Тема 1. Социология как наука, специфика ее объектно-предметной области и методов познания социальной реальности
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ РАНХиГС Кафедра социологии
С.Т. Кармизова
СОЦИОЛОГИЯ Учебно-практическое пособие Ростов-на-Дону Южно-российский институт - филиал РАНХиГС Кафедра социологии
Рецензент: д.с.н., доцент Овчаренко Р.К. Кармизова С.Т. Социология: Учебно-практическое пособие. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института-филиала РАНХиГС, 2014, 100 с.
Учебно-практическое пособие по курсу «Социология» разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (квалификация «Бакалавр»), предъявляемыми к содержанию и уровню подготовки студентов очной и заочной форм обучения. Учебно-практическое пособие включает в себя общие сведения о курсе, программу курса, учебные планы, вопросы к семинарским занятиям, практические занятия, тесты, список используемой литературы, глоссарий, вопросы к экзамену.
Печатается по решению кафедры. Протокол № 12 от 4 июня 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие сведения о курсе 4 2. Учебно-тематический план 6 3. Программа курса 8 4. Планы практических занятий 13 5. Тесты 78 6. Глоссарий 84 7. Вопросы к экзамену 94 8. Рекомендуемая литература 96 9. Рекомендации по использованию информационных технологий 98 10. Методологические рекомендации по организации изучения дисциплины 98
11. Приложение 99
Общие сведения о курсе Цель дисциплины – представить объектно-предметное поле данной дисциплины, изучить важные социологические теории и категории социологии, овладеть теоретической и эмпирической базой анализа современных процессов и тенденций в обществе, а также приобрести знания, умения и навыки использования социальных технологий в профессиональной деятельности. Задачи дисциплины: - формирование представлений об объекте и предмете социологии в историческом аспекте; - углубление знаний в вопросах понимания общества как системы, социальной и социокультурной системы; - изучение элементов социальной структуры общества (социальные общности и группы, социальные организации, социальные институты, социальные связи и отношения); - анализ социальной стратификации и социальной мобильности современного общества; - формирование конкурентоспособной и профессионально-ориентированной личности в деловой организации; - овладение общекультурными компетенциями; - изучение глобальных социальных и культурных процессов в современном мире; - приобретение навыков исследовательской деятельности (основы эмпирической и прикладной социологии).
Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: базовые понятия социологии, теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки, методы количественного и качественного анализа и моделирования, содержание теоретического и эмпирического исследования (ОК 15), законы развития природы общества и мышления, их применение в профессиональной деятельности (ОК 2); этические ценности и их придерживаться (ОК 22), способы кооперации с коллегами и сплоченности в работе с коллективом (ОК 7). Уметь: анализировать и оценивать социально значимые проблемы общества и исторические процессы (ОК 4), владеть социологической культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК 5), использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК 9), критически оценивать личностные достоинства и недостатки, учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК 20), работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных сетях (ОК 18).
Демонстрировать способность и готовность к: реализации социологического подхода при анализе актуальных проблем общества, измерению глубины и масштабности противоречий в социальной жизни, диагностике социальных связей и отношений в деловой организации, применению социокультурного механизма регуляции взаимодействия индивидов в социальных группах и разработке рекомендаций по применению методов и средств для интеллектуального, культурного, профессионального развития специалистов в организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности.
Учебно-тематический план Объем дисциплины и виды учебной работы
Разделы дисциплин и виды занятий
Программа курса
Тема 1. Социология как наука, специфика ее объектно-предметной области и методов познания социальной реальности Истоки зарождения социологии. Вклад в развитие социологии Ю.Конта, Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина и др. Современные интерпретации понятия «социология». Специфика объекта и предмета социологии. Место социологии в системе наук (естественные, технические, гуманитарные, социальные). Отличие социологии от истории, философии, политологии. Структура социологического знания (мето-, макро-, микросоциология). Уровни социологического знания (научная картина мира, общесоциологические теории, теории среднего уровня, эмпирические и прикладные социологические исследования). Специфика социологического знания. Базовые категории социологии. Методы социологического анализа. Функции социологии (теоретико-познавательная, информационно-аналитическая, инструментальная, прогностическая, управленческая). Культура социологического мышления современного руководителя и специалиста в деловой организации (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|