Евгений Валентинович Де Роберти (1843 – 1915)
Русский социолог, представитель психологического направления в социологии, видевший одну цель социологии – познание законов психологического взаимодействия. Он был типичным русским либералом, в 1905г. примкнул к партии кадетов. • Сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова. (Роберти Е.В. Социология и психология // Новые идеи в социологии. СПб., 1914. Сб. 2. С. 8). Николай Иванович Кареев (1850 – 1931) Видный русский историк и социолог. Он преподавал в Варшавском, а затем в Петербургском университете, позже стал членом-корреспондентом Российской академии наук (с 1910) и почетным академиком наук СССР (с 1929 г.). Сторонник крайне скромных социальных реформ. Выступил с нападками на учение К. Маркса. • Социология должна быть учением об обществе подобно тому, как существует общее учение о жизни (Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. СПб. 1397. С. 3). Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1915) Он является крупнейшим русским буржуазным социологом, историком, этнографом и правоведом. Кареев называл Ковалевского "историком-социологом". Он писал, что "если в своих социологических изысканиях Ковалевский был преимущественно историком, то с другой стороны, и в исторических своих работах он был, прежде всего, социологом"[2]. • Социология – наука о порядке и прогрессе человеческих обществ (Ковалевский М.М. Социология. СПб. 1910. С. 30). Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) Русско-американский социолог. Эмигрировал в США в 1922 г. Критиковал господствующую в США эмпирическую социологию и развивал учение об интегральной социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятной культуры.
• Социология изучает взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой. (Сорокин П.А. Система социологии. М. 1993. Т. 1. С. 57). 10. Азер Гамидович Эфендиев Современный российский ученый Эфендиев, доктор философских наук, член общества "Знаний" России в Москве. • Социология при изучении того или иного социального явления стремится познать конкретные механизмы, зависимости, связи, влияющие на изучаемый предмет. (Эфендиев А. Г. Основы социологии.М., 1993. С. 11). Геннадий Павлович Зинченко (р. 1944 г.) Профессор, доктор философских наук, зав. кафедрой социологии Южно-Российского института филиала РАНХиГС. Сторонник идей о том, что социология изучает общество как систему в его актуальном значении, т.е. здесь и сейчас. • Социология – это эмпирическая и теоретическая наука о закономерностях социальной жизни как целостной системы, проявляющейся во взаимодействии, сознании, поведении людей и их общностей (Социология для менеджеров. Ростов-на-Дону, 2001). Ирина Владимировна Мостовая (р. 1963 г.) Профессор, доктор социологических наук, преподаватель Ростовского института повышения квалификации (2000 г.). • Социология – это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций (Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане. М. 1999. С. 18). Альберт Иванович Кравченко (р. 1944 г.) Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии организаций социологического факультета МГУ им. М.В Ломоносова, главный научный сотрудник Института социологии РАН, научный консультант журнала "Социологические исследования". • Социология, изучающая общие закономерности развития общества, отвечает на три вопроса: 1. Что такое социальное неравенство, расслоение, социальная структура, мобильность;
2. Как надо на них воздействовать, чтобы сделать общество стабильным и процветающим; 3. Кто входит в большие социальные группы (пенсионеры, малоимущие), которых касаются вопросы социального расслоения и кто выносит основной груз общественных перемен (Кравченко А. И. Социология и политика. М. 2000. С. 8-9).
Задание 2 Изучить конкретный вклад мыслителей разных исторических периодов в развитие социологии и сформулировать типичные (общие) результаты их интеллектуальной деятельности (не менее 5 позиций). Сконструировать две таблицы и отразить в них основные социологические теории, созданные мыслителями разных исторических эпох, и обобщить понятия, которые они внесли в социологию.
Мыслители 1. Платон Афинский (ок. 428 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ. Его настоящее имя Аристокл. Прозвище Платон (широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Основные труды: «Государство», «Законы», «Политика». – Развил учение о человеке и государстве. – Определил структуру государства, которое отожествлялось у него с обществом.. – Общество (государство) состоит из трех классов: низший класс – это крестьяне, ремесленники, купцы, которые удовлетворяют обеспечивающие потребности общества; средний класс – стражи, воины, которыми могут быть как мужчины, так и женщины; высший класс – интеллектуальная элита, мудрецы и философы. Это управленцы. – К управлению допускаются люди, достигшие 50 лет и ведущие аскетический образ жизни, не предающиеся земным утехам. – Каждый класс выполняет определенные функции. Платон был противником крайностей богатства и бедности. Идеалом государства считал аристократическое государственное устройство. Основные функции государства: · управление (законы); · защита от врагов; · забота о человеке. – Монархия, по его мнению, опасна избытком власти, а демократия – избытком свободы. Он был противником частной собственности. Платон закладывает в социологию идею стратификации общества.
2. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – греческий философ, был воспитателем Александра Македонского около 7лет; в Афинах организовал собственную философскую школу (лицей), где был преподавателем.
Основные труды: «Политика», «Категории», «Аналитика» – Развил учение о роли среднего класса в обществе, который должен быть многочисленнее, чем два других – это богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство управляется лучше, когда бедняков не отстраняют от участия в управлении. Не отрицал роли частной собственности в развитии здоровых эгоистических интересов. – Считал элементарным социальным объединением семью.
