Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие философские течения современности




Многообразие течений современной философии. Основные направления в философии XX - начала XXI в.

Философские идеи XX — начала XXI в. невоз­можно свести к строгому набору базовых тенденций или тради­ций, таких, как антропоцентризм, эмпиризм или социальный оптимизм. Контуры современности, которую философия при­звана «схватить в мысли», только вырисовываются. Проект Нового времени еще не завершен: наука и разум довольно влиятельны и продолжают определять векторы развития обще-


§ 14.5. Другие философские течения современности 317

ства. Тем не менее центральные положения этого проекта уже не всем кажутся убедительными и однозначными. В то же вре­мя новые идеи, предложенные постмодернизмом и другими иррациональными течениями, еще слишком противоречивы и фрагментарны, чтобы служить достаточными основаниями для описания и осмысления современности.

Трудности для описания тенденций развития современной философии создает не только эта «размытость ориентиров», характерная для любого переходного состояния, но и процес­сы усложнения и дифференциации наук. Накопление боль­ших объемов новой информации вызвало появление многих самостоятельных дисциплин. Не избежала этого процесса и философия: логический позитивизм и деконструктивизм, пси­хоанализ и прагматизм - во всех этих течениях выработаны собственные теории, методы и категории, которые часто мало­понятны приверженцам других направлений.

В таком состоянии проблемное поле современной философ­ской мысли проявляется через простое перечисление основных направлений. Кним (помимо рассмотренных в § 14.1-14.4) мож­но отнести неофрейдизм, феноменологию, герменевтику, не­омарксизм и неотомизм.

Неофрейдизм развивался последователями Зигмунда Фрей­да. Здесь наиболее известен Альфред Адлер (1870-1937), выдви­нувший идею о комплексе неполноценности, который может привести или к болезням и депрессиям, или к компенсации в виде всепоглощающего стремления к власти, успеху. Карл Гус­тав Юнг (1875—1961) считал, что помимо индивидуального бессознательного существует и коллективное, которое содер­жит общие для всех людей образы - архетипы. Проявляются они не только в сновидениях, но и в «грезах» всего человечест­ва — мифах, легендах, сказках. Расшифровав эти образы-архе­типы, можно, по мнению Юнга, понять историю человечества.

Неофрейдисты не только дополнили идеи Фрейда, но и подвергли некоторые из них резкой критике.

Феноменология — учение о феноменах как идеальных сущно­стях, явленных сознанию. Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль (1859-1938) призывал заключить в скобки все наши до­пущения о мире для того, чтобы раскрыть чистый, незамутнен-


 

Глава 14. Философия и современность

ный мнениями и оценками смысл предмета. Феноменология Гуссерля оказала заметное влияние на всю философию XX в., в частности привела к появлению экзистенциализма.

Герменевтика (от греч. hermeneuein — толковать, разъяс­нять) — учение о понимании и толковании. Герменевтика раз­вивалась как искусство толкования текстов. Так, в Средневе­ковье это было комментирование Библии (известное также как экзегетика), а в Новое время стало популярно толкование за­конов (юридическая герменевтика). В психологии упор делался на понимании другого человека как на попытке встать на его место, «вживании» в него (эмпатия). Собственно философская герменевтика появляется в работах Ханса Георга Гадамера (1900—2002). Гадамер писал о понимании другого как о стрем­лении к слиянию горизонтов, где сопоставляются и обогащают­ся опыт автора и опыт интерпретатора (читателя, слушателя, критика и т.д.). При этом понимание определено традицией — постоянно изменяющейся и потому вносящей новые аспекты в непрекращающийся процесс понимания.

Неомарксизм является попыткой переосмысления наследия Маркса с учетом достижений науки XX в. У истоков идей нео­марксизма стоял итальянский философ и политик Антонио Грамши (1891—1937), который подчеркивал, что помимо эко­номики важную роль в обществе играют культура, мораль, вос­питание, идеология. В «критической теории» — проекте, нача­том франкфуртским кружком философов в 1920-х гг. Гербер­том Маркузе (1898-1978), Теодором Адорно (1903-1969) и др., обосновывается положение, согласно которому революция должна изменить не только экономику, но и все установки че­ловека — научные, религиозные, культурные. «Франкфуртцы» показали, что при помощи массовой культуры и средств массо­вой информации капитализм формирует ложные потребности, заставляющие людей постоянно покупать товары, которые им реально не требуются.

Неотомизм (от Thomas — Фома) представляет собой прило­жение идей Фомы Аквинского к современным философским проблемам. Неотомизм — официальная философия католи­цизма. Распространение неотомизма в XX в. связано с концеп­цией аджорнаменто — обновлением католицизма, его обраще-


§ 14.5. Другие философские течения современности 319

нием к современным и актуальным проблемам. Так, француз­ский религиозный философ Этьен Жильсон (1884— 1978) писал о важности толерантности по отношению к чужим взглядам, в том числе не соответствующим общепринятым религиозным мнениям, о необходимости диалога с наукой. Вопросы рели­гиозной морали в современном обществе, проблемы свободы, любви, семьи рассматривал папа Иоанн-Павел //(1920—2005). В целом можно сказать, что в XX — начале XXI в. продолжа­ется и в какой-то мере обостряется борьба между рационализ­мом и иррационализмом в философии. Полюс рациональной философии в современности представлен в аналитической фи­лософии, иррациональной - в философии постмодернизма. Ос­тальные философские течения можно представить как тяго­теющие к тому или иному полюсу:

Рационалистические Иррационалистические

тенденции: тенденции:

о аналитическая философия о постмодернизм;

(включая позитивизм и о феминизм;

лингвистическую филосо- о феноменология и экзистен-

фию); циализм;

о прагматизм; о герменевтика;

о неомарксизм. о психоанализ;

о неотомизм.

В ряде случаев иррационалистические и рационалистиче­ские тенденции взаимодействуют. Так, в неопрагматизме Ри­чарда Рорти соединяются идеи прагматизма и постмодерниз­ма; феминизм использует в своих целях методы лингвистиче­ской философии; религиозный (и потому иррациональный) неотомизм говорит о гармонии веры и разума и признании данных науки и т.д.

Эта нарастающая неоднозначность, возможно, свидетельст­вует о том, что само противопоставление рационального и ирра­ционального постепенно утрачивает силу, уступая место новым идеям о всеобщей взаимосвязи и взаимодополнительности.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Идеи современной философии не составляют системы: они проти­воречивы и фрагментарны, что связано с переходным состоянием об­щества и культуры.



Глава 14. Философия и современность


 


2. К популярным течениям современной философии можно отнести аналитическую философию, прагматизм, постмодернизм, феми­низм, неофрейдизм, феноменологию, герменевтику, неомарксизм и неотомизм.

ЗАДАНИЯ

1. Дайте общую характеристику современного состояния философ­ской мысли.

2. Назовите основные школы, традиции и направления философии современности.


