Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




нормативной, однозначной истины, поэтому и результат общения, обмена духовными ценностями определяется в смысле «да — да».

Одна из основных ее установок — ценностно-смысловое равен­ство ребенка и взрослого, не в смысле одинаковости или равноцен­ности знаний и опыта, а в праве каждого познавать мир без ограни­чений. Отсюда знаменитое положение Я.А. Коменского — «Учить всех всему». Точкой отчета в школе измерений качества педагоги­ческой деятельности становится человек и его движение во времени и пространстве относительно самого себя.

Гуманистическая парадигма формирует отношения по типу «субъект-субъект». Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели деятельности, ее содержание, выбирают формы и критерии оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Диаг­ностические изменения состояния «объекта» педагогического влия­ния не служат средством отбора, селекции, образовательной диск­риминации. Низкие учебные показатели не являются основанием для суждения о нормативных качествах человека, они являются лишь точкой отсчета для оценки перспектив и возможностей про­фессиональной работы. Пространство критериев оценки перемеща­ется в плоскость межличностных отношений.

В гуманистической парадигме любовь к человеку, к ребенку — атрибут профессионализма, именно поэтому так подробно многими авторами книг, ставшими ныне классическими, обсуждается воп­рос «Как любить и понимать ребенка?». Любовь порождает веру в творческие способности и возможности каждого, а терпимость да­рует педагогическую мудрость. Примеры этому оставили в истории И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой, С.Т. Шац­кий, В.А. Сухомлинский.

Представители гуманистической парадигмы не отличаются един­ством воззрений. В ее рамках сосуществуют разнообразные модели образования. В единое направление их объединяет ценностное отно­шение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни челове­ка, признание развития образования главной задачей школы. Каж­дая образовательная система, действующая в рамках гуманистичес­кой парадигмы, ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства обучения и воспитания. Гуманисти­ческое направление предполагает свободу и творчество как учащих­ся, так и педагогов.

Гуманистическая парадигма вошла в образовательное простран­ство России после 1991 г. не по приказу министерства, а по иници­ативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека — феномен культуры, образования и природы.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Считается, что эта парадигма является для нас временной, пока в обществе не сформируется адекватная самооценка, пока мы не усвоим главные ценности русской гуманистической философии конца

XIX — начала XX вв. и демократического общества. По всей веро­ятности, рано или поздно мы возвратимся к знаниевой парадигме, обеспечивающей высокий интеллектуальный потенциал выпускни­ков школ. Но известна истина: нет ничего более постоянного, чем временное! И, судя по всему, гуманистическая парадигма будет у нас востребована еще не одно десятилетие.

Образовательная среда

«Студент, настроение которого в большинстве создается обстановкой на каждом шагу, там, где он учится, должен видеть перед собою только высокое, сильное и изящное... Храни его Бог от тощих деревьев, разбитых окон, серых стен и дверей, обитых рваной клеенкой».

А.П. Чехов, «Скучная история»

I.3.I. История вопроса

Значение среды в воспитании человека осознавали многие — К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, Лесгафт, В.Н. Соро-ка-Росиновский и другие. Идея воспитания средой была реализова­на в опыте немецких, так называемых «соседских», интегрирован­ных школ (Нигермайер, Циммер), французской «параллельной шко­лы» (Бло, Порше, Ферра), американских «школ без стен» (Уолтер, Уотсон, Хоскен), школы «экосистемы» (Гудленд). В первой трети

XX века идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной педагогике среды (А.Г. Калашников, Н.В. Крупени-на, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин) и в практике социального воспита­ния. Некоторые представители педагогики отождествляли саму сре­ду с воспитанием в ней и превращали ее в центральное понятие. «Воспитывает не сам воспитатель, а среда», — писал А.С. Мака­ренко. Лишь к концу 30-х годов прошлого столетия появилась формула «Среда — наследственность — воспитание» (Костюк, Шмалъгаузен).

В это же время цель в соответствии с установками «социалисти­ческого воспитания» связывалась с известным типом личности. Сред­ством реализации цели мыслилась широкая социальная среда, а ее организатором — педагог. СчиталоЪь возможным и нужным изме­нять среду в воспитательных целях. Использовать ее воспитатель­ный потенциал значило организовывать различные экскурсии, на-40

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...