Философия и современность (основные направления современной философии)
Научные знания на протяжении тысячелетий радикально обновлялись: все, что считалось когда-то истинным и неизменным — античная астрономия или средневековые представления о химии, сейчас кажется безнадежно устаревшим. Иначе обстоит дело с философией. Хотя и здесь большая часть концепций забыта и опровергнута практикой, некоторые идеи сохранили значение для современности, например идеи Платона и Аристотеля, Декарта и Маркса. Можно сказать, что некоторые произведения философской классики, подобно выдающимся произведениям искусства, находятся вне времени. (Именно такие произведения рассматривались в главах по истории философии.) Но философия, как наука в целом, развивается путем опровержения старых идей, постоянно выдвигая новые, оригинальные концепции. Каждый последующий этап ее развития не похож на предыдущий, а классические проблемы всякий раз поворачиваются к нам под новым углом. Поэтому для того чтобы понять философию объемно и целостно, необходимо дополнить изучение истории философии анализом ее современного состояния. Основными философскими направлениями, характерными для начала XXI в., являются аналитическая философия, прагматизм, постмодернизм, феминизм и такие влиятельные течения и школы, как неофрейдизм, феноменология, герменевтика, неомарксизм, неотомизм и др. В XX — начале XXI в. продолжается и в какой-то мере обостряется борьба между рационализмом и иррационализмом. Полюс рациональной философии в современности представлен в аналитической философии, иррациональной - в философии постмодернизма. . Аналитическая философия Понятие аналитической философии. Философия логического анализа. Лингвистическая философия
Аналитическая философия — это течение современной мысли, направленное на логический и языковой анализ философских и научных высказываний. Характерными чертами аналитической философии являются: однозначность и точность в употреблении понятий; отрицательное отношение к спекуляциям и широким обобщениям; направленность на логическую ясность и строгость рассуждений; разработанная система аргументации, доказательств и опровержений; предпочтение анализа остальным методам исследования; широкое использование инструментария логики и лингвистики. Аналитическая философия доминирует в университетах современных англоязычных и скандинавских стран. Традиционно ее противопоставляют континентальной философии, которая представлена прежде всего в таких странах европейского континента, как Германия и Франция, и направлена на общие рассуждения о социальных, психологических, метафизических проблемах.
Если аналитическая философия критикует континентальную за неопределенность высказываний и бессмысленность идей, то континентальная усматривает в аналитической формализм, оторванный от реальной жизни человека и общества. Аналитическая философия не является однородным направлением. Это скорее определенный стиль мышления, своеобразный подход к общефилософским проблемам, где важен не столько результат анализа, сколько его процесс, в котором применяются строгие методы, используются обоснованные аргументы и контраргументы, точные доказательства и опровержения. В аналитической философии выделяют два основных направления — философию логического анализа и лингвистическую философию. Несмотря на определенные различия между ними, в последнее время наблюдается тенденция к их объединению в единую логико-лингвистическую философию. У истоков философии логического анализа находятся идеи немецкого логика и математика Готтлоба Фреге (1848—1925). Фреге заложил основы для формирования символической логики, позволившей более точно и строго, чем в традиционной логике, анализировать структуру высказываний. Наиболее по-
Глава 14. Философия и современность казательна в этом отношении его теория смыслов, где Фреге проводит различие между смыслом и значением. Г. Фреге: Теория смыслов Любое имя имеет значение, в качестве которого выступает реально существующий предмет. Так, значением имени «Венера» выступает сама планета Венера. Смысл имени — это способ, которым представлен предмет в имени. Например, в сочетаниях «Утренняя звезда» и «Вечерняя звезда» выражены различные смыслы, но одно значение, поскольку оба этих сочетания употребляются для обозначения планеты Венера. Теория смыслов позволила анализировать характер таких наименований, как «самое удаленное от Земли тело», «нынешний король Франции», «Дон Кихот»: это имена, имеющие смысл, но не имеющие значения. Разведение значения и смысла позволяет избежать серьезных логических ошибок в рассуждениях. Идеи Фреге дополняет британский философ Бертран Рассел, который развивает точку зрения на высказывания философии и науки, известную как логический атомизм. Б. Рассел: Логический атомизм «Логическими атомами» Рассел называл далее неразложимые на составляющие части описания реальных фактов. Для того чтобы проверить истинность высказывания, необходимо: 1) разложить его на «атомарные высказывания»; 2) удостовериться, что каждое такое высказывание соответствует фактам и 3) логически правильно связано с другими высказываниями. Например: истинно или ложно утверждение «Нынешний король Франции лыс»? Так как короля Франции не существует, то высказывание не истинно. Но если оно ложное, мы должны сделать вывод, что король Франции не лыс, а это тоже неправильно. Согласно «логическому атомизму», нужно решать проблему так: разбить это высказывание на «атомарные»: «существует нынешний король Франции»; «существует не более чем один нынешний король Франции» и «если кто-то является нынешним королем Франции, то он лыс». Первое высказывание, несомненно, является ложным.