НГ ФИЛОСОФИЯ И БУДУЩЕЕ 5 I Э(ГЛ0БАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ)

Будущее во многом - следствие тех единичных и уникальных реше­ний, которые ежедневно принимает каждый человек, и того коллек­тивного выбора, который совершается большими группами людей. Просчитать все вероятности и возможные последствия таких дейст­вий невозможно: прогнозы будущего могут быть лишь более или ме­нее правдоподобными.

В представлениях общества о будущем достаточно и надежд, и опасе­ний. Будущее многовариантно. Нельзя быть однозначно уверенным в том, что тенденции современного развития приведут к улучшению жизни человечества или к обязательному ее ухудшению. Тем не менее современная философия склонна к пессимистическим прогнозам. Об­ращаясь к будущему, она концентрируется не на надеждах, а на опасе­ниях и вероятных угрозах. Связано это отчасти с тем, что ни один из утопических проектов Нового времени, обещавших «золотой век», так и не стал реальностью. Но основной причиной стало осознание человечеством в середине XX в. своей хрупкости и уязвимости перед лицом глобальных проблем цивилизации. К числу проблем, угрожа­ющих самому существованию человека, можно отнести: экологические проблемы, проблему войны и мира, проблему терроризма, демографиче­скую проблему, проблему сохранения природы человека. Для решения глобальных проблем современности необходимы скоор­динированные действия всего человечества в политической, эконо­мической, правовой сферах. Однако сами эти действия возможны только на основе осознаваемых и принимаемых всеми ценностей. По­иск таких общих ценностей, выработка новых норм взаимоотноше­ний человека, общества и природы — одна из основных задач для со­временной и будущей философии.


 


 


Охрана окружающей среды

Глобальные проблемы. Экологическая проблема. Устойчивое развитие

К середине XX в. общество впервые осознало, что существование человечества и жизнь человека как биоло-


21 - 1760


322 Глава 15. Философия и будущее (глобальные проблемы цивилизации)

гического вида чрезвычайно хрупки и уязвимы. Человек ока­зался в уникальной, абсолютно новой для себя ситуации.

Научные обоснования этой уязвимости были представлены во второй половине 1960-х гг. Римским клубом — международ­ной неправительственной организацией, объединившей фи­лософов, экологов, экономистов, демографов и других ученых разных стран. Основатель Римского клуба - итальянский эко­номист Аурелио Печчеи (1908-1984) - был убежден, что планета переживает «особый, всеобъемлющий, эпохальный кризис, пронизывающий буквально все стороны жизни человечест­ва»1. Именно в работах Клуба было конкретизировано понятие «глобальная проблема». Это проблема, которая:

о угрожает самому существованию человека в будущем;

о затрагивает интересы всех стран и народов мира, всего челове­чества в целом, а не отдельных его представителей или групп;

о может быть решена только в результате коллективных действий всех народов;

о требует неотложных действий от межправительственных орга­низаций, правительств, отдельных людей.

К глобальным можно отнести следующие проблемы (и со­ответствующие им задачи):

о охрана окружающей среды;

о контроль над численностью населения;

о борьба с истощением сырьевых ресурсов;

о сохранение пищевых и водных ресурсов;

о избавление от голода и опасных болезней;

о сокращение разрыва между богатыми и развивающимися стра­нами;

о борьба с наращиванием оружия массового поражения;

о прекращение военных действий и актов терроризма;

о использование Космоса в мирных целях;

о борьба со стихийными бедствиями и техногенными катастро­фами-

о сохранение человека как биологического вида.

Первые доклады Римского клуба показали, что дальнейшее ничем не ограниченное развитие человечества на планете с ог­раниченными пищевыми, водными, сырьевыми ресурсами не-

1 Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С. 91.


§15.1. Охрана окружающей среды 323

избежно приведет к масштабной экологической катастрофе. Именно в увеличивающемся разрыве между экономической деятельностью человека и равновесием среды его обитания и состоит, по мнению ученых, сущность важнейшей для совре­менности экологической проблемы. Формами проявления эко­логического кризиса, понимаемого как следствие техногенной деятельности человека, являются:

о нарушение органической связи человека с природой;

о загрязнение гидросферы, литосферы и атмосферы Земли;

о изменение климата на планете;

о истончение защитных слоев атмосферы;

о истощение жизненно важных для человека ресурсов;

о уменьшение биологического разнообразия;

о сокращение площадей лесов и плодородных земель;

о загрязнение космического пространства и т.д.

На обострение этих и других экологических проблем обра­щает особое внимание Организация Объединенных Наций, ко­торая начиная с 1972 г. провела ряд конференций по проблемам охраны окружающей среды. В 1980-х гг. ООН было предложено ключевое для современной экологии понятие «устойчивое разви­тие» — развитие с учетом потребностей современников, но без уг­розы для удовлетворения нужд грядущих поколений.

Основными принципами стратегии устойчивого развития являются: сокращение потребления невозобновляемых ресур­сов; уменьшение количества отходов и их вторичное исполь­зование; минимизация зафязнений; рационализация потреб­ления энергии и потребностей в целом; поддержка биоразно­образия, посадка лесов, восстановление земель; соблюдение предосторожности при вмешательстве в природу и т.д.

В докладе «Изменения климата 2007» Межправительственной группы экс­пертов при ООН говорится, что именно техногенная деятельность челове­ка вызвала потепление климата. Если существующие темпы развития со­хранятся, в обозримом будущем (через десятки лет) средняя температура на планете может повыситься на 1,5—4,5 °С. Это приведет к таянию ледников и айсбергов, затоплению крупных территорий и городов, исчезновению до трети видов растений и животных, нехватке продовольствия и воды, увели­чению числа природных катаклизмов (ураганов, цунами и т.д.).

Хотя усилия ООН принесли значимые практические резуль­таты и способствовали переориентации ряда производств с уче-


 


 


гг


324 Глава 15. Философия и будущее (глобальные проблемы цивилизации)

том требований стратегии устойчивого развития, экологическая обстановка, по мнению ученых, продолжает ухудшаться.

В целом доклады экспертов становятся все более тревож­ными, а прогнозы — все менее утешительными. Но очевидно, что любые политические, правовые или экономические стра­тегии не смогут преломить ситуацию, если не будет изменено само сознание человека, не исчезнет потребительское отноше­ние человека к природе и природа не будет включена в диалог человека и общества. Поиск наиболее эффективных путей нормативной перестройки мировоззрения человека и осуще­ствляет философия, прежде всего в форме такой прикладной философской дисциплины, как экологическая этика1.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Глобальными называют серьезные, неотложные проблемы, затраги­вающие интересы всего человечества и разрешимые только в резуль­тате коллективных действий всех государств мира.

2. Экологическая проблема состоит в увеличивающемся несоответст­вии между хозяйственной деятельностью человека и стабильностью природного окружения.

3. Устойчивое развитие — развитие с учетом потребностей нынешнего поколения без угрозы удовлетворению нужд грядущих поколений.

ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные характеристики глобальных проблем. Какие из этих проблем вы считаете самыми важными? Объясните свой выбор.

2. В чем сущность экологической проблемы? Каковы основные фор­мы проявления экологического кризиса?

3. Перечислите основные принципы стратегии устойчивого развития. В чем основные цели этой стратегии?

