Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Социология как наука, специфика ее объектно-предметной области и методов познания социальной реальности




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

Кафедра социологии

 

С.Т. Кармизова

 

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-практическое пособие

Ростов-на-Дону


Южно-российский институт - филиал РАНХиГС

Кафедра социологии

 

Рецензент: д.с.н., доцент Овчаренко Р.К.

Кармизова С.Т.

Социология: Учебно-практическое пособие. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института-филиала РАНХиГС, 2014, 100 с.

 

Учебно-практическое пособие по курсу «Социология» разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профес­сионального образования по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (квалификация «Бакалавр»), предъявляемыми к содержанию и уровню под­готовки студентов очной и заочной форм обучения. Учебно-практическое пособие включает в себя общие сведения о курсе, программу курса, учебные планы, вопросы к семинарским занятиям, практические занятия, тесты, список используемой литературы, глоссарий, вопросы к экзамену.

 

 

 

Печатается по решению кафедры. Протокол № 12 от 4 июня 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие сведения о курсе 4

2. Учебно-тематический план 6

3. Программа курса 8

4. Планы практических занятий 13

5. Тесты 78

6. Глоссарий 84

7. Вопросы к экзамену 94

8. Рекомендуемая литература 96

9. Рекомендации по использованию информационных технологий 98

10. Методологические рекомендации по организации изучения

дисциплины 98

11. Приложение 99

 

 

Общие сведения о курсе

Цель дисциплины – представить объектно-предметное поле данной дисциплины, изучить важные социологические теории и категории социологии, овладеть теоретической и эмпирической базой анализа современных процессов и тенденций в обществе, а также приобрести знания, умения и навыки использования социальных технологий в профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

- формирование представлений об объекте и предмете социологии в историческом аспекте;

- углубление знаний в вопросах понимания общества как системы, социальной и социокультурной системы;

- изучение элементов социальной структуры общества (социальные общности и группы, социальные организации, социальные институты, социальные связи и отношения);

- анализ социальной стратификации и социальной мобильности современного общества;

- формирование конкурентоспособной и профессионально-ориентированной личности в деловой организации;

- овладение общекультурными компетенциями;

- изучение глобальных социальных и культурных процессов в современном мире;

- приобретение навыков исследовательской деятельности (основы эмпирической и прикладной социологии).

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: базовые понятия социологии, теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки, методы количественного и качественного анализа и моделирования, содержание теоретического и эмпирического исследования (ОК 15), законы развития природы общества и мышления, их применение в профессиональной деятельности (ОК 2); этические ценности и их придерживаться (ОК 22), способы кооперации с коллегами и сплоченности в работе с коллективом (ОК 7).

Уметь: анализировать и оценивать социально значимые проблемы общества и исторические процессы (ОК 4), владеть социологической культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК 5), использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК 9), критически оценивать личностные достоинства и недостатки, учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК 20), работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных сетях (ОК 18).

Демонстрировать способность и готовность к: реализации социологического подхода при анализе актуальных проблем общества, измерению глубины и масштабности противоречий в социальной жизни, диагностике социальных связей и отношений в деловой организации, применению социокультурного механизма регуляции взаимодействия индивидов в социальных группах и разработке рекомендаций по применению методов и средств для интеллектуального, культурного, профессионального развития специалистов в организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности.

 

 

Учебно-тематический план

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов Сем. Всего часов Сем. Всего часов Сем.
Форма обучения очная заочная сокр. заочная
Общая трудоемкость дисциплины            
Аудиторные занятия (всего)            
В том числе:            
Лекции            
Практические занятия (ПЗ)            
Семинары (С) - - - - - -
Лабораторные работы (ЛР) - - - - - -
Самостоятельная работа (всего)            
И (или) другие виды самостоятельной работы            
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) экзамен   экзамен   экзамен  

Разделы дисциплин и виды занятий

Наименование темы Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения Сокращен. Заочная форма
Лек. Пр. Лек. Пр. Лек. Пр.
  Социология как наука, специфика ее объектно-предметной области и методов познания социальной реальности            
  Общество и его типология            
  Социальная структура общества, социальная стратификация и мобильность            
  Социальная организация            
  Социальные институты            
  Личность            
  Социальное взаимодействие. Социальные изменения и процессы            
  Культура            
  Современные общественные тенденции: модернизация, информатизация, глобализация            
ИТОГО:            
Самостоятельная работа      
Экзамен

Программа курса

 

Тема 1. Социология как наука, специфика ее объектно-предметной области и методов познания социальной реальности

Истоки зарождения социологии. Вклад в развитие социологии Ю.Конта, Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина и др. Современные интерпретации понятия «социология». Специфика объекта и предмета социологии. Место социологии в системе наук (естественные, технические, гуманитарные, социальные). Отличие социологии от истории, философии, политологии. Структура социологического знания (мето-, макро-, микросоциология). Уровни социологического знания (научная картина мира, общесоциологические теории, теории среднего уровня, эмпирические и прикладные социологические исследования). Специфика социологического знания. Базовые категории социологии. Методы социологического анализа. Функции социологии (теоретико-познавательная, информационно-аналитическая, инструментальная, прогностическая, управленческая). Культура социологического мышления современного руководителя и специалиста в деловой организации (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...