3. Августин (Блаженный) Аврелий (354 – 430 гг.) – христианский теолог. Епископ г. Гипон (Северная Африка). Основные труды: «О граде Божьем», «О свободе воли» (ок. 413-426). – Различал в социальной реальности: Град земной – это мир созданный любовью людей к себе, т.е. мир, построенный на эгоизме, наш обычный мир. По выражению Августина, в «граде земном» господствует «мрак общественной жизни» и правит большая «разбойничья шайка» (государственная власть)[3]. Град Божий – это мир, основанный на любви к Богу. Сюда относят людей, которых Бог предопределил спасти. – Рассматривал человека как существо, сотворенное Богом по своему образу и подобию, но отпавшего от него в силу греха.
4. Фома Аквинский (1225 – 1274) – средневековый философ и теолог. Основные труды: «Сумма теологии»; «О правлении государей». – Раскрыл суть естественного закона: «делай добро и избегай зло». Этот закон означает проживание людей в сообществе, мире и сотрудничестве с другими людьми, ибо это является благом для человека. 5. Даниель Белл (1919 – 2011) – американский социолог, родоначальник теории постиндустриального общества. Основные труды: «Конец идеологии» (1860 г.); «Грядущее постиндустриальное общество» (1973 г.); «Противоречия культуры капитализации (1976г.). – Разработал концепцию (теорию) «постиндустриального общества», которое появляется в США с 1972 г. – Считал, что на смену доиндустриальному, индустриальному обществу приходит постиндустрианальное. Признаки постиндустриального общества: · большая часть жизнедеятельности переходит из сферы производства в сферу услуг, что позволяет нанимать большее количество рабочих;
· широкое разнообразие товаров; · большой излишек товаров; · широкие товарные отношения между странами; · «глобальная деревня» – это все человечество, обладающее благодаря технологическому процессу мгновенной всемирной коммуникацией. – Считал, что научно-техническая революция, научные исследования будут снимать противоречия капитализма и не будут создавать условия для политических и социальных революций.
6. Герберт Блумер (1900 – 1986) – амер. социолог, популяризатор теории символического интеракционизма. Основные труды: «Коллективное поведение»// Американская социологическая мысль. М., 1994. – Выделил два вида интеракций (взаимодействий): символический, свойственный только человеку; несимволический, свойственный всему живому. – Считал, что интеракции осуществляются благодаря символам, значениям, ожиданиям, которыми люди наделяют предметы и события. Все это дает людям представления о том, как вести себя и что можно ожидать от других людей. – Различал в коллективном поведении людей два вида: · устойчивые, фиксированные формы группового поведения, имеющие структуру (специфические социальные движения, возрожденческие и националистические движения); · спонтанно возникающие формы группового поведения, но без структурных организаций. Относил к спонтанно образованному множеству людей такие: § Действующую толпу. Признаки: общая цель, но нет общих значений, ожиданий, установленных структур (ролей, признаков лидера). К ней относятся митинги, паника. § Экспрессивную толпу. Признаки: общий эмоциональный порыв, направленный на себя; физическая и эмоциональная разрядка от каких-либо тревог. К ней относятся карнавалы, ритуальные танцы. § Массу. Ее признаки: усредненная агрессия индивидов, разобщенная и анонимная; возбужденность каким-либо событием; отсутствие взаимодействия и обмена переживаниями. § Общественность. Ее признаки: столкновения множества людей с какой-либо проблемой и их вступление в дискуссию по ее поводу, имея разные мнения ее решения; есть взаимодействие, рациональные и критичные действия.
7. Пьер Бурдье (1930 – 2002) – соврем. франц. социолог, основатель социологической теории, называемой структуралистическим конструктивизмом. Основные труды: «Социальное пространство и символическая власть»//Начала. М. 1994 г., «Социология политики» М. 1993 г. – Ввел в социологию ряд понятий: Структурализм – это понятие, отражающее в социальной системе множество объективных структур независимо от желания человека, но стимулирующее их действия. Пример: полиция, стимулирующая посредством санкций исполнение людьми законов своими действиями.
Конструктивизм и агент – это понятия, стимулирующие действия человека, обусловленные жизненным опытом и социализацией, что формирует социального агента, представляющего собой субъекта, самостоятельно делающего выбор жизненной ситуации. Гибитус – это система диспозиций, т.е. неосознанных схем мышления, совокупность приобретенных человеком установок, предрасположенностей, оценок и действий, навязываемых соц. коллективом в определенном месте и в определенное время. Гибитус – это совокупность культурного наследия, глубоко усвоенного индивидом и направляющего его поведение даже без участия его сознания. Именно благодаря наличию в каждом из нас гибитуса мы не только видим себя так, как требует окружающее нас общество, но и получаем глубокое личностное удовлетворение от такого собственного поведения, уважаем себя за него и испытываем эмоциональную неприязнь к людям, ведущим себя иначе.[4] Примеры: многие люди встают в одно и то же время для того, чтобы не опоздать на работу (установка). Люди, имеющие установку о патерналистской роли государства, трудно адаптируются к рыночным отношениям. Социальное пространство представляет собой совокупность социальных полей, в которых осуществляются социальные практики и социальные отношения. Существует множество социальных полей: поле экономики, поле политики, поле культуры. В границах поля происходит противоборство сил, компромисс, создается союз различных сил.