В своем классическом виде философия логического анализа разработана в ранних трудах австрийского философа Людвига Витгенштейна (1889—1951). В «Логико-философском трактате» (1921) он развивает и дополняет идеи символической логики Фреге и логического атомизма Рассела. Оригинальным § 14.1. Аналитическая философия 297 вкладом самого Витгенштейна в аналитическую философию стала теория образа. Ранний Л. Витгенштейн: Теория образа Язык является образом мира: элементы языка соответствуют элементам действительности, а отношения между этими элементами одинаковы и для языка, и для мира (поскольку как мир, так и язык подчиняются общим законам логики). Совокупность всех истинных атомарных предложений является отображением всех ситуаций в мире, на которые мы можем указать. Если предложение нельзя свести к объектам, которые проверяются на опыте (например, и таком предложении, как «Бог живет в раю»), то оно бессмысленно и ею нужно удалить из науки. Задача философии — не метафизические рассуждения, алогическое прояснение мыслей. «О чем невозможно говорить, о том следует молчать», — так завершает Витгенштейн свой «Трактат». Под влиянием идей Витгенштейна в Вене сформировалось влиятельное движение аналитической философии, известное как «логический позитивизм»1, представители которого занимались логическим анализом языка науки. Философия логического анализа углубила и развила многие идеи предшественников и прояснила ряд понятий и терминов науки. Однако попытки построения идеального логического языка науки, который был основной целью «венского кружка», показали свою несостоятельность: искусственный язык был слишком ограничен и беден.
Людвиг Витгенштейн утверждал, что «весь туман философии конденсируется в капле грамматики». В 1930-е гг. аналитическая философия переходит от идеи конструирования идеального логического языка к анализу обыденного языка. Это стало ярким проявлением лингвистического поворота в философии — ситуации, когда философские проблемы стали определяться как лежащие в области языка. Аналитики пришли к пониманию, что естественный язык за тысячелетия своего развития сформировал связи, более адекватно отражающие отношения внутри самой реальности, чем
1 Наиболее известные представители «венского кружка» — Мориц Шлик (1882-1936), Рудольф Карнап (1891-1970), Альфред Джулс Айер (1910-1989), ОттоНейрат (1882-1945).
Глава 14. Философия и современность § 14.1. Аналитическая философия
те искусственные связи между категориями, которые способен помыслить любой философ. У истоков лингвистической философии находятся поздние работы Витгенштейна, который пересмотрел свои ранние логические идеи. Теперь Витгенштейн уже не считает, что правила языка соответствуют строгим правилам логики. Язык скорее подчиняется правилам самой жизни, где есть место не только логике, но и доверию, убеждению, уверенности. Значение — это не соответствие слова объекту, поскольку одно и то же слово может иметь разные значения в зависимости от условий его употребления. Так, «суббота» может обозначать «сегодня», или «вчера», или «завтра», или, например, «2 апреля 2050 года». Поэтому значение есть употребление. Понять другого мы можем только втом случае, если понимаем контекст употребления, те «правила игры», на основании которых он строит свои высказывания. Эти правила задаются обществом, в котором воспитан человек; являются результатом соглашений разных людей о том, что означает то или иное слово; определяются уверенностью в том, что слово употреблено в рамках принятых правил. Витгенштейн доказывает, что одному слову соответствует не какой-то один реальный предмет в мире, а бесконечное множество различных явлений. Поздний Л. Витгенштейн: Теория семейных сходств Родственники в большой семье имеют какие-то особенности (рост, цвет глаз, черты лица), которые соответствуют особенностям других родственников. Однако мы можем не обнаружить той черты, которая была бы присуща всем членам семьи без исключения. Значения слова связаны между собой на основании похожей системы сходств. Мы можем не найти ничего общего в употреблении одного и того же слова в разных контекстах, однако, рассмотрев различные варианты такого употребления, мы увидим в них «семейные сходства». Так, нельзя найти единого значения для слова «игра», которое могло бы объяснить то общее, что есть в игре в шахматы, игре в карты, игре с мячом, языковой игре или игре бликов солнца на воде. Однако есть определенное «родство» между этими значениями, которое мы способны зафиксировать.
Важным этапом в лингвистической философии стала теория речевых актов английского философа Джона Остина (1911- 1960). Остин выделяет три уровня речевых актов: локутивный акт — говорение; иллокутивный акт — действие посредством слов (обещание, утверждение и т.д.); перлокутивный акт — эффект, оказываемый на собеседника (убеждение, запугивание). При анализе речи следует заранее обозначить эти уровни. Наиболее известно выделение Остином перформативных высказываний. Дж. Остин: Перформативные выска швания Часто говоря, что слово есть поступок, мы понимаем это фигурально. Однако определенные высказывания являются действиями в полном смысле этого слова. Произнося их, мы не просто говорим, а совершаем определенные действия. Например, когда председатель произносит «Я открываю собрание», он тем самым открывает его. Произнося «я обещаю...», человек одновременно и обещает нечто. Говоря «приветствую вас», человек тем самым пас приветствует. Такие высказывания-поступки Остин называет перформативными. К 1970-м гг. аналитическая философия отходит от фиксации на логике и языке как центральных объектах философии и возвращается к тем проблемам, которые были отвергнуты на ранних этапах как «метафизические и туманные». Так, аналитическая методология используется сейчас для исследований в области этики (Ричард Хэар, 1919-2002), политики (Джон Ролз, 1921-2002), сознания (Хилари Патнэм, р. 1926) и т.