§ 15.2. Война и мир

Война как глобальная проблема. Ценность мира. «Справедливая война»

Война сопровождала человечество на протяже­нии всей его истории: конфликты различных масштабов про-

' Принципы и подходы экологической этики рассмотрены в § 10.5.


§ 15.2. Война и мир 325

ходили в том или ином регионе планеты почти постоянно. За это время войны унесли сотни миллионов человеческих жизней и разрушили судьбы еще большего числа людей. Абсолютно мирных лет на планете было немного — всего лишь несколько процентов общей длительности обозримой истории.

Несмотря на представления о том, что прогресс делает человечество более цивилизованным, а конфликтность в отно­шениях между социальными группами со временем смягчает­ся, число войн в истории никогда не снижалось. Социолог Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) вывел «индекс интенсивности войн» (основанный на их длительности и мас­штабности, числе убитых и раненых), показав, что с XII в. до начала XX в. интенсивность военных действий увеличилась почти в 200 раз.

В XX в. прошли две мировые войны, в которых участвовало большинство стран мира; число жертв в этих войнах было зна­чительно больше, чем во всех предшествующих конфликтах. Такая масштабность стала основной причиной превращения войны из локальной проблемы нескольких конфликтующих стран в глобальную проблему.

Второй важной причиной глобализации проблемы войны стало создание ядерного вооружения. После того как США в 1945 г. применили атомное оружие против населения Японии, стало ясно, что человечество обладает военно-технической мощью, способной за короткое время уничтожить население всей планеты. Не менее опасно современное биологическое и химическое оружие; еще более масштабными могут стать по­следствия использования космоса в военных целях.

Кроме того, война усиливает последствия других глобаль­ных проблем. Так, наращивание вооружений не позволяет многим странам вкладывать средства в преодоление бедности и отсталости, а оружие массового поражения стало важным фактором негативного воздействия на окружающую среду (и непосредственно в ходе военных действий, и как следствие проблем с его хранением и утилизацией).

В таких условиях любая милитаристская пропаганда, даже оперирующая лозунгами о священности войны, представляет­ся угрозой для будущего человечества в целом. Все более оче­видно, что в XXI в. конфликты должны решаться преимущест-


326 Глава 15. Философия и будущее (глобальные проблемы цивилизации)

венно мирным путем: любая масштабная война современно­сти потенциально может запустить механизмы, способные привести к уничтожению всего населения Земли.

| Лишь немногие, чье подлое благополучие зависит от народного горя, же-[ лают войны.

Эразм Роттердамский. Жалоба мира (1517)

Хотя ценность мира становится общепризнанной только сей­час, проблема мирного сосуществования государств была идеа­лом для многих философов. В эпоху Возрождения Эразм Рот­тердамский писал, что только мир способствует раскрытию сущности человека, война же искажает ее:

Война - первопричина всех бед и зол, бездонный океан, поглоща­ющий все без различия. Из-за войны все цветущее загнивает, все здо­ровое гибнет, все прочное рушится, все прекрасное и полезное унич­тожается, все сладкое становится горьким1.

Важную роль в становлении философии мирного сосуще­ствования держав сыграл трактат Иммануила Канта «К вечно­му миру», где философ писал о том, что вечный мир — объек­тивная историческая неизбежность. Сами войны, все более масштабные и кровопролитные, в конце концов подтолкнут народы к поиску спасения от взаимного истребления, которое возможно только в мирном союзе государств. Альтернативой та­кому вечному миру выступает истребительная война и после­дующий «вечный мир на гигантском кладбище человечества»2. Именно теории Канта и его последователей, а также практиче­ские последствия Второй мировой войны стали основой для создания Организации Объединенных Наций.

Идеи, согласно которым война должна быть навечно устра­нена из истории человечества, являются основой пацифизма (от лат. pax — мир) — доктрины, призывающей к полному отка­зу от войн. Другим теоретическим основанием пацифизма ста­ла философия ненасилия, призывающая к отказу от насилия во­обще и восходящая к идеям некоторых религиозных учений и трудам Льва Николаевича Толстого. Пацифисты осуждают вой-

' Эразм Роттердамский. Жалоба мира //Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 40. 2 Кант И. Соч.: В 6 т. М, 1966. Т. 6. С. 264.


§ 15.2. Война и мир 327

ны как таковые, а справедливость в отношениях между госу­дарствами, по их мнению, должна достигаться путем перегово­ров — без применения военной силы и какого-либо физическо­го воздействия.

Идеи пацифизма достаточно привлекательны; только веч­ный мир служит реальной гарантией от самоистребления чело­вечества в будущих войнах. Найти альтернативу пацифизму дос­таточно сложно, и можно надеяться, что в будущем эта доктрина станет общепризнанной. Однако, как отмечает Джон Ролз, па­цифизм «работает» только в рамках идеальной теории, в условиях союза «добропорядочных народов», т.е. народов неагрессив­ных, признающих международные договоры и права человека. Если совершается явная агрессия государством, готовым к гено­циду, пацифизм и пассивное непротивление жертвы только ухудшат ситуацию. Если существуют такие «народы-изгои», то, по Ролзу, необходима более реалистичная, неидеальная теория, учитывающая возможность и регламентирующая ход справедли­вой войны1.

«Теория справедливой войны» основывается на ряде фило­софских идей — от античных и средневековых до современ­ных — и включает в себя два вида принципов: 1) Jus ad bellum (принципы вступления в войну):

о принцип правого дела — война справедлива, если: ведется в от­вет на нападение агрессора и является освободительной; ведет­ся против страны, реализующей геноцид против собственных граждан; справедлива также помощь союзнику, на которого напали;

о принцип легитимности власти — войну могут начинать только официально уполномоченные лица (первые лица государства, законодательные органы, ООН и т.д.);

о принцип добрых намерений — государство должно вступать в войну с намерением осуществить только то правое дело, ради которого начата война;

о принцип вероятности успеха - государство не должно всту­пать в войну, если нет вероятности успеха (например, против­ник обладает подавляющим превосходством в военной силе);

1 RawlsJ. The Law of Peoples. L., 2003. P. 4-5.


328 Глава 15. Философия и будущее (глобальные проблемы цивилизации)


§ 15.3. Терроризм



 


принцип соразмерности - ожидаемая ценя потерь в войне не должна намного превышать получаемые выгоды; принцип крайнего средства - война может быть начата только после того, как испробованы все разумные невоенные средства решения проблемы;

2) Jus in bello (принципы ведения войны): принцип соразмерности - цена потерь в каждой отдельной во­енной операции не должна намного превышать получаемые

выгоды;

принцип различия - необходимо различать, когда противник является объектом для законного нападения (солдаты, рабочие военных заводов), а когда - нет (старики, женщины (невоен­ные), дети, медперсонал) и т.д.1

«Теория справедливой войны» не нацелена на полное пре­кращение войн, однако следование ей способно значительно ограничить насилие в существующих войнах, что уже делает ее оправданной. Тем не менее, говоря о войне как о глобаль­ной проблеме, нужно признать, что эта теория - только сур­рогатное средство смягчения конфронтации, а «необходимое» еще не значит «моральное». Реальные условия выживания че­ловечества в будущем - разоружение, развитие межгосударст­венного диалога и сотрудничества и создание мира без войн.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. В XX в. нарастание масштабов войн и создание ядерного оружия превратили войны в неотложную глобальную проблему. 2 Согласно большинству философских концепций, только вечный мир является реальной гарантией выживания человечества в буду­щем.

