Занятие 4. Социальная организация
Вопросы для обсуждения 1. Понятие, признаки, строение, типология организаций. «Идеальный тип» в конвенции по М. Веберу. 2. Функционирование организации и ее управляемость. Методы социального управления и роль социокультурного механизма в управлении организацией. 3. Развитие менеджмента в современной России и специфика социально-профессиональных компетенций менеджера в деловой организации. 4. Сущность, типы коррупции и пути ее преодоления. Доклады 1. Тектология А.Л. Богданова и теория организации. 2. Бизнес-слой в современной России. 3. Современные представления о самоорганизации современного специалиста. Литература 1. Граждан Д.М. Социология управления. М., 2009. 2. Зинченко Г.П. Самоучитель по социологии: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2006. 3. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. Ростов н/Д., 2001. 4. Кармизов А.Е., Кармизова Т.А. Роль менеджмента в государственном управлении // Актуальные проблемы и факторы совершенствования системы государственного и муниципального управления современной России. Ростов н/Д., 2007. 5. Конев И. В., Гусева Т.В. Социальные барьеры организационных инноваций // Социально-гуманитарные знания. 2005, № 2. 6. Маллинз П. Менеджмент и организационное поведение. Минск. 7. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993. 8. Рудой В.В. и др. Государственное и муниципальное управление социальными и политическими процессами в регионе: общественное мнение и экспертные оценки. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2010. Задание 1. Написать терминологический диктант и определить смысл следующих понятий: кооперация, корпорация, коллектив, ассоциация, конгломерат, организация комбинатов, венчур, мастерская, джойбер, государственная служба, биржа, банки, предприятие.
Задание 2. Изучить схему 5 и определить последствия для организации вследствие действия закона антогенеза, который гласит, что «каждая организация проходит в своем развитии несколько качественно различных стадий, если отсутствуют сильные разрушительные внешние воздействия».
Схема 5 Закон антогенеза
Задание 3. Закон самосохранения организации гласит, что «Каждая система (социальная или биологическая) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал». Этот закон функционирует таким образом, что сумма созидательных ресурсов организации всегда стремится быть больше суммы разрушительных ресурсов. Формула этого закона выглядит так: С > Р. Если это соотношение длительное время не может быть выполнено, то организация прекращает свое существование либо добровольно, либо принудительно[34]. Если созидательных ресурсов будет больше, то организация может расширить объём своей деятельности, преодолев потенциал разрушения. За счет каких ресурсов руководитель организации может преодолеть потенциал разрушения в организации? Задание 4. Дать комментарий к схеме 5, сделать выводы. Вопросы: - Из каких элементов состоит административно-управленческая система? - Что относится к объекту и субъекту управления? - Что является ядром управления? - Что мотивирует трудовую деятельность работника в организации? - Какая имеется связь между диагностикой ситуации внутренней среды организации и принятием управленческого решения?
Задание 5. Почему приведенные ниже принципы управления организации не противоречат друг другу? Аргументируйте свой ответ. • Известны универсальные принципы (общие) управления классической (административной) школы управления, представителем которой является Анри Файоль (1825–1925) – руководитель французской горнодобывающей и металлургической компании «Коломбо», представленные такими обязательно выполняемыми правилами, как: - разделение труда: специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы; - полномочия и ответственность: каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу; - дисциплина: рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством; - единство распорядительства: работник получает распоряжения и отчитывается перед одним непосредственным начальством; - единство действий: все действия, имеющие одинаковую цель, должны осуществляться по единому плану; - подчинение частных интересов общим: интересы организации имеют преимущество перед интересами личности; - вознаграждение персонала: получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд; - централизация: организация должна иметь управляющий центр; - скалярная цепь (иерархия, соподчинённость): неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии; - порядок: предоставлять рабочее место каждому работнику и каждый работник должен быть на своем рабочем месте; - стабильность персонала: установка работников на долгосрочную работу в организации; - инициатива: поощрение работника к выработке независимых суждений в границах делегированных ему полномочий и выполняемых работ; - единение персонала: гармония интересов персонала и организации. • В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» имеют место такие принципы[35]:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина; - единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; - равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения; - профессионализм и компетентность гражданских служащих; - стабильность гражданской службы; - доступность информации о гражданской службе; - взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; - защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|