д. Логика и лингвистика здесь задействованы не в результатах, а в процессе анализа, обеспечивая строгость и стройность доказательств и опровержений; формализм же подвергается критике. Аналитическая философия в таком понимании — как способ аргументации и стиль мышления — является наиболее влиятельным направлением современной западной мысли. Уже сейчас в ряде университетов англоязычных стран она не выделяется в качестве отдельного направления, а рассматривается как единственно возможная академическая философия современности. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Аналитическая философия — это направление современной мысли, ориентированное на логический и языковой анализ философских и научных высказываний. В аналитической философии выделяют два 300 Глава 14. Философия и современность основных направления — философию логического анализа и лингвистическую философию. 2. У истоков философии логического анализа находятся идеи Г. Фреге и Б. Рассела. В законченном виде идеи этого направления представлены в ранних работах Л. Витгенштейна. 3. У истоков лингвистической философии, где философские проблемы определяются как лежащие в области языка, находятся поздние работы Л. Витгенштейна. ЗАДАНИЯ 1. Назовите основные черты аналитической философии. Дайте ее оп 2. Перечислите основных представителей философии логического анализа. Приведите их основные идеи. 3. Перечислите основных представителей лингвистической философии. В чем заключаются их основные идеи? Прагматизм Понятие прагматизма. Классический прагматизм. «Средний прагматизм» и неопрагматизм Прагматизм (от греч. pragma — дело, действие) — направление философии, анализирующее целесообразную деятельность с точки зрения ее эффективности в достижении практически полезных результатов. Философия прагматизма направлена против метафизических, спекулятивных, умозрительных элементов философского знания. Ее цель - решение конкретных жизненных задач, достижение успеха в любой деятельности человека. Прагматизм возник в конце XIX в. в США и до сих пор определяет стратегии современной американской философии. Сам прагматический подход является оригинальным вкладом философии США в мировую мысль. Он отображает специфический характер американской жизни и культуры, где определяющей является деловая, практическая направленность, а высшими ценностями признаются успех и свобода выбора. У истоков классического прагматизма находится фигура Чарльза Сандерса Пирса (1839—1914). Пирс отрицал ценность теоретического знания, оторванного от реальной практики.
§ 14.2. Прагматизм Знание — не нечто, данное раз и навсегда; это постоянно изменяющаяся форма деятельности, способ изменения реальности. Истинность знания подтверждается только его последствиями и зависит оттого, насколько эффективно оно «работает». Эффективность намного важнее «объективной научной истины», поскольку настоящая цель науки — не сухое описание фактов, а облегчение жизни человека и человечества. Ч. Пирс: «Принцип Пирса» «Принцип Пирса» формулируется таким образом: «Если мы рассмотрим практические последствия, которые могут быть произведены объектом нашего понятия, то понятие об этих последствиях и будет нашим полным понятием об объекте». Например, понятие «твердый» означает, что на вещи, обозначенной как твердая, многие другие вещи не смогут оставить царапин. Пока мы не проверим это на практике, мы не сможем сказать ничего определенного о твердости объекта. Иными словами, значение любой идеи сводится к тем практическим последствиям, которые из этой идеи проистекают. Работы Пирса не привлекали к себе пристального внимания до тех пор, пока популярный американский философ и психолог Уильям Джеймс1 (1842—1910) не открыл их для широкой публики. Джеймс вводит в науку само понятие прагматизм. При этом он определяет его не как особое направление в философии, а как метод, способ мышления, основанный на опыте и здравом смысле. Джеймс объявляет единственной достоверной реальностью «чистый опыт» человека. Материальное и духовное он понимает как два аспекта одного итого же опыта: и мысли, и вещи состоят из ощущений и впечатлений. Центральной категорией прагматизма Джеймс считал истину. У. Джеймс: Истина Истинным Джеймс называет все то, что упрощает и экономит усилия; все, что помогает человеку двигаться к цели (или по крайней мере не мешает ему в этом). Критериями истины являются ее способности: 1) объяснять события, 2) предсказывать будущее, 3) выдерживать критику, 4) согласовываться с другими идеями, известными как истинные, и т.д. Как правило, истинными Джеймс называет идеи, в соответ- 1 И ногда также Джемс. Глава 14. Философия и современность § 14.3. Философия постмодернизма
ствии с которыми живет и успешно действует множество людей в обществе. Так, по его мнению, вера в бога истинна, поскольку полезна для общества и разделяется многими людьми. В дальнейшем идеи прагматизма разрабатывались в учении философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859—1952). Основная идея Дьюи заключается втом, что интеллект призван не просто отражать действительность; его цель — изменять и преобразовывать ее в соответствии с нашими потребностями. Человек для Дьюи — не созерцатель, а деятель. Дж. Дьюи: Инструментализм По мнению Дьюи, идея — не форма отражения действительности, а инструмент манипулирования с опытом. Иными словами, идеи должны не указывать на мир, а помогать человеку решать возникающие проблемы. Дьюи разрабатывал четкие шаги для превращения любой ситуации из проблематической в решенную — от осознания проблемы до проверки решения на опыте. В педагогике Дьюи призывал к отказу от простого запоминания и воспроизводства знаний. Цель обучения — развитие способности самостоятельно решать проблемы. Средний прагматизм1 сменил классический прагматизм Пирса, Джеймса и Дьюи. На этом этапе прагматизм практически слился с философией логического анализа и лингвистической