Структура культуры, ее виды и типы. Культура и современный мир
В структуре культуры принято выделять две основные сферы ее существования — материальную и духовную. Материальная культура включает в себя все созданные человеком материальные объекты — орудия и средства производства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности, предназначенные для удовлетворения физических потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума. Духовная культура представляет собой систему ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества. Она трактуется как совокупность знаний, навыков, умений, а также ценностей и норм, регулирующих различные виды человеческих отношений. Если материальная культура возникает и развивается вследствие преобразования человеком своей биофизической среды (как внешней, так и внутренней), то духовная культура сопряжена с развитием человеческого сознания, направлена на формирование и совершенствование личности, раскрытие сущностных сил человека, обеспечивая регуляцию его поведения и деятельности. Разумеется, граница между материальной и духовной культурой весьма условна и подвижна, и их выделение в относительно самостоятельные сферы можно произвести лишь в абстракции, отвлекаясь от реальной сложности и многоплановости культурных явлений. В структуре культуры выделяют различные формы (элитарная, народная, массовая), а также две разновидности: субкультуру и контркультуру. Элитарная культура формируется благодаря появлению письменности и развитию «книжной» формы передачи культурного наследия. Она предполагает стройную иерархию ценностей и норм, наличие кодифицированных культурных текстов (философских, религиозных, научных, художественных), а также детально разработанных и жестко регламентированных культурных практик, церемоний, обрядов, ритуалов, норм светского этикета, владение которыми становится основанием социальной стратификации и культурной идентификации различных социальных групп (аристократических, военных, религиозных, художественных, научных элит). Такая культура канонична, для нее характерен особый язык, часто непонятный для «непосвященных», а также набор специфических социокультурных кодов, являющихся атрибутами элитарной социализации индивидов.
Народная (или «популярная») культура, напротив, демократична. Она вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, крестьянского быта. Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества, благодаря непосредственному общению поколений в семье, в контексте повседневной бытовой и трудовой жизни народа. Взаимодействие элитарной и народной культур рассматривается как непременное условие исторической целостности и продуктивного развития любой национальной культуры. Специфическим феноменом культурной жизни современных обществ является массовая культура. Она представляет собой тиражируемую и распространяемую СМИ и другими институтами «культурной индустрии» социальную информацию, обращенную к многомиллионным аудиториям разнообразных потребителей усредненной и стандартизированной культурной продукции. Массовая культура — противоречивое явление XX века, порожденное индустриализацией, урбанизацией и быстрым прогрессом информационных технологий. Она обладает диффузным характером, быстро распространяется и разрушает локальные общности посредством размывания традиционных систем этнической и культурной идентификации.
В качестве важнейших особенностей массовой культуры называют мо-заичность, фрагментарность, поверхностность, стереотипность. Среди ее негативных черт отмечают индивидуализм, нравственный релятивизм и конформизм, агрессивность, ориентацию на коммерческий успех, культивирование ложных форм престижеобретения, подменяющих потребность личности в творчестве и саморазвитии потребностью в развлечениях и материальном комфорте. Следствиями распространения массовой культуры обычно являются размывание традиционных ценностей, «усреднение» и унификация культурного пространства, стереотипизация мышления масс, позволяющая легко манипулировать их сознанием и поведением, воздействуя на примитивные формы чувственности, подсознательные структуры менталитета и архетипы коллективного бессознательного. Под субкультурой понимают культуру специфической социальной группы, система ценностей и образ жизни которой существенно отличаются от общепринятых стандартов и норм. Субкультуры, как правило, имеют локальный, замкнутый характер и отличаются особым языком, особыми нормами поведения, односторонним развитием тех или иных культурных практик, представлений и ценностей; формируются вследствие неполноценного, затрудненного доступа ряда социальных субъектов (преступных и мафиозных групп, национальных и сексуальных меньшинств, эзотерических религиозных сект, коммун, исповедующих утопические социальные идеалы) к культурному наследию человечества, а также из-за наличия определенных препятствий для их свободного творческого развития и самовыражения. Субкультуры являются следствием дифференциации культурного пространства, которая обусловлена урбанизацией, профессиональной специализацией различных видов деятельности, усилением социальной мобильности, что приводит к формированию гибридных культурных форм, оторванных от традиций и обладающих рядом особенностей, отделяющих субкультуру как от национальной, так и от общечеловеческой культуры. Контркультура — такая субкультура, которая не просто отличается, но противостоит, находится в открытом конфликте с доминирующей культурой, отвергает или опровергает характерные для нее систему ценностей, образ жизни, нормы и правила поведения. Контркультура отличается подчеркнутым нон-конформизмом, неприятием и разрушением культурных стереотипов и норм, идеологическим и политическим экстремизмом, раскрепощением чувственности и подчеркнутым либертинизмом.
