Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Риск, связанный с социальной приемлемостью бизнеса, и корпоративная социальная ответственность




9. Управление союзами/альянсами и исполнение сделок: С ростом стоимости финансирования активность на рынке слияний и поглощений в минувшем году существенно снизилась.

10. Неспособность внедрять инновации

11. Поддержание инфраструктуры

12. Новые технологии

13. Налоговые риски

14. Сдерживание цен

15. Нехватка ресурсов

16. Изменение потребительского спроса

17. Глобальная (ре)организация

18. Репутационные риски

19. Энергетические кризисы

20. Цепочка поставок и внешние партнеры

21. Управление новыми бизнес-моделями

22. Распределение капитала

23. Интересы посредников

24. Демографические изменения

31​ Договор международной купли-продажи товаров.

Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя, или несколькими сторонами, находящимися в разных странах по поставке установленного количества товарных единиц и/или оказания услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями. Международный характер договора вытекает из того, что его субъектами (сторонами) являются коммерческие предприятия (фирмы), находящиеся в разных странах.

Договор купли-продажи не будет считаться международным если он заключен между сторонами разной государственной (национальной) принадлежности, коммерческие предприятия (фирмы) которых находятся на территории одного государства (например, между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, находящихся на территории одной страны). В то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной (национальной) принадлежности, коммерческие предприятия которой находятся на территории разных государств.

Такое толкование договора содержится в конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская Конвенция 1980 г.) и в Новой Гаагской Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи 1985 года.

Также, Конвенция предусматривает, что стороны договора международной купли-продажи имеют право выбирать право страны, которым они будут руководствоваться в последующем. Важно понимать, что для наилучшей защиты ваших прав и интересов, желательнее, чтобы ваши правоотношения с контрагентом регулировались российский законодательством. Между тем, нелишним будет изучить и законодательство страны с резидентом которой вы заключаете договор, поскольку законодательство той страны может быть более совершенным и более благоприятным для вас.

Одной из отличительных черт Конвенции является условие о предложении заключить договор. Указано, что предложение заключить договор может быть оформлено простой офертой (от английского offer - предложение). Такое предложение должно содержать все, на ваш взгляд, существенные условия будущего договора, в том числе товар, цена, сроки передачи, будущие права и обязанности сторон, основания и порядок расторжения договора, ответственность сторон. Если же ваш контрагент согласен на ваши условия он ее принимает путем направления вам акцепта (от английского accept - принимать). В случае же, если акцепт вам не направлен и контрагент хранит молчание, это не влечет автоматически признание его согласия на ваши условия. Также, если вы передумали, вы можете отозвать свою оферту в случаях, которые предусмотрены Конвенцией. Однако, если в оферте вы установили срок в течение которого вы ждете ответа от контрагента, вы не можете отозвать свою оферту. Ваш договор считается заключенным с даты, когда вы получили акцепт от вашего контрагента. Даже если вам сообщили (устно по телефону), что контрагент принял ваши условия и согласен на них, но акцепт вы еще не получили, значит договор между вами еще не заключен. Если же сообщение о принятии условий договор пришло к вам по телеграфу или телетайпу, то договор считается заключенным на изложенных в оферте условиях.