философией, став составной частью более широкого направления — аналитической философии. Появление неопрагматизма — современного этапа в развитии прагматизма связывают с именем Ричарда Рорти (1931—2007). Рорти продолжает прагматистскую традицию трактовки знания. Он метафорически сравнивает организм человека с компьютером (hardware), а его верования и желания — с программным обеспечением этого компьютера (software). Совершенно не важно, правильно ли отражает программное обеспечение реальность вне компьютера и отражает ли вообще. Важно то, насколько удобны, функциональны и эффективны программы. Рорти отрицает любую системность, структурность, абсолютность, что позволяет назвать его философию одним из про- ' К представителям этого этапа можно отнести таких философов, как Чарльз Моррис (1901-1979). УиллардКуайн (1908-1997), Джон Серл(р. 1932) и др. явлений постмодернизма (см. § 14.3). Однако как последователь прагматизма Рорти считает, что современное буржуазное общество устроено правильно, поскольку позволяет людям свободно выбирать и эффективно действовать. В этом, как будет показано ниже, состоит его основное отличие от других представителей постмодернизма, резко критикующих современность. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Прагматизм - направление в философии, преимущественно американской, анализирующее деятельность человека с точки зрения ее эффективности в достижении практически полезных результатов. У истоков прагматизма находятся идеи Ч. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи. 2. «Средний прагматизм» слился с аналитической философией. Современный вариант прагматизма представлен в неопрагматической концепции Р. Рорти, который соединяет классические концепции прагматизма и идеи постмодернизма. ЗАДАНИЯ 1. Назовите основные идеи философии прагматизма. Дайте ее определение. 2. Перечислите основных представителей прагматизма и назовите их основные идеи. § 14.3. Философия постмодернизма Постмодерн и постмодернизм. От структурализма к постструктурализму. Основные идеи философии постмодернизма Понятие «постмодерн» используется для обозначения широкого спектра явлений и процессов в культуре и искусстве, морали и политике, возникших в конце XX — начале XXI в. Буквально слово «постмодерн» обозначает нечто, следующее после модерна. При этом «модерн» здесь употребляется в традиционном для европейской философии понимании, т.е. как комплекс идей, характерных для Нового времени. Таким образом, постмодерн — это современная эпоха в мировой культуре, которая призвана завершить многоиекоиую эпоху Нового времени. ^м Глава 14. Философия и современность § 14.3. Философия постмодернизма
Под постмодернизмом обычно понимают определенную философскую программу, предлагающую теоретическое обоснование новых процессов и явлений в культуре. Как философское течение постмодернизм неоднороден и представляет собой скорее стиль мышления, чем строгое научное направление. Более того, сами представители постмодернизма дистанцируют себя от строгой академической науки, отождествляя свою философию с литературоведческим анализом или даже художественными произведениями.
Западная академическая философия относится к постмодернизму негативно. Ряд изданий не публикует постмодернистские статьи, а большая часть современных постмодернистов работают на кафедрах литературоведения, поскольку философские кафедры отказывают им в местах. Философия постмодернизма резко противопоставляет себя господствующей философской и научной традиции, подвергая критике традиционные концепции структуры и центра, субъекта и объекта, значения и смысла. Картина мира, предлагаемая постмодернистами, лишена цельности, полноты, связности, но, по их мнению, именно такая картина точнее всего отражает изменчивую и неустойчивую реальность. Постмодернизм изначально являлся критикой структурализма — течения, ориентированного на анализ формальной структуры социальных и культурных явлений1. По мнению структуралистов, смысл любого знака (слова в языке, обычая в культуре) зависит не от человека и не от предметов реального мира, а от связей этого знака с другими знаками. При этом смысл раскрывается в противопоставлении одного знака другому. Например, культура в структурализме анализируется как система устойчивых отношений, которые проявляются в серии бинарных оппозиций (жизнь—смерть, война—мир, охота—земледелие и т.д.). Ограниченность и формализм такого подхода привели к резкой критике структурализма, а позже и самого понятия «структура». Структурализм в философии сменяется 1 Основными представителями структурализма считаются швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857-1913), французские антрополог Клод Леви-Строс (1908-1990) и психоаналитик Жак Лакан (1901 -1981). постструктурализмом, который стал теоретической основой для идей постмодернизма. В наиболее явном виде критика структурности проявилась в теории деконструкции французского философа Жака Дерри- ^'(1930-2004). Ж. Деррида: Деконструкция Современное мышление зажато в догматических рамках и стереотипах метафизического мышления. Понятия, категории, методы, которыми мы пользуемся, жестко заданы традицией и ограничивают развитие мысли. Даже тот, кто пытается бороться с догматизмом, неосознанно использует в своем языке стереотипы, доставшиеся от прошлого. Деконструкция — это сложный процесс, направленный на преодоление таких стереотипов. По мнению Деррида, в мире нет ничего жестко зафиксированного, все можно деконструировать, т.