Педагогика начального образования
кие, студии и рекреационные помещения, совмещающие функции отдыха и коммуникаций. Учебные помещения должны отвечать комплекту требований — педагогическим, гигиеническим, психологическим, функциональным. Архитектурное решение этой группы помещений должно обеспечивать пространственную организацию различных форм и методов обучения — коллективных, групповых, индивидуальных, что предполагает некоторую универсальность их габаритов. Интерьер каждого учебного помещения должен иметь свое «лицо» и отвечать требованиям эргономики (световой и цветовой климат, естественная освещенность, ориентация по частям света, температурный режим, условия естественной или принудительной вентиляции). Использование цвета в соответствии с возрастными или национальными предпочтениями может оказывать тонизирующий эффект. Существует даже понятие «цветовой душ». В зависимости от принятой цветовой среды усвоение учебных программ может быть различным. Доказано, что желтый и оранжевый цвета способствуют улучшению умственной деятельности; желтый цвет более, чем синий, способствует концентрации внимания. Учебный процесс характеризуется интенсивными интеллектуальными нагрузками. Перегруженность информацией, точная зрительная работа при фиксированной линии зрения при различных требованиях к цветоразличению, высокая психофизическая нагрузка вызывает значительную утомляемость учащихся. Во многом это зависит от архитектурного решения пространств учебных помещений и рекреаций. Для соблюдения правила интервалов в восприятии информации (время насыщения информацией и кратковременного отдыха) необходимы: - создание цветового поля зрительного отдыха (пространственный фон, более интенсивная окраска стены, противоположной доске);
- изменение окружающей среды в течение дня, повышающее тонус коры головного мозга. Среда отдыха (рекреации) должна быть контрастна той, что вызвала утомление. Противопоставление может быть достигнуто по форме и величине пространств, по цвету и характеру освещения, фактуре и текстуре поверхностей стен и др. Цветовой климат всего помещения имеет огромное значение для самочувствия школьника. Особенно возросла роль цвета в интерьере в связи со стремлением компенсировать однообразие и упрощенность форм типовых образцов пространства, мебели и оборудования, обусловленных современ- ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ной технологией индустриальных методов строительства. Цвет как компонент среды влияет на работоспособность человека. Красный цвет обладает стимулирующим воздействием. Лабораторными исследованиями установлено, что он нервирует человека, заставляет спешить, вызывает повышение кровяного давления, ускоряет ритм дыхания, усиливает потоотделение. Поэтому в школьных зданиях этот цвет может найти место разве что в лестничных клетках. Оранжевый цвет вызывает радость, создает ощущение благополучия, но возбуждает и быстро утомляет, хотя и стимулирует умственную работу. Если все стены в небольшой комнате окрасить в оранжевый (или желтый) цвет, то долгое пребывание в ней человека вызовет у него головокружение и тошноту. Поэтому в чистом виде оранжевый цвет может использоваться в местах краткосрочного пребывания детей — на лестничной клетке, в рекреации, в столовой, в буфете. Дети младшего школьного возраста любят этот цвет, поэтому если оранжевый цвет используется в классной комнате, он должен быть неинтенсивным, «разбавленным» (пастельным). Зеленый и голубой цвета — любимые старшеклассниками. Они вызывают чувство свежести, снимают возбуждение и усталость, успокаивают. Голубой цвет вызывает ощущение прохлады, снижает кровяное давление.
Фиолетовый цвет — аморфный, безжизненный. Он вызывает печаль и пассивность. Коричневый и оливковый цвета несколько успокаивают, вызывают депрессию, притупляют эмоции. Это «тяжелые» цвета. Белый и светло-серый цвета при их изобилии в интерьере производят впечатление холода, пустоты. Эта информация весьма полезна учителю, так как в наши дни ремонт классных комнат по всей стране ведется «своими силами», на средства, собранные родителями учащихся и нередки серьезные ошибки в цветовом решении интерьера. Цветовая окраска стен и мебели должна быть тесно связана со степенью их естественной и искусственной освещенности. В помещениях, ориентированных на север, стены следует окрашивать в «теплые»тона (желтый, бежевый, коричневый, салатовый). Они успешно компенсируют недостаток света. Наоборот, в светлых, солнечных комнатах, обращенных окнами на юг, можно применить насыщенные цвета — светло-голубой, светло-зеленый, компенсирующие (съедающие) избыток света, утомительного для глаз. Эстетические качества цвета, обращенные к нашим чувствам, имеют явно физическую окраску. Модные увлечения пластиком приводят к нежелательным последствиям — накоплению статического52
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|