Общество как система(по Т. Парсону)
– В основе стратификации отмечает социально значимые признаки: собственность, власть. Выводы: • Адаптивная (А) функция и целедостижение (g) являются внешними (инструментальными) функциями общества, направленные на преобразование природы; интегративная (I) и латентная (L) функции называются внутренними (экспрессивными) функциями, в рамках которых осуществляется контроль, поддерживается общая культура общества (сохранение набора ценностей и норм). Система социального контроля заставляет отдельные индивиды и группы подчиняться единым правилам, действовать по единым социальным нормам. • Существует ряд законов функционирования общества, которые приобретают следующий смысл: – «Если культурные ценности и нормы поддерживаются подавляющим большинством, социальную сплоченность невозможно разрушить»;
– «Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством населения, то общество и статистически, и динамически устойчиво»; – «Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то только общество динамически неустойчиво и любое изменение его равновесия влечет за собой социальные конфликты». – Разработал три метода контроля девиаций: • Изоляция – отлучение девианта от общества. • Обособление означает ограничение контактов с возможностью вернуться в общество (психически больные люди). • Реабилитация – специальные программы, помогающие девиантам стать нормальными членами общества. 39. Роберт Парк (1864 – 1944) – американский социолог, президент Американского социологического общества (1925), сторонник социально-экономической теории Основные труды: «Россия и культура» (1950); «Конкуренция и конфликт» (Вопросы социологии. 1994). – Развивал концепцию влияния естественного окружения на социальную жизнь людей; – Изучал проблемы расовых отношений и взаимодействия различных культур; – Движущей силой развития социального развития считал конкуренцию, которая по мере продвижения общества от биотического уровня к социальному принимает различные сублимированные формы: от борьбы за выживание до ассимиляции; – Социальная революция проходит 4 стадии: экологическая (физическое взаимодействие), экономическая, политическая и культурная. По мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи, ограничивается свобода конкуренции. В обществе достигается «соревновательная кооперация» и «согласие». Важными свойствами общества становятся «контроль» и «согласие». Социальные изменения связаны с изменением моральных норм, индивидуальных установок, сознания. 40. Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) – российско-американский социолог, родоначальник интегральной социологии.
Основные труды: «Система социологии» (1920); «Социология революции» (1925) и др. – В рамках интегральной концепции дал представление на исторический процесс как смену разных социокультурных типов: чувственного, религиозного и интегрального. Так, чувственная социокультурная система базируется на ценностях благосостояния, комфорта, жажды власти и славы, что порождает большие масштабы межчеловеческих раздоров, войн, революций. Будущее цивилизации в доминировании интегральной социокультурной системы с качественно иными ценностями – дух всеобщей дружбы, неэгоистической любви и, как следствие, усиление взаимозависимости и взаимовлияния культур, религий, социальных институтов, образцов и типов личности, жизни разных обществ. – Называл революцию «великой трагедией», ибо она сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое положение индивидов. Революция уничтожает самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементы населения[20]. – Улучшение социальной жизни должно происходить через реформы и конституционные средства. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе. – Считал, что социология изучает общество и процессы взаимодействия в нем, т.е. представляет науку, которая изучает явления взаимодействия людей друг с другом и явления, возникающие из этого взаимодействия[21]. Элементами взаимодействия являются индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы интеракции), т.е. язык, письменность, орудия труда, живопись, музыка и др. По своему характеру взаимодействия подразделяются на антагонистические и солидаристические, односторонние и двусторонние, шаблонные и нешаблонные. – Социология изучает общество с трех главных точек зрения: • его строения и состава; • данных в нем процессов или его жизнедеятельности; • происхождения и развития общества и общественной жизни.
– Разработал структуру социологии. Разделил социологию на теоретическую и практическую. • Теоретическая социология изучает человеческое взаимодействие с точки зрения сущего и подразделяется на: 1. Социальную аналитику, изучающую строение, как простейшее социальное явления (взаимодействие двух индивидов), так и сложные социальные единства, образованные той или иной комбинацией простейших социальных явлений. 2. Социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. 3. Социальную генетику, задачей которой становится изучение основных исторических тенденций в развитии общественной жизни людей. Практическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного: 1. Законы, сформулированные теоретической социологией, давали бы человечеству возможность управлять им сообразно поставленным целям. 2. Практическая точка зрения социологии приобретает громадное значение тогда, когда она должна указать, как устроить совместную жизнь, чтобы все были сыты и счастливы. – Ввел в социологию новые понятия: социальная стратификация, социальная мобильность, страта, проводники, актор и др. – Является родоначальником теории социальной стратификации и социальной мобильности. Утверждалось, что не может быть общества без расслоения и неравенства. Сами формы и пропорции расслоения могут меняться, но суть остается неизменной. При этом важно, что стратификация существует и в недемократическом обществе, с «процветающей демократией», являясь неизменной характеристикой любого организованного общества[22]. – Различал горизонтальную и вертикальную мобильность. Мобильность – это особое состояние социального пространства, когда отдельные индивиды или целые группы перемещаются в одной из трех плоскостей, на которые делится социальная стратификация, а именно в экономическом, политическом или профессиональном подпространствах. Перемещение индивидов осуществляется с помощью «каналов вертикальной мобильности» (лифтов).