Также велика вероятность, что контрагент изъявит желание изменить некоторые существенные изложенные вами условия и направит вам соответствующие письмо или извещение. В таком случае ваша оферта, то есть ваши условия будущего договора, считаются отклоненной, а сообщение контрагента с новыми условиями будет считаться уже его офертой вам на заключение договора. Между тем, если такое извещение не меняет существенных условий вашей оферты, оно может считаться акцептом, но в договор включаются новые условия, которые были предложены вашим контрагентом. По смыслу Конвенции существенными условиями являются условия о цене, порядке проведения платежа, качества и количества товара, места и сроков поставки, объема, ответственности сторон или порядка разрешения споров. Впоследствии необходимо точно соблюдать все условия вашего договора. При необходимости можно их изменять путем составления простого письменного соглашения.
Исполнение договора является его неотъемлемой частью. В порядке исполнения договора у продавца имеется обязанность передать товар либо поставить его в разумный срок либо в срок, предусмотренный договором. Кроме того, продавец обязан предоставить покупателю всю информацию о товаре, в том числе, если товар не может быть идентифицирован при его приемке, направить покупателю извещение об отправке товара с его наименованием. Обязанности покупателя не менее важны. Главное, покупатель обязан осмотреть товар или обеспечить его осмотр. Это необходимо для того, чтобы в случае необходимости расторжения договора, взыскании убытков, покупатель мог ссылаться на несоответствие товара первоначальным условиям договора. Если же недостатки товара или его несоответствие были обнаружены, покупатель должен уведомить об этом продавца путем выдачи последнему соответствующего извещения. При этом установлено, что если покупатель не выполнил свою обязанность осмотреть товар, но предъявил к продавцу претензии по поводу несоответствия товара, продавец не вправе ссылаться на невыполнение покупателем этой обязанности, в случае если продавце знал или мог знать о несоответствии товара.
Кроме того, еще одной важной обязанностью покупателя является обязанность уплатить цену за товар и принять товар. Цена, которую необходимо уплатить уже должна быть оговорена сторонами в договоре.

Вышеуказанной Конвенцией также предусмотрена ответственность продавца и покупателя в случае нарушения условий договора. Так, покупатель может потребовать возмещения своих убытков, установить дополнительный срок для выполнения продавцом его обязательств, потребовать исполнения продавцом его обязанностей, снизить выплаченную сумму по договору, а также расторгнуть договор. В случае же нарушения своих обязательств покупателем, продавец имеет право потребовать возмещения убытков, уплатить предусмотренную договором цену, установить дополнительный срок для выполнения покупателем его обязанностей, расторгнуть договор, если покупатель еще не уплатил цену за товар.

Предусмотренные Конвенцией санкции, в частности убытки, схожи с убытками, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ. Здесь как и там убытки – это реальный ущерб и упущенная выгода. Однако, одна из санкций не содержит аналога в российском законодательстве. В данном случае речь идет о перепродаже товара. Конвенцией предусмотрено, что если, в случае расторжения договора, в разумный срок и разумным образом товар был продан третьему лицу либо покупатель приобрел такой же товар у третьего лица, потерпевшая сторона вправе требовать возмещения разницы между договорной ценой и той ценой, по которой была совершена последующая сделка.

В случае же если договор расторгается по обоюдному согласию, санкции, в большинстве своем, не применяются, однако если какая-то сторона уже что-то получила по сделке, она должна возвратить все полученное.

Выше уже отмечалось, что договор может быть заключен путем составления простого письменного документа либо направления оферты и принятия ее путем акцепта средствами телеграфа, телетайпа. Между тем, такие условия Конвенции были приняты в 1980 году и хотя в Конвенцию регулярно вносятся изменения, очевидно, что ее условия уже не отвечают современным реалиям. В связи с развитием современных технологий, в том числе сети Интернет, электронного документооборота, все чаще договоры заключаются в электронном виде. Поэтому остро встает проблема признания юридической силы электронной цифровой подписи, поскольку по иному выразить свое желание и согласие в эпоху цифровых технологий на электронном носителе невозможно. В настоящее время в России действует Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», однако он не содержит условий признания иностранных электронных цифровых подписей, что отрицательно влияет на возможное увеличение числа заключенных договоров.

Также необходимо упомянуть и о сроках исковой давности и порядка их исчисления. Конвенция не регулирует данный вопрос, а потому в ходе разрешения споров может применяться право страны, которое предусмотрено договором между сторонами, а также право страны, которые сочтет необходимым использовать орган, рассматривающий спор. При этом, необходимо отметить, что таким органом является не внутригосударственный суд общей юрисдикции или Арбитражный суд, а Международный коммерческий арбитражный суд (далее - МКАС). Данный орган, исходя из конкретного спора, условия его заключения, действия, принимает решение исходя из конкретных норм права, в том числе решая вопрос и о сроках исковой давности. При этом возможно, что МКАС будет руководствоваться не только законом, который действует в настоящее время, но и законом который уже утратил силу, но действовал в период возникновения правоотношений между сторонами.