Структурное разнообразие культуры позволяет выделять в ней другие формы и разновидности: мировую и национальные культуры, общечеловеческую и классовую, религиозную и светскую, глобальную и локальную, восточную и западную и т.д. Функции культуры: 1. Познавательная и образовательная. 2. Преобразовательная. 3. Информационная. 4. Коммуникативная. 5. Нормативная (регулятивная). 6. Ценностная. 7. Адаптационная 8. Функция наполнения и сохранения, а также трансляции социальной информации. 9. Игровая (компенсаторская) - желание восстановления сил. К. опирается на преемственность и характеризуется новаторством.
26. Проблема сознания и основные традиции её осмысления. структура и функции сознания. Социокультурная размерность сознания.
Сознание-фундаментальная философ.категория,характериз-я сложное,многомерное явление,представл.собой компонент человеч-й психики,включ.в себя мир челов-х мыслей, чувств и эмоций,интуицию волю,а также др.духов-е состояния человека. В истории филос-и сложилось несколько традиций в понимании проблемы сознания: 1)субстациональная позиция-предст.Платоном,Лейбницем и др.Сознание поним-ся как замкнутая в себе субъективность.2)натуралиски-функцион-й подход-Гольбах,Кабанис, рассматр-ли сознание как особую функцию головн.мозга,благодаря кот.чел-к способен познать окр.мир.В рамках этого подхода была впервые сформул-на психо-физиолог. проблема,но не были учтены связи челов-го созн-я с культурой,соц-й обуслов-ю человека. 3)социокультурный подход-две традиции: творчество нем.классики Канта и Гегеля,кот. впервые четко определяют такое явление как индивид-е созн-е,кот. через волю,ценности, убеждения влияет на культуру,общ.жизнь,кроме того они разл-т действие индивид-го и обществен-го созн-я.4)психоаналитич-я-Фрейд,Юнг и др.Она выделяет область бессознат-го и утверждает о его приоритете над сознательным.5)экзистенционально-феноменологич-й.Они рассм-ют субъективность,как спецеф-е проявл.бытия.Поэтому считают они нужно говорить не о мышлении о бытии,а о бытии мышления.6)Проблема созн-я в постклассич-й филос-и популярна в структурализме.Здесь бытие поним-ся как языковая реальность и трактуется как процесс речи или текста.
Генезис, структура и функции сознания. Социокультурная размерность сознания.
Проблема генезиса одна из самых сложных в филос.Разработки по решению проблемы генезиса сознания представл-ы в диалектико-матер-й филос. Этапы становления созн-я: 1)эволюция св-в отражения,присущего материи 2)развитие зачаточного интеллекта животных3)переход к труд.деят-ти,изготовл.искусст-х орудий труда4)развитие в процессе труда знаково-голосовой коммуникации,что привело к появлению языка. Структура созн-я: 1) интеллект 2)эмоции(чувства) 3)воля 4)интуиция 5)память 6)знание 7)ценности,нормы. В рамках психоаналитич-го подхода созн-е имеет иную структуру,согласно Фрейду можно выделить след.уровни созн-я:1.бессознательное,в чел-ке проявляется через оно 2.сознательное-проявл-ся через я 3.область внутренней цензуры,совесть,кот.проявл-ся через сверх я. В психологии Юнга кроме индивид-го бессозн-го в психике чел-ка учитыв-ся наличие коллект-го бессознат-го,кот.проявл-ся через архитипы:опыт,переживания всех прежних поколений. В соврем.соц.-критич-й филос.лит-ре выделяют различн.уровни и формы созн-я.В нем. классике,в марксизме созн-е делят на индивид-е и обществен-е.Индив-е созн-е-дух.мир чел-ка,кот.непрерывно обогащается,изменяется. Стержнем индив-го созн-я явл-ся самосозн-е-это осознанное отнош-е чел-ка к своим потребностям,влечениям,переживаниям,мыслям.На него может оказывать влияние и самочувствие чел-ка. Обществен-е созн-е-дух.отражение обществен-го бытия.С точки зрения марксизма это отражение материальных условий жизни,разнообразн.соц-х переживаний,интересов, взглядов, теорий, кот.возникают в определ-й историч-й период у большинства соц-х групп людей. Индивид-е и обществ-е созн-е не совпадают полностью,индивид-е входит в обществ-е не во всём объёме,а частично.Индивид-е созн-е либо опереж-т,либо отстаёт от обществен-го. Обществен-е созн-е делят на уровни и различают по формам.Уровни:1)обыденное созн-е 2)соц-ая психология(массовое созн-е)3)теоретич-е созн-е Обыденное созн-е:повседневное,будничное понимание цели изадач нашей жизни, событий,кот.происх.вокруг нас.