8. Иммануил Морис Валлерштайн (р. 1930 г.) – современный американский социолог неомарксистской ориентации, основоположник мир-системного анализа. Основные труды: «Мировая система» (М. 1974); «Анализ мировых систем и ситуаций в современном мире». (Спб. 2001), «Конец знакомого мира. Социология ХХI века». (М. 2003). – Развивал концепцию капитализма как глобальной системы, составляющими которой является «экономическое ядро» (страны западной Европы), полупериферия и периферия. – Утверждал, что наличие в мировой системе неразрешенных противоречий приведет к ее трансформации в мировой социализм. – Объяснял глобализацию как экономическое явление, основанное на международном разделении труда, это создаст взаимозависимость стран и народов на планете. – Ввел определение культуры как набора общепринятых положений и практик, которые разделяются не всеми членами общества, а только большинством, и не все время, а большую часть времени, выполняющей роль измерительной планки, с помощью которой оценивается реальное событие, мера его отклонения от этого конструкта[5].
9. Макс Вебер (1864 – 1920) – великий немецкий философ, социолог, культуролог. Основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). «Хозяйство и общество» (1922). – Развил концепцию социального действия и определил типы социальных действий: § Целерациональные действия – это такие, которые основаны на осознании цели, средств и рабочих действий рационально взвешенных и просчитанных. § Ценностно-рациональные – это такие, когда индивид ориентируется в своих действиях и убеждениях на ценности о долге, достоинстве, красоте, религиозных предпочтениях. § Аффективные действия – это такие, когда совершаются неосознанно, вызванные текущими событиями с проявлением резкого порыва чувств (драка футболистов во время матча). § Традиционные действия – это шаблонные стандартные действия на основе привычек, традиций, верований. – Социальным действием становится такое действие, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на других людей. – Развил теорию рациональной бюрократии, т.е. такой, которая функционирует по строго определенным правилам и процедурам. Рациональность – это осмысленные действия людей. – Определил признаки формальной (бюрократической) организации: иерархическая структура (соподчиненность); разделение труда служащих; наличие свода строгих правил и инструкций; безличный характер деятельности и ведение протоколов – фиксация своей деятельности в установленной форме; ориентация на личную карьеру, основанная на заслугах перед организацией. – Обосновал принцип ценностной нейтральности как условия объективного исследования. – Раскрыл суть понимающей социологии, которая должна изучать не формы коллективности, а индивида, осмысливающего (понимающего) мотивы своих поступков, т.е. наделять их смыслом. В этом случае индивид становится субъектом социального действия. – Анализируя капитализм, М. Вебер считал, что это явление культурного характера с преобладанием рационалистического начала. При этом он доказывает, что капиталистическое развитие уходит корнями в протестантскую этику, которая в отличие от других религиозных учений имела рациональную основу: трудолюбие, бережливость, расчетливость, активность.
10. Ирвин Гофман (1922 – 1982) – американскийсоциолог, основатель драматургической концепции. Основные работы: «Поведение в общественном месте (1963), «Стигма» (1964), «Представление себя другим в повседневной жизни» (М. 2000). – Ввел в социологию понятия социальных ролей, агентов социализации, стигмы. – Выделил признаки ресоциализации в экстремальных условиях: · изоляция от внешнего мира (высокие заборы, спецпропуска); · отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым; · постоянное общение с одними и теми же людьми (работа, отдых); · утрата свободы (десоциализация – утрата старого, ресоциализация – обретение нового). – Использовал в исследовании драматургический подход, суть которого состоит в том, чтобы рассматривать взаимодействие людей как актеров, разыгрывающих друг с другом некий спектакль. В разной ситуации человек «входит» в соответствующий образ, чтобы оказать впечатление на другого. – Разработал теорию стигмы. Стигматизация – это навешивание ярлыков на человека. Стигма подразумевает неодобряемые в обществе признаки (Например: нетрадиционная ориентация).
11. Энтони Гидденс (р. 1938 г.) – британский социолог. Основные работы: «Социология» (М. 1999); «Элементы теории структурации» // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас, Новосиб.1995; «Стратификация и классовая структура» // Социс., 1992. № 9. – Развивал теорию структурации, где описал взаимозависимость структур и социальных действий. Подчеркивал, что структуры делают возможными социальные действия и социальные действия создают эти же структуры. Частями структуры общества являются правила, материальные и властные ресурсы. Правила повторяются и социальная система, структуры общества и институты воспроизводятся. – Вводит понятие «онтологической безопасности», т.е. стремления людей к стабильности в социальной жизни. – Впервые термин «социализация» применил к человеку. – Определил познавательную функцию социологии. «Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».[6]
12. Гарольд Гарфинкель (р. 1917 г.) – американский социолог, основоположник социологической этнометодологии. Основная работа: «Исследование по этнометодологии» (1967 г.). – Ввел в 1967 г. термин «этнометодология», что означает методы, которые используют люди для воспроизводства описания, объяснения порядка в мире, где они живут. Он подчеркивал, что понимание и взаимодействие людей в социальном мире обеспечиваются не обязательно через принятие общих культурных ценностей (Т. Парсонс), а это осуществляется в повседневной жизни посредством методов. Используется документальный метод. Этот метод есть представление части образа какого-либо объекта как «документа», позволяющего судить об объекте в целом. И в зависимости от ценности этой части образа индивид судит о целом, что приводит к разному описанию этого целого. Например, коммунальная квартира для одних людей жизнь здесь есть «настоящий кошмар», для других – «весьма терпима», для третьих – «эмоциональное удовольствие».
