Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия и современность (основные направления современной философии)




 

Научные знания на протяжении тысячелетий радикально обновля­лись: все, что считалось когда-то истинным и неизменным — античная астрономия или средневековые представления о химии, сейчас кажет­ся безнадежно устаревшим. Иначе обстоит дело с философией. Хотя и здесь большая часть концепций забыта и опровергнута практикой, не­которые идеи сохранили значение для современности, например идеи Платона и Аристотеля, Декарта и Маркса. Можно сказать, что некото­рые произведения философской классики, подобно выдающимся произведениям искусства, находятся вне времени. (Именно такие про­изведения рассматривались в главах по истории философии.) Но философия, как наука в целом, развивается путем опровержения старых идей, постоянно выдвигая новые, оригинальные концепции. Каждый последующий этап ее развития не похож на предыдущий, а классические проблемы всякий раз поворачиваются к нам под новым углом. Поэтому для того чтобы понять философию объемно и целост­но, необходимо дополнить изучение истории философии анализом ее современного состояния.

Основными философскими направлениями, характерными для нача­ла XXI в., являются аналитическая философия, прагматизм, постмо­дернизм, феминизм и такие влиятельные течения и школы, как неоф­рейдизм, феноменология, герменевтика, неомарксизм, неотомизм и др. В XX — начале XXI в. продолжается и в какой-то мере обостряется борьба между рационализмом и иррационализмом. Полюс рацио­нальной философии в современности представлен в аналитической философии, иррациональной - в философии постмодернизма.

.

Аналитическая философия

Понятие аналитической философии. Философия логического анализа. Лингвистическая философия

Аналитическая философия — это течение совре­менной мысли, направленное на логический и языковой анализ фи­лософских и научных высказываний. Характерными чертами аналитической философии являются:


однозначность и точность в употреблении понятий; отрицательное отношение к спекуляциям и широким обобще­ниям;

направленность на логическую ясность и строгость рассуж­дений;

разработанная система аргументации, доказательств и опро­вержений;

предпочтение анализа остальным методам исследования; широкое использование инструментария логики и лингвистики. Аналитическая философия доминирует в университетах современных англоязычных и скандинавских стран. Традици­онно ее противопоставляют континентальной философии, ко­торая представлена прежде всего в таких странах европейского континента, как Германия и Франция, и направлена на общие рассуждения о социальных, психологических, метафизиче­ских проблемах.

|

Если аналитическая философия критикует континентальную за неопре­деленность высказываний и бессмысленность идей, то континентальная усматривает в аналитической формализм, оторванный от реальной жизни человека и общества.

Аналитическая философия не является однородным на­правлением. Это скорее определенный стиль мышления, свое­образный подход к общефилософским проблемам, где важен не столько результат анализа, сколько его процесс, в котором применяются строгие методы, используются обоснованные аргументы и контраргументы, точные доказательства и опро­вержения.

В аналитической философии выделяют два основных на­правления — философию логического анализа и лингвистиче­скую философию. Несмотря на определенные различия между ними, в последнее время наблюдается тенденция к их объеди­нению в единую логико-лингвистическую философию.

У истоков философии логического анализа находятся идеи не­мецкого логика и математика Готтлоба Фреге (1848—1925). Фреге заложил основы для формирования символической ло­гики, позволившей более точно и строго, чем в традиционной логике, анализировать структуру высказываний. Наиболее по-


 

Глава 14. Философия и современность

казательна в этом отношении его теория смыслов, где Фреге проводит различие между смыслом и значением.

Г. Фреге: Теория смыслов

Любое имя имеет значение, в качестве которого выступает реально су­ществующий предмет. Так, значением имени «Венера» выступает са­ма планета Венера. Смысл имени — это способ, которым представлен предмет в имени. Например, в сочетаниях «Утренняя звезда» и «Ве­черняя звезда» выражены различные смыслы, но одно значение, по­скольку оба этих сочетания употребляются для обозначения планеты Венера. Теория смыслов позволила анализировать характер таких на­именований, как «самое удаленное от Земли тело», «нынешний ко­роль Франции», «Дон Кихот»: это имена, имеющие смысл, но не имеющие значения. Разведение значения и смысла позволяет избе­жать серьезных логических ошибок в рассуждениях.

Идеи Фреге дополняет британский философ Бертран Рас­сел, который развивает точку зрения на высказывания филосо­фии и науки, известную как логический атомизм.

Б. Рассел: Логический атомизм

«Логическими атомами» Рассел называл далее неразложимые на со­ставляющие части описания реальных фактов. Для того чтобы прове­рить истинность высказывания, необходимо: 1) разложить его на «атомарные высказывания»; 2) удостовериться, что каждое такое вы­сказывание соответствует фактам и 3) логически правильно связано с другими высказываниями. Например: истинно или ложно утвержде­ние «Нынешний король Франции лыс»? Так как короля Франции не существует, то высказывание не истинно. Но если оно ложное, мы должны сделать вывод, что король Франции не лыс, а это тоже непра­вильно. Согласно «логическому атомизму», нужно решать проблему так: разбить это высказывание на «атомарные»: «существует нынеш­ний король Франции»; «существует не более чем один нынешний ко­роль Франции» и «если кто-то является нынешним королем Фран­ции, то он лыс». Первое высказывание, несомненно, является лож­ным.

В своем классическом виде философия логического анали­за разработана в ранних трудах австрийского философа Людви­га Витгенштейна (1889—1951). В «Логико-философском трак­тате» (1921) он развивает и дополняет идеи символической ло­гики Фреге и логического атомизма Рассела. Оригинальным


§ 14.1. Аналитическая философия 297

вкладом самого Витгенштейна в аналитическую философию стала теория образа.