е. интерпретировать по-новому, показать противоречивость и зыбкость того, что казалось истиной. Никакой текст не имеет жесткой структуры и единого метода прочтения: каждый может прочесть его по-своему, в своем контексте. Что-либо новое может возникнуть только в таком прочтении, свободном от давления авторитета и традиционной логики мышления. Деррида в своих работах выступал против логоцентризма — представления о том, что в реальности все подчинено строгим логическим законам, а бытие содержит некую «истину», которую способна раскрыть философия. На самом деле стремление объяснять все при помощи плоского детерминизма только ограничивает и обедняет наше понимание мира. Другой крупный постмодернист — Мишель Фуко — писал о речевых практиках, довлеющих над человеком. Под ними он понимал совокупность текстов, наборы строгих терминов, понятий, характерных для какой-то сферы человеческой жизни, в особенности для науки. Способ организации этих практик — систему правил, предписаний, запретов - Фуко назвал дискурсом. М. Фуко: Знание и власть Любой научный дискурс основан на стремлении к знанию: он предлагает человеку набор инструментов для поиска истины. Однако, поскольку всякий дискурс упорядочивает, структурирует реальность, он тем самым подгоняет ее под свои представления, укладывает в жесткие схемы. Следовательно, дискурс, в том числе научный, является насилием, формой контроля над сознанием и поведением человека. 20- 1760 Глава 14. Философия и современность § 14.3. Философия постмодернизма
Насилие и жесткий контроль — это проявление власти над человеком. Поэтому знание есть выражение власти, а не истины. Оно не ведет нас к истине, а просто заставляет верить, что то или иное высказывание и есть истина. Власть не осуществляется кем-то конкретно: она безлична и «разлита» в системе используемого языка и текстов науки. Все «научные дисциплины» суть идеологические инструменты. Одним из мощных идеологических инструментов, согласно Фуко, является представление о субъекте. На деле субъект — иллюзия. Сознание человека формируется культурой: все, что он может сказать, навязано его родителями, окружением, телевидением, наукой и т.д. Человек все менее самостоятелен и все больше зависим от разных дискурсов. В современности можно говорить о смерти субъекта. Эта идея развивается французским литературоведом и философом Роланом Бартом (1915—1980) в концепции смерти автора. Р. Барт: Смерть автора Никакого авторского начала не существует. Современный человек — инструмент, через который проявляют себя различные речевые практики, навязываемые ему с рождения. Все, что у него есть, - это готовый словарь чужих слов, словосочетаний, высказываний. Все, что он может сделать, - просто смешать то, что уже было сказано кем-то ранее. Ничего нового сказать уже нельзя: любой текст соткан из цитат. Поэтому в произведении говорит не автор, говорит сам язык. И он говорит, возможно, то, о чем не мог даже подозревать сам писатель. Любой текст соткан из цитат и отсылок: все они переадресовывают к другим текстам, те — к следующим и так—до бесконечности. Мир в постмодернизме похож на библиотеку, где каждая книга цитирует какую-то другую, или, скорее, на компьютерный гипертекст с разветвленной системой отсылок к другим текстам. Такое представление о действительности подробно разработано в концепции Жана Бодрийяра (1929—2007). Ж. Бодрийяр: Теория симулякров Симулякром (от лат. simulacrum — образ, подобие) Бодрийяр называл «образ, копирующий то, чего никогда не существовало». На ранних этапах развития человека каждое слово отсылало к конкретному предмету: палке, камню, дереву и т.д. Большинство же современных поня- тий не имеет строгого предметного значения. Например, чтобы объяснить слово «патриотизм», мы укажем не на конкретный предмет, а скажем, что это «любовь к родине». Однако любовь также не отсылает к конкретному предмету. Это, скажем, «стремление к единению с другим», причем и «стремление», и «единение» опять же не отсылают нас к реальному миру. Они отсылают нас к другим таким же понятиям. Понятия и образы, определяющие нашу жизнь, не обозначают ничего реального. Это — симулякры, имеющие видимость того, что никогда не существовало. Они отсылают нас друг кдругу, а не креальным вещам. По мнению Бодрийяра, мы покупаем не вещи, а их образы («бренды» как знаки престижа, навязываемые рекламой); мы некритично верим образам, конструируемым телевидением; слова, которыми мы пользуемся, — пусты. Реальность в мире постмодерна заменяется гиперреальностью — иллюзорным миром моделей и копий, который не опирается ни на что, кроме самого себя, и который тем не менее воспринимается нами гораздо реальнее, чем истинная реальность.
Жан Бодрийяр полагал, что средства массовой информации не отражают реальность, а творят ее. В работе «Войны в Заливе не было» он писал, что война в Ираке 1991 г. была «виртуальной», сконструированной прессой и телевидением. К осознанию пустоты и илл юзорности окружающих нас образов и к пониманию того, что все когда-то было сказано, приходит и искусство XX в. В это время реализм, пытавшийся как можно точнее изображать реальность, сменяется модернизмом. Экспериментируя в поисках новых средств и разрушая старые догмы, модернизм приходит к полной пустоте, которую уже невозможно далее отрицать и разрушать. Модернизм поначалу искажает реальность (в работах кубистов, сюрреалистов и др.). Крайняя степень искажения, не имеющая почти ничего общего с реальностью, представлена, например, в «Черном квадрате» Казимира Малевича. В 1960-е гг. искусство полностью отвергается, заменяясь «концептуальными построениями». Так, Дамьен Хирст выставляет мертвую овцу в аквариуме. Дмитрий ПрИГОВ делает бумажные гробики из листов со своими стихами и торжественно хоронит их непрочитанными. Появляются «симфонии тишины» и поэмы без слов. 2(1* Глава 14. Философия и современность § 14.3. Философия постмодернизма
