Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура культуры, ее виды и типы. Культура и современный мир




 

В структуре культуры принято выделять две основные сферы ее существо­вания — материальную и духовную. Материальная культура включает в себя все созданные человеком материальные объекты — орудия и средства про­изводства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности, пред­назначенные для удовлетворения физических потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума. Духовная культура представляет собой систему ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и худо­жественного творчества. Она трактуется как совокупность знаний, навыков, умений, а также ценностей и норм, регулирующих различные виды человечес­ких отношений.

Если материальная культура возникает и развивается вследствие преоб­разования человеком своей биофизической среды (как внешней, так и внут­ренней), то духовная культура сопряжена с развитием человеческого созна­ния, направлена на формирование и совершенствование личности, раскрытие сущностных сил человека, обеспечивая регуляцию его поведения и деятель­ности. Разумеется, граница между материальной и духовной культурой весьма условна и подвижна, и их выделение в относительно самостоятельные сферы можно произвести лишь в абстракции, отвлекаясь от реальной сложности и многоплановости культурных явлений.

В структуре культуры выделяют различные формы (элитарная, народная, массовая), а также две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура формируется благодаря появлению письменности и развитию «книжной» формы передачи культурного наследия. Она предпо­лагает стройную иерархию ценностей и норм, наличие кодифицированных культурных текстов (философских, религиозных, научных, художественных), а также детально разработанных и жестко регламентированных культурных практик, церемоний, обрядов, ритуалов, норм светского этикета, владение которыми становится основанием социальной стратификации и культурной идентификации различных социальных групп (аристократических, военных, религиозных, художественных, научных элит). Такая культура канонична, для нее характерен особый язык, часто непонятный для «непосвященных», а так­же набор специфических социокультурных кодов, являющихся атрибутами элитарной социализации индивидов.

Народная (или «популярная») культура, напротив, демократична. Она вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифо­логических верований, языческих культов, крестьянского быта. Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творче­ства, благодаря непосредственному общению поколений в семье, в контексте повседневной бытовой и трудовой жизни народа. Взаимодействие элитарной и народной культур рассматривается как непременное условие исторической целостности и продуктивного развития любой национальной культуры.

Специфическим феноменом культурной жизни современных обществ яв­ляется массовая культура. Она представляет собой тиражируемую и распро­страняемую СМИ и другими институтами «культурной индустрии» социальную информацию, обращенную к многомиллионным аудиториям разнообразных потребителей усредненной и стандартизированной культурной продукции.

Массовая культура — противоречивое явление XX века, порожденное ин­дустриализацией, урбанизацией и быстрым прогрессом информационных тех­нологий. Она обладает диффузным характером, быстро распространяется и разрушает локальные общности посредством размывания традиционных сис­тем этнической и культурной идентификации.

В качестве важнейших особенностей массовой культуры называют мо-заичность, фрагментарность, поверхностность, стереотипность. Среди ее негативных черт отмечают индивидуализм, нравственный релятивизм и кон­формизм, агрессивность, ориентацию на коммерческий успех, культивирова­ние ложных форм престижеобретения, подменяющих потребность личности в творчестве и саморазвитии потребностью в развлечениях и материальном комфорте. Следствиями распространения массовой культуры обычно яв­ляются размывание традиционных ценностей, «усреднение» и унификация культурного пространства, стереотипизация мышления масс, позволяющая легко манипулировать их сознанием и поведением, воздействуя на примитив­ные формы чувственности, подсознательные структуры менталитета и архе­типы коллективного бессознательного.

Под субкультурой понимают культуру специфической социальной группы, система ценностей и образ жизни которой существенно отличаются от обще­принятых стандартов и норм. Субкультуры, как правило, имеют локальный, замкнутый характер и отличаются особым языком, особыми нормами поведе­ния, односторонним развитием тех или иных культурных практик, представ­лений и ценностей; формируются вследствие неполноценного, затрудненного доступа ряда социальных субъектов (преступных и мафиозных групп, нацио­нальных и сексуальных меньшинств, эзотерических религиозных сект, коммун, исповедующих утопические социальные идеалы) к культурному наследию че­ловечества, а также из-за наличия определенных препятствий для их свобод­ного творческого развития и самовыражения.