Социальная стратификация и мобильность предопределены в обществе тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям и т.д. Но неравенство должно быть разумным, т.е. приемлемым (допустимым) для общества. – Ввел в социологию термин «флуктуация», означающее уменьшение или увеличение высоты экономической пирамиды. Первым в мире доказал, что какой-либо устойчивой тенденции в истории не существует. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодом обеднения. Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени открытости общества. В закрытом обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму. – Американская социологическая ассоциация учредила ежегодную премию им. Сорокина за лучшую книгу по социологии[23]. 41. Нейл Смелзер (р. 1924) –один из патриархов современной американской социологии, профессор Калифорнийского университета в Беркли. Автор теории структурной напряженности. Основные труды: «Социология» (1988). – Определил структуру социологии. Ее разделы такие: общество и его элементы; социальное неравенство и стратификация, социальные институты. – Определил социологию как науку о социальных отношениях и социальных институтах. Социология является способом изучения людей. Социология отвечает на вопрос: «Что происходит с людьми, когда они вступают во взаимодействие (образуют группы, голосуют, женятся и т.д.)?». – Указал на практическое значение социологии: «Работы социологов могут изменить отношение людей к общественным явлениям, а также представляют информацию для принятия решений по вопросам социальной политики»[24]. – Дал определения многим категориям: • Культура – убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой; • Этноцентризм – это тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной; • Культурный релятивизм – это понимание культуры возможно только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте; • Система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества, называется субкультурой. Субкультура не отвергает культуру большинства, но в какой-то мере отклоняется от нее. Контркультурой называется разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой. Контркультура стремится к формированию норм и ценностей, противоречащих основным аспектам господствующей культуры.
• Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности; главная функция института – стабилизация деятельности людей; • Слово «общество» имеет много различных значений. Говоря о «высшем обществе» или «обществе завсегдателей кафе», мы подразумеваем стихийно организованную группу людей, представителей определенного социального слоя, имеющих общие ценности и образ жизни. • Социализация – процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям; • Ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших; • Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других людей; • Стигматизация – наклеивание ярлыков, способность влиятельных групп ставить клеймо (ярлык) «девиантов» членам менее влиятельных групп (Теория стигматизации Говарда Беккера (1899–1960), амер. социолог. Основ. труд – «Аутсайдеры, 1963 г.). • Неравенство – это положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам. 42. Герберт Спенсер (1820 – 1903) – английский социолог-позитивист, основоположник органической школы в социологии. На него оказала глубокое влияние теории эволюции английского естествоиспытателя Чарлза Роберта Дарвина (1809 – 1882), автора эволюционной теории развития живых организмов (дарвинизм). Последний изложил свою теорию в 1859 г. в книге «Происхождение видов». Основные работы: «Система синтетической философии» (1896). – Сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельно – части общества (семью, государство) с частями организма (сердцем, нервной системой и др.), каждая из которых влияет на функционирование целого. – Считал, что общество, подобно биологическим организмам, развивается от простейших форм к более сложным: естественный отбор происходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных. Это была концепция «однолинейной» эволюции, т.е. непрерывного поступательного движения общества. Впоследствии она модернизируется в теорию усложненной «многолинейной» экономики, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации. – Плодотворной являлась догадка о том, что процесс развития («разрастания») любой единицы или совокупности единиц сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: «чем более развит организм, тем он более сложен». Вводит понятие «социальная дифференциация» – процесс возникновения специализированных институтов и разделения труда. – Строгость внутреннего управления является критерием типологии обществ. Выделял «воинствующие» общества, где регуляция и сотрудничество осуществляются путем жесткого принуждения. В индустриальных (промышленных) обществах контроль и централизация происходит слабее, сотрудничество здесь добровольное. – Для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора, и правительство не должно вмешиваться в этот процесс – такая философия получила название «социальный дарвинизм». – Аналогия общества с живым биологическим организмом вовсе не означает их тождества. Спенсер считает, что отдельные части биологического организма сросшие, уплотненные, а составные части социального организма дискретны, т.