи Личеи.

1660 год – Лондонская академия наук (55 чел.) или Лондонское королевское общество.

Принцип «нейтрализма», т.е. наука носит рекомендательный характер, не преследуя какие-либо определенные корыстные цели.

5) Неклассическая наука (кон. 19 – пер. пол. 20 века)

Характеризуется:

- системность;

- массовость;

- структурность;

- организованность;

- релятивизм;

- индетерминизм;

- гипотетичность;

- плюрализм;

- использование любых возможных методов исследования, в т.ч. активное использование интуиции;

Наука становится объектом интереса для экономики, права, социальной и государственной деятельности. Лидерами наук становятся биология, экология, глобалистика, синергетика.

6) Постнеклассическая наука (нач. с 70-80гг. 20 века)

Характеристики имеют элементы неклассического этапа.

 

Специфика и виды научного знания. Классификация наук

 

Накопление первых «специальных» знаний о природе заставляло человека систематизировать инфо. После перехода человека от мифологического мировоззрения к философскому начинает формироваться «преднаука». Ее характеристика:

1.Преобладание колич. оценок, исключительно практический характер.

2.Отсутствие фундаментальности Др. Восточной преднауки.

3.Упор на чувственные формы познания, эмпирический, прикладной, а не рациональный характер.

4.Отсутствие системной деятельности.

5.Замкнутый, кастовый, недемократичный характер.

Преднаука лежит в основе формирования античной греческой науки.

В Древности формируется «паранаука» - хиромантия, астрология, парапсихология. Паранаука всегда рядом с наукой. Характерные особенности паранаучного знания:

1.Неточность, неоднозначность, предсказательный характер, отсутствие возможности проверки.

2.Отсутствие стремления к объективности.

3. Качественный, а не количественный характер знаний.

4.Чувственно-конкретный, а не абстрактно-теоретический вариант изложения.

5.Уникальность, единичность этих знаний.

Отличительные черты научного знания:

1. Объективность, общезначимость, безличность. В научном знании должна отражаться объективная истина в максимально очищенном от всех симпатий, антипатий и убеждений виде.

2. Рациональность – не должно быть ничего не доступного человеческ. пониманию, мистического, опирающегося наверу или эмоции.

3. Воспроизводимость и проверяемость.

4. Логическая строгость, точность, однозначность – установление точных колич. значений изучаем. объекта, обязательное использование научн. языка (термины, символы, соот-е той или иной системе знаний).

5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания.

Виды научного знания:

1. Знания о проблемах. Проблема – это вопрос или задача, подлежащие решению. Проблемы даже не решаемые, на данном этапе формируют программу научных исследований.

2. Знания о методах. Научный метод- способ действий, с помощью которого решается определенный тип научных задач.

3. Знания об объектах или предметные знания.

Объекты бывают: реальные; абстрактные; идеальные.

Все науки, исходя из специфики изучаемого предмета, можно разделить на четыре вида:

1. Логико-математические рассматривают не конкретные явления и предметы объективной реальности, а абстрактные образования: логические отношения, числа, геометрические фигуры.

2. Естественно-научные. Область исследования – природа

3. Инженерно-технические, технологические изучают область между природой и человеком (2-.ю природу, рукотворное бытие).

4. Социально-гуманитарные занимаются изучением человека и человеческого общества.

С гносеологической точки зрения все науки можно разделить на:

· эмпирические базируются на конкретных фактах, формируются благодаря практике;

· теоретические являются результатом обобщения эмпирических знаний; на теоретическом уровне происходит формулирование законов науки.

С точки зрения отношения к практике науки делятся на:

1. Фундаментальные науки. Их цель-познание базисных законов природы, общества и человека. К ним относятся:

· логика;

· математика;

· физика;

· химия;

· биология и др.

2. Прикладные науки призваны реализовывать результаты деятельности фундаментальных исследований. К ним относятся:

· экономические науки;

· технические науки;

· медицинские науки;

· сельскохозяйственные науки и др.

Фундаментальные науки определяют перспективу развития прикладных наук.

Также науки можно разделить на:

1. Точные – с помощью измерений определяют основные параметры, а отношения между понятиями выражаются математически.

2. Неточные науки – понятия определяются словами, а не числами, отношения между понятиями формулируются вербально, а не количественно.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...