По мнению итальянского философа и писателя Умберто Эко (р. 1932), именно этот тупик, к которому пришло искусство, привел к появлению новой эпохи постмодерна. У. Эко: Постмодернистская ирония Эко писал, что «наступает предел, когда авангарду (модернизму) дальше идти некуда. Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»1. Постмодернизм, таким образом, отказывается от разрушения реальности (тем более что она уже разрушена), а начинает с иронией переосмысливать все, что было сказано раньше. Искусство постмодернизма становится набором цитат и отсылок к прошлому, смесью высоких и низких жанров, а в изобразительном искусстве — коллажом из разных известных изображений, картин, фотографий. Искусство — ироничная и легкая игра смыслами и значениями, смешение стилей и жанров. Все, что когда-то воспринималось серьезно — возвышенная любовь и патетическая поэзия, патриотизм и идеи освобождения всех угнетенных, теперь воспринимаются с улыбкой - как наивные иллюзии и прекраснодушные утопии. Французский теоретик постмодернизма Жан Франсуа Лио-тар (1924—1998) писал, что «если упростить до предела, то под постмодернизмом понимается недоверие к метарассказам»2. Ж. Ф. Лиотар: Закат метанарраций Метарассказами (или метанаррациями) Лиотар называл любые универсальные системы знания, при помощи которых люди пытаются объяснить мир. К ним можно отнести религию, науку, искусство, историю и т.д. Самыми влиятельными метарассказами Нового времени Лиотар считал идеи об общественном прогрессе, всепобеждающей роли науки и т.д. Постмодернизм — время заката метарассказов. Вера во всеобщие принципы потеряна: современность — это эклектичная связь мелких, локальных, разнородных идей и процессов. Современность — эпоха не единого стиля, а смешения различных стилей жизни (так, в Токио человек может слушать регги, носить французскую одежду, утром ходить в «Макдоналдс», а вечером — в традиционный ресторан и т.д.). Закат метанарраций — это потеря тоталитарной идеологической целостности и признание возможности сосуществования противоположных, разнородных мнений и истин. 1 Эко У Имя розы. М., 1989. С. 636. 2 ЛиотарЖ.Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998. С. 10. Американский философ Р. Рорти полагает, что одним из таких метарассказов является и философия, точнее традиционная теория познания, направленная на поиск истины. Рорти пишет, что философия нуждается в терапии: ее нужно лечить от претензий на истину, поскольку эта претензия бессмысленна и вредна. Цель философии — не в поиске истины и оснований, а в поддержании разговора, коммуникации различных людей. Она должна отойти от научности и стать больше похожей на литературную критику или даже на художественную литературу. Р. Рорти: Случайность, ирония, солидарность В традиционной философии, опирающейся на идеал научной истины, системность и теорию познания, Рорти видит опасность социального фундаментализма и авторитарности. Он противопоставляет ей свою теорию, где истина понимается как полезность и любой текст толкуется сточки зрения потребностей личности и солидаризации общества. Высшие идеологические истины заменяются свободным общением и приоритетом «общего интереса», социальный контроль — симпатией и доверием, закономерность — случайностью. Человек должен с иронией осознавать иллюзорность и ограниченность любых — чужих и своих — убеждений и потому быть открытым для любых мнений, терпимым к любой инаковости и чуждости. Дли Рорти жизнь общества — вечная игра и постоянная открытость другому, позволяющие ускользнуть от какого-либо «затвердевания» одной из идей и от ее превращения в философскую истину или идеологический лозунг. В отличие от остальных постмодернистов Рорти не критикует современное буржуазное общество, поскольку считает, что оно и так достаточно свободно и толерант-но: следует двигаться дальше и том же направлении, поощряя общение между разными людьми и терпимость к чужим точкам зрения. Постмодернистская философия — яркое проявление традиций иррационализма в мировой философской мысли. Она доводит до логического предела идеи «философии жизни», фрейдизма, экзистенциализма и подвергает критике фундаментальные для традиционной мысли идеи разума, истины, науки, морали. Академическая философия отвергает построения постмодернистов: она считает их слишком хаотическими, туманными, непонятными и ненаучными. Однако нельзя не признать, что постмодернизм в ряде своих положений сумел точнее всего Глава 14. Философия и современность § 14.4. Философия феминизма
описать изменчивый и непостоянный мир современности с его эклектикой, плюрализмом и недоверием к любым глобальным проектам политиков и ученых. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Постмодернизм — радикальное направление в иррациональной философии, описывающее переходное состояние современной культуры. Он является реакцией на структурализм и критикует идеи системности и логичности. 2. Состояние постмодерна знаменует окончание эпохи глобальных проектов, идеологических лозунгов, пафосных идей. ЗАДАНИЯ 1. Дайте общие определения понятий «постмодерн» и «постмодернизм». Каковы философские истоки постмодернизма? 2. Перечислите основных представителей постмодернистской философии и назовите их основные идеи. Философия феминизма Феминизм. Основные идеи феминистической философии. Направления и разновидности феминизма Феминизмом (от лат. femina — женщина) называют социально-политическое и идеологическое движение за уравнивание женщин в правах с мужчинами. Феминизм прежде всего направлен против идей сексизма — дискриминации по половому признаку1. Действия феминизма направлены на выявление, разоблачение, критику и устранение любых проявлений угнетения женщины в обществе. Политические основы феминизма в целом начали оформляться во Франции и США в эпоху Просвещения, пронизанную революционными идеями всеобщего равенства, свободы и естественных прав человека. В конце XVIII в. идеи эмансипации женщин в классическом виде были сформулированы в книге Мэри Уоллсшоункрафт (1759—1797) «В защиту прав женщин» (1792). ' Слово «сексизм» (от англ. sex — пол) образовано по аналогии с такими словами, как «расизм» (дискриминация по расовому признаку), «эйджизм» (от англ. age — возраст) - дискриминация по возрасту. Приблизительно в то же время Олимпия де Гуж (1745—1793) написала «Декларацию прав женщины и гражданки». В