е. разделены, прерывисты. Первые тесно связаны между собой неразрывной связью, находятся в постоянном соприкосновении друг с другом. Вторые не соприкасаются друг с другом, пространственно разделены и могут покинуть свою общность или войти в состав в другой. Первые связаны физически, вторые связаны интеллектуальными и эмоциональными проводниками взаимодействия. – Считал, что качество жизни и характер общественных институтов зависит от «усредненного уровня», развития народа. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или «общественных договоров» как ответ на рост численности популяции. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Выделял шесть категорий институтов: домашние (семейные), обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Каждый институт специализируется на выполнении только одной функции. Совокупность институтов и сеть функциональных связей между ними определяют основные каналы сотрудничества, взаимодействия и обмена между людьми, что характеризует строение, базовую организацию общества. 43. Габриэль Тард (1843 – 1904) – французский социолог, основоположник психологического направления в социологии. Основные работы: «Сравнительная преступность» (1886); «Философия наказания» (1890). – Развивал концепцию подражания. – Трактует общество как процесс подражания, понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведение других. Этот процесс способствует сохранению целостности общества. – Процесс адаптации к изменившимся условиям окружающей среды обеспечивается через «изобретение» (нововведение): язык, ремесло, религия, государство, которые являются творчеством отдельных индивидов – новаторов. – Осуществлял анализ толпы и публики. При этом не принимал идею рассмотрения современности как «века толпы», это скорее «век публики». – В рамках социальной психологии рассматривал отношения нашего «я» к другим, их взаимное влияние. 44. Фердинанд Теннис (1855 – 1936) – немецкий социолог, один из основоположников социологии в Германии. Основные труды: «Община и общество» (1887); «Введение в социологию» (1931). – Одним из первых разработал понятие «социальная общность». – Соотносил понятия общины и общества. Под общиной понимал сообщество, общности людей, которые связаны эмоциональными, инстинктивными и аффективными действиями. Община – это совокупность сосуществующих людей с сущностными связями и отношениями. Под обществом он понимал такую общность, где формируются избирательные связи и отношения, характеризующиеся сознанием поставленной цели и свободного выбора своего поведения. Общинные отношения характерны для традиционной ступени общественного развития, а общественные отношения – для индустриального общества. Но в обществе отношения дифференцируются на «товарищеские», «господства и подчинения», а также отношения, основанные на сочетании того и другого. 45. Ален Турен (р. 1925 г.) – французский социолог, профессор университета в Париже. Сторонник концепции постиндустриального общества. Основные труды: «Социология действия» (1965);«Создание общества» (1973); «Постиндустриальное общество» (1969). – Развивает методологические позиции теории социального действия (акционизма). Под акционизмом понимал коллективный физический или интеллектуальный труд, но также и социальное действие, которое соотносится со смыслом, обусловленным какой-либо ситуацией. – Указывал, что постиндустриальное общество является обществом нового типа, где рост экономики – важный фактор, но оно определяется в первую очередь не экономическими условиями, а социальными силами: способностью к организации, планированию, контролю. Такие общества называются постиндустриальными, или технократическими, или программируемыми. – Господствующими группами в программированном обществе становятся технократы, бюрократы и инженеры. – Призывал к замене понятия общества как предмета социологии понятием социальных акторов и их отношений. 46. Орген Хабермас (р. 1929 г.) – немецкий социолог, представитель Франкфуртской школы, содиректор института по исследованию условий жизни научно-исследовательского мира[25]. Основные труды: «Теория коммуникативного действия» (1981); «Моральное сознание и коммуникативное действие» (1990). – Развивал теорию коммуникативного действия. Дал собственную типологию социального действия. Это коммуникативные действия, ориентированные на понимание. Здесь он вводит понятие «коммуникативная компетентность», представляющая собой становление смысла и значения языковых выражений через коммуникацию, создавая при этом упорядоченную нормативную среду. – Вводит понятие «дискурс», означающее аргументацию и понимание людей, имеющих общий жизненный мир (самоинтерпретацию). – Считает, что общество имеет «двуступенчатый уровень». Оно включает в себя «систему» (мир фактов и социальный мир норм) и «жизненный мир» (субъективный мир внутренних переживаний). В обществе происходит поглашение системой с ее деньгами и властью жизненного мира, где играет роль язык и коммуникации. Жизненный мир становится достоянием частной жизни. Отличие типологии соц. действия М. Вебера и О. Хабермаса в том, что в первом случае критерем разделения типов является целевая рациональность, а во втором – рациональность коммуникативная. 