3. В современных условиях ограничению насилия в воинах способна служить «теория справедливой войны».

ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные предпосылки превращения воины в глобаль­ную проблему человечества.

2. В чем состоят философские основания доктрины пацифизма?

3. Перечислите основные принципы «справедливой войны».

1 Нравственные ограничения войны / Ред. Б. Коппитерс, Н. Фоушин, Р.Г. Ап-ресян. М., 2002.


Терроризм

Предыстория терроризма. Факторы терроризма. Причины терроризма

Если в XX в. основными проявлениями поли­тического кризиса являлись масштабные войны и революции, то начало XXI в. было ознаменовано превращением террориз­ма в новую глобальную угрозу для человечества.

Терроризм можно определить как противозаконные публич­ные действия, направленные на устрашение населения ради до­стижения политических целей1. У терроризма в таком понима­нии длительная история, а его предпосылки можно обнаружить в деятельности революционеров Франции XVIII в. (и даже ра­нее - в практике политических убийств в античности). Замет­ным фактором политической жизни Европы и мира терроризм становится в XIX-XX вв. В это время он стал определять ход многих исторических процессов, в том числе масштабных революций и войн. Так, поводом для Первой мировой войны стало убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево в 1914 г., а покушения революционеров-«бомбистов» на государственных деятелей Российской империи были одним из факторов, при­ведших к революции 1917 г.

В 1970-х гг. наблюдается новая мощная волна терроризма, основанная на идеях национальной, религиозной и революци­онной свободы и превратившая терроризм из локальной про­блемы отдельных стран в глобальную. Этот процесс был завер­шен атакой на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сен­тября 2001 г., наглядно показавшей, что даже самая защищен­ная и богатая страна мира уязвима перед террористическими угрозами.

Превращению терроризма в глобальную проблему способ­ствовали многочисленные внешние факторы, оформившиеся к началу XXI в. Во-первых, уязвимость человека возросла из-за усложнения технотронной среды его жизнедеятельности; так, последствия применения современного биологического

1 Террористический акт следует отличать от диверсии. Последняя не подразу­мевает общественного резонанса и совершается не декларативно, а тайно.


330 Глава 15. Философия и будущее (глобальные проблемы цивилизации)

оружия или терактов на ядерных объектах нельзя сравнивать с возможностями террориста XVIII в. Во-вторых, сформиро­вана глобальная информационная среда для превращения терак­тов в резонансные публичные акции устрашения, без которых терроризм не имеет смысла. В-третьих, в последние десяти­летия резко увеличилась пропасть между богатыми и бедными странами, а бедность и малообразованность всегда являлась питательной средой для идеологии фундаментализма различ­ного толка, а также основанием для требований социальной справедливости.

Терроризм одновременно и слабость сильных, поскольку сложноорганизованное общество развитых стран чувствитель­но к любым проявлениям дестабилизирующего насилия, и си­ла слабых, так как терроризм является единственным средст­вом бедных и угнетенных групп противостоять тем, кто облада­ет подавляющим силовым превосходством.

Американский политолог Самюэль Хантингтон (1927—2008) полагает, что важнейшей причиной усиления терроризма (как других вооруженных конфликтов XXI в.) является столкнове­ние цивилизаций, т.е. культурные противоречия, выраженные в языке, истории, религии, обычаях, социальных институтах. Основные конфликты современности, по мнению Хантингто­на, проходят по «линии разлома» цивилизаций (например, ис­ламской и западной) и не связаны, как это было раньше, с раз­личием политических систем или экономическими требова­ниями.

I

Людям особенно важны не экономические интересы или политическая идеология. Вера и семья, кровь и предания — вот с чем идентифицируют себя люди, и вот ради чего они будут сражаться и умирать. С. Хантингтон. Столкновение цивилизаций (1996)

Жан Бодрийяр усматривает причины терроризма не в проти­воречиях разных культур, а во внутренней противоречивости самой системы господства, претендующей на монополизм. Терроризм, по мнению Бодрийяра, — закономерная болезнь слишком сильной безальтернативной власти:

Какой путь, кроме террористического, можно было избрать для из­менения положения вещей в ситуации монополизации мировой вла-


§ 15.3. Терроризм 331

сти, в ситуации столь замечательного сосредоточения всех функций в руках технократической машинерии и при полном единомыслии? Система сама создала объективные условия для нанесения удара по себе1.

Американский философ Ноам Хомский (р. 1928), считает терроризм основным орудием сильных, а не слабых. Насто­ящим источником терроризма, по его мнению, являются веду­щие мировые державы, в результате военных и политических действий которых гибнут невиновные люди. Власть предпочи­тает употреблять ярлык «терроризм» по отношению не к себе, а к своим противникам. Однако, по мнению Хомского, нет ни­каких сущностных различий в действиях мировых держав и террористических групп. События 11 сентября 2001 г. не уси­лили проблему терроризма; просто теперь «оружейные прице­лы обращены в другом направлении», и если раньше США были источником террора, то теперь они превратились в его жертву.

Канадский политолог Майкл Игнатьефф (р. 1947) обращает внимание на проблему сворачивания свобод и ограничения прав человека под предлогом государственной борьбы с экстре­мизмом и терроризмом. Этой борьбой оправдываются незакон­ные задержания, убийства, пытки, вмешательство в личную жизнь, расправа с политическими оппонентами, ограничение свободы слова и т.д. С этим связана, отмечает Игнатьефф, важ­ная моральная проблема: следует ли демократическому государ­ству ограничивать свободу и права граждан ради их безопасно­сти и останется ли оно при этом свободным и демократическим?

Тем не менее большая часть философов согласны с тем, что исключительно запретительные, полицейские меры не способны решить проблему терроризма. Терроризм — показа­тель кризисного состояния в различных сферах современного общества, и справиться с ним можно только комплексными мерами, направленными на оздоровление ситуации в кон­кретных социальных сферах (культурных, религиозных, эко­номических, политических и т.д.) Например, ликвидация бед­ности в развивающихся регионах планеты способна значи-

1 Baudrillard J. L'esprit du terrorisme // Le Monde. 06.11.01.


332 Глава 15. Философия и будущее (глобальные проблемы цивилизации)

тельно уменьшить питательную среду для развития идей терроризма.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Терроризм— противозаконные публичные действия, направленные на устрашение населения ради достижения политических целей.

2. Основными факторами, способствующими терроризму, являются усложнение искусственной среды жизнедеятельности человека, раз­витие информационного общества и раскол между бедными и богаты­ми странами.

3. Терроризм — показатель кризисного состояния современного об­щества, и борьба с ним будет эффективна только при устранении его социальных причин.

ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные этапы и факторы превращения терроризма в глобальную проблему.