Ранний Л. Витгенштейн: Теория образа

Язык является образом мира: элементы языка соответствуют элемен­там действительности, а отношения между этими элементами одина­ковы и для языка, и для мира (поскольку как мир, так и язык подчиня­ются общим законам логики). Совокупность всех истинных атомар­ных предложений является отображением всех ситуаций в мире, на которые мы можем указать. Если предложение нельзя свести к объек­там, которые проверяются на опыте (например, и таком предложении, как «Бог живет в раю»), то оно бессмысленно и ею нужно удалить из науки. Задача философии — не метафизические рассуждения, алоги­ческое прояснение мыслей. «О чем невозможно говорить, о том следу­ет молчать», — так завершает Витгенштейн свой «Трактат».

Под влиянием идей Витгенштейна в Вене сформировалось влиятельное движение аналитической философии, известное как «логический позитивизм»1, представители которого занима­лись логическим анализом языка науки. Философия логического анализа углубила и развила многие идеи предшественников и прояснила ряд понятий и терминов науки. Однако попытки по­строения идеального логического языка науки, который был ос­новной целью «венского кружка», показали свою несостоятель­ность: искусственный язык был слишком ограничен и беден.

(

Людвиг Витгенштейн утверждал, что «весь туман философии конденси­руется в капле грамматики».

В 1930-е гг. аналитическая философия переходит от идеи конструирования идеального логического языка к анализу обыденного языка. Это стало ярким проявлением лингвистиче­ского поворота в философии — ситуации, когда философские проблемы стали определяться как лежащие в области языка. Аналитики пришли к пониманию, что естественный язык за тысячелетия своего развития сформировал связи, более адек­ватно отражающие отношения внутри самой реальности, чем

1 Наиболее известные представители «венского кружка» — Мориц Шлик (1882-1936), Рудольф Карнап (1891-1970), Альфред Джулс Айер (1910-1989), ОттоНейрат (1882-1945).


 



Глава 14. Философия и современность


§ 14.1. Аналитическая философия



 


те искусственные связи между категориями, которые способен помыслить любой философ.

У истоков лингвистической философии находятся поздние ра­боты Витгенштейна, который пересмотрел свои ранние логи­ческие идеи.

Теперь Витгенштейн уже не считает, что правила языка со­ответствуют строгим правилам логики. Язык скорее подчиня­ется правилам самой жизни, где есть место не только логике, но и доверию, убеждению, уверенности. Значение — это не соот­ветствие слова объекту, поскольку одно и то же слово может иметь разные значения в зависимости от условий его употреб­ления. Так, «суббота» может обозначать «сегодня», или «вче­ра», или «завтра», или, например, «2 апреля 2050 года». Поэто­му значение есть употребление. Понять другого мы можем только втом случае, если понимаем контекст употребления, те «правила игры», на основании которых он строит свои выска­зывания. Эти правила задаются обществом, в котором воспи­тан человек; являются результатом соглашений разных людей о том, что означает то или иное слово; определяются уверен­ностью в том, что слово употреблено в рамках принятых пра­вил. Витгенштейн доказывает, что одному слову соответствует не какой-то один реальный предмет в мире, а бесконечное множество различных явлений.

Поздний Л. Витгенштейн: Теория семейных сходств Родственники в большой семье имеют какие-то особенности (рост, цвет глаз, черты лица), которые соответствуют особенностям других родственников. Однако мы можем не обнаружить той черты, которая была бы присуща всем членам семьи без исключения. Значения слова связаны между собой на основании похожей системы сходств. Мы мо­жем не найти ничего общего в употреблении одного и того же слова в разных контекстах, однако, рассмотрев различные варианты такого употребления, мы увидим в них «семейные сходства». Так, нельзя най­ти единого значения для слова «игра», которое могло бы объяснить то общее, что есть в игре в шахматы, игре в карты, игре с мячом, языко­вой игре или игре бликов солнца на воде. Однако есть определенное «родство» между этими значениями, которое мы способны зафикси­ровать.

Важным этапом в лингвистической философии стала теория речевых актов английского философа Джона Остина (1911-


1960). Остин выделяет три уровня речевых актов: локутивный акт — говорение; иллокутивный акт — действие посредством слов (обещание, утверждение и т.д.); перлокутивный акт — эффект, оказываемый на собеседника (убеждение, запугивание). При анализе речи следует заранее обозначить эти уровни.

Наиболее известно выделение Остином перформативных высказываний.

Дж. Остин: Перформативные выска швания

Часто говоря, что слово есть поступок, мы понимаем это фигурально. Однако определенные высказывания являются действиями в полном смысле этого слова. Произнося их, мы не просто говорим, а соверша­ем определенные действия. Например, когда председатель произно­сит «Я открываю собрание», он тем самым открывает его. Произнося «я обещаю...», человек одновременно и обещает нечто. Говоря «при­ветствую вас», человек тем самым пас приветствует. Такие высказы­вания-поступки Остин называет перформативными.

К 1970-м гг. аналитическая философия отходит от фикса­ции на логике и языке как центральных объектах философии и возвращается к тем проблемам, которые были отвергнуты на ранних этапах как «метафизические и туманные». Так, ана­литическая методология используется сейчас для исследова­ний в области этики (Ричард Хэар, 1919-2002), политики (Джон Ролз, 1921-2002), сознания (Хилари Патнэм, р. 1926) и т.д. Логика и лингвистика здесь задействованы не в резуль­татах, а в процессе анализа, обеспечивая строгость и строй­ность доказательств и опровержений; формализм же подвер­гается критике.