политическом движении феминизма выделяют два основных направления: либеральное направление, которое восходит к идеям Уоллстоун-крафт и подразумевает постепенное и безболезненное расширение прав и роли женщин в обществе при сохранении существующих социальных институтов; радикальное направление, которое усматривает причины бесправия женщины в господствующих социальных отношениях (в том числе в традициях семьи, брака, материнства, любви) и призывает к их полному разрушению. После появления работы М. Уоллстоун крафт появилась и сатирическая анонимная пародия на нее: «В защиту прав скотов», где автор пытался доказать, что говорить о правах женщин так же смехотворно, как и о правах животных. Сейчас права женщин никем не ставятся под сомнение; более того, даже права животных приобрели многочисленных сторонников. В начале XX в. борьба за равенство полов и за получение женщинами избирательных прав привела к успеху: многие страны законодательно признали равное положение женщин и мужчин. Тем не менее, по мнению некоторых исследователей, скрытые формы подавления свободы женщины продолжают определять ее зависимое положение в обществе. Конкретные направления поиска этих «форм подавления», а также теоретические обоснования самого поиска зависят от философских предпочтений исследователей. Феминизм многообразен, предлагая как различные стратегии поиска, так и различные решения проблемы. Единственно общим для всех форм феминизма можно назвать только тезис о подчиненном положении женщины. Теоретические основы современных исследований в области феминизма заложены в работах американского этнографа Маргарет Mud (1901-I978). М. Мид: Социокультурные основания полового поведения Мид провела ряд полевых исследований и выяснила, что черты поведения, которые традиционно считаются мужскими или женскими, значительно различаются в разных обществах. Следовательно, пове- 312 Глава 14. Философия и современность дение, которое считают мужским или женским, и качества мужественности или женственности зависят не от биологического пола, а от общественных представлений и норм, навязываемых человеку в процессе воспитания и социализации. Хотя Мид не отрицала значения биологического пола, она показала, что положение полов в обществе зависит от социальных норм: воспитание здесь важнее природы. Свои идеи она изложила в работе «Пол и темперамент в трех примитивных обществах» (1935). Определенное влияние на феминизм оказала и ее книга «Мужское и женское» (1949). В дальнейшем для обозначения социально сконструированного пола стали употреблять понятие «гендер» (от англ. gender — грамматический род, пол), отграничивая его тем самым от биологического пола (для обозначения которого в английском языке применяется слово sex). В философии тендера подчеркивается, что быть мужчиной или женщиной — это не только обладать соответствующими биологическими особенностями, но и играть определенную социальную роль, предписанную культурой. Роль тендера подчеркивает и самый известный представитель феминизма Симона де Бовуар (1908—1986) в своих словах «Женщиной не рождаются, ею становятся». Бовуар подходила к проблемам женщин в обществе с позиций экзистенциализма. Многие ее работы и идеи сейчас считаются классикой феминизма. С. де Бовуар: Второй пол В работе «Второй пол» (1949) Симона де Бовуар показывает, что мужское воспринимается в культуре как норма, эталон или центр отсчета, а женское — как отклонение от нормы, нечто периферийное и незначащее. Женское конструируется в обществе как Другое—нечто чужое, неполноценное. Мужчина формирует социальный мир для себя, оставляя женщину на вторых ролях; она обречена на то, чтобы быть «вторым полом». При этом не только мужчины, но и женщины принимают эти установки как само собой разумеющиеся. Для освобождения женщины необходимо отказаться от постоянного соотнесения ее с мужчиной; она должна развивать независимость и творчески самоутверждаться. Плодотворной почвой для идей феминизма стала постмодернистская философия. Так, для Ж. Деррида все мужское в культуре является чистым проявлением логоцентризма, по- § 14.4. Философия феминизма 313 скольку оно демонстрирует себя в качестве центра, эталона. Мужское начало в традиционной культуре — доминирующее, подавляющее, структурирующее; этому давлению, как и остальным догматическим традициям, необходимо противостоять. Женское же начало как подавленное и вытесненное должно, напротив, приобретать важное освободительное значение. Наиболее известные работы этого направления принадлежат французской постмодернистке Юлии Кристевой (р. 1941), которая усматривает первостепенную важность материнства для развития культуры. Ю. Кристева: Материнство Традиционная мужская культура строится на постепенном «отпадении» человека от других. Ребенок сначала отделяется от матери. В процессе социализации ему навязываются нормы, стереотипы и язык, которые постепенно «стирают», отрицают его индивидуальность. В дальнейшем человек может выразить свою уникальность, только противопоставляя себя другим, отрицая все «иное». В результате патриархальная культура подчеркивает, с одной стороны, отдаленность человека от других, себя и материнского тела, а с другой — господство над ним жестких иерархий, противопоставлений, номенклатур. Женское начало, напротив, связано не с противопоставлением, а с приятием: материнство и беременность позволяют женщине ощутить единство с другим, сосуществование двух жизней в одном теле. Сама суть женского как материнского делает невозможным радикальный разрыв с материнским началом. Отсюда — важность любви, терпения, жертвенности, противостоящих дегуманизирующей, технократической культуре современности. При всем этом женщина для того, чтобы самораскрыться, должна быть всегда индивидуальна — любая ее фиксированная идентификация опасна. Женщина — постоянный поток и движение. «Женщины как таковой не существует, она находится в процессе