32​. Аутсорсинг, содержание и формы.

Термин «аутсорсинг» (outsourcing) происходит от английского outside resource using — использование внешних ресурсов. В практике международного бизнеса под аутсорсингом понимают выполнение отдельных бизнес-функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и пр.) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения. В настоящее время аутсорсинг рассматривается как современная методология создания высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции трех экономических центров, сложившихся к началу XXI в.: США, Японии и Европы.

Аутсорсинг предполагает привлечение так называемой третьей стороны для решения проблем организации во взаимоотношениях с внешней средой, а также внутренних проблем, связанных с реализацией конкретных бизнес-процессов или использованием наукоемких технологий, например информационных. Применение аутсорсинга подразумевает приобретение услуг, и именно с такой точки зрения этот процесс рассматривается большинством современных специалистов в области практического менеджмента.

Методология аутсорсинга отражается в отдельных организационных решениях, суть которых заключается в разделении всех бизнес-процессов на основные и вспомогательные и реализации вспомогательных, а иногда и основных бизнес-процессов силами сторонних организаций — аутсорсеров. Цель применения аутсорсинга — использование передовых бизнес-технологий и ноу-хау для завоевания и удержания конкурентных преимуществ во все более обостряющейся конкурентной борьбе. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в построении системы отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение отдельных видов деятельности на основе заключаемых долгосрочных соглашений. Практическим результатом применения аутсорсинга является возможность направлять собственные ресурсы организации на выполнение тех функций, которые составляют ее сильную сторону, на то, что организация умеет делать лучше других, предоставив внешнему исполнителю (аутсорсеру) те функции, которые он умеет выполнять лучше других. Тем самым организация может сосредоточить в своих руках новейшие достижения в области науки, техники и технологии, обеспечив максимальное удовлетворение ожиданий потребителя, максимальное соответствие требованиям рынка.

С учетом тенденций роста объемов информационных услуг во всех сферах экономики и бизнеса, повышения требований к качеству этих услуг мировой рынок аутсорсинга условно разделен на два основных сегмента:

1) аутсорсинг информационных технологий (IT-Outsourcing, или ITO);

2) аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, или ВРО).

Аутсорсинг информационных технологий охватывает различные виды услуг, предоставляемых организациям специализированными фирмами: разработка и сопровождение программного обеспечения и баз данных, планирование и системная интеграция, консалтинг в сфере электронного бизнеса, обслуживание и сопровождение корпоративных сетей, интернет-услуги и пр. Основной причиной аутсорсинга информационных технологий была и остается высокая стоимость электронной обработки данных, с одной стороны, и все усложняющиеся процессы разработки и сопровождения приложений — с другой. Единые международные стандарты, повышение требований к обеспечению безопасности информации, практика проведения коммерческих операций с использованием информационных технологий, открывающая новые возможности в повышении эффективности деятельности организации и ее конкурентоспособности, создают огромное поле деятельности для компаний-аутсорсеров. Сфера информационных технологий может считаться в настоящее время наиболее развитой областью применения аутсорсинга со сложившимися принципами взаимовыгодного сотрудничества. По оценкам экспертов в 2011 году объем российского рынка IT-аутсорсинга составил $1,3 млрд, а мировой рынок IT-аутсорсинга в 2011 году составил $246,6 млрд.

Аутсорсинг бизнес-процессов по-прежнему остается одной из основных тем «будущего» аутсорсинга, вытекающих из необходимости сосредоточить основные ресурсы и усилия на развитии тех ключевых направлений, что составляют сущность организации. Передача бизнес-процессов внешнему партнеру в значительной степени связана с ответственностью и риском. Построение партнерских отношений на основе долгосрочных контрактов, гарантирующих необходимый уровень доверия, безопасности, ответственности сторон, является наиболее важной составляющей успешного аутсорсинг-проекта.