Субкультуры являются следствием дифференциации культурного про­странства, которая обусловлена урбанизацией, профессиональной специали­зацией различных видов деятельности, усилением социальной мобильности, что приводит к формированию гибридных культурных форм, оторванных от традиций и обладающих рядом особенностей, отделяющих субкультуру как от национальной, так и от общечеловеческой культуры.

Контркультура — такая субкультура, которая не просто отличается, но противостоит, находится в открытом конфликте с доминирующей культурой, отвергает или опровергает характерные для нее систему ценностей, образ жизни, нормы и правила поведения. Контркультура отличается подчеркнутым нон-конформизмом, неприятием и разрушением культурных стереотипов и норм, идеологическим и политическим экстремизмом, раскрепощением чув­ственности и подчеркнутым либертинизмом.

Структурное разнообразие культуры позволяет выделять в ней другие фор­мы и разновидности: мировую и национальные культуры, общечеловеческую и классовую, религиозную и светскую, глобальную и локальную, восточную и западную и т.д.

Функции культуры:

1. Познавательная и образовательная.

2. Преобразовательная.

3. Информационная.

4. Коммуникативная.

5. Нормативная (регулятивная).

6. Ценностная.

7. Адаптационная

8. Функция наполнения и сохранения, а также трансляции социальной информации.

9. Игровая (компенсаторская) - желание восстановления сил.

К. опирается на преемственность и характеризуется новаторством.

 

 

26. Проблема сознания и основные традиции её осмысления. структура и функции сознания. Социокультурная размерность сознания.
Язык и сознание

 

Сознание-фундаментальная философ.категория,характериз-я сложное,многомерное явление,представл.собой компонент человеч-й психики,включ.в себя мир челов-х мыслей, чувств и эмоций,интуицию волю,а также др.духов-е состояния человека.

В истории филос-и сложилось несколько традиций в понимании проблемы сознания: 1)субстациональная позиция-предст.Платоном,Лейбницем и др.Сознание поним-ся как замкнутая в себе субъективность.2)натуралиски-функцион-й подход-Гольбах,Кабанис, рассматр-ли сознание как особую функцию головн.мозга,благодаря кот.чел-к способен познать окр.мир.В рамках этого подхода была впервые сформул-на психо-физиолог. проблема,но не были учтены связи челов-го созн-я с культурой,соц-й обуслов-ю человека. 3)социокультурный подход-две традиции: творчество нем.классики Канта и Гегеля,кот. впервые четко определяют такое явление как индивид-е созн-е,кот. через волю,ценности, убеждения влияет на культуру,общ.жизнь,кроме того они разл-т действие индивид-го и обществен-го созн-я.4)психоаналитич-я-Фрейд,Юнг и др.Она выделяет область бессознат-го и утверждает о его приоритете над сознательным.5)экзистенционально-феноменологич-й.Они рассм-ют субъективность,как спецеф-е проявл.бытия.Поэтому считают они нужно говорить не о мышлении о бытии,а о бытии мышления.6)Проблема созн-я в постклассич-й филос-и популярна в структурализме.Здесь бытие поним-ся как языковая реальность и трактуется как процесс речи или текста.

 

Генезис, структура и функции сознания. Социокультурная размерность сознания.
Язык и сознание

 

Проблема генезиса одна из самых сложных в филос.Разработки по решению проблемы генезиса сознания представл-ы в диалектико-матер-й филос. Этапы становления созн-я: 1)эволюция св-в отражения,присущего материи 2)развитие зачаточного интеллекта животных3)переход к труд.деят-ти,изготовл.искусст-х орудий труда4)развитие в процессе труда знаково-голосовой коммуникации,что привело к появлению языка.

Структура созн-я: 1) интеллект 2)эмоции(чувства) 3)воля 4)интуиция 5)память 6)знание 7)ценности,нормы.

В рамках психоаналитич-го подхода созн-е имеет иную структуру,согласно Фрейду можно выделить след.уровни созн-я:1.бессознательное,в чел-ке проявляется через оно 2.сознательное-проявл-ся через я 3.область внутренней цензуры,совесть,кот.проявл-ся через сверх я.

В психологии Юнга кроме индивид-го бессозн-го в психике чел-ка учитыв-ся наличие коллект-го бессознат-го,кот.проявл-ся через архитипы:опыт,переживания всех прежних поколений.

В соврем.соц.-критич-й филос.лит-ре выделяют различн.уровни и формы созн-я.В нем. классике,в марксизме созн-е делят на индивид-е и обществен-е.Индив-е созн-е-дух.мир чел-ка,кот.непрерывно обогащается,изменяется.