13. Лев Гумилев (1912 – 1992) – русский историк, социолог, этнолог, географ. Написал более 200 работ. Награжден медалью СССР. Академик естественных наук. Основные работы: «От Руси до России. Очерки этн. истории». (М. 1992); «Этногенез» и биосфера земли» (М. 1990). – Развивал концепцию этногенеза (происхождение, возникновение народа), строящуюся на обобщении истории человечества на суперэтническом уровне. – Ввел категорию пассионарности (энергии), повышенной энергии человека.
14. Людвиг Гумплович (1838 – 1909) – австрийский социолог, представитель социального дарвинизма. Основные работы: «Раса и государство (1875); «Расовая борьба»; «Очерк социологии» (1885);«Система социологии» (1887). – Определил объектно-предметную область социологии, которыми являются социальные группы и взаимоотношения между ними. – Ввел понятие «этноцентризм» (1883). Этноцентризм – признание людьми своей культуры лучшей, отвергая стандарт другой культуры как худшей, неправильной.
15. Наталья Грейс (р. 1965 гг.) – руководитель Института риторики в Санкт-Петербурге (Россия). Основные труды: Тренинг – курс «Потенциал личности»; «Законы Грейс». – Сформулировала актуальные социальные законы: · закон сильной личности № 1: «Чтобы быть сильной личностью, достаточно не жаловаться при неблагоприятных условиях». · закон правильных поступков: «Если человек поступает правильно, то его дела идут с каждым днем все лучше и лучше при условии наличия неагрессивной среды». · закон позитивного мышления: «Всякий раз, когда Вам захочется сказать «дурак», говорите, что требуется дальнейшее развитие интеллекта для того, чтобы не спровоцировать агрессию индивида». · закон сильной личности № 2: «Сильные Личности оставляют в людях ощутимый след при условии их восприимчивости». «Сильная личность – это харизматическая личность, а в такую личность влюбляются, у нее ищут совета и поддержки, если эта личность обладает положительными ресурсами». · закон таланта: «Талант – это врожденная способность делать сразу то, чему другие долго учатся, если существует благоприятная среда».
16. Ральф Дарендорф (р. 1929 г.) – немецкий социолог, один из основоположников теории социального конфликта, представитель конфликтной парадигмы. Основные работы: «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957). - Считал, что конфликт – реальность социальной жизни и норма развития системы. Содержание конфликта связано с отношениями господства и подчинения, характером власти, неравным доступом к ресурсам, которые являются средствами достижения социальных цепей и которыми распоряжается власть. Его стратификация строится на основе авторитета власти. Но именно конфликт в демократическом обществе открывает путь к реформам.
17. Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – французский социолог классического периода. Основные работы: «О разделении общественного труда» (1893); «Правила социологического метода» (1895); «Самоубийство» (1897); «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Автор концепции социологизма. – Ввел в социологию понятие «Аномия» (от франц. Anomie – беззаконие, неорганизованность), фиксирующее ценностно-нормативный вакуум, характерный для переходных и кризисных периодов развития общества. Старые нормы и ценности уже не работают, а новые отсутствуют или еще не полностью сложились. Аномия есть отсутствие четкой регуляции поведения индивида, т.е. разработанности правил, определяющих отношения между социальными функциями (по Р.Мертону), аномия служит основой отклоняющего поведения, когда индивид не может достигнуть своих целей институциональными средствами). – Разработал теорию обрядов, выявил их разные типы и общие функции. Различал негативные обряды – это запреты: нельзя есть, нельзя прикасаться; позитивные обряды – повышение свободы действий, ритуалы угощения (искупительные); представительные (миметические) обряды, выражающиеся в подражании тому, что хотят видеть. Функции обрядов заключаются в поддержании общности, чувства принадлежности к группе верований.[7] – Приходит к пониманию сущности социальных факторов как элементов особой социальной реальности. Он подразделяет их на морфологические (как материальный субстракт общества, например плотность населения, способы деятельности, образы семейной жизни); духовные социальные факты – это нематериальные факты в виде коллективных представлений, ценностей, традиций, правил, моды. Социальные факты обладают свойствами принудительности (коллективные представления, определяющие воздействие на характер поведения индивида), типологичности, функциональности, существованием вне индивида. Определил содержание методологического принципа исследования социальных фактов, называемых социологизмом, который означает: · социальные факты нужно рассматривать как вещи, т.е. без личных оценочных суждений, объективно. Это есть установка на изучение социальных фактов через их своевременным образом фиксируемые признаки, как это приходит с изучением объектов природного мира. Социальные факты вмешиваются в жизнь людей как реальные вещи, определяя смысл их действий; · социальное объясняется социальным, т.е. социальные факты должны объясняться другими социальными фактами, но не географическими, психологическими, нравственными; · исследуются в первую очередь не понятия о социальных фактах, а непосредственно сами факты. – Определил социологию как науку о социальных фактах. Ввел в социологию понятие социального факта. – Рассматривал общество как особый тип реальности. Дюркгейм отвечал на вопрос: «Каким образом из совокупности случайных индивидов возникает общество?» Это происходит в результате солидарности. Различает механическую солидарность, основанную на сходстве индивидов (общий язык, обычаи, верования). Данная солидарность характерна для традиционного, доиндустриального общества. Другой тип солидарности называется органической солидарностью, основанной на различиях индивидов и разделении труда, профессиональной специализации, экономической зависимости. Такая солидарность характерна для развитых, организованных обществ. – Различал три вида самоубийств у индивидов: · эгоистические; · альтруистические; · аномические. – К основным причинам самоубийств относятся ослабление социальных связей или чрезмерная (гипертрофированная) связь индивида с обществом (жертвенность, героизм).