2. Перечислите основные концепции формирования терроризма в со­временной философии.

Демографическая проблема

Мальтузианство. «Пределы роста». «Этика спасательной шлюпки». Демографический переход

Предположение о том, что демографическая проблема может стать глобальной, а планете грозит катастро­фа, вызванная перенаселением, впервые была выдвинута анг­лийским экономистом Томасом Робертом Мальтусом (1766— 1834) в работе «Опыт о законе народонаселения» (1798). По мнению Мальтуса, «закон народонаселения» состоит в «посто­янном стремлении, свойственном всем живым существам, раз­множаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи»1.

Подсчитав, что население удваивается каждые 25 лет, Маль­тус сделал вывод, согласно которому численность населения увеличивается в геометрической прогрессии, в то время как ре­сурсы, необходимые для существования человека, растут в

1 Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. СПб., 1868. С. 96.


§ 15.4. Демографическая проблема 333

прогрессии арифметической. При таком сценарии развития неизбежны перенаселение планеты и полное исчерпание ре­сурсов. Важнейшей задачей человечества, по мнению Мальту­са, должен стать жесткий контроль за ростом населения. К «ес­тественным» способам демографического урегулирования — войнам, эпидемиям и голоду — Мальтус предлагал добавить и разумный самоконтроль в виде воздержания.

Доктрина, призывающая к сокращению народонаселения и названная по имени Мальтуса мальтузианством, была подверг­нута критике за упрощенность подсчетов и прямолинейность выводов. В XX в. рост населения в европейских странах значи­тельно замедлился, а объем продовольствия увеличивался бы­стрее, чем число их жителей. Так, в XXI в. в Великобритании для удвоения численности населения при существующих тем­пах прироста потребуется не 25, а 300 лет, а во многих развитых странах за это время численность населения не только не уве­личится, но и значительно сократится1.

Тем не менее во второй половине XX в. стало понятно, что рост населения действительно становится серьезной пробле­мой, от которой нельзя отмахнуться. Первым резонансным до­кументом Римского клуба стал отчет группы под руководством Денниса Медоуза «Пределы роста» (1972). Используя сложные математические расчеты и программное моделирование, уче­ные показали, что уже ближайшие поколения дойдут до преде­ла демографического роста, и это приведет планету к неминуе­мой катастрофе. Медоуз полагал, что уже в XXI в. ресурсы будут исчерпаны, а экологическая катастрофа станет необра­тимой. В качестве средства для исправления ситуации члены Римского клуба предложили концепцию «нулевого роста» на­селения и производства, в соответствии с которой рождение должно соответствовать смертности, а новый товар должен по­являться только после выхода из строя и утилизации старого. Эта и подобные ей концепции формируют современную док-

1 Для ряда стран серьезной проблемой является не рост населения, а его сокра­щение, вызванное тем, что смертность начинает значительно превышать рождае­мость. Так, при современных тенденциях население России за те же 25 лет должно сократиться более чем на 12 млн человек. Такое состояние может привести к физи­ческому вырождению нации и исчезновению ее культуры.


334 Глава 15. Философия и будущее (глобальные проблемы цивилизации)

трину ограничения роста, возрождающую идеи Мальтуса и из­вестную как неомальтузианство.

...Наша Земля рассчитана максимум на 2 миллиарда человек, в то время

как нас уже к 2020 г. будет больше 9 миллиардов...

Нагрузка людей на Землю уже сейчас составляет 125 % из возможных

100%.

Д. Медоуз и др. Пределы роста: 30 лет спустя (2004)

Неомальтузианство обращает внимание на следующее: хо­тя рост населения развитых стран сократился, в слаборазвитых странах, где проживает 80 % населения Земли, лавинообразно наращиваются темпы роста численности населения и «предел прочности» планеты будет достигнут уже в обозримом буду­щем. При этом рост происходит в тех регионах, где царят бед­ность, болезни и голод, и увеличение населения таких стран только умножает число бедных и усугубляет разрыв между бед­ными и богатыми странами. Главный вопрос для жителей раз­витых стран в такой ситуации: помогать бедным странам или оставить регуляцию численности населения на откуп «естест­венным факторам».

I

Перед тем как Индия стала независимой, у лидера борьбы за независи­мость М. Ганди спросили: «Будет ли ваша страна следовать британскому пути развития?» Ганди ответил: «Чтобы достичь своего процветания, Бри­тания использует половину ресурсов планеты. Как много планет потребу­ется для такой большой страны, как Индия?»

Влиятельным идеологом неомальтузианства является аме­риканский биолог Гаррет Хардин (1915-2003), автор концеп­ции «этика спасательной шлюпки». Хардин предлагает метафору планеты как океана. Богатые страны здесь — спасательные шлюпки, на которых находятся сравнительно зажиточные пас­сажиры. За бортом шлюпок — все бедные мира (численность которых в десятки раз превышает число богатых). В этой ситуа­ции возможны три варианта действий: о если пассажиры шлюпки придерживаются идей милосердия и взаимопомощи, они примут на борт всех страждущих. Однако подобное решение ведет к неминуемой катастрофе — малень­кая шлюпка не выдержит большого числа людей, в итоге по-


§ 15.4. Демографическая проблема 335

гибнут все; таким образом, всеобщая справедливость приведет к всеобщему бедствию;

о если в шлюпке имеется несколько дополнительных мест, справедливым будет отдать эти места некоторым из тонущих людей. Однако здесь возникают многочисленные проблемы. Например, кто уполномочен решать, каких людей нужно спасать, а каких — нет? Другая важная проблема касается «за­паса прочности» шлюпки. Будучи загружена полностью, она потеряет в маневренности и риск того, что она потерпит кру­шение (если, к примеру, начнется шторм), значительно воз­растет;

о третий вариант — оставить все, как есть, сохранив необходи­мый «запас прочности», занимаясь лишь пресечением попы­ток тонущих забраться на борт шлюпки.

Последний вариант представляется самым аморальным, однако для Хардина он единственно возможен и, более того, морально оправдан своим конечным результатом — спасением хоть какой-то части людей, в то время как альтернативой этому является всеобщая гибель:

Некоторые пассажиры будут чувствовать вину за свое незаслуженное спасение. Мой ответ прост: в таком случае освободите свое место дру­гому. Это может снять проблему вашей вины, но никоим образом не изменит общей «этики спасательной шлюпки». Тот утопающий, кому пассажир, страдающий комплексом вины, отдаст свое место, никакой вины уж точно чувствовать не будет. Иначе бы он и не забирался на борт шлюпки1.

В сущности «этика спасательной шлюпки» ратует за огра­ничение численности населения развивающихся стран путем «естественных» смертей от голода, эпидемий и войн при рав­нодушном невмешательстве богатых стран. Но действительно ли ситуация с перенаселением является настолько угрожа­ющей, что только такой выход возможен для спасения хоть ка­кой-то части человечества?

Хотя прогнозы на будущее становятся все более тревожны­ми, большая часть статистических данных говорит о том, что человечество сейчас находится в стадии демографического пере-

' Hardin G. The Case against Helping the Poor // Today's Moral Issues. N.Y., 2002. P. 590.