Стержнем индив-го созн-я явл-ся самосозн-е-это осознанное отнош-е чел-ка к своим потребностям,влечениям,переживаниям,мыслям.На него может оказывать влияние и самочувствие чел-ка.

Обществен-е созн-е-дух.отражение обществен-го бытия.С точки зрения марксизма это отражение материальных условий жизни,разнообразн.соц-х переживаний,интересов, взглядов, теорий, кот.возникают в определ-й историч-й период у большинства соц-х групп людей.

Индивид-е и обществ-е созн-е не совпадают полностью,индивид-е входит в обществ-е не во всём объёме,а частично.Индивид-е созн-е либо опереж-т,либо отстаёт от обществен-го.

Обществен-е созн-е делят на уровни и различают по формам.Уровни:1)обыденное созн-е 2)соц-ая психология(массовое созн-е)3)теоретич-е созн-е

Обыденное созн-е:повседневное,будничное понимание цели изадач нашей жизни, событий,кот.происх.вокруг нас.

Массовая психология:совокупность настроений,чувств,эмоций,а также знаний,иллюзий, суеверий,личных наблюдений людей,кот.позволяют им ориентироваться в жизнедеятельности общества,соблюдать его нормы и традиции.

Теоретич.уровень созн-я формир-ся целенаправ-но и всегда из вне.

Формы созн-я:1)научная 2)политическая 3)экономическая 4)моральная и религиозная 5)правовая 6)эстетическая

Ф-ции созн-я:1)позновательная 2)целеполагающая 3)регулятивная 4)креативная (творческая).

В раз-е проблемы социокульт-й размерности в филос.сложилось несколько подходов к её рассм-ю: 1)генетич-я схема-связана с филос.Энгельса и строится на убеждении в том,что труд создал чел-ка и соответ-но коллект.труд-я деят-ть способствовала и становлению человеч-го созн-я. 2) функциональная схема-связана с марксис-й филос.Здесь созн-е поним-ся как осозн-е бытие,под которым трактуются конкретные условия жизни людей. 3)коммуник-ая схема-она обращена к исследованию созн-я в языковой форме. 4.проблема языка явл-ся основной и в классической филос.Например в филос.лингвистического анализа.(Л.Витгенштейн)


27. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа.
Субъект и объект познания

 

Познание – совокупность процессов сбора, переработки усвоения и использования человеком инфор. о мире,самом себе и о целях и программах преобразования природного и социально-культурного мира.

П. – социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека направленная на получение и усвоение достоверных знаний о действительности.

Процесс познавательной деят. всегда носит исторический и социо-культурный характер.

2 типа познавательной деятельности:

- духовно-практическая форма позн. деят. (ранние этапы развития чел-ва)

- дух.-теоретич. форма познават. деят. (уровень духовного пр-ва)

Классификация П. исходя из функций языка и методов познания: мифологическое, религиозное, образно-художественное, научное.

Гл. проблема П. – поиск истины, как приближение субъективного человека к объективной правде.

2 важн. вопроса гносеологии:

- человек обладает активным творческим разумом, след., процесс познания носит активный творческий характер (припоминание у Платона);

- идея соответствия человеческих знаний миру природных объектов.

3 варианта оценки позн. деят. человека:

- гносеологический оптимизм – мир познаваем и человек способен правильно формировать своё мнение о нём (Аристотель, Бекон, Спиноза, Гегель, Маркс);

- скептицизм – необходимо во всём сомневаться, чел. разумный небудет ни принимать, ни отвергать точку зрения, скептики наблюдатели, апатия, безмятежность, равнодушие

- ангостицизм – мир принципиально не познаваем (Кант).

Проблема познания в класс. фил. рассматривалась в русле учения о разуме. Только в 19 в. выделяется отдельно гносеология.

Гл. проблемы теории познания:

- статус и роль субъекта познания;

- структура познавательного процесса;

- формирование методов познания;

- проблема истины.

Проблема субъект-объектной оппозиции.

Сейчас познанию посвящён раздел – эпистемология, исходящая из оппозиции объект-знание, следовательно, и набор проблем будет иным.

Составляющие познания – субъект (носитель сознания) и объект (фрагмент реальности – независимый от субъекта самостоятельный мир).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...