18. Георг Зиммель (1858 – 1918) – немец. социолог, создатель формальной социологии. Основные труды: «Социальная дифференциация» (1890); «Социология» (1908); «Трактат по социологии» (1920); «Созерцание жизни» (1918). – Разрабатывал идеи формальной (чистой) социологии, которая изучает социальные формы (социации) – социальный прогресс (мода); житейские ситуации (тяжба, обмен); социальные нормы (честь, обычаи); группы (семья, тайное общество) и т.д. Например, мода как одна из социальных форм предполагает и подражание, и индивидуализацию, когда индивид одновременно и утверждает свою принадлежность к определенному социальному слою, и вместе с тем отличает себя от других. – Развивал теорию групп, обосновывая значение численности индивидов в группе и причины их образования. Так, в больших группах играет роль право, а в малых группах – традиции. 19. Мишель Крозье (р. 1922 г.), французский социолог – теоретик бюрократии, исследует проблемы соц. организации (власть и ее распределение, анализ стратегии деятельности индивидов и групп). – Являлся приверженцем структурно-функционального подхода, в рамках которого на первый план выдвигается проблема соц. изменений. 20. Льюис Козер (1913 – 2003) - американский социолог, один из основоположников функциональной модификации теории социального конфликта (функционалистской теории социального конфликта). Конфликт не является патологией, а имеет функциональный характер. Основные труды: The Funetions of Sociae Conflict (Функции социального конфликта) N.V 1956. – Определил позитивную функцию конфликта. Им признается за конфликтом немаловажная роль в назревании обновления общества. Это означает, что конфликт порождает не только новые социальные институты и нормы, но и стимулирует экономический и технологический прогресс. – Раскрывает суть понятия социального конфликта как напряжения между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов. Социальный конфликт – это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности, сохранению группы. Поэтому лидеры группы сознательно часто прибегают к поискам внешнего врага и разжигают конфликт. Сравнение: Ральф Дорендорф, немец. социолог в середине 60-х годов ХIХ века обосновал общую теорию социального конфликта, получившей название «конфликтной модели общества» («Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе»). Считал, что для общества хорошо неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, и отсюда проистекают различия их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения. Результат – структурные изменения общества. Следовательно, общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а только различиями отношений к нему со стороны власти. Только рациональные методы регулирования конфликта делает их не взрывоопасными. 21. Кеннет Боулдинг (1910 – 1993) – американский социолог, экономист, специалист общей теории систем. Первый президент «Общества по исследованию в области теории систем» (1954). Основные труды: «Конфликт и защита: общая теория» (1956). – Создал центр по исследованию конфликтов. – Считал, что общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три больших группы: конфликты на уровне индивидов, групп и организаций. – Утверждал, что конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития. Знание общей теории конфликта позволяет общественным силам контролировать конфликты, управлять ими и прогнозировать их последствия. – Ввел понятие экологического взаимодействия как первоосновы понимания эволюционной перспективы человечества. – Главным показателем прогресса считал улучшение качества жизни. Выводит необходимость создания «всемирной единой экологической системы» и морального обновления человечества. – Употреблял термин «постцивилизация» предполагающая противопоставление будущего общества и «цивилизации» – эпохи оседлых сообществ, сельского хозяйства и войн. 22. Огюст Конт (1798 – 1857) –французский философ, социолог, методолог. Основатель школы позитивизма. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830–1843). – Ввел в научный оборот понятия «социология» и «социальный факт», определил статус социологии как науки. – Разработал исходный тезис позитивизма, заключающийся в требовании того, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений на основе таких методов, как наблюдение, эксперимент, исторический метод, и открывала универсальные законы, в соответствии с которыми должен действовать человек. Эти законы должны изучаться людьми через образовательную сеть, а их реализация через деятельность людей будет способствовать «лечить больное» общество. В этом суть преобразовательного процесса в обществе. – Сформулировал и описал основной закон общественного прогресса, который был назван «законом трех стадий». Суть закона заключается в том, что общество в своем развитии проходит три стадии развития сознания индивидов (закон интеллектуальной эволюции человечества): 1. Теологическая (фиктивная, религиозная) стадия. Это период Древности и раннего Средневековья до 1300 года. Господствовала религия. Сначала люди обожествляли окружающие предметы. Затем был осуществлен переход к христианству.