       
 
 
   

 
 

336 Глава 15. Философи я и будущее (глобальные проблемы цивилизации)

хода Это состояние характеризуется первоначальным быст­рым ростом населения, а затем - таким же быстрым сокраще­нием его численности, что подтверждается общими тенден­циями развития разных стран:

Фазы демографического перехода:

о высокий уровень рождаемости и смертности;

о высокий уровень рождаемости, снижение уровня смертности;

о снижение уровня рождаемости и смертности;

о стабилизация как рождаемости, так и смертности на низком

уровне.

Развитые страны уже подошли к последней фазе, разви­вающиеся - пока еще находятся на первых фазах демографи­ческого перехода. Таким образом, рост численности населения в бедных странах мира - временное явление и за ним последует фаза стабилизации.

Численность населения бедных стран на ранних этапах сдерживалась голодом, эпидемиями и войнами, хотя рождае­мость здесь всегда была высокой. В современных условиях бла­годаря развитию медицинской и благотворительной помощи удалось снизить уровень смертности, хотя рождаемость дер­жится на прежнем высоком уровне. С повышением уровня жизни должно произойти и уменьшение рождаемости: если снизится уровень детской смертности, не будет необходимости рожать много детей, а в условиях урбанизации экономический эффект от детской помощи в хозяйстве становится отрицатель­ным. Свою роль должно сыграть и развитие просветительских мер в области планирования семьи.

Вывод из этих данных можно сделать только один: разви­тые страны обязаны помогать бедным, причем не только путем распределения продовольствия. Необходимо предпринимать комплексные меры по повышению качества жизни, которые в итоге должны привести к стабилизации численности населе­ния планеты.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Мальтузианство - теория, согласно которой рост населения опере­жает рост ограниченного объема средств существования. 2 Рост населения стал восприниматься в качестве глобальной проблемы после появления отчета Римского клуба «Пределы роста» (1972).


§ 15.5. Будущее природы человека

3 Согласно концепции демографического перехода, рост численности населения в бедных странах мира - временное явление и за ним по­следует стабилизация.

ЗАДАНИЯ

 

1 В чем заключаются особенности подхода мальтузианства и нео­мальтузианства к демографическим проблемам? Перечислите идеи основных представителей этих направлений. 2. Охарактеризуйте причины смены фаз демографического перехода.

 

§ 15.5. Будущее природы человека

Человеческая природа как проблема. Евгеника. Генная инженерия. Биокибернетика

Проблема человеческой природы в XX — начале XXI в. из теоретического философского вопроса превратилась в глобальную практическую задачу для науки и морали:

Чрезмерные успехи в покорении природы, простирающиеся ныне уже на собственную природу человека, поставили человеческое существо­вание перед лицом величайшего вызова из всех, когда-либо порож­давшихся деятельностью самого человека'.

Сложность нового глобального вызова связана с необходи­мостью коренной переоценки самих представлений о природе человека. Традиционно философия рассматривала ее как мно­гогранную и противоречивую, но исторически и культурно не­изменную и стабильную. Для людей любой эпохи и культуры характерны одни и те же черты и способности: они смеялись и скучали, любили и ненавидели, логически рассуждали или со­вершали нелогичные поступки, занимались творчеством и т.д.

Развитие биологии и генной инженерии, психологии и ки­бернетики открыло реальные возможности для радикальных преобразований человека. Будет ли результатом искусственно­го вмешательства в природу человека его усовершенствование и улучшение? Или успехи науки приведут к появлению огра­ниченных специализированных особей, с одной стороны, и

Йонас Г. Принцип ответственности. М., 2004. С. 37.


22- 1760


338 Глава 15. Философия и будущее (глобальные проблемы цивилизации)

«сверхлюдей» — с другой? Останутся ли эти «сфабрикованные» существа людьми, или же нас ждет, как утверждает футуролог Фрэнсис Фукуяма, будущее без человека?

Наиболее существенная угроза, исходящая от современной биотехно­логии, - возможность изменения природы человека таким образом, что это приведет нас в «постчеловеческую» стадию истории. Это важ­но, потому что природа человека существует как осмысленное поня­тие, обеспечивающее устойчивую непрерывность нашего существо­вания как вида. Именно она совместно с религией определяет наши самые фундаментальные ценности1.

Впервые представления о неизменности природы человека были поколеблены после появления эволюционной теории Чарльза Дарвина. Способности и характеристики человека предстали не как нечто изначально данное, а как результат дли­тельного приспособления и развития. В философии Фридрих Ницше, опираясь на дарвиновские идеи, представляет человека как переходный этап от обезьяноподобных предков к идеаль­ному сверхчеловеку будущего. Приблизительно в то же время — в конце XIX в. в науке оформляется новое направление, кото­рому английский ученый Фрэнсис Галътон (1822-1911) (двою­родный брат Дарвина) дал название «евгеника».

Евгеникой (от греч. eugenes — породистый) называют учение о совершенствовании природы человека путем улучшения его на­следственного здоровья. В первой половине XX в. евгеника была влиятельным направлением в политике и медицине США, За­падной Европы и Советского Союза. При этом она понималась скорее как форма социального контроля, чем как комплекс ме­дицинских мер. Так, негативная евгеника была направлена на ограничение передачи негативных наследственных признаков, а позитивная евгеника стимулировала воспроизводство потом­ства от наиболее здоровых пар для улучшения генофонда чело­вечества или нации.

В фашистской Германии евгеника стала ведущей государ­ственной политикой. Люди, объявленные неполноценными по интеллектуальным, социальным или национальным при-

1 Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологиче­ской революции. М., 2004. С. 18—19.


§ 15.5. Будущее природы человека 339

знакам, были стерилизованы или планомерно уничтожались. И, напротив, путем «скрещивания» образцовых «расово чис­тых» особей пытались вывести «нового человека».

После окончания Второй мировой войны и разоблачения методов фашистской «биомедицины» евгенические проекты были осуждены как бесчеловечные. Некоторые элементы евге­ники, впрочем, применяются до сих пор по медицинским по­казаниям (такие, как генетическое консультирование при пла­нировании семьи).

В конце XX в. развитие исследований в области генетики предложило мощные средства воздействия на физическую природу человека вплоть до возможности генетического конст­руирования особенностей человеческого организма и его инди­видуальных способностей.

В 1962 г. нобелевским лауреатом стал создатель описания молекулыДНК. В 1973 г. впервые удалось отделить друг от друга части генома, а затем соединить их снова. Наконец, в 2003 г. ге­ном человека был расшифрован. Эти открытия, несомненно, позволят справиться со многими болезнями, перед которыми медицина пока бессильна. Однако в результате этих же откры­тий стала по-настоящему реальной опасность изменения чело­веческой природы. Именно в начале XXI в. сохранение природы человека перешло в разряд самых серьезных глобальных проблем.

Футурологи сейчас размышляют о возможности создания новых генетически измененных человеческих организмов, ко­торые могли бы, например, питаться только растительной пи­щей, функционировать в условиях других планет, использо­вать под водой жабры, быть устойчивыми к ряду болезней и т.д. Созданы предпосылки и для того, чтобы клонировать челове­ческие особи для решения определенных задач.