47. Джордж Каспор Хоманс (р. 1910 г.) – американский социолог, профессор Гарвардского университета, один из авторов концепции социального действия. Основные труды: «Человеческая группа» (1950); «Социальное поведение: его элементарные формы» (1990); «Природа социальной науки» (1967). – Считал исходной единицей социального анализа «Эмпирическое социальное поведение», а институты и общество складываются только из действий человека и могут быть объяснены на основе принципов индивидуального поведения. Социальные действия и социальное поведение трактуется им как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную и нематериальную) и минимизировать затраты. Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (материальными и нематериальными). – Сформулировал шесть универсальных закономерностей поведения человека в зависимости от ценностей, «вознаграждений» и «наказаний». Например: «Положение успеха» человека состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: «Чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще она стремится производить это действие». «Положение ценности» определяет следующее: чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше она будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение и др. 48. Эдвард Шизл (р. 1911 г.) – американский социолог, один из разработчиков структурно-функционального направления в социологии. Основные труды: «The Jntellectuals and the Po er Other Essays» (1972). – Является сторонником концепции равновесия, в соответствии с которой общество рассматривается как система, восстанавливающая «социальный порядок» в условиях нарушения его равновесия. – Автор концепции деидеологизации ввел этот термин в научный оборот. При этом выдвинул тезис «конец идеологии» на современном этапе развития общества. – Дал характеристику общества с социологической точки зрения. Так, обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям: • оно не является частью какой-либо более крупной системы; • браки заключаются между представителями данного объединения; • оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями; • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; • у него собственное название и собственная история; • оно обладает собственной системой управления; • его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой; • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида. 49. Альфред Шюц (1899 – 1959) – американский социолог австрийского происхождения, основоположник феноменологического направления в социологии. Основные труды: «Феноменология социального мира» (1932); «Структура повседневного мышления» (Социологические исследования. 1988, № 3). – Развивал идею типизации, благодаря которой люди в повседневной жизни могут вступать в общение друг с другом, будучи уверенными, что те видят мир таким же образом. Типологизация – это понятие, обозначающее классы предметов, которые они выражают («банковский служащий», «футбольный матч»). Запас типизаций социолог называет «знанием здравого смысла». Несмотря на то, что каждый индивид по-своему интегрирует мир, воспринимая его своеобразным образом, запас знания здравого смысла позволяет понимать, по крайней мере частично, действия других людей. – Являлся представителем герменевтической теории действия. 50. Эрик Эриксон (1902 – 1994) – американский психоаналитик, автор теории психосоциального развития личности, которая включает восемь стадий развития «Я», на каждую из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. Основные труды: «Детство и общество» (1950). – Ввел в социологию понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни ребенка: включенность ребенка в группу позволяет ему понимать мир, как его понимает группа. Постепенно у ребенка формируется «Эго – идентичность», представляющая собой чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут процессы изменения. Эго – идентичность означает целостность личности, когда индивид постоянно чувствует себя тем же самым на разных этапах развития. Стадии развития личности по Э. Эриксону [26] 1. Доверие-недоверие (грудной возраст). Формируется доверие или недоверие к миру через ухаживание и ласку матери к ребенку. Признаки доверия: отсутствие плача ребенка, когда рядом нет матери, спокойный сон, нормальная работа кишечника и т.д. При дефиците эмоционального общения у ребенка наблюдается замедление психического развития. 2. Автономия-сомнение (1-2 года). Ребенок учится говорить и бегать не падая, стремится к самостоятельности. 3. Инициатива-чувство вины (3-5 лет). Характерны для ребенка подвижность, любознательность, осознание различий между мальчиками и девочками. 4. Трудолюбие-неполноценность – (младший школьный возраст). Ребенок овладевает новыми знаниями в школе, проявляет интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, летчика, медицинской сестры. Главное на этой стадии формирование уверенности в себе и компетентности. Но неудачи в школе могут привести к появлению и закреплению у ребенка чувства неполноценности, потери интереса к учебе. 5. Становление индивидуальности (идентификация) – ролевая диффузия (юность). Решаются вопросы тесного сотрудничества с другими людьми, актуальным становится выбор дальнейшей учебы, работы, спутника жизни. Если этого не происходит, то человек замыкается на себе, закрепляется в нем ориентация на изоляцию от других людей. 