2. Метафизическая (философская) стадия. Период 1300–1800 гг. Здесь происходит разрушение старых верований, осуществляется французская революция, в обществе царит анархия, что обусловливает появление новой, позитивной стадии. 3. Позитивная стадия. Этот период характеризуется распространением науки, развитием промышленности, гармоническим соотношением всех элементов общества. – Создает иерархию наук на основе определенных признаков (Схема1). Схема 1 Иерархия наук по О. Конту
Признаки: · Последовательность, т.к. каждая последующая наука основана на законах предшествующих наук. · Динамизм, каждая наука отражает движение законов от простых явлений к сложным. · Измеряемость, все положительные науки основаны на измерении. – Определил структуру социологии как науки. Статика – описывает отношения между институтами в обществе, которые обеспечивают порядок и стабильность в обществе, поддерживают всеобщее согласие в нем (солидарность). Статика обеспечивает устойчивый аспект бытия общества. Динамика – изучает социальные изменения в обществе, раскрывает универсальные законы. Динамика обеспечивает социальный прогресс, который понимается как развитие общества по восходящей линии. Критерием прогресса являются моральные добродетели. – Установил практическое значение социологии: · социология рассматривает каждый элемент общества с точки зрения полезности для общего блага (функциональность); · социология обеспечивает рациональное предвидение состояния общества: «Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способе видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизбежности естественных законов»[8]. Итак, по Конту, объектом социологии является общество со своей структурой, а предметом – открытые универсальные законы. 23. Лоренс Колберг (1927 – 1987) – американский психолог. В 1958 г. защитил докторскую диссертацию по теме: «Развитие образа моральных суждений и выбора в 10-16 лет». Сформулировал Нравственный закон: «Чем выше уровень развития, достигнутый человеком, тем нравственнее его поступки по отношению к другим людям». 24. Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916) – русский социолог, историк, издатель журнала «Вестник Европы» (1909 – 1916); был депутатом I Государственной Думы (1905). Основные труды: Социология. (СПб., 1997, в 2-х томах). – Разработал сравнительно-исторический метод, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политическим, юридическим, историческим и подобным характеристикам, что выявляет основные этапы развития общества в целом. – Ввел понятие генетической социологии, под которой понималась та часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной энергии и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право[9]. – Под предметом социологии понимал законы и тенденции общественного развития. – В 1908 г. М. Ковалевский создает вместе с Е. де Роберти и при поддержке В.М. Бехтерева первую в России кафедру социологии в частном психоневрологическом институте. Это осуществлялось с большими трудностями, ибо министр народного просвещения Щварц не утвердил ходатайства Совета института, заявив, что социология может скомпрометировать учебное заведение. Но в Европе социология стала уже университетской наукой, а в США был создан первый факультет социологии в 1892 г. – Первыми учениками Ковалевского были П. Сорокин, Н. Тахтарев, Н. Кондратьев, Н. Тимашев, ставшие в будущем выдающимися учеными-социологами. Именно с Ковалевского начинается понятие «ученичества» в нашей социологии. По свидетельству его учеников, работе и общению с ними он уделял огромное внимание. Этот факт является одним из элементов институционализации, т.е. заложения традиционно-непрерывного воспроизводства научного направления, научной традиции и профессиональных специалистов[10]. – Рассматривал революцию как случайное и патологическое явление. – Видел критерий общественного прогресса в росте групповой солидарности. 25. Чарзл Кули (1864 – 1929) – амер. социолог, автор теории «зеркального Я»; один из основоположников теории малых групп. Основные труды: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902); «Социальная организация (1909); «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). – Ввел понятие «первичная группа» (семья, соседство), считая ее основной ячейкой общества, ко вторичным – общественные институты (классы, нации, партии). – Считал, что именно в первичных группах осуществляется социализация, где индивиды связаны непосредственными отношениями. Именно здесь происходит обмен представлениями друг о друге и познание себя через оценки и отношения других людей. – Первичная группа является первичной в силу того, что: • она распространена повсеместно, во всех человеческих обществах; • индивид в ней получает самый первый опыт человеческих отношений; • в процессе взаимодействия возникает и развивается у индивида то, что представляет собой человеческую природу. – Теория «зеркального Я» - это представление человека о себе, которое состоит из трех элементов: • представление о том, как другие видят меня; • представление о том, как другие оценивают меня; • ощущение «Я» как ответ на представление и оценки других людей. 