Занятие 7. Социальное взаимодействие
Вопросы для обсуждения 1. Социальная связь, ее структура, типы и формы проявления. 2. Социальное действие и его мотивация. Типы социальных действий по М. Веберу. 3. Социальное взаимодействие Дж. Хоманса, сущность социальной теории обмена. 4. Конфликты и пути их регулирования. 5. Сущность социальных изменений и их типология. 6. Социальные движения и социальные процессы, их типология. Доклады 1. Чиновник как носитель бюрократизма и его отрицательные последствия во взаимодействии власти и населения. 2. Социальное партнерство как система урегулирования социальных конфликтов. 3. Профессионализм и социальные компетенции государственных и муниципальных служащих (менеджеров). Литература 1. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология. М., 2008. 2. Дорендорф Р. Элементы социального конфликта // Социологические исследования. 1994, № 5. 3. Евтихов О.В. Харизма лидера: феноменология и особенности формирования // Alma mater. 2011. № 1. С. 41-44. 4. Зинченко Г.П. Самоучитель по социологии: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2006. 5. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. Ростов н/Д.:Феникс, 2001. 6. Кравченко А.Н. Социология. М., 2012. 7. Кухарчук Д.В. Социология: Краткий курс лекций. М., 2012. 8. Мертон Р. Социальная аномия //Социологические исследования. 1992. № 3, 4. 9. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997. 10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Задание 1. Охарактеризуйте базовые черты личности: индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность, целеустремленность, самоконтроль, самоанализ, направленность, воля. Какие качества относятся к биологическим и социальным? Какой характер носит взаимодействие биологического и социального в личности?
Задание 2. Что означает выражение «личностью не рождаются, личностью становятся»? Прокомментируйте этот тезис. Задание 3. Определить сущность социального воспитания, самовоспитания и перевоспитания личности, их значение в становлении самодостаточной личности. Задание 4. Какой имеется социологический смысл в следующем поучении Владимира Мономаха к своим сыновьям: • Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, но по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильному губить слабого человека; • Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибнет и тело; • Не пропускайте человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей властвовать над собой; • Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, зная пять языков, от того и честь от других стран[36]. Задание 4. Определить особенности формирования харизматической личности, ее качества и миссию на основе анализа специальной литературы (поисковая активность, Интернет-ресурсы). Задание 5. Как индивиды относятся к проблемам (трудностям)? Какие существуют способы минимизации общественных проблем? Занятие 8. Культура Вопросы для обсуждения 1. Социологическое понятие культуры, ее признаки, типология. 2. Функции культуры. Этноцентризм и культурный релятивизм. 3. Роль культурных норм и ценностей в жизнедеятельности человека и общества. Социокультурный механизм регуляции поведения индивида. 4. Корпоративная культура и основные принципы деловой этики. 5. Роль этического кодекса в достижении целей организации. 6. Основные подходы к пониманию культуры.
Доклады 1.Структура культуры и культурные универсалы. 2.Культурный кризис в обществе и формы его проявления. 3.Национальная культура, закономерности развития.
Литература 1. Иванова Е.А., Шишкина Л.В. Корпоративное управление. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 2. Зинченко Г.П. Самоучитель по социологии: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2006. 3. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 4. Кармизова С.Т. Роль этического комплекса в регуляции служебной деятельности государственных и муниципальных служащих // Актуальные проблемы социологии управления. Ростов н/Д.: ЮРИФ РАНХиГС, 2011. С. 89. 5. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2002. № 1. 6. Левиков С.И. Молодежная субкультура. М., 2004. 7. Молодежная субкультура – степень востребованности /http//:www.gorby.ru 8. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006. 9. Фененко Ю.В. Социология. М., 2008. 10. Хабибуллин К.Н. Динамика факторов риска и профилактика здоровья населения //Социологические исследования. 2005. № 6. 11. Эфендиев А.Г. Общая социология. М.: ИНФРА-М., 2007. Задание 1. Проанализировать таблицу 9 и сформулировать заключение.
Таблица 9 Анализ уровней профессионализма работника в деловой организации
Задание 2. Какие составляющие определяют культуру современного специалиста в деловой организации? Запишите их и сделайте выводы.
Занятие 9. Современные общественные тенденции: Модернизация, информатизация, глобализация
Вопросы для обсуждения 1. Сущность и виды модернизации. 2. Роль информатизации в управлении коллективами. 3. Происхождение и развитие идеи глобализации. 4. Цивилизационные особенности России. Доклады 1. Новые тенденции глобализма. 2. Место России в мировом сообществе. Литература 1. Анисимов О.С. и др. Контуры грядущей социализации. М., 2010. 2. Батурин В.К. Социология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 3. Волков Ю.Г. Социология: Учебник. М., 2008. 4. Выдоевич З. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире // Социологические исследования. 2005. № 4. 5. Завалев А.В. Государство и модернизация российского общества // Власть. 2012. № 3. С. 25-27. 6. Левашов В.Н. Общество и глобализация // Социологические исследования. 2005. № 4. 7. Послание Президента Медведева Д.А. к Федеральному собранию: «Не к хаосу, а к демократии» // Российская газета. 2011. 23 декабря. ТЕСТЫ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|