становления», — пишет Кристева. О различных путях развития мужской и женской культуры пишет Кэрол Гиллиган (р. 1936), теория которой известна как этика заботы. Развитие женской индивидуальности, по ее мнению, состоит в возможности «говорить своим голосом». К. Гиллиган: Другой голос «Голос» Гиллиган понимает предельно широко: как способность к самовыражению, пониманию других, налаживанию отношений с окру- 314 Глава 14. Философия и современность жающими. Маскулинный голос направлен на отделение, обособление, противопоставление. Фемининный голос — на единение, ненасилие, справедливость, заботу. Женская мораль имеет очертания, отличные от мужской, и развивается по другим законам. Если мужчина признает право другого на независимость, невмешательство, то женщина предпочитает милосердие, реальную помощь другому. Многие феминистки полагают, что успеха во многих областях жизни, а возможно, и решения глобальных проблем современности можно достичь, лишь дополнив традиционную мораль женской моралью заботы. Например, в таком течении современной практической философии, как экофеминизм, сама идея покорения природы трактуется как проявление мужской, патриархальной культуры, направленной на экспансию, завоевание, покорение. Сохранить природу можно, лишь изменив отношение к ней, т.е. принять в качестве новых ориентиров женские ценности мирного сосуществования, помощи и заботы. Впрочем, радикальный феминизм выступает против материнства и ценности заботы, усматривая в них форму закрепощения женщин. Так, Андреа Рита Дворкин (1946—2005) находит во многих институтах современного общества замаскированные формы мужского давления на женщин. А. Дворкин: Насилие над женщиной Критика Дворкин направлена прежде всего на порнографию, в которой она видит навязывание образа женщины как пассивной жертвы, объекта насилия и издевательств. Негативно она относится и к традиционной семье, усматривая в ней форму превращения женщины в рабыню, прислугу и объект для насилия. Истинные истоки семьи Дворкин видит в изнасиловании как практике установления власти над женщиной. В изображении сексуальности — в массовой культуре, литературе, фольклоре — она обнаруживает проявления власти мужчины и закрепление пассивной роли женщины. Многие сторонники радикального феминизма продолжают развивать идеи Дворкин под лозунгами «Всякий мужчина — потенциальный (или реальный) насильник» или «Любой гетеросексуальный половой контакт есть изнасилование» и призывают к разрушению традиционных «патриархальных» институтов. Помимо названных направлений феминизма (либерального и радикального в политической философии, экзистенци-
§ 14.4. Философия феминизма ального и постмодернистского — в теоретической, «этики заботы» и экофеминизма в философии морали) существуют многочисленные его разновидности: о марксистский феминизм, где мужчины и женщины описываются в терминах марксизма (класс угнетателей и класс угнетенных), а освобождение женщин видится как результат революционной борьбы {Кейт Миллет); о анархофеминизм, в котором любое проявление власти объясняется патриархальностью, а свобода — освобождением от систем власти как таковых (Эмма Голдман); о «черный» феминизм, где связываются половая и расовая дискриминация, а черные женщины представлены как объекты двойного подавления (Белл Хуке); 0 феминистская критика религии, где объявляются дискриминационными, например, такие понятия, как «бог-отец», а сама практика церкви представлена как поддержка мужского господства (Мэри Дали); 0 лесбийский феминизм, где гетеросексуальность объявляется формой насилия, а лесбийская любовь — раскрепощением женщины (Джудит Батлер); о сепаратистский феминизм, призывающий женщин отказаться от любых контактов с мужчинами и работы на них. Идеал такого феминизма — общество без мужчин (Мэрилин Фрай); о лингвофеминизм, который анализирует язык на предмет понятий и сочетаний, дискриминирующих женщин (так, во многих языках «человек» и «мужчина» выражаются одним словом, а «женщина» другим), и ратует за создание «гендерно-нейтраль-ного языка»1 (Робин Лакофф). Список разновидностей феминизма можно продолжать: он имеет множество проявлений, которые, однако, согласуются в том, что женщина подвергается различным формам дискриминации. Хотя количество феминистской литературы стремительно увеличивается с каждым годом, оно еще не переросло в новое качество и философский престиж идей феминизма невелик. 1 Например, в современных американских текстах предложения с безличным «он» типа «поступай с другим так, как желаешь, чтобы он поступал с тобой» обычно пишут так: «поступай с другим так, как желаешь, чтобы он или она поступал с тобой». 316 Глава 14. Философия и современность Феминизм, особенно в его радикальном варианте, критикуется за стремление подогнать факты под заранее известные ответы, многочисленные противоречия в ходе рассуждений и т.д. Многие критики усматривают в феминизме одно из проявлений кризиса и гибели традиционной культуры. В то же время позиции феминизма как политической силы в западных странах достаточно сильны: его идеи оказывают несомненное влияние на средства массовой информации, мораль, право, изменяя культуру в целом. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Феминизм — это социально-политическое и идеологическое движение за уравнивание женщин в правах с мужчинами. К основным направлениям феминизма относят радикальное и либеральное. 2. Тендером в феминистской философии называют социально сконструированный пол; роль, которая навязывается культурой. 3. Философия феминизма ассоциируется с идеями неклассической философии - марксизма, экзистенциализма, постмодернизма, анархизма и т.д. ЗАДАНИЯ 1. Дайте определения понятий «феминизм» и «гендер». 2. Что стало политическими и философскими истоками феминизма? 3. Перечислите основных представительниц феминистской философии. Назовите их основные идеи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|