Массовая психология:совокупность настроений,чувств,эмоций,а также знаний,иллюзий, суеверий,личных наблюдений людей,кот.позволяют им ориентироваться в жизнедеятельности общества,соблюдать его нормы и традиции. Теоретич.уровень созн-я формир-ся целенаправ-но и всегда из вне. Формы созн-я:1)научная 2)политическая 3)экономическая 4)моральная и религиозная 5)правовая 6)эстетическая Ф-ции созн-я:1)позновательная 2)целеполагающая 3)регулятивная 4)креативная (творческая). В раз-е проблемы социокульт-й размерности в филос.сложилось несколько подходов к её рассм-ю: 1)генетич-я схема-связана с филос.Энгельса и строится на убеждении в том,что труд создал чел-ка и соответ-но коллект.труд-я деят-ть способствовала и становлению человеч-го созн-я. 2) функциональная схема-связана с марксис-й филос.Здесь созн-е поним-ся как осозн-е бытие,под которым трактуются конкретные условия жизни людей. 3)коммуник-ая схема-она обращена к исследованию созн-я в языковой форме. 4.проблема языка явл-ся основной и в классической филос.Например в филос.лингвистического анализа.(Л.Витгенштейн) 27. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа.
Познание – совокупность процессов сбора, переработки усвоения и использования человеком инфор. о мире,самом себе и о целях и программах преобразования природного и социально-культурного мира. П. – социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека направленная на получение и усвоение достоверных знаний о действительности. Процесс познавательной деят. всегда носит исторический и социо-культурный характер. 2 типа познавательной деятельности: - духовно-практическая форма позн. деят. (ранние этапы развития чел-ва) - дух.-теоретич. форма познават. деят. (уровень духовного пр-ва) Классификация П. исходя из функций языка и методов познания: мифологическое, религиозное, образно-художественное, научное. Гл. проблема П. – поиск истины, как приближение субъективного человека к объективной правде. 2 важн. вопроса гносеологии: - человек обладает активным творческим разумом, след., процесс познания носит активный творческий характер (припоминание у Платона); - идея соответствия человеческих знаний миру природных объектов. 3 варианта оценки позн. деят. человека: - гносеологический оптимизм – мир познаваем и человек способен правильно формировать своё мнение о нём (Аристотель, Бекон, Спиноза, Гегель, Маркс); - скептицизм – необходимо во всём сомневаться, чел. разумный небудет ни принимать, ни отвергать точку зрения, скептики наблюдатели, апатия, безмятежность, равнодушие - ангостицизм – мир принципиально не познаваем (Кант). Проблема познания в класс. фил. рассматривалась в русле учения о разуме. Только в 19 в. выделяется отдельно гносеология. Гл. проблемы теории познания: - статус и роль субъекта познания; - структура познавательного процесса; - формирование методов познания; - проблема истины. Проблема субъект-объектной оппозиции. Сейчас познанию посвящён раздел – эпистемология, исходящая из оппозиции объект-знание, следовательно, и набор проблем будет иным. Составляющие познания – субъект (носитель сознания) и объект (фрагмент реальности – независимый от субъекта самостоятельный мир).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|