26. Густав Лебон (1841 – 1921) – французский врач, социолог, ученый с энциклопедическими познаниями; один из первых заявил о наступлении «эры толпы». Основные работы: «Психология толп» (1895 г.) – Сторонник биологической детерминации психики, проповедник теории иерархии рас (национальности); противник социализма и эгалитаризма. – Расширительно толковал понятие «толпа», подразумевая под ним любую большую контактную группу. Классифицировал толпу на разнородную, состоящую из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию; на однородную толпу, состоящую из трех категорий: сект, каст и классов; преступную толпу, общие черты которой такие же, как и у всякой другой толпы: восприимчивость к внушению, легковерие, непостоянство, приоритет чувств, как хороших, так и других[11]. – Определял роль великих людей – в развитии цивилизации. В политике настоящие великие люди – те, которые предвидят зарождающиеся потребности, события подготовленные прошлым, и указывают путь, которого следует держаться. Открытия великих людей являются результатом длительного ряда предшествующих открытий; они строят здания из камней, которые медленно обтесывали их предки[12]. 27. Никласс Луман (р. 1927 г.) Мнемецкий социолог, представитель неофункционалистов, создатель современной теории систем. – Осуществил аналогии между социальным и биологическим. – Развивал теорию социального пространства. – Подчеркивал, что социальные системы следует рассматривать не как аналитически вычленяемую реальность, а как то, что действительно существует. – Под обществом понимал систему смысловых коммуникаций (смысловых связей во взаимодействии). Выделяет мировое сообщество как предельную возможность повсеместного социального взаимодействия. 28. Томас Лукман (р. 1927 г.) М немецкий социолог, совместно с амер. социологом Питером Бергером (р. 1929) разработали концепцию феноменологической социологии. Основные работы: «Социальное конструирование реальности» (М., 1995). – Рассматривал социальную реальность как окружение индивида в его повседневной жизни (ввел понятие в социологию «повседневная жизнь»), в которую он вносит ценности и их придерживается. – Придавал значение знанию в повседневной жизни. – Обосновал идею институционализации, где институты обеспечивают социальный порядок. 29. Лавров Петр Лаврович (1823 – 1900) – представитель субъективного направления в социологии. Основные работы: «Исторические письма». (1869). – Разработал понятия культуры и цивилизации. Если культура общества – это среда, данная историей для работы мысли, то цивилизация – это сознательное начало, обнаруживаемое в прогрессивной смене форм культуры. Носителем цивилизации являются «критически мыслящие личности». – Разработал теорию роли личности в истории. Поскольку под личностью понималась «критически мыслящая личность», предполагающая интеллигенцию, то ее роль, миссия – быть двигателем, носителем прогресса. Для этого личность разрабатывает идеал и вмешивается в ход истории, следуя этому идеалу. – Исторический прогресс состоит из следующих элементов: • появляется критически мыслящая личность, способная к творческой активности и к состраданию; • формируются единичные организованные выступления в защиту обездоленных; • образуются политические партии, ставящие своей задачей изменение существующего строя. – Исторический процесс измеряется степенью развития солидарности. Под солидарностью понимается способ связи между индивидами, основу которой составляет общность привычек, интересов, эмоций, убеждений. – Солидарность составляет основу осознания личностью совпадения ее собственного интереса с общественным, зависимости собственного достоинства от достоинства других людей. Уже само по себе обращение к теме солидарности составляет одну из главных заслуг Лаврова[13]. – Предложил следующую типологию солидарности: • бессознательная, основанная на привычке; • эффективная, основанная на эмоциях; • сознательная, основанная на убеждении. – Считал, что субъективным методом в социологии является оценочный метод, выражающий отношение человека к объектам, т.е. их оценивание с позиций приложения нравственных критериев, признавая при этом объекты здоровыми или патологическими, справедливыми или несправедливыми. – Утверждал, что солидарные действия человека мотивируются как природными, так и социальными факторами (привычки, обычаи, аффекты, интересы пользы, убеждения). – Определяет предмет социологии: «Социология – это наука о солидарности, изучающей и группирующей повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремящейся открыть законы их солидарных действий». Социология ставит теоретическую цель: понять формы солидарности, условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития»[14]. Русский социолог Николай Иванович Кареев (1850–1931 гг.), отмечая роль Лаврова в социологии, писал, что Лавров П.Л. может быть назван первым русским социологом, труды которого должны быть известны всякому, кто занимается социологией[15]. 30. Николай Константинович Михайловский (1842 – 1904) –один из ключевых фигур, зачинателей социологической науки, теоретик народничества. С 1860 года работает в журнале «Отечественные записки», который становится первой социологической кафедрой в России. Основные работы: «Что такое прогресс?». (1869);«Борьба за индивидуальность» (1875-1876); «Записки профана» (1875-1877); «Герои и толпа» (1882). Внес вклад в развитие: · теории кооперации; · теории личности и борьбы за индивидуальность (теория социальных конфликтов); · теории героев и толпы; · теории прогресса; · субъективного метода в социологии. – Считал, что важным признаком общества является кооперация, основанная на разделении труда. Различал следующие виды кооперации: · Органическая (физиологическая) – разделение труда между отдельными органами человека;; · Общественная – различие в профессии, разделение труда между людьми; · Простая – разделение труда между людьми на их сходстве. Главный ее признак – солидарность; · Сложная – разделение труда между людьми на их различия. Главный ее признак – борьба, в которой люди обособляются, противодействуют. Возникают группы с разграничением прав и обязанностей, специализацией, разными целями и интересами. Сложная кооперация создает иерархическую структуру общества. Сложная кооперация характерна для капитализма, для Запада. Для России виделся идеал в общине, где господствует солидарность. – Утверждал, что общество и личность дополняют друг друга; личность является ценностью и критерием прогресса. Если общество подавляет индивидуальность личности, то оно регрессирует, а подавление общественного вредит личности. Определял, что объектом социологии является личность, борющаяся за индивидуальность, под которой понимается развитие всех сил и способностей человека. Суть прогресса заключается в гармонично-целостной личности. – Был первым, кто разработал в социологии проблему подражания, изложив свою теорию в статье «Герои и толпа», т.