Многие возможности генетики пока представляются че­ресчур фантастическими, чтобы всерьез обсуждать возможные моральные проблемы изменения генома человека, однако раз­витие биологии быстро сокращает расстояние между возмож­ным и реальным. Даже такие, казалось бы, положительные стороны генетики, как возможность оговорить пол будущего ребенка, его внешность, вероятные интеллектуальные способ­ности, физическую силу и выносливость, приводят к много-


 


 


22*


340 Глава 15. Философия и будущее (глобальные проблемы цивилизации)

численным вопросам. Так, не придет ли человечество вследст­вие высокой стоимости операции к еще большему социально­му расслоению, когда богатые смогут иметь генетически улучшенное потомство, а бедные автоматически превратятся в людей «второго сорта»? Даже одна только возможность выби­рать пол ребенка может привести к серьезному демографиче­скому дисбалансу с непредсказуемыми результатами. Таким образом, вероятные последствия конструирования человека внушают серьезные опасения1.

Другой областью изменения природы человека является биокибернетика, пытающаяся органично соединить тело чело­века со сложными искусственными устройствами. Сейчас ме­дицина способна заменять некоторые органы искусственны­ми, например пересаживать сетчатку глаза, конечности или сердце. Современная наука также позволяет вживлять прибо­ры, не имеющие естественных аналогов, в частности имплан­тировать в головной мозг микрочипы с радиопередатчиком, позволяющие мысленно управлять электронными устройства­ми (что может помочь парализованным людям).

Подобные приборы могут применяться не только в меди­цинских целях. При помощи искусственных устройств можно расширить способности человека, например он сможет чувст­вовать ультразвук или видеть в инфракрасном свете, умень­шить время реакции и увеличить физическую силу и т.д. Все более вероятным представляется симбиоз человека и компью­тера, при котором память человека будет дополнена компью­терными информационными базами, а скорость мыслитель­ных операций многократно возрастет. Последствия таких из­менений — непредсказуемы.

Помимо движения в направлении усовершенствования человека существует и другая тенденция — усложнения самих механизмов и постепенного приближения искусственного ин­теллекта к человеческому (в некоторых областях он уже пре­восходит человеческий). Статус искусственного разума и по­следствия его создания также вызывают вопросы.

' Современная генетика добилась успехов в выращивании генетически моди­фицированных растений (сои, кукурузы и т.д.). Даже эта практика вызывает про­тиводействие экологов и населения. Опасность экспериментов на человеке — гораздо серьезнее.


 

 

§ 15.5. Будущее природы человека

При всех попытках остановить развитие биотехнологий и ограничить эксперименты с природой человека полный кон­троль над такой деятельностью представляется нереализуе­мым. Тем важнее предварительная футурологическая разра­ботка возможных сценариев будущего с учетом радикального изменения человеческой природы.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Развитие биотехнологии и техники привело к возможности ради­кального изменения физической и духовной природы человека.

2. Основными факторами изменения человека являются идеи евгени­ки, генной инженерии и биокибернетики.

ЗАДАНИЯ

1. К каким последствиям может привести изменение природы челове­ка?

2. Перечислите основные идеи евгеники, генного конструирования и биокибернетики. Дайте оценку их положительных и отрицательных сторон.

 


 


 


Словарь терминов



 


С

—ЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Абстракт (от лат. abstractio — от­влечение) — отвлеченное понятие (зачастую полностью оторванное от реальности).

Автомат (от греч. automates — са­модействующий) — самостоятель­но действующее устройство, вы­полняющее задачи по заданной программе без участия человека.

Автономный (от греч. autonomos) — самостоятельный, независимый.

Авторитарный (от фр. autoritaire — властный) — основанный на бес­прекословном подчинении.

Аграрная революция (от лат. agra-rius — земельный) — коренные из­менения в сельском хозяйстве. (У Э. Тоффлера - переход от охо­ты и собирательства к земледелию и оседлой жизни — аграрной циви­лизации.)

Аксиология (от греч. axios — цен­ный) - теория ценностей, пред­ставления о благах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса.

Альтруизм (от лат. alter — другой) — бескорыстная забота о благе дру­гих. Антоним — эгоизм.

Амбивалентный (от лат. ambo — оба + valentia — сила) — двойственный, характеризующийся одновремен­ным проявлением противополож­ных качеств.

Аналогия (от греч. analogia — сходст­во) — 1) сходство между явления­ми, предметами или понятиями; 2) умозаключение, когда на основе сходства предметов в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.


Антропогенез (от греч. anthropos — че­ловек + genesis — происхождение) — происхождение человека (в более широком смысле используется тер­мин антропосоциогенез — происхо­ждение человека и общества).

Апология (греч. apologia) - защита, оправдание.

Артефакт (от лат. arte — искусствен­но + factus — сделанный) всякий ис­кусственно созданный предмет.

Аскетизм (от греч. askesis — образ жизни) — крайнее воздержание, от­каз от жизненных благ ради духов­ного совершенствования.

Оиоразнообразие — вариабельность живых организмов в экосистеме; это понятие включает в себя раз­нообразие в рамках вида, между видами и разнообразие самих эко­систем. Нарушение биоразнооб­разия снижает устойчивость эко­системы.

Биосфера (от греч. bios — жизнь + sphaira - шар) — область распро­странения жизни на Земле.

Биоценоз (от греч. bios — жизнь + koinos — общий) — совокупность ор­ганизмов, населяющих участок сре­ды с однородными условиями жиз­ни (например, животные и расте­ния какого-либо озера или леса).

Верификация (от лат. verus — истин­ный + facere — делать) — подтвержде­ние истинности теорий опытным пу­тем. Антоним — фальсификация.

Виртуальный (от лат. virtualis — воз­можный) — относящийся к вероят­ным, мнимым мирам (мир компью-


терных игр, интернета, вероятных частиц и т.д.).

JL едонизм (от греч. hedone — насла­ждение) — принцип, сводящий добро к наслаждению.

Геном (от греч. genos — происхожде­ние) — совокупность генов в оди­нарном наборе хромосом живой клетки.

Гидросфера (от греч. hydor — вода + sphaira — шар, область) — водная оболочка Земли; совокупность океанов, морей, рек, озер и т.д.

Гуманный (от лат. humanus — чело­вечный) — человечный, человеко­любивый, признающий высокую ценность человека.

Девиация (от лат. deviatio — потеря пути) — отклонение от нормы.

Дегуманизация (от лат. de — удале­ние, отделение и гуманизация) — лишение человека ценности, по­теря важных человеческих ка­честв.

Демография (от греч. demos — народ + grapho — пишу) — наука о наро­донаселении (его численности и распределении, рождаемости и смертности и т.д.).

Дескриптивный (от англ. descripti­ve — описательный) — описатель­ный, описывающий.

Деструктивный (от лат. destructivus — ведущий к разрушению) — разру­шительный, неплодотворный.

Детерминизм (от лат. determinate — определять) — концепция, соглас­но которой все явления законо­мерно и причинно обусловлены; принцип предопределенности.

