Технократическая парадигма
Эта парадигма сформировалась в профессиональном сознании и поведении как производная от наблюдаемых факторов и явлений научно-технической революции и ее последствий. В основе парадигмы лежит представление об истине, доказанной научно-обоснованным знанием, проверенным опытом. Для учителей данного типа с давних времен актуален девиз «Знание — сила», а критерием истинности знания служит только практика. В условиях технократической парадигмы любой результат учебно-воспитательного процесса может быть оценен в системе «да — нет», «знает — не знает», «воспитан — не воспитан», «владеет — не владеет». Здесь всегда существует некий эталон, идеал, норматив, по которому сверяется уровень подготовки, образованности, воспитанности. Понимание качества человека в заданной плоскости сопряжено с оценкой его готовности или неготовности выполнить определенную социальную функцию. Представление о должном знании, поведении формируется на государственном уровне. Ценность ребенка определяется по принципу «больше — меньше», «лучше — хуже», «сильнее — слабее», что порождает в учебных заведениях атмосферу состязательности, конкурентной борьбы. Выбор преподавателя, как правило, делается в пользу «сильного». В логике технократии постоянно идет отбор для дальнейшего продвижения тех, кто на момент диагностирования, конкурса, тестирования находился в «форме». Неравенство воспроизводится в системе «взрослый — ребенок», «учитель — ученик». Поскольку носитель эталонного знания и поведения — всегда взрослый, взаимодействие участников педагогического процесса строится по принципу информационного сообщения субъектом объекту в жанре монолога, в каких бы внешне активных формах это не происходило. 32
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ; Субъектом такого монолога может стать не только человек, но и обучающая машина. Знание возникает лишь на стороне субъекта.; Различными могут быть и методики — от чисто репродуктивных до' интерактивных, но смысл действий остается общим: найти алго- * ритм, который позволит с наибольшей точностью «ввести» нормативное содержание в сознание и поведение подопечного и обеспе-; чить наиболее полное и точное его воспроизведение. 1 Несмотря на все усилия и ухищрения, утечка информации, ее.; уменьшение, искажение, которое сродни эффекту «испорченного] телефона», здесь неизбежны. Приобретенное таким путем знание всегда обезличено, усреднено, ограничено рамками уже известного, пусть и научно обоснованного. На уровне философско-педагогичес-кого сознания в анализируемой парадигме фигурирует «любовь к; науке и знанию». А вот любовь к ребенку оказывается лишней, ибо в соответствии с профессиональной этикой уважение и требовательность вполне ее заменяют. i Свобода для ученика и его наставника реализуется лишь в границах принятых установок, стандартов и нормативов. Равенства как такового не существует, поскольку все постоянно сравниваются друг с другом по тем же параметрам. Поэтому закономерно, что пласт общественного сознания, который подчиняется правилам технократического бытия, сопротивляется знаниям и способам поведения, опровергающим, ставящим под сомнение эти правила. Научно-технократическая парадигма изначально построена согласно логике недоверия к равенству познавательных возможностей. Отсюда и возникновение в мировой педагогической культуре разного рода испытаний, рейтинговых рядов, стандартов образования, его тупиковых форм. При этом проверка «соответствия» нормативу производится, как правило, без учета того, созданы ли условия для успешного развития ребенка, органичен ли предлагаемый стандарт, эталон для природы конкретного человека.
Однако не все столь однозначно негативно в данной парадигме. Дело в том, что, хотя она и построена на недоверии к возможностям индивида, именно ей мы обязаны многими продуктивными педагогическими технологиями и интересными формами работы. К ним относятся: письмо по трафарету, белл-ланкастерская система обучения, алгоритмизация и программирование, компьютерные игры, опорные конспекты и многое другое, что помогает упорядочить сложные педагогические процессы, оценить их количественно, установить обратную связь. В России технократическая парадигма официально была закреплена правительственной реформой школы в 1958 году: из учебных планов были изъяты Конституция СССР, курс о правах и обязанно- ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ стях граждан, психология (наука о душе человека), логика (наука о мышлении человека). Вместо них в расписании появились технический и обслуживающий труд и начальная военная подготовка. Средняя школа была официально объявлена «трудовой политехнической», хотя ее главная функция — формирование человека культуры. Отголоском той реформы является существующая в учебных планах современной школы «трудовая практика», превратившаяся повсеместно в трудовую повинность по уборке школьных помещений и двора. Несмотря на все недостатки, технократическая парадигма обеспечивает высокий уровень знаний учащихся. Именно в годы ее господства наша страна первой в мире начала осваивать космическое пространство. 1.2.5. Бихевиористская (рационалистическая, поведенческая] парадигма В отличие от предыдущих, эта парадигма имеет в своей основе не знаниевую или культурную, а психологическую ориентацию — бихевиоризм. Бихевиоризм — это психологическая теория поведения, которая рассматривает его как реакцию человека на воздействие внешней среды: СТИМУЛ — РЕАКЦИЯ Бихевиористы меньше описывают внутренний мир, его состояние, а больше — внешние стимулы. i С этой теорией и связана рационалистическая модель школы. Модель рассматривает школу как путь усвоения знаний с целью формирования поведения детей, школа — это образовательный механизм адаптации к среде.
Сторонники этой модели любят определение школы как фабрики, для которой сырье и результат обработки — это учащиеся. Они — готовый продукт для жизни. Ведущий принцип образования — регулирование внешних условий процесса и реакция на него учащихся, вырабатывающих и приобретающих поведенческий репертуар (т.е. набор способов поведения). Цель школы — сформировать у учащихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Причем термином «поведение» обозначаются» все виды реакций, свойственных человеку», — его мысли, чувства и действия» (Р. Тайлер). Эта парадигма рассматривает школу как путь усвоения знаний с Целью формирования оптимального поведения учащегося. Главный Девиз: «Школа — это фабрика, для которой учащиеся — "сырье"». '- Педшог. нач. образов 34
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|