е. за восемь лет до появления книги Тарда «Законы подражания» (1890). Утверждал, что народ пассивен и, чтобы его поднять, необходимы герои, которые вызывали бы не «автоматическую покорность толпы, а способные бы воздействовать на психологию «толпы», «загипнотизированность» ее, увлечь за собой. Героем может быть любая активная личность, которая в состоянии дать толчок массе, овладеть ее волей, вызвать подражание[16]. Толпа является массой народа, способной увлекаться примером. – Различает понятия «герой» и «великая личность». Герой понимался им в широком смысле как зачинатель: «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее и дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело»[17]. Великие люди вносят ценности в мировую сокровищницу человечества, отражающие потребности в преобразовании. – Определил особенность субъективного (оценочного) метода в социологии – зависимость от многих характеристик личности. Так, общественное положение личности дает ему понимание того, что ему выгодно: «Скажи мне, к какому общественному союзу ты принадлежишь, и я скажу тебе, как ты смотришь на вещи». – Определил практическую значимость социологии, предполагающую выяснение норм деятельности, критерии человеческих действий, соответствующих нравственному идеалу. 31. Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895), немецкие мыслители, создатели «научного социализма». Основатели материалистической концепции истории. Основные работы: «Капитал». (К. Маркс, 1867). По выражению К.Маркса «Капитал» – «это дело всей моей жизни»; «Происхождение семьи, частной собственности и государства», (Ф. Энгельс, 1884); «Немецкая идеология», (Совместная работа,1845–1846); «Положение рабочего класса в Англии» (Ф. Энгельс,1845). – Доказывали необходимость разрушения буржуазного (капиталистического) строя и становления коммунизма – общества без частной собственности и эксплуатации человека человеком. Экономическая необходимость порождает необходимость коммунистической революции. – Считали главным критерием общественного прогресса способ производства. – Развивали формационный подход к истории. В теории Маркса предлагалось видение истории как процесса, в основе которого лежит смена общественно-экономических формаций, каждая из которых представляет собой определенный тип общественной организации, соответствующий определенному типу социально-экономических отношений. 32. Джордж Герберт Мид (1863 – 1931) - американский социолог, создатель теории символического интеракционизма, базирующего на изучении роли межчеловеческих взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Основные работы: «Сознание, личность и общество» (1934). – Рассматривал личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. – Придавал значение языковым символам при осуществлении роли «обобщенного другого», т.е. уметь видеть себя глазами общества других людей, с помощью символов принимать на себя роль другого. 33. Якоб Марено (1892 – 1974) – американский социальный психолог, основатель социометрии – метода, представляющего собой процедуру измерения плотности и тесноты связей внутри малых групп на основе обычной социологической анкеты, построения матриц, социограммы и др. (США, 1934 г.). Назначение социометрической процедуры может быть трояким: · измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; · выявление лидера группы, где на разных полюсах определяется авторитет группы и «отвергнутый» по признакам симпатии и антипатии; · обнаружение внутригрупповых подсистем, т.е. сплоченных образований, во главе которых могу быть свои неформальные лидеры. Итак, суть общей теории социометрии состоит в утверждении того, что социальные системы включают в себя не только внешне проявляемые отношения (поведенческие акты), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимое внешне, но обусловливающие различные конфликты в малых группах. – ввел понятие «социальный атом», под которым понимал индивида как носителя социальных связей; – ввел понятие «культурные консервы», означающее результаты исследования, не отражающие действующие отношения в обществе. 34. Герберт Маркузе (1898 – 1979), – немецко-американский социолог. Основные труды: «Разум и революция» (1941); «Одномерный человек» (1964); «Контрреволюция и бунт» (1972). – Признавал, что «позднекапиталистическому» обществу удалось интегрировать в себя рабочий класс, который утрачивает былую революционность, а на его место выдвигаются радикальные слои молодежи, студенчества, маргиналы, угнетенные национальные меньшинства, население стран «третьего мира». Формируются такие потребности и влечения в обществе, которые не выводят его членов за рамки данной социокультурной системы. – Ввел понятие «одномерного человека», основными признаками которого являются «отсутствие критического отношения к обществу» и «ориентация в своей жизни только на потребительство». 35. Абрахам Маслоу (1908 – 1970) – американский социолог, разработавший теорию иерархии потребностей, мотивационную теорию (Схема 2). Схема 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|