Аналитическая философия в таком понимании — как спо­соб аргументации и стиль мышления — является наиболее влиятельным направлением современной западной мысли. Уже сейчас в ряде университетов англоязычных стран она не выделяется в качестве отдельного направления, а рассматрива­ется как единственно возможная академическая философия современности.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Аналитическая философия — это направление современной мысли, ориентированное на логический и языковой анализ философских и научных высказываний. В аналитической философии выделяют два


300 Глава 14. Философия и современность

основных направления — философию логического анализа и лингвисти­ческую философию.

2. У истоков философии логического анализа находятся идеи Г. Фреге и Б. Рассела. В законченном виде идеи этого направления представлены в ранних работах Л. Витгенштейна.

3. У истоков лингвистической философии, где философские проблемы определяются как лежащие в области языка, находятся поздние рабо­ты Л. Витгенштейна.

ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные черты аналитической философии. Дайте ее оп­
ределение.

2. Перечислите основных представителей философии логического анализа. Приведите их основные идеи.

3. Перечислите основных представителей лингвистической филосо­фии. В чем заключаются их основные идеи?

Прагматизм

Понятие прагматизма. Классический прагматизм. «Средний прагматизм» и неопрагматизм

Прагматизм (от греч. pragma — дело, действие) — направление философии, анализирующее целесообразную дея­тельность с точки зрения ее эффективности в достижении практически полезных результатов. Философия прагматизма направлена против метафизических, спекулятивных, умозри­тельных элементов философского знания. Ее цель - решение конкретных жизненных задач, достижение успеха в любой дея­тельности человека.

Прагматизм возник в конце XIX в. в США и до сих пор оп­ределяет стратегии современной американской философии. Сам прагматический подход является оригинальным вкладом философии США в мировую мысль. Он отображает специфи­ческий характер американской жизни и культуры, где опреде­ляющей является деловая, практическая направленность, а высшими ценностями признаются успех и свобода выбора.

У истоков классического прагматизма находится фигура Чарльза Сандерса Пирса (1839—1914). Пирс отрицал ценность теоретического знания, оторванного от реальной практики.


 

 

§ 14.2. Прагматизм

Знание — не нечто, данное раз и навсегда; это постоянно изме­няющаяся форма деятельности, способ изменения реальности. Истинность знания подтверждается только его последствиями и зависит оттого, насколько эффективно оно «работает». Эф­фективность намного важнее «объективной научной истины», поскольку настоящая цель науки — не сухое описание фактов, а облегчение жизни человека и человечества.

Ч. Пирс: «Принцип Пирса»

«Принцип Пирса» формулируется таким образом: «Если мы рассмот­рим практические последствия, которые могут быть произведены объ­ектом нашего понятия, то понятие об этих последствиях и будет на­шим полным понятием об объекте». Например, понятие «твердый» означает, что на вещи, обозначенной как твердая, многие другие вещи не смогут оставить царапин. Пока мы не проверим это на практике, мы не сможем сказать ничего определенного о твердости объекта. Иными словами, значение любой идеи сводится к тем практическим последствиям, которые из этой идеи проистекают.

Работы Пирса не привлекали к себе пристального внима­ния до тех пор, пока популярный американский философ и психолог Уильям Джеймс1 (1842—1910) не открыл их для ши­рокой публики. Джеймс вводит в науку само понятие прагма­тизм. При этом он определяет его не как особое направление в философии, а как метод, способ мышления, основанный на опыте и здравом смысле. Джеймс объявляет единственной достоверной реальностью «чистый опыт» человека. Матери­альное и духовное он понимает как два аспекта одного итого же опыта: и мысли, и вещи состоят из ощущений и впечатле­ний. Центральной категорией прагматизма Джеймс считал истину.

У. Джеймс: Истина

Истинным Джеймс называет все то, что упрощает и экономит усилия; все, что помогает человеку двигаться к цели (или по крайней мере не мешает ему в этом). Критериями истины являются ее способности: 1) объяснять события, 2) предсказывать будущее, 3) выдерживать кри­тику, 4) согласовываться с другими идеями, известными как истин­ные, и т.д. Как правило, истинными Джеймс называет идеи, в соответ-

1 И ногда также Джемс.



Глава 14. Философия и современность


§ 14.3. Философия постмодернизма



 


ствии с которыми живет и успешно действует множество людей в об­ществе. Так, по его мнению, вера в бога истинна, поскольку полезна для общества и разделяется многими людьми.

В дальнейшем идеи прагматизма разрабатывались в учении философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859—1952). Ос­новная идея Дьюи заключается втом, что интеллект призван не просто отражать действительность; его цель — изменять и пре­образовывать ее в соответствии с нашими потребностями. Че­ловек для Дьюи — не созерцатель, а деятель.

Дж. Дьюи: Инструментализм

По мнению Дьюи, идея — не форма отражения действительности, а инструмент манипулирования с опытом. Иными словами, идеи долж­ны не указывать на мир, а помогать человеку решать возникающие проблемы. Дьюи разрабатывал четкие шаги для превращения любой ситуации из проблематической в решенную — от осознания проблемы до проверки решения на опыте. В педагогике Дьюи призывал к отказу от простого запоминания и воспроизводства знаний. Цель обучения — развитие способности самостоятельно решать проблемы.

Средний прагматизм1 сменил классический прагматизм Пир­са, Джеймса и Дьюи. На этом этапе прагматизм практически слился с философией логического анализа и лингвистической философией, став составной частью более широкого направ­ления — аналитической философии.

Появление неопрагматизма — современного этапа в развитии прагматизма связывают с именем Ричарда Рорти (1931—2007). Рорти продолжает прагматистскую традицию трактовки зна­ния. Он метафорически сравнивает организм человека с компь­ютером (hardware), а его верования и желания — с программным обеспечением этого компьютера (software). Совершенно не важ­но, правильно ли отражает программное обеспечение реаль­ность вне компьютера и отражает ли вообще. Важно то, на­сколько удобны, функциональны и эффективны программы.