6. Интимность-одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретает ухаживание, брак и другие виды отношений. Человек стремится к искренним доверительным отношениям с постоянным партнером. Делается выбор между интимностью или одиночеством. 7. Творческая активность – застой (средний возраст). Осваивается людьми определенная деятельность и родительские функции, осуществляется забота о ближнем окружении. 8. Умиротворение – отчаяние (после 50 лет). Происходит подведение итогов своей жизни, новое ее осмысление. Осуществляется смена деятельности, не требующая высокой физической самоотдачи. Вывод: На каждой стадии развития наступает у человека специфический кризис или сомнение. Испытывается кризис идентичности, который означает снижение или исчезновение целостности, тождественности личности. Конкретно это проявляется в потере веры в свою социальную роль: «Кому это нужно, что я делаю?». Переход от одной стадии к другой происходит в результате полного или частичного преодоления кризиса. 51. Владимир Александрович Ядов (р. 1929 г.) – современный российский философ и социолог, создатель ленинградской социологической школы. С 1989 г. директор Института социологии РАН. Основные труды: «Человек и его работа» (1967 в соавторстве); «Социально-психологический портрет инженера» (1977); «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» (1979); «Размышления о предмете социологии(Социологическое исследование.1999, № 2); «Социологическое исследование: идеология, программа, методы. (Самара, 1995). – Формирует методологию социологических исследований, освещает теоретические вопросы социологии труда и социологии науки; развивает теорию социальных изменений. – Разрабатывает проблематику разделения труда, кооперации, вопросы мотивации и отношения к труду, удовлетворительность работой как предпосылки функционирования организации.
Задание 3. В ходе самостоятельной поисковой активности определить роль российских социологов в формировании репутации профессиональной, активной социологии: Г.М. Андреевой, И.В. Бестужева-Лады, А.Г. Здравомыслова, Г.В. Осипова, В.Н. Шубкина, Г.П. Зинченко.
Задание 4. На основе метода свободных ассоциаций и указанных ниже монографий сформулируйте социологические проблемы 70-х годов ХIХ в. Обоснуйте свой ответ: «Почему эти проблемы называются социологическими?»: – Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1964. – Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рожин В.П. Человек и его работа. М., 1967. – Осипов Г.В. Рабочий класс и технический прогресс. М., 1967.
Задание 5. Докажите факт того, что социология является наукой. Для этой цели нужно сделать правильный выбор аргументов и рассчитать процент этого выбора. Итак, социология является наукой, т.к. ее содержательными компонентами являются научные знания и средства их получения. К научным знаниям относятся такие, которые соответствуют научным критериям. Каким? 5.1. Схоластическое теоретизирование, представляющее собой игнорирование эмпирических данных. 5.2. Разрозненность и несистематизированность идей. 5.3. Объективность, т.е. независимость сведений о предмете от желаний, домыслов и восприятия отдельных познающих субъектов. 5.4. Интуитивность – внезапное озарение индивида какой-либо идеей. 5.5. Истинность, т.е. правильное, верное отражение предмета в мышлении, идеях. Это соответствие идей характеристикам предмета. 5.6. Утопичность – несбыточные представления об обществе. 5.7. Специфичность объектно-предметной области. 5.8. Фактуальность – означает сбор фактов, их накопление (кумулятивность), первичная обработка, протоколирование, регистрация, систематизация, измерение и другие фактофиксирующие действия. 5.9. Идеализированность, т.е. знание, прошедшее через мыслительный процесс: абстрагирование, сравнение анализ, интеракцию обобщение. 5.10. Казуальность – объяснение причин явления, процесса; фиксация причинно-следственных зависимостей. 5.11. Онтологичность (эссенциальность) – выяснение сущности, базовых и второстепенных черт, свойств, внутренних связей и закономерностей объекта. 5.12. Рациональность – выражение знаний в специальных понятиях (категориях, терминах), принципах, гипотезах, формулах, схемах, графиках, алгоритмах, таблицах. 5.13. Верификация – когда одни факты подтверждаются, доказываются другими (доказательность). 5.14. Мифилогичность – синтез реального с фантазией индивида. 5.15. Новизна – воспроизводство нового знания. 5.16. Институциональность – включенность знания в процесс функционирования научно-исследовательских институтов, учебных заведений, кафедр, симпозиумов, периодических изданий. 5.17. Функциональность – знания несут обществу теоретическую и практическую пользу. 5.18. Этичность – знание не должны использоваться во вред людям, целенаправленно искажаться, быть источником деформаций и патологий в обществе. 5.19. Прогнозирование – определение состояния объекта в будущем, тенденции его развития.
Задание 6. Определить общесоциологические и частносоциологические законы и дополнить недостающие характеристики в табл. 3. Таблица 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|