Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технократическая парадигма




Эта парадигма сформировалась в профессиональном сознании и поведении как производная от наблюдаемых факторов и явлений на­учно-технической революции и ее последствий. В основе парадигмы лежит представление об истине, доказанной научно-обоснованным знанием, проверенным опытом. Для учителей данного типа с давних времен актуален девиз «Знание — сила», а критерием истинности знания служит только практика.

В условиях технократической парадигмы любой результат учеб­но-воспитательного процесса может быть оценен в системе «да — нет», «знает — не знает», «воспитан — не воспитан», «владеет — не владеет». Здесь всегда существует некий эталон, идеал, норматив, по которому сверяется уровень подготовки, образованности, воспитан­ности. Понимание качества человека в заданной плоскости сопряже­но с оценкой его готовности или неготовности выполнить определен­ную социальную функцию. Представление о должном знании, пове­дении формируется на государственном уровне.

Ценность ребенка определяется по принципу «больше — мень­ше», «лучше — хуже», «сильнее — слабее», что порождает в учеб­ных заведениях атмосферу состязательности, конкурентной борь­бы. Выбор преподавателя, как правило, делается в пользу «сильно­го». В логике технократии постоянно идет отбор для дальнейшего продвижения тех, кто на момент диагностирования, конкурса, тес­тирования находился в «форме».

Неравенство воспроизводится в системе «взрослый — ребенок», «учитель — ученик». Поскольку носитель эталонного знания и поведения — всегда взрослый, взаимодействие участников педаго­гического процесса строится по принципу информационного сооб­щения субъектом объекту в жанре монолога, в каких бы внешне активных формах это не происходило. 32

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ;

Субъектом такого монолога может стать не только человек, но и обучающая машина. Знание возникает лишь на стороне субъекта.; Различными могут быть и методики — от чисто репродуктивных до' интерактивных, но смысл действий остается общим: найти алго- * ритм, который позволит с наибольшей точностью «ввести» норма­тивное содержание в сознание и поведение подопечного и обеспе-; чить наиболее полное и точное его воспроизведение. 1 Несмотря на все усилия и ухищрения, утечка информации, ее.; уменьшение, искажение, которое сродни эффекту «испорченного] телефона», здесь неизбежны. Приобретенное таким путем знание всегда обезличено, усреднено, ограничено рамками уже известного, пусть и научно обоснованного. На уровне философско-педагогичес-кого сознания в анализируемой парадигме фигурирует «любовь к; науке и знанию». А вот любовь к ребенку оказывается лишней, ибо в соответствии с профессиональной этикой уважение и требователь­ность вполне ее заменяют. i Свобода для ученика и его наставника реализуется лишь в гра­ницах принятых установок, стандартов и нормативов. Равенства как такового не существует, поскольку все постоянно сравниваются друг с другом по тем же параметрам. Поэтому закономерно, что пласт общественного сознания, который подчиняется правилам технокра­тического бытия, сопротивляется знаниям и способам поведения, опровергающим, ставящим под сомнение эти правила.

Научно-технократическая парадигма изначально построена со­гласно логике недоверия к равенству познавательных возможнос­тей. Отсюда и возникновение в мировой педагогической культуре разного рода испытаний, рейтинговых рядов, стандартов образова­ния, его тупиковых форм. При этом проверка «соответствия» нор­мативу производится, как правило, без учета того, созданы ли усло­вия для успешного развития ребенка, органичен ли предлагаемый стандарт, эталон для природы конкретного человека.

Однако не все столь однозначно негативно в данной парадигме. Дело в том, что, хотя она и построена на недоверии к возможностям индивида, именно ей мы обязаны многими продуктивными педаго­гическими технологиями и интересными формами работы. К ним относятся: письмо по трафарету, белл-ланкастерская система обуче­ния, алгоритмизация и программирование, компьютерные игры, опорные конспекты и многое другое, что помогает упорядочить слож­ные педагогические процессы, оценить их количественно, устано­вить обратную связь.

В России технократическая парадигма официально была закреп­лена правительственной реформой школы в 1958 году: из учебных планов были изъяты Конституция СССР, курс о правах и обязанно-

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

стях граждан, психология (наука о душе человека), логика (наука о мышлении человека). Вместо них в расписании появились техни­ческий и обслуживающий труд и начальная военная подготовка. Средняя школа была официально объявлена «трудовой политехни­ческой», хотя ее главная функция — формирование человека куль­туры. Отголоском той реформы является существующая в учебных планах современной школы «трудовая практика», превратившаяся повсеместно в трудовую повинность по уборке школьных помеще­ний и двора.

Несмотря на все недостатки, технократическая парадигма обес­печивает высокий уровень знаний учащихся. Именно в годы ее гос­подства наша страна первой в мире начала осваивать космическое пространство.

1.2.5. Бихевиористская (рационалистическая, поведенческая] парадигма

В отличие от предыдущих, эта парадигма имеет в своей основе не знаниевую или культурную, а психологическую ориентацию — бихе­виоризм.

Бихевиоризм — это психологическая теория поведения, которая рассматривает его как реакцию человека на воздействие внешней среды:

СТИМУЛРЕАКЦИЯ

Бихевиористы меньше описывают внутренний мир, его состоя­ние, а больше — внешние стимулы.

i С этой теорией и связана рационалистическая модель школы. Модель рассматривает школу как путь усвоения знаний с целью формирования поведения детей, школа — это образовательный ме­ханизм адаптации к среде.

Сторонники этой модели любят определение школы как фабри­ки, для которой сырье и результат обработки — это учащиеся. Они — готовый продукт для жизни.

Ведущий принцип образования — регулирование внешних усло­вий процесса и реакция на него учащихся, вырабатывающих и приоб­ретающих поведенческий репертуар (т.е. набор способов поведения).

Цель школы — сформировать у учащихся адаптивный «поведен­ческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требова­ниям и ожиданиям западной культуры. Причем термином «поведе­ние» обозначаются» все виды реакций, свойственных человеку», — его мысли, чувства и действия» (Р. Тайлер).

Эта парадигма рассматривает школу как путь усвоения знаний с Целью формирования оптимального поведения учащегося. Главный Девиз: «Школа — это фабрика, для которой учащиеся — "сырье"».

'- Педшог. нач. образов 34

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...