В то же время именно аутсорсинг бизнес-процессов позволяет использовать новейшие производственные процессы и технологии самого высокого уровня, обеспечивающие организации достижение поставленных целей в самые короткие сроки и с минимальными затратами. Следует отметить также, что достижение ожидаемых результатов от аутсорсинг-проектов находится в прямой зависимости от того, насколько активно обе стороны вовлечены в процесс создания добавленной стоимости. Такие результаты выражаются прежде всего в повышении конкурентоспособности и обеспечении перспектив развития для обеих сторон. Аутсорсинг бизнес-процессов относится к задачам стратегического характера и способен принципиально изменить будущее организации, выстраивающей отношения со своими партнерами в долгосрочной перспективе. Развитие идеи аутсорсинга приводит к созданию организации нового типа - виртуальной и также к формированию нового типа производственных отношений, гармонично сочетающихся с процессами глобализации мировой экономики.

Можно выделить следующие формы аутсорсинга:

Полный аутсорсинг — передача бизнес-процесса аутсорсеру в целом, преследующая цели повышения рыночной стоимости компании, обеспечения соответствия качественного уровня бизнес-процессов требованиям рынка. Полный аутсорсинг находит применение в отношении прежде всего вспомогательных бизнес-процессов, находящихся вне специфических компетенций компании. Примером полного аутсорсинга является обучение и рекрутинг персонала, управление финансами компании, управление отдельными подразделениями, складирование и транспортировка, аутсорсинг ряда административных функций и др. К полному аутсорсингу относится также так называемый усовершенствованный аутсорсинг, когда компания полностью передает производственные процессы одному или нескольким аутсорсерам, оставляя за собой лишь функции контроля качества, разработки и продвижения новых продуктов, выбор стратегии развития и пр.

Выборочный (частичный) аутсорсинг — передача определенного набора функций аутсорсеру или выделение для этой цели подразделения компании в отдельное производство, создание дочерней фирмы. Частичный аутсорсинг широко используется при разработке новых продуктов, внедрении ноу-хау или дорогостоящих технологий, требующих значительных инвестиций и продолжительных сроков освоения. При этом в реализацию бизнес-процессов вовлечены ресурсы нескольких организаций, каждая из которых в данном случае снижает долю собственного риска, перераспределяя затраты между партнерами.

Не менее важную роль играет и иная форма сотрудничества в рамках международной кооперации, по отношению к самой компании противоположная аутсорсингу: инсорсинг (insourcing) — использование компанией собственных ключевых компетенций и ресурсов для расширения сферы своей деятельности, включение в структуру бизнес-процессов компании функций, ранее выполняемых другими организациями.

Определяя сферу своих интересов в развитии бизнеса на основе методологии аутсорсинга, компания оценивает долгосрочный эффект от сотрудничества со своими партнерами и приобретает широкие возможности совершенствования именно тех сторон своей деятельности, которые в настоящий момент играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ. Собственно, именно необходимость сосредоточить ресурсы на развитии сильных сторон своей организации, помимо изменения структуры и сокращения издержек, объясняет постоянное стремление современного международного бизнеса к поиску и использованию новых методов управления. Стратегическое значение аутсорсинга для развития компании в условиях постоянной борьбы с не менее изобретательными и сильными конкурентами бесспорно.

 

 

33​ Договор международной поставки

.

 

34​ Совместное предпринимательство как форма международного бизнеса.

Совместное предпринимательство означает целый комплекс форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства, торговле, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях.

Совместное предпринимательство является формой международного бизнеса, способом выхода на зарубежный рынок, разновидностью иностранного инвестирования, одна из форм хозяйствования для стран с активно трансформируются на рыночных принципах.

Мотивы, побуждающие иностранную фирму создавать совместное предприятие на территории другой страны:

· Расширение каналов торговли, производственных мощностей, эффективности маркетинга;

· Снижение удельных инвестиционных ресурсов и предпринимательского риска при создании и использовании новых мощностей;

· Реализация преимуществ меньшей стоимