Педагогика начального образования
Стр 1 из 108Следующая ⇒ ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
> В. С. Кукушин ных А. В. Болдырева-Вараксина п" ». с
Учебное пособие О"У ТЭ Для студентов педагогических вузов
Издательский центр «МарТ» Москва — Ростов-на-Дону ББК74.20 К 89 ДОБРОЕ НАПУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЮ Авторы пособия: B.C. Кукушин — профессор, акдемик Академии педагогических и социальных наук, академик Международной академии экологии и природопользования (введение, главы 1—5); А.В. Болдырева-Вараксина — кандидат педагогических наук, доцент (главы 6—7) Рецензенты: М.В. Буланова-Топоркова — профессор, зав. кафедрой педагогики высшей школы, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук; Е.Б. Осипова — зам. директора по начальному образованию школы-лаборатории Академии педагогических и социальных наук Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. К 89 Педагогика начального образования / Под общ. ред. B.C. Ку-кушина. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 592 с. (Серия «Педагогическое образование») В учебном пособии освещены общие основы педагогики, теория обучения и педагогические технологии, теория воспитания (в т.ч. воспитание толерантной личности). Читатель найдет ответы на вопросы, касающиеся обучения исключительных детей и семейного воспитания. Предназначено для студентов педагогических вузов и соответствует Государственному образовательному стандарту. ISBN 5-241-00543-9 т. РИБЛИОТЕКА ji О УНИВЕРСИТЕТА ББК 74.20 Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В., Оформление: ИКЦ «МарТ», 2005 Оформление: Издательский центр «МарТ», Любовь бесконечно важна, потому что она переносит наши жизненные интересы с мыслей о себе самом на заботу о ближнем, она меняет центр личной жизни человека.
В. Соловьев Мы живем в уникальное время — на этапе серьезных социальных потрясений в России, на грани второго и третьего тысячелетий. Но граница эпох — это не «пересадка из старого поезда в новый». С уходом XX века человечество завершило технократическое развитие и теперь переходит к этапу гуманитарной культуры, потому что на грани веков необходимы изменения в нас самих. Переход от логики силы и страха к логике разума и любви — стратегия XXI века. Не случайно ведь первое десятилетие XXI века Организацией Объединенных Наций объявлено Десятилетием культуры мира и ненасилия. Ключевые элементы культуры мира — мир, демократия, права человека, толерантность. Все они пронизаны мыслью о человеке, ведь в период смены тысячелетий актуализировалась ценность под названием «Человек». Любой учебник истории подробно рассказывает о войнах и революциях, но мало повествует об изменениях в мировоззрении общества, о его духовном росте. Отсюда видно, что школа должна радикально изменить свою суть и свой образ, иначе она может оказаться невостребованной. Новая функция школы XXI века определяется местом знания в современных и будущих технологических переменах в обществе и его экономике. Из ведомого учреждения школа превратится в ведущее. Уже сейчас формируется индустрия знаний, открытая всем возрастам работающих и безработных. Считается, что ни одно открытие в человеческой истории не оказало такого влияния на человека, как открытие чипа, имеющего функции интеллекта. В новых меняющихся условиях в эпоху информатики человеческое знание становится ключевым ресурсом, а школа — одним из ведущих учреждений, в котором создаются и обновляются знания. В высокоразвитых странах подчеркивают, что кадры становятся формой капитала. Качество кадров определяет третью техническую революцию. Центр тяжести перемещается с материальных на информационные ценности.
Наша стратегия образования должна быть согласована с новыми функциями школы, которая должна стать источником знаний и ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ творческой активности, научиться быстро освобождаться от ненужного содержания, учить детей самостоятельно решать возникающие проблемы, а не заниматься нагромождением бесполезных знаний. Центр тяжести новой школы — развитие способностей ученика, который должен получить знания, помогающие принятию решений и выживанию в экстремальных ситуациях. Знания, приобретаемые в школе, должны быть практикоориентированными. Образовательная система должна постоянно развиваться. Школа, в которой ничего не происходит, — плохая школа. Когда бедна школа, бедно и общество. Школа должна готовить к жизни, а не только к работе, развивать творческую инициативу личности, ее любознательность, заинтересованность в духовных, а не только в материальных ценностях. Человек богат прежде всего своими духовными, социальными потребностями, степенью «вхождения» в культуру. Возвышение Человека есть главное в культуре. Культура — это концентрация всего нравственного в человеке, поэтому к ней следует относиться весьма бережно. Культура не зависит от жизнеспособности правительства и поэтому никогда не погибнет. Культура — внеполи-тическая категория; она обсуждает и изучает только вечные проблемы бытия и должна находиться выше всех законов. В концепции воспитания, разработанной академиком РАО Е.В. Бондаревской, четко определен образ выпускника школы — человека культуры: свободная духовная, гуманная, творческая, адаптивная личность. Заметьте, прежде всего — свободная. Реализуя идеи гуманистической педагогики и работая в русле гуманистической (феноменологической) парадигмы образования, школа должна формировать в детях этническую, расовую, конфессиональную, культурную толерантность. Только в этом случае наше поколение может быть спокойно за судьбу многонациональной России, за судьбу Родины. Учитель постоянно должен помнить, что главная ценность педагогической культуры — ребенок. Без детей существование школы как социального института теряет смысл.
Все мы — дети. Если вам хоть иногда хочется съесть что-нибудь вкусненькое, вы все еще ребенок. Если вам приятны подарки к праздникам — вы ребенок. Если вы ищете сочувствия и поддержки у друзей в трудную минуту — вы все еще ребенок. Если вам приятно прикосновение чьей-то руки — вы еще ребенок. Взрослый ребенок. Ребенок школьного возраста хрупок и беззащитен. Если вы не знаете, сыты ли ученики, сидящие на уроке, — вы плохой учитель. Если вы не знаете, какие взаимоотношения сложились у школьника с отцом и матерью, — вы плохой учитель. Если вы не знаете, ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ каков статус каждого ребенка в классе (отверженный, лидер, популярный, нейтральный), — вы плохой учитель. И если вы, набравшись мужества, пришли работать в сферу, где почти самая малая зарплата в стране, где самые большие нервные затраты и максимальная потребность в самоотдаче, самопожертвовании, вы обязаны знать о каждом ребенке все. Каждый человек на Земле нуждается во взаимопонимании, утешении, которые мы называем моральной поддержкой. Верующие люди ищут ее под лоном церкви. Учащиеся обычной светской школы в любой цивилизованной стране пользуются услугами телефонов доверия и психоаналитиков. В нашей стране, оказавшейся в состоянии безвременья и перепутья, искать помощи практически не у кого: названные службы имеются только в крупнейших городах. А как же быть детям остальных городов и сел? Функции своеобразного исповедника и наставника, как правило, берет на себя учитель. Но не каждый учитель. Это может сделать лишь тот, кто, не считаясь со временем и личным благополучием, живет только для детей. Если вы любите детей, то не важно, что и сколько вы им отдали. Вы не должны об этом задумываться. Вам просто нужно забыть о том, что вы им отдали. Пожелайте отдать им еще больше. Неужели мать, кормящая грудью детей, думает: «Я выкармливаю их, чтобы вернуть многократно свое за их счет в будущем»? Матери переживают, если не могут дать больше. Разумеется, хорошие матери. В России сейчас около 1 миллиона детей-сирот, из них до 95% — при живых родителях. Но еще больше сиротства в душе тех, кто обеспечен и живет в семьях. И это сиротство проявится потом в деятельности взрослого человека. Их надо спасать немедленно. Социологические и психологические исследования, проведенные нами во многих городах и районах, показывают, что уже в начальной школе до 70 и даже до 90% детей глубоко одиноки. О них не мечтали их будущие родители; эти дети сейчас не нужны своим родителям. Для большинства детей школа — единственное место, где они могут услышать доброе, теплое слово.
Чтобы стать учителем для десяти человек, научитесь служить десяти ученикам. Иначе у вас ничего не получится. Вы никогда не завладеете сердцами детей и не сможете управлять ими. Прежде чем наказать ребенка, совершившего проступок, задумайтесь, много ли вы ему дали как педагог и что для него сделали? Если у вас проблемы с ребенком, сядьте и объяснитесь, ведь он нуждается в том, чтобы его выслушали. Долг учителя — защищать ребенка. Ведь без вашей мудрости, без ваших советов многие малыши, подростки и юноши на своем жизненном пути будут спотыкаться и падать. ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Они никогда не смогут стать теми, кем могли бы стать, потому что вы не пришли к ним на помощь, не спасли уроками жизни, которые получили сами. Неужели будущее наших детей должно больше зависеть от наших надежд, чем от наших наставлений? Во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения с детьми и педагоги. Потому что воспитывать невозможно ненавистью и безразличием. Воспитывать можно только любовью, ведь в основе всех конфликтов, обид, ненависти, вражды лежит недостаток любви. Учителя больше воздействуют на детей своим отношением к работе и своим характером на процесс обучения и воспитания, чем тем, что они говорят. С возрастом мы забываем, о чем нам говорили даже самые лучшие учителя, но их образ продолжает дисциплинировать нас; мы по-прежнему будем помнить то, что они из себя представляли. И этот образ — образ Учителя — должен быть творческим и вдохновляющим. Один из самых высокочтимых психологов мира в XX веке Скин-нер утверждал, что наше поведение определяется окружающей средой. По его мнению, чтобы объяснить поведение и таким образом понять личность ребенка, нужно проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Скиннер доказал, что поведение предсказуемо, обусловлено и контролируемо. Отсюда вытекает важность диалога между учителем и детьми. Создайте атмосферу любви! Любите своих учеников безоговорочно и постоянно!
Человека от животных отличают два важных качества: творческое начало и коллективизм. Если мы будем развивать в каждом ребенке его творческое начало, в наших классах исчезнут плохие ученики. Потому что любой человек, в том числе и ребенок, не может не гордиться своим творчеством, а осознание своего Я помогает ребенку стать личностью. В любом образовательном учреждении должно быть сделано все возможное для творческого развития детей. Но все ли мы делаем из того, что можем? Ведь в каждом ребенке есть чувство прекрасного. Самое трудное — найти и затронуть эту тонкую струну. И тогда мы сможем убедиться в правоте уникальной мысли Ф.М. Достоевского: «Каждый человек самоценен». С высоты человека с почти полувековым педагогическим стажем, человека, уже ступившего одной ногой в Царство Истины, смею оз- ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ вучить следующие назидательные советы. Общайтесь с детьми в рамках их интересов и потребностей! Приспосабливайте свой стиль общения к ситуации и темпом речи, и тембром голоса, и содержанием! Ведь в каждой ситуации вы играете важную роль, а роль Учителя — многообразна. Однако учите только тому, что составляет вашу нравственную суть. Говорите не заученными чужими, а своими словами. Сделайте так, чтобы ваши воспитанники увидели в вас Личность, Личность социально значимую, доброжелательную, творческую, достойную подражания. И тогда исчезнут проблемы плохого поведения учащихся, их агрессивности, нетерпимости. Потому что воспитывать нельзя ненавистью и холодным сердцем. Воспитывать и развивать ребенка можно только любовью. Если же вы будете работать с неполной отдачей, то, достигнув периода личной переоценки духовных ценностей и своей жизни, вы с ужасом обнаружите, что уходите в мир иной недолюбившими, недолюбленными... и непрощенными. Только при полной отдаче сил ваша неизбежная старость будет светлой и безмятежной. Величайшая гуманистка XX века св. Мать Тереза говорила: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя? В. С. Кукушин, профессор педагогики, академик Академии педагогических и социальных паук, академик Международной академии экологии и природоиспользования 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Предмет педагогики Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В.Ф. Одоевский 1.1.1. Понятие «педагогика» Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и развивалась вместе с обществом. Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем востребованнее было специально организованное образование — целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества. Традиционно под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. В этом смысле справедливо утверждение, что образование является такой же жизнеобеспечивающей системой, как и общественное производство. Из античной Греции пришел к нам термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки об обучении и воспитании. Дословно по-гречески слово «педагогика» («пейдаго-гос») означает «детовождение» (пейда — ребенок, гогос — вести). Впоследствии педагогами стали называть людей, занимавшихся обучением и воспитанием детей. От этого слова получила свое название и наука, впервые вычлененная из системы философских знаний в начале XVII в., — педагогика. К основным категориям педагогической науки относятся воспитание, обучение и развитие(рис. 1). Воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, высокой морали, творческого отношения к действительности, научного мировоззрения, высокой культуры труда и поведения. В широком смысле — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления. Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек. Как ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ «мера всех вещей человек является и целью, и результатом, и главным критерием оценки качества воспитания. Воспитание в человеческом измерении, — по мнению академика РАО Е.В. Бондаревс-кой, — это и есть гуманистическое воспитание. Образование Воспитание Развитие Обучение Рис. 1. Структура образования Обучение — процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Развитие — объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Педагогика исследует сущность и закономерности воспитания, принципы, формы, технологии и методы обучения, технологии, тенденции и перспективы развития личности. Современные педагогические науки классифицируются следующим образом (рис. 2). Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате обучения и воспитания. Предмет педагогической науки — образовательные отношения, способствующие развитию личности ребенка. Таким образом, педагогика — это крупная отрасль науки, в которой заняты тысячи ученых. Однако очевиден и другой факт. Педагогика — это практическая деятельность, в которой в той или иной роли (обучающий или обучающийся) занят каждый четвертый житель нашей страны. По данным Министерства образования России на 1.01.2000 г., в более чем 140 тыс. различных типов образовательных учреждений у нас обучались 37 млн 270 тыс. человек. Число педагогов в них превышало 2 млн человек. Каждый из нас учился в общеобразовательной школе и знаком с системой преподавания в профессиональных учебных заведениях. Как это ни грустно, но далеко не каждый учитель запоминается10 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ >s I О) с J- о и X О. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ нам на всю жизнь своей неповторимостью, интеллигентностью, нестандартностью мышления, гуманностью, оригинальностью уроков. Иметь профессию учителя — еще не значит уметь хорошо преподавать, потому что педагогика — это еще и искусство. Педагогов невозможно выпускать на «университетском конвейере»; даже «штучная подготовка» не гарантирует наличия у выпускника педагогического вуза таланта преподавания. Поэтому хороший педагог — такая же редкость, как и талантливый артист. Наконец, педагогика — это часть культуры народа, непреходящая ценность. Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Образованность человека является неотъемлемой частью его базовой культуры, а система педагогических знаний, технологий, воззрений, традиций образует педагогическую культуру нации. Таким образом, педагогика — сложнейший конгломерат науки, практики, искусства и специфической культуры. 1.1.2. Роль педагогической науки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|