Рорти отрицает любую системность, структурность, абсо­лютность, что позволяет назвать его философию одним из про-

' К представителям этого этапа можно отнести таких философов, как Чарльз Моррис (1901-1979). УиллардКуайн (1908-1997), Джон Серл(р. 1932) и др.


явлений постмодернизма (см. § 14.3). Однако как последова­тель прагматизма Рорти считает, что современное буржуазное общество устроено правильно, поскольку позволяет людям свободно выбирать и эффективно действовать. В этом, как бу­дет показано ниже, состоит его основное отличие от других представителей постмодернизма, резко критикующих совре­менность.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Прагматизм - направление в философии, преимущественно аме­риканской, анализирующее деятельность человека с точки зрения ее эффективности в достижении практически полезных результатов. У истоков прагматизма находятся идеи Ч. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи.

2. «Средний прагматизм» слился с аналитической философией. Совре­менный вариант прагматизма представлен в неопрагматической кон­цепции Р. Рорти, который соединяет классические концепции праг­матизма и идеи постмодернизма.

ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные идеи философии прагматизма. Дайте ее опреде­ление.

2. Перечислите основных представителей прагматизма и назовите их основные идеи.

§ 14.3. Философия постмодернизма

Постмодерн и постмодернизм. От структурализма к постструктурализму. Основные идеи философии постмодернизма

Понятие «постмодерн» используется для обозна­чения широкого спектра явлений и процессов в культуре и искус­стве, морали и политике, возникших в конце XX — начале XXI в. Буквально слово «постмодерн» обозначает нечто, следующее по­сле модерна. При этом «модерн» здесь употребляется в традици­онном для европейской философии понимании, т.е. как ком­плекс идей, характерных для Нового времени. Таким образом, постмодерн — это современная эпоха в мировой культуре, кото­рая призвана завершить многоиекоиую эпоху Нового времени.




Глава 14. Философия и современность


§ 14.3. Философия постмодернизма



 


Под постмодернизмом обычно понимают определенную фило­софскую программу, предлагающую теоретическое обоснование новых процессов и явлений в культуре. Как философское течение постмодернизм неоднороден и представляет собой скорее стиль мышления, чем строгое научное направление. Более то­го, сами представители постмодернизма дистанцируют себя от строгой академической науки, отождествляя свою философию с литературоведческим анализом или даже художественными произведениями.

I

Западная академическая философия относится к постмодернизму нега­тивно. Ряд изданий не публикует постмодернистские статьи, а большая часть современных постмодернистов работают на кафедрах литературо­ведения, поскольку философские кафедры отказывают им в местах.

Философия постмодернизма резко противопоставляет себя господствующей философской и научной традиции, подвергая критике традиционные концепции структуры и центра, субъ­екта и объекта, значения и смысла. Картина мира, предлагае­мая постмодернистами, лишена цельности, полноты, связно­сти, но, по их мнению, именно такая картина точнее всего от­ражает изменчивую и неустойчивую реальность.

Постмодернизм изначально являлся критикой структура­лизма — течения, ориентированного на анализ формальной структуры социальных и культурных явлений1. По мнению структуралистов, смысл любого знака (слова в языке, обычая в культуре) зависит не от человека и не от предметов реального мира, а от связей этого знака с другими знаками. При этом смысл раскрывается в противопоставлении одного знака дру­гому. Например, культура в структурализме анализируется как система устойчивых отношений, которые проявляются в серии бинарных оппозиций (жизнь—смерть, война—мир, охота—земле­делие и т.д.). Ограниченность и формализм такого подхода привели к резкой критике структурализма, а позже и самого понятия «структура». Структурализм в философии сменяется

1 Основными представителями структурализма считаются швейцарский линг­вист Фердинанд де Соссюр (1857-1913), французские антрополог Клод Леви-Строс (1908-1990) и психоаналитик Жак Лакан (1901 -1981).


постструктурализмом, который стал теоретической основой для идей постмодернизма.

В наиболее явном виде критика структурности проявилась в теории деконструкции французского философа Жака Дерри- ^'(1930-2004).

Ж. Деррида: Деконструкция

Современное мышление зажато в догматических рамках и стереотипах метафизического мышления. Понятия, категории, методы, которыми мы пользуемся, жестко заданы традицией и ограничивают развитие мысли. Даже тот, кто пытается бороться с догматизмом, неосознанно использует в своем языке стереотипы, доставшиеся от прошлого. Де­конструкция — это сложный процесс, направленный на преодоление таких стереотипов. По мнению Деррида, в мире нет ничего жестко за­фиксированного, все можно деконструировать, т.е. интерпретировать по-новому, показать противоречивость и зыбкость того, что казалось истиной. Никакой текст не имеет жесткой структуры и единого метода прочтения: каждый может прочесть его по-своему, в своем контексте. Что-либо новое может возникнуть только в таком прочтении, свобод­ном от давления авторитета и традиционной логики мышления.

Деррида в своих работах выступал против логоцентризма — представления о том, что в реальности все подчинено строгим логическим законам, а бытие содержит некую «истину», кото­рую способна раскрыть философия. На самом деле стремление объяснять все при помощи плоского детерминизма только ог­раничивает и обедняет наше понимание мира.

Другой крупный постмодернист — Мишель Фуко — писал о речевых практиках, довлеющих над человеком. Под ними он понимал совокупность текстов, наборы строгих терминов, по­нятий, характерных для какой-то сферы человеческой жизни, в особенности для науки. Способ организации этих практик — систему правил, предписаний, запретов - Фуко назвал дискур­сом.

