Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 7. Социальное взаимодействие




Вопросы для обсуждения

1. Социальная связь, ее структура, типы и формы проявления.

2. Социальное действие и его мотивация. Типы социальных действий по М. Веберу.

3. Социальное взаимодействие Дж. Хоманса, сущность социальной теории обмена.

4. Конфликты и пути их регулирования.

5. Сущность социальных изменений и их типология.

6. Социальные движения и социальные процессы, их типология.

Доклады

1. Чиновник как носитель бюрократизма и его отрицательные последствия во взаимодействии власти и населения.

2. Социальное партнерство как система урегулирования социальных конфликтов.

3. Профессионализм и социальные компетенции государственных и муниципальных служащих (менеджеров).

Литература

1. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология. М., 2008.

2. Дорендорф Р. Элементы социального конфликта // Социологические исследования. 1994, № 5.

3. Евтихов О.В. Харизма лидера: феноменология и особенности формирования // Alma mater. 2011. № 1. С. 41-44.

4. Зинченко Г.П. Самоучитель по социологии: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2006.

5. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. Ростов н/Д.:Феникс, 2001.

6. Кравченко А.Н. Социология. М., 2012.

7. Кухарчук Д.В. Социология: Краткий курс лекций. М., 2012.

8. Мертон Р. Социальная аномия //Социологические исследования. 1992. № 3, 4.

9. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997.

10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

Задание 1. Охарактеризуйте базовые черты личности: индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность, целеустремленность, самоконтроль, самоанализ, направленность, воля. Какие качества относятся к биологическим и социальным? Какой характер носит взаимодействие биологического и социального в личности?

Задание 2. Что означает выражение «личностью не рождаются, личностью становятся»? Прокомментируйте этот тезис.

Задание 3. Определить сущность социального воспитания, самовоспитания и перевоспитания личности, их значение в становлении самодостаточной личности.

Задание 4. Какой имеется социологический смысл в следующем поучении Владимира Мономаха к своим сыновьям:

• Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, но по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильному губить слабого человека;

• Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибнет и тело;

• Не пропускайте человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей властвовать над собой;

• Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, зная пять языков, от того и честь от других стран[36].

Задание 4. Определить особенности формирования харизматической личности, ее качества и миссию на основе анализа специальной литературы (поисковая активность, Интернет-ресурсы).

Задание 5. Как индивиды относятся к проблемам (трудностям)? Какие существуют способы минимизации общественных проблем?

Занятие 8. Культура

Вопросы для обсуждения

1. Социологическое понятие культуры, ее признаки, типология.

2. Функции культуры. Этноцентризм и культурный релятивизм.

3. Роль культурных норм и ценностей в жизнедеятельности человека и общества. Социокультурный механизм регуляции поведения индивида.

4. Корпоративная культура и основные принципы деловой этики.

5. Роль этического кодекса в достижении целей организации.

6. Основные подходы к пониманию культуры.

 

Доклады

1.Структура культуры и культурные универсалы.

2.Культурный кризис в обществе и формы его проявления.

3.Национальная культура, закономерности развития.

Литература

1. Иванова Е.А., Шишкина Л.В. Корпоративное управление. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

2. Зинченко Г.П. Самоучитель по социологии: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2006.

3. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

4. Кармизова С.Т. Роль этического комплекса в регуляции служебной деятельности государственных и муниципальных служащих // Актуальные проблемы социологии управления. Ростов н/Д.: ЮРИФ РАНХиГС, 2011. С. 89.

5. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2002. № 1.

6. Левиков С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

7. Молодежная субкультура – степень востребованности /http//:www.gorby.ru

8. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

9. Фененко Ю.В. Социология. М., 2008.

10. Хабибуллин К.Н. Динамика факторов риска и профилактика здоровья населения //Социологические исследования. 2005. № 6.

11. Эфендиев А.Г. Общая социология. М.: ИНФРА-М., 2007.

Задание 1. Проанализировать таблицу 9 и сформулировать заключение.


 

Таблица 9

Анализ уровней профессионализма работника

в деловой организации

 

Критерии оценки Индикаторы оценки профессионализма
нулевой профессионализм слабый уровень профессионализма средний уровень профессионализма высокий уровень профессионализма
Знание и выполнение должностных инструкций Не знает и не выполняет Знает, но выполняет редко Знает и выполняет часто Знает и выполняет в полном объеме
Выполнение поручений руководителя Относится формально, качество работы неудовлетвори- тельное Относится добросовестно, выполняет их, но качество работы удовлетворитель- ное (частые погрешности) Поручения и распоряжения выполняются с хорошим качеством (редкие погрешности)   Постоянно выполняет с высоким качеством (без ошибок)
Освоение новых технических средств, новых технологий Не стремится Осваивает под давлением руководителя Проявляет самостоятель- ность, но не всегда получается Постоянно осваивает новшества с большой результативностью  
Аналитическая работа К анализу не прибегает, выполняет техническую работу Редко анализирует проблемы Часто анализирует проблемы и рабочие ситуации Постоянно анализирует проблемы, рабочие ситуации, учитывает последствия

 

Задание 2. Какие составляющие определяют культуру современного специалиста в деловой организации? Запишите их и сделайте выводы.

 

 

Занятие 9. Современные общественные тенденции:

Модернизация, информатизация, глобализация

 

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и виды модернизации.

2. Роль информатизации в управлении коллективами.

3. Происхождение и развитие идеи глобализации.

4. Цивилизационные особенности России.

Доклады

1. Новые тенденции глобализма.

2. Место России в мировом сообществе.

Литература

1. Анисимов О.С. и др. Контуры грядущей социализации. М., 2010.

2. Батурин В.К. Социология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

3. Волков Ю.Г. Социология: Учебник. М., 2008.

4. Выдоевич З. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире // Социологические исследования. 2005. № 4.

5. Завалев А.В. Государство и модернизация российского общества // Власть. 2012. № 3. С. 25-27.

6. Левашов В.Н. Общество и глобализация // Социологические исследования. 2005. № 4.

7. Послание Президента Медведева Д.А. к Федеральному собранию: «Не к хаосу, а к демократии» // Российская газета. 2011. 23 декабря.

ТЕСТЫ

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

1. Понятие социальной статики и социальной динамики ввел… ○ М. Вебер ○ О. Конт ○ К. Маркс ○ Э. Дюркгейм  
2. Термин «социализация» применительно к человеку впервые употребил… ○ Ф. Энгельс ○ О. Конт ○ Ф. Гидингс ○ К. Маркс  
3. Основоположником теории позитивизма является.. ○ М. Вебер ○ Э. Дюркгейм ○ Г. Спенсер ○ О. Конт  
4. Методологический принцип «ценностей нейтральности» социологии обосновал… ○ Г. Тард ○ Ф. Теннис ○ Г. Зиммель ○ М. Вебер  
5. Важнейшим политическим основанием стратификации в теории М. Вебера выступает… ○ престиж ○ собственность ○ власть ○ образование  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...