Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирование образовательной среды




Средовое проектирование — это моделирование среды и средооб-разовательного процесса, необходимое для определения целей, спо­собов, средств их достижения и получения надлежащих результатов.

Моделирование (от французского «образец», «прообраз») — это метод научного исследования заключающийся в построении и изуче­нии модели исследуемого объекта. Моделью служит система элемен­тов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции пред­мета исследования, т.е. оригинала. Так определяет понятие модели­рования философский словарь.

Моделирование образовательной среды невозможно представить себе без самого человека. А.В. Непомнящий представляет систему «Человек» как триединство анатомо-физиологической, энергетической и информационной структур. Он рассматривает основные способы управления с помощью модели «Человек — развитие», «Человек — среда». Нам представляется вполне правомерным такой подход при рассмотрении проблемы управления, так как человек (существо со­циальное и биологическое) является самым активным и способным создавать и организовывать собственную жизнедеятельность.

Человека можно рассматривать не только обособленно, как ин­дивида, но и как собственно среду. Благодаря аксиоматическому подходу можно утверждать, что структура человека подобна струк­туре окружающей среды; они созвучны друг с другом и их струк­турные элементы имеют определенное взаимосоответствие.

Структурная модель системы «Человек»   Структурные элементы системы «Среда»  
Анатомо-физиологическая структура   Природно-географические условия, определяющие местонахождение того или иного индивида  
Информационная структура   Образовательная и культурная жизнь, образ жизни индивида  
Энергетическая структура   Атмосфера духовной жизни  

Опираясь на такое взаимодействие систем, можно утверждать, что образовательная среда составляет единение моделей «Человек» и «Среда». Я.А. Коменский более трех веков назад писал, что «все56

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

расположено по числу, мере, весу». Универсальность такой форму­лы для построения любого исследуемого объекта очевидна. Приме­нительно к модели образовательной среды можно сказать, что «чис­ло» означает контингент участников взаимодействия, «мера» пред­полагает их оптимальное общение, а «вес» может указывать на длительность и устойчивость этой формы общения.

Для того, чтобы образовательная модель действовала, необходи­мо разрабатывать ее содержательную сторону. Поэтому в любом учеб­ном заведении большое внимание должно уделяться формированию среды.

Здесь уместно вспомнить случай, имевший место более десяти лет назад. Известного русского писателя (не любимого советскими властями) Василия Аксенова пригласили в Нью-Йоркский техноло­гический университет прочитать цикл лекций. «О чем?» — спросил ректора писатель. — «О чем угодно, — ответил руководитель вуза. — Мы приглашаем Вас, чтобы формировалась культурная среда».

Комментарии излишни.

Педагогическое проектирование

Образование без воспитания нравственности — это взращивание угрозы обществу.

Теодор Рузвельт

Т. Понятие о педагогическом проектировании

Педагогическое проектирование — это предварительная разра­ботка основных деталей предстоящей деятельности учителя и уча­щихся, а иногда и родителей. Для любого педагога оно является функцией не менее значимой, чем организаторская, коммуникатив­ная или гностическая (поиск содержания, методов и взаимодействия с учащимися) деятельность.

В отечественной педагогической практике основоположником те­ории и практики педагогического проектирования по праву счита­ется А.С. Макаренко. Он рассматривал воспитательный процесс как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийного процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники». А.С. Макаренко на практи­ке усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику селекционирования», «тех­нику наказания» в условиях пенитенциарного (исправительного) образовательного учреждения. Продуманность действий, их после­довательность были направлены на формирование в человеке силь­ной, свободной, нравственной, духовно богатой личности.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

В 1989 г. появился первый специальный труд по педагогическо­му проектированию известного педагога В.П. Беспалько. Мощным стимулом в развитии педагогического проектирования явилось вне­дрение в практику вычислительной техники. С ее приходом в обра­зование стала меняться методика обучения в направлении ее техно-логизации. Появились информационные технологии обучения.

Суть педагогического проектирования состоит в том, что созда­ются предположительные варианты предстоящей деятельности и про­гнозируются ее результаты. Объектами педагогического проектиро­вания могут быть педагогические системы, педагогический процесс и педагогические ситуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...