Диалектика (от греч. dialektike — ис­кусство спора) — метод познания действительности в ее изменении, развитии и противоречивости.

Дилемма (от греч. dilemma - двойст­венная посылка) — необходимость


выбора из двух (обычно нежела­тельных) возможностей.

Добродетель — положительное нрав­ственное качество (антоним — по­рок).

Догма (от греч. dogma — мнение, ре­шение) — положение, принимаемое за непреложную истину без всяких доказательств.

^естествознание — совокупность на­ук о явлениях и закономерностях природы.

Шдеал (от фр. ideal) — совершенст­во, высшая ценность.

Идеология (от греч. idea — представле­ние) — система взглядов, выражаю­щих интересы определенных групп в обществе.

Иерархия (от греч. hieros — священ­ный + arche — власть) — расположе­ние частей целого в порядке от выс­шего к низшему.

Инновация (от англ. innovation) — но­вовведение.

Интегральный (от лат. integer - це­лый) — неразрывно связанный, цель­ный, единый.

Интерпретация (от лат. interpreta­tion — посредничество) — истолко­вание, разъяснение смысла, значе­ния.

Инфантилизм (от лат. infantilis — мла­денческий) — отсталость в развитии с сохранением детских черт; пове­дение взрослого, сходное с поведе­нием ребенка.

Информационное общество — общест­во, в котором все сферы обществен­ной жизни критически зависимы от производства и распространения знания (иногда такое общество на­зывают постиндустриальным).

Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) - сведе­ния, являющиеся объектом хране­ния, переработки и передачи.


тегория (от греч. kategoria — при­знак) — общее понятие, отража­ющее наиболее существенные и за­кономерные связи явлений и пред­метов (напр., время, пространство, причина, качество и т.д.).

Когерентность (от лат. cohaerentia — сцепление, связь) — согласован­ность, связность.

Кодификация (от лат. codificatio) — систематизация норм в кодексах.

Коммуникация (от лат. communi-саге — связывать) — сообщение ин­формации, процесс общения.

Комплекс (от лат. complexus — связь, сочетание) в психологии — разно­родные элементы (например, же­лания, эмоции, мысли), соеди­ненные в устойчивую группу.

Конвенциональный (от лат.

conventio — соглашение) — услов­ный, принятый, соответствующий установившимся традициям.

Конвергенция (от лат. convergere — сходиться) — сближение, в данном случае - объединение различных природоохранных мер в единую функциональную систему.

Конфессия (от лат. confessio — испо­ведание, признание) — вероиспо­ведание.

Концепт (от лат. conceptus — мысль, понятие) — смысловое содержа­ние понятия.

Куртуазный (от фр. curtois — при­дворный) — изысканный, вежли­вый, церемонный.

Либерализм (от лат. Iiberalis — сво­бодный) — идеология, выступаю­щая за свободное предпринима­тельство, демократические права и свободу личности.

Литосфера (от греч. lithos — камень + sphaira) — твердая оболочка Земли.

\\м.акромир (от греч. macros — боль­шой) — реальность, непосредст-


Словарь терминов

венно воспринимаемая нашими чувствами. Антоним — микромир.

Манипуляция (от лат. manus — рука) — управление, проведение махинаций.

Мания (от греч. mania — безумие, страсть, влечение) — сильное, бо­лезненное пристрастие, влечение к чему-либо.

Материя (от лат. materia — вещест­во) — объективная реальность, су­ществующая независимо от нашего сознания.

Метафизика (от греч. meta ta physika — после физики) — учение о сверхчувственных принципах и на­чалах (бытие, бог, смысл жизни).

Метод (от греч. methodos — путь ис­следования) — способ достижения цели, набор приемов и операций освоения действительности.

Милитаризм (от лат. militaris — воен­ный) — доктрина, используемая для наращивания военной мощи госу­дарства и теоретического оправда­ния войны.

Мистика (от греч. mystika — таинст­во) — вера в возможность непосред­ственного контакта с потусторон­ним (например, с богом).

Модальность (от лат. modus — способ, наклонение) — характеристика суж­дения в зависимости от его досто­верности; выражение возможности, действительности или необходи­мости чего-либо.

Моноконфессиональность (от греч. monos — единственный + лат. confession — исповедание) — суще­ствование только одного вероиспо­ведания.

ж\атурфилософия (от лат. natura — природа) — философия природы.

Неотчуждаемый — не могущий быть удаленным, устраненным, передан­ным в чужие руки, в иное владение.

Нестационарный (не + лат. statio-narius — неподвижный) — непосто-


Словарь терминов

янный, изменяющийся, подвиж­ный. Несуммативный — не сводящийся к простой сумме своих частей (напри­мер, картина мастера не есть про­стая сумма краски, лака и холста).

\Jпредмечивание — перевод мысли­тельных структур в предметы (на­пример, замысла — в произведе­ние искусства). Антоним — рас­предмечивание (например, чтение книги).

Оптимизм (от лат. optimus — наи­лучший) — жизнерадостное, бод­рое мироощущение, вера в буду­щее, склонность замечать только хорошее.

Ортодоксальный (от греч. ortho-doxos — правоверный) — строго придерживающийся какого-либо учения, направления.

Пантеизм (от греч. pan — все + theos - бог, «всебожие») — единст­во бога и мира.

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — модель, при­нятая в качестве образца.

Перцептивный (от лат. perceptio — восприятие) - воспринимающий, относящийся к восприятию дей­ствительности органами чувств.

Пессимизм (от лат. pessimus — наи­худший) — мироощущение, про­никнутое унынием, неверием в бу­дущее, склонность замечать только плохое.

Плюрализм (от лат. pluralis — множе­ственный) — 1) множественность, многообразие мнений, взглядов, форм собственности; 2) в филосо­фии так обозначают учение, ут­верждающее, что в основе бытия лежит множество начал (анто­ним — монизм).

Полис (от греч. polis) — город-госу­дарство в античном мире.


Порок — негативное моральное ка­чество, предосудительный недоста­ток.

Поступок (в этике) — сознательно со­вершаемое, рационально мотиви­рованное действие.

Психика (от греч. psyche - душа) - ду­ховная организация человека. В ма­териализме — функция мозга.

Радикальный (от лат. radicalis — ко­ренной) — придерживающийся край­них взглядов, решительный.

Рациональный (от лат. ratio — разум) — опирающийся на разум.

Реинкарнация (от лат. reincarnatio — перевоплощение) — переселение души из одного тела в другое.

Релятивизм (от лат. relativus — отно­сительный) — принцип, признаю­щий относительность, изменчи­вость и условность истины (гносео­логический релятивизм), добра (этический релятивизм) и т.д.

К^акральный (от лат. sacer — священ­ный) — относящийся к вере и рели­гиозным обрядам.

Силлогизм (от греч. syllogismos — умо­заключение) — умозаключение, со­стоящее из двух суждений (посы­лок), из которых логически выво­дится третье суждение (вывод).

Система (от греч. systema — целое, со­ставленное из частей) — множество закономерно связанных между со­бой элементо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...