Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Социальное взаимодействие. Социальные изменения и процессы




Теория социального обмена (Дж.Хомонс). Символический интеракционизм (Дж.Мид). Этнометодология (Г.Гарфинкель). Понятие и сущность социального действия (М.Вебер). Структура социального действия. Типология социального действия по М.Веберу (целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное действия). Сущность понятия «связь». Структура связи. Форма связи (социальный контакт, социальное взаимодействие, социальные отношения). Типы взаимодействия (физическое, вербальное, невербальное, непосредственное, опосредованное; управление, соперничество, сотрудничество, партнерство, конфликт, компромисс). Сущность конфликта, его этапы и формы проявления. Способы регулирования конфликтов. Социальные изменения. Циклический, линейный, нелинейный тип изменений. Социальные революции и реформы. Социальные движения (аболюционизм, феминизм, сестринское движение). Экспрессивные молодежные движения (эскапизм). Экологическое движение (движение «зеленых»). Утопическое движение. Диссидентское движение. Эмиграционное движение. Антиглобалистское движение. Признаки и стадии социальных движений. Концепции социального прогресса. Критерии прогресса. Понятие социального процесса (Р.Парк, Э.Берджесс). Виды социального процесса (кооперация, конкуренция, конфликт, ассимиляция, амальгамизация). Прогрессивные, регрессивные, эволюционные и революционные процессы. Функциональные и дисфункциональные процессы. Процесс развития. Стихийные и сознательно организованные, эффективные, недостаточно эффективные, неэффективные процессы. Экономические, политические, социальные и духовные процессы. Основные противоречия социального процесса (внутренние и внешние).

 

 

Тема 8. Культура

Социологическое понимание культуры. Сущностные черты и содержание культуры. Целостность культуры (материальный, социальный и духовный компоненты). Базовые элементы культуры (знаки, символы, система норм и ценностей, правила, законы, этикет, обычаи, ритуалы, традиции и др.). Функции культуры (познавательная, объединяющая, регулирующая, аксиологическая, стимулирующая, преобразующая, гедоническая). Культурные универсалии. Этноцентризм. Релятивизм. Культурная диффузия. Культурная трансмиссия. Культурный капитал. Культурный лаг (П.Бурдье). Социокультурный механизм регуляции поведения индивидов в группах. Уровень культуры человека и факторы, его определяющие. Культурная аномия (Э.Дюркгейм). Культурный кризис и его проявления в обществе. Разнообразие культур (индивидуальная, массовая, народная, элитарная, национальная, доминирующая, организационная, корпоративная). Субкультура и факторы ее развития. Контркультура. Культура труда современного менеджера и чиновника (общее и особенное). Моральная карьера (И.Гоффман). Морально-психологический климат – актуальная ценность личности. Связь экономики, культуры и политики в обществе.

 

Тема 9. Современные общественные тенденции: модернизация, информатизация, глобализация

Приоритеты развития российского общества на современном этапе. Модернизация (органическая и неорганическая модели). Влияние информатизации во взаимодействии власти и населения. Происхождение и развитие идеи глобализации. Новые тенденции глобализации. Теория мировой системы (И.Валлерштайн).

ПЛАНЫ практическиХ занятиХ

Занятие 1. Социология как наука. Специфика ее объектно-предметной области и методов познания социальной реальности

Вопросы для обсуждения:

1. Роль социологии в профессиональной деятельности менеджера в деловой организации.

2. Социология как наука и ее признаки. Функции социологии.

3. Уровни и структура социологического знания.

4. Специфика социологического знания. Объект и предмет социологии как науки.

5. Социологические исследования и критерии их типизации. Методы социологического анализа.

6. Роль мыслителей разных эпох в становлении и развитии социологии.

Доклады

1. О. Конт и позитивный взгляд на предмет социологии. Классификация наук О. Конта.

2. Закон трех стадий О. Конта.

3. Культура социологического мышления и ее роль в управленческой деятельности менеджера.

Литература

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2. Волков Ю.Г. Социология: Краткий тематический словарь.

3. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

5. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. Ростов н/Д.: Феникс. 2001.

6. Зинченко Г.П. Самоучитель по социологии: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2006.

7. Сорокин П.А. Система социологии. М., 2008.

8. Батурин В.К. Социология: Учебник для студентов вуза. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2012.

9. Игебаева Ф.А. Социология. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012.

10. Фролов С.С. Социология: Учебник. М.: Гардарики, 2012.

11. Международная научно-практическая конференция. Социально-гума-нитарные исследования и технологии: проблемы и перспективы развития. 2012 (сайт «Конференция.ru»).

12. Розов Н.С. Универсальные социологические законы и российская специфика – эскизная модель механизма циклической динамики // Alma maten. 2010. № 11. С. 61-65.

13. Ядов В.А. Размышление о предмете социологии // Кравченко А.М. Хрестоматия. Екатеринбург, 1998. С. 33-41.

 

Практическое задание 1.

Проанализировать представленные ниже определения социологии и определить здесь объектно-предметную область данной науки. Сделать три-пять актуальных выводов.

 

Франклин Генри Гиддингс (1855 – 1931)

Американский социолог, президент Американского социологического общества (1908 г.) – Первый в США получил должность профессора социологии в Колумбийском университете в 1894 г.

• Социология – наука об обществе, социальных элементах и первых принципах. (Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. М. 1898. С. 36). Ввел в научный оборот понятие социализации.

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917)

Французский социолог, основатель французской социологической школы, издатель журнала "Социологический ежегодник" (1896–1913).

• Социология – наука об институтах, их генезисе и функционировании (Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М. 1995. С. 20).

Георг Зиммель (1858 – 1918)

Немецкий социолог и философ. Основоположник формальной социологии, профессор Берлинского университета (1914). Формальная социология изучает три типа социальных сущностей или формы социальной жизни: социальные отношения, группы, объединения.

• Предмет социологии заключает в себе множество движений, отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов. (Зиммель Г. Социальная дифференциация. М. 1909. С. 11).

Нейл Смелзер (р. 1924 г.)

Патриарх современной американской социологии и автор выдающих-ся работ в области экономической социологии, теории коллективного поведения, теории социальных изменений и методологии, сравнительных исследований. С 1986 г. Смелзер – член исполкома Международной социологической ассоциации, доктор социологических наук, преподаватель в Калифорнийском университете в Беркли.

Социология – научное изучение социальных отношений (Смелзер Н. Социология.М., 1994. С. 14) [1].

Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900)

Русский социолог и философ, литературный критик, революционный деятель.

• Социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями. (Лавров П.Л. Философия и социология. Изб. произведения в 2 т. Т. 2. М. 1965. С. 639).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...