М. Фуко: Знание и власть

Любой научный дискурс основан на стремлении к знанию: он предла­гает человеку набор инструментов для поиска истины. Однако, по­скольку всякий дискурс упорядочивает, структурирует реальность, он тем самым подгоняет ее под свои представления, укладывает в жест­кие схемы. Следовательно, дискурс, в том числе научный, является насилием, формой контроля над сознанием и поведением человека.


20- 1760



Глава 14. Философия и современность


§ 14.3. Философия постмодернизма



 


Насилие и жесткий контроль — это проявление власти над человеком. Поэтому знание есть выражение власти, а не истины. Оно не ведет нас к истине, а просто заставляет верить, что то или иное высказывание и есть истина. Власть не осуществляется кем-то конкретно: она безлич­на и «разлита» в системе используемого языка и текстов науки. Все «научные дисциплины» суть идеологические инструменты.

Одним из мощных идеологических инструментов, согласно Фуко, является представление о субъекте. На деле субъект — иллюзия. Сознание человека формируется культурой: все, что он может сказать, навязано его родителями, окружением, теле­видением, наукой и т.д. Человек все менее самостоятелен и все больше зависим от разных дискурсов. В современности можно говорить о смерти субъекта.

Эта идея развивается французским литературоведом и фи­лософом Роланом Бартом (1915—1980) в концепции смерти ав­тора.

Р. Барт: Смерть автора

Никакого авторского начала не существует. Современный человек — инструмент, через который проявляют себя различные речевые прак­тики, навязываемые ему с рождения. Все, что у него есть, - это гото­вый словарь чужих слов, словосочетаний, высказываний. Все, что он может сделать, - просто смешать то, что уже было сказано кем-то ра­нее. Ничего нового сказать уже нельзя: любой текст соткан из цитат. Поэтому в произведении говорит не автор, говорит сам язык. И он го­ворит, возможно, то, о чем не мог даже подозревать сам писатель.

Любой текст соткан из цитат и отсылок: все они переадре­совывают к другим текстам, те — к следующим и так—до беско­нечности. Мир в постмодернизме похож на библиотеку, где ка­ждая книга цитирует какую-то другую, или, скорее, на компь­ютерный гипертекст с разветвленной системой отсылок к другим текстам. Такое представление о действительности под­робно разработано в концепции Жана Бодрийяра (1929—2007).

Ж. Бодрийяр: Теория симулякров

Симулякром (от лат. simulacrum — образ, подобие) Бодрийяр называл «образ, копирующий то, чего никогда не существовало». На ранних этапах развития человека каждое слово отсылало к конкретному пред­мету: палке, камню, дереву и т.д. Большинство же современных поня-


тий не имеет строгого предметного значения. Например, чтобы объяс­нить слово «патриотизм», мы укажем не на конкретный предмет, а скажем, что это «любовь к родине». Однако любовь также не отсылает к конкретному предмету. Это, скажем, «стремление к единению с дру­гим», причем и «стремление», и «единение» опять же не отсылают нас к реальному миру. Они отсылают нас к другим таким же понятиям. Понятия и образы, определяющие нашу жизнь, не обозначают ничего реального. Это — симулякры, имеющие видимость того, что никогда не существовало. Они отсылают нас друг кдругу, а не креальным вещам. По мнению Бодрийяра, мы покупаем не вещи, а их образы («бренды» как знаки престижа, навязываемые рекламой); мы некритично верим образам, конструируемым телевидением; слова, которыми мы пользуемся, — пусты.

Реальность в мире постмодерна заменяется гиперреаль­ностью — иллюзорным миром моделей и копий, который не опирается ни на что, кроме самого себя, и который тем не менее воспринимается нами гораздо реальнее, чем истинная реаль­ность.

|

Жан Бодрийяр полагал, что средства массовой информации не отражают реальность, а творят ее. В работе «Войны в Заливе не было» он писал, что война в Ираке 1991 г. была «виртуальной», сконструированной прессой и телевидением.

К осознанию пустоты и илл юзорности окружающих нас об­разов и к пониманию того, что все когда-то было сказано, при­ходит и искусство XX в.

В это время реализм, пытавшийся как можно точнее изо­бражать реальность, сменяется модернизмом. Эксперименти­руя в поисках новых средств и разрушая старые догмы, модер­низм приходит к полной пустоте, которую уже невозможно да­лее отрицать и разрушать.

Модернизм поначалу искажает реальность (в работах кубистов, сюрреа­листов и др.). Крайняя степень искажения, не имеющая почти ничего об­щего с реальностью, представлена, например, в «Черном квадрате» Кази­мира Малевича. В 1960-е гг. искусство полностью отвергается, заменяясь «концептуальными построениями». Так, Дамьен Хирст выставляет мерт­вую овцу в аквариуме. Дмитрий ПрИГОВ делает бумажные гробики из лис­тов со своими стихами и торжественно хоронит их непрочитанными. По­являются «симфонии тишины» и поэмы без слов.

2(1*



Глава 14. Философия и современность


§ 14.3. Философия постмодернизма



 


По мнению итальянского философа и писателя Умберто Эко (р. 1932), именно этот тупик, к которому пришло искусст­во, привел к появлению новой эпохи постмодерна.

У. Эко: Постмодернистская ирония

Эко писал, что «наступает предел, когда авангарду (модернизму) даль­ше идти некуда. Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж про­шлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»1. Постмодер­низм, таким образом, отказывается от разрушения реальности (тем более что она уже разрушена), а начинает с иронией переосмысливать все, что было сказано раньше. Искусство постмодернизма становится набором цитат и отсылок к прошлому, смесью высоких и низких жан­ров, а в изобразительном искусстве — коллажом из разных известных изображений, картин, фотографий. Искусство — ироничная и легкая игра смыслами и значениями, смешение стилей и жанров. Все, что ко­гда-то воспринималось серьезно — возвышенная любовь и патетиче­ская поэзия, патриотизм и идеи освобождения всех угнетенных, те­перь воспринимаются с улыбкой - как наивные иллюзии и прекрас­нодушные утопии.

Французский теоретик постмодернизма Жан Франсуа Лио-тар (1924—1998) писал, что «если упростить до предела, то под постмодернизмом понимается недоверие к метарассказам»2.

Ж. Ф. Лиотар: Закат метанарраций

Метарассказами (или метанаррациями) Лиотар называл любые уни­версальные системы знания, при помощи которых люди пытаются объяснить мир. К ним можно отнести религию, науку, искусство, ис­торию и т.д. Самыми влиятельными метарассказами Нового времени Лиотар считал идеи об общественном прогрессе, всепобеждающей ро­ли науки и т.д. Постмодернизм — время заката метарассказов. Вера во всеобщие принципы потеряна: современность — это эклектичная связь мелких, локальных, разнородных идей и процессов. Современность — эпоха не единого стиля, а смешения различных стилей жизни (так, в Токио человек может слушать регги, носить французскую одежду, ут­ром ходить в «Макдоналдс», а вечером — в традиционный ресторан и т.д.). Закат метанарраций — это потеря тоталитарной идеологиче­ской целостности и признание возможности сосуществования проти­воположных, разнородных мнений и истин.

1 Эко У Имя розы. М., 1989. С. 636.

2 ЛиотарЖ.Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998. С. 10.


Американский философ Р. Рорти полагает, что одним из таких метарассказов является и философия, точнее традици­онная теория познания, направленная на поиск истины. Рорти пишет, что философия нуждается в терапии: ее нужно лечить от претензий на истину, поскольку эта претензия бессмыслен­на и вредна. Цель философии — не в поиске истины и основа­ний, а в поддержании разговора, коммуникации различных людей. Она должна отойти от научности и стать больше похо­жей на литературную критику или даже на художественную ли­тературу.

Р. Рорти: Случайность, ирония, солидарность

В традиционной философии, опирающейся на идеал научной истины, системность и теорию познания, Рорти видит опасность социального фундаментализма и авторитарности. Он противопоставляет ей свою теорию, где истина понимается как полезность и любой текст толкуется сточки зрения потребностей личности и солидаризации общества. Выс­шие идеологические истины заменяются свободным общением и при­оритетом «общего интереса», социальный контроль — симпатией и до­верием, закономерность — случайностью. Человек должен с иронией осознавать иллюзорность и ограниченность любых — чужих и своих — убеждений и потому быть открытым для любых мнений, терпимым к любой инаковости и чуждости. Дли Рорти жизнь общества — вечная иг­ра и постоянная открытость другому, позволяющие ускользнуть от ка­кого-либо «затвердевания» одной из идей и от ее превращения в фило­софскую истину или идеологический лозунг. В отличие от остальных постмодернистов Рорти не критикует современное буржуазное обще­ство, поскольку считает, что оно и так достаточно свободно и толерант-но: следует двигаться дальше и том же направлении, поощряя общение между разными людьми и терпимость к чужим точкам зрения.

Постмодернистская философия — яркое проявление тра­диций иррационализма в мировой философской мысли. Она доводит до логического предела идеи «философии жизни», фрейдизма, экзистенциализма и подвергает критике фунда­ментальные для традиционной мысли идеи разума, истины, науки, морали.

Академическая философия отвергает построения постмо­дернистов: она считает их слишком хаотическими, туманны­ми, непонятными и ненаучными. Однако нельзя не признать, что постмодернизм в ряде своих положений сумел точнее всего



Глава 14. Философия и современность


§ 14.4. Философия феминизма



 


описать изменчивый и непостоянный мир современности с его эклектикой, плюрализмом и недоверием к любым глобальным проектам политиков и ученых.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Постмодернизм — радикальное направление в иррациональной фи­лософии, описывающее переходное состояние современной культу­ры. Он является реакцией на структурализм и критикует идеи систем­ности и логичности.

2. Состояние постмодерна знаменует окончание эпохи глобальных проектов, идеологических лозунгов, пафосных идей.

ЗАДАНИЯ

1. Дайте общие определения понятий «постмодерн» и «постмодер­низм». Каковы философские истоки постмодернизма?

2. Перечислите основных представителей постмодернистской фило­софии и назовите их основные идеи.

Философия феминизма

Феминизм. Основные идеи феминистической философии. Направления и разновидности феминизма

Феминизмом (от лат. femina — женщина) называ­ют социально-политическое и идеологическое движение за уравнивание женщин в правах с мужчинами. Феминизм преж­де всего направлен против идей сексизма — дискриминации по половому признаку1. Действия феминизма направлены на вы­явление, разоблачение, критику и устранение любых проявле­ний угнетения женщины в обществе.

Политические основы феминизма в целом начали оформ­ляться во Франции и США в эпоху Просвещения, пронизанную революционными идеями всеобщего равенства, свободы и есте­ственных прав человека. В конце XVIII в. идеи эмансипации женщин в классическом виде были сформулированы в книге Мэ­ри Уоллсшоункрафт (1759—1797) «В защиту прав женщин» (1792).

' Слово «сексизм» (от англ. sex — пол) образовано по аналогии с такими слова­ми, как «расизм» (дискриминация по расовому признаку), «эйджизм» (от англ. age — возраст) - дискриминация по возрасту.


Приблизительно в то же время Олимпия де Гуж (1745—1793) на­писала «Декларацию прав женщины и гражданки».

В политическом движении феминизма выделяют два ос­новных направления:

либеральное направление, которое восходит к идеям Уоллстоун-крафт и подразумевает постепенное и безболезненное расши­рение прав и роли женщин в обществе при сохранении сущест­вующих социальных институтов;

радикальное направление, которое усматривает причины бес­правия женщины в господствующих социальных отношениях (в том числе в традициях семьи, брака, материнства, любви) и призывает к их полному разрушению.

После появления работы М. Уоллстоун крафт появилась и сатирическая анонимная пародия на нее: «В защиту прав скотов», где автор пытался до­казать, что говорить о правах женщин так же смехотворно, как и о правах животных. Сейчас права женщин никем не ставятся под сомнение; более того, даже права животных приобрели многочисленных сторонников.

В начале XX в. борьба за равенство полов и за получение женщинами избирательных прав привела к успеху: многие страны законодательно признали равное положение женщин и мужчин. Тем не менее, по мнению некоторых исследователей, скрытые формы подавления свободы женщины продолжают определять ее зависимое положение в обществе.

Конкретные направления поиска этих «форм подавления», а также теоретические обоснования самого поиска зависят от философских предпочтений исследователей. Феминизм мно­гообразен, предлагая как различные стратегии поиска, так и различные решения проблемы. Единственно общим для всех форм феминизма можно назвать только тезис о подчиненном положении женщины.

Теоретические основы современных исследований в облас­ти феминизма заложены в работах американского этнографа Маргарет Mud (1901-I978).

М. Мид: Социокультурные основания полового поведения Мид провела ряд полевых исследований и выяснила, что черты пове­дения, которые традиционно считаются мужскими или женскими, значительно различаются в разных обществах. Следовательно, пове-


312 Глава 14. Философия и современность

дение, которое считают мужским или женским, и качества мужествен­ности или женственности зависят не от биологического пола, а от об­щественных представлений и норм, навязываемых человеку в процес­се воспитания и социализации. Хотя Мид не отрицала значения биологического пола, она показала, что положение полов в обществе зависит от социальных норм: воспитание здесь важнее природы. Свои идеи она изложила в работе «Пол и темперамент в трех примитивных обществах» (1935). Определенное влияние на феминизм оказала и ее книга «Мужское и женское» (1949).

В дальнейшем для обозначения социально сконструирован­ного пола стали употреблять понятие «гендер» (от англ. gender — грамматический род, пол), отграничивая его тем самым от био­логического пола (для обозначения которого в английском языке применяется слово sex). В философии тендера подчерки­вается, что быть мужчиной или женщиной — это не только об­ладать соответствующими биологическими особенностями, но и играть определенную социальную роль, предписанную культурой.

Роль тендера подчеркивает и самый известный представитель феминизма Симона де Бовуар (1908—1986) в своих словах «Жен­щиной не рождаются, ею становятся». Бовуар подходила к про­блемам женщин в обществе с позиций экзистенциализма. Мно­гие ее работы и идеи сейчас считаются классикой феминизма.

С. де Бовуар: Второй пол

В работе «Второй пол» (1949) Симона де Бовуар показывает, что муж­ское воспринимается в культуре как норма, эталон или центр отсчета, а женское — как отклонение от нормы, нечто периферийное и незна­чащее. Женское конструируется в обществе как Другое—нечто чужое, неполноценное. Мужчина формирует социальный мир для себя, ос­тавляя женщину на вторых ролях; она обречена на то, чтобы быть «вторым полом». При этом не только мужчины, но и женщины прини­мают эти установки как само собой разумеющиеся. Для освобождения женщины необходимо отказаться от постоянного соотнесения ее с мужчиной; она должна развивать независимость и творчески самоут­верждаться.

Плодотворной почвой для идей феминизма стала постмо­дернистская философия. Так, для Ж. Деррида все мужское в культуре является чистым проявлением логоцентризма, по-


§ 14.4. Философия феминизма 313

скольку оно демонстрирует себя в качестве центра, эталона. Мужское начало в традиционной культуре — доминирующее, подавляющее, структурирующее; этому давлению, как и ос­тальным догматическим традициям, необходимо противосто­ять. Женское же начало как подавленное и вытесненное долж­но, напротив, приобретать важное освободительное значение. Наиболее известные работы этого направления принадлежат французской постмодернистке Юлии Кристевой (р. 1941), ко­торая усматривает первостепенную важность материнства для развития культуры.

Ю. Кристева: Материнство

Традиционная мужская культура строится на постепенном «отпаде­нии» человека от других. Ребенок сначала отделяется от матери. В процессе социализации ему навязываются нормы, стереотипы и язык, которые постепенно «стирают», отрицают его индивидуаль­ность. В дальнейшем человек может выразить свою уникальность, только противопоставляя себя другим, отрицая все «иное». В результа­те патриархальная культура подчеркивает, с одной стороны, отдален­ность человека от других, себя и материнского тела, а с другой — гос­подство над ним жестких иерархий, противопоставлений, номенкла­тур. Женское начало, напротив, связано не с противопоставлением, а с приятием: материнство и беременность позволяют женщине ощу­тить единство с другим, сосуществование двух жизней в одном теле. Сама суть женского как материнского делает невозможным радикаль­ный разрыв с материнским началом. Отсюда — важность любви, тер­пения, жертвенности, противостоящих дегуманизирующей, техно­кратической культуре современности. При всем этом женщина для того, чтобы самораскрыться, должна быть всегда индивидуальна — любая ее фиксированная идентификация опасна. Женщина — посто­янный поток и движение. «Женщины как таковой не существует, она находится в процессе становления», — пишет Кристева.

О различных путях развития мужской и женской культуры пишет Кэрол Гиллиган (р. 1936), теория которой известна как этика заботы. Развитие женской индивидуальности, по ее мнению, состоит в возможности «говорить своим голосом».

К. Гиллиган: Другой голос

«Голос» Гиллиган понимает предельно широко: как способность к са­мовыражению, пониманию других, налаживанию отношений с окру-


314 Глава 14. Философия и современность

жающими. Маскулинный голос направлен на отделение, обособление, противопоставление. Фемининный голос — на единение, ненасилие, справедливость, заботу. Женская мораль имеет очертания, отличные от мужской, и развивается по другим законам. Если мужчина признает право другого на независимость, невмешательство, то женщина пред­почитает милосердие, реальную помощь другому.

Многие феминистки полагают, что успеха во многих областях жизни, а возможно, и решения глобальных проблем современно­сти можно достичь, лишь дополнив традиционную мораль жен­ской моралью заботы. Например, в таком течении современной практической философии, как экофеминизм, сама идея покоре­ния природы трактуется как проявление мужской, патриархаль­ной культуры, направленной на экспансию, завоевание, покоре­ние. Сохранить природу можно, лишь изменив отношение к ней, т.е. принять в качестве новых ориентиров женские ценности мирного сосуществования, помощи и заботы.

Впрочем, радикальный феминизм выступает против мате­ринства и ценности заботы, усматривая в них форму закрепо­щения женщин. Так, Андреа Рита Дворкин (1946—2005) нахо­дит во многих институтах современного общества замаскиро­ванные формы мужского давления на женщин.

А. Дворкин: Насилие над женщиной

Критика Дворкин направлена прежде всего на порнографию, в которой она видит навязывание образа женщины как пассивной жертвы, объ­екта насилия и издевательств. Негативно она относится и к традици­онной семье, усматривая в ней форму превращения женщины в рабы­ню, прислугу и объект для насилия. Истинные истоки семьи Дворкин видит в изнасиловании как практике установления власти над женщи­ной. В изображении сексуальности — в массовой культуре, литерату­ре, фольклоре — она обнаруживает проявления власти мужчины и за­крепление пассивной роли женщины.

Многие сторонники радикального феминизма продолжают развивать идеи Дворкин под лозунгами «Всякий мужчина — потенциальный (или реальный) насильник» или «Любой гетеросексуальный половой контакт есть изнасилование» и призы­вают к разрушению традиционных «патриархальных» институтов.

Помимо названных направлений феминизма (либерально­го и радикального в политической философии, экзистенци-


 

 

§ 14.4. Философия феминизма

ального и постмодернистского — в теоретической, «этики забо­ты» и экофеминизма в философии морали) существуют много­численные его разновидности:

о марксистский феминизм, где мужчины и женщины описывают­ся в терминах марксизма (класс угнетателей и класс угнетен­ных), а освобождение женщин видится как результат револю­ционной борьбы {Кейт Миллет);

о анархофеминизм, в котором любое проявление власти объясня­ется патриархальностью, а свобода — освобождением от систем власти как таковых (Эмма Голдман);

о «черный» феминизм, где связываются половая и расовая дис­криминация, а черные женщины представлены как объекты двойного подавления (Белл Хуке);

0 феминистская критика религии, где объявляются дискримина­ционными, например, такие понятия, как «бог-отец», а сама практика церкви представлена как поддержка мужского гос­подства (Мэри Дали);

0 лесбийский феминизм, где гетеросексуальность объявляется фор­мой насилия, а лесбийская любовь — раскрепощением жен­щины (Джудит Батлер);

о сепаратистский феминизм, призывающий женщин отказаться от любых контактов с мужчинами и работы на них. Идеал тако­го феминизма — общество без мужчин (Мэрилин Фрай);

о лингвофеминизм, который анализирует язык на предмет поня­тий и сочетаний, дискриминирующих женщин (так, во многих языках «человек» и «мужчина» выражаются одним словом, а «женщина» другим), и ратует за создание «гендерно-нейтраль-ного языка»1 (Робин Лакофф).

Список разновидностей феминизма можно продолжать: он имеет множество проявлений, которые, однако, согласуются в том, что женщина подвергается различным формам дискрими­нации.

Хотя количество феминистской литературы стремительно увеличивается с каждым годом, оно еще не переросло в новое качество и философский престиж идей феминизма невелик.

1 Например, в современных американских текстах предложения с безличным «он» типа «поступай с другим так, как желаешь, чтобы он поступал с тобой» обычно пишут так: «поступай с другим так, как желаешь, чтобы он или она поступал с то­бой».


316 Глава 14. Философия и современность

Феминизм, особенно в его радикальном варианте, критикует­ся за стремление подогнать факты под заранее известные отве­ты, многочисленные противоречия в ходе рассуждений и т.д. Многие критики усматривают в феминизме одно из проявле­ний кризиса и гибели традиционной культуры.

В то же время позиции феминизма как политической силы в западных странах достаточно сильны: его идеи оказывают не­сомненное влияние на средства массовой информации, мо­раль, право, изменяя культуру в целом.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Феминизм — это социально-политическое и идеологическое движе­ние за уравнивание женщин в правах с мужчинами. К основным на­правлениям феминизма относят радикальное и либеральное.

2. Тендером в феминистской философии называют социально сконст­руированный пол; роль, которая навязывается культурой.

3. Философия феминизма ассоциируется с идеями неклассической фи­лософии - марксизма, экзистенциализма, постмодернизма, анархиз­ма и т.д.

ЗАДАНИЯ

1. Дайте определения понятий «феминизм» и «гендер».

2. Что стало политическими и философскими истоками феминизма?

3. Перечислите основных представительниц феминистской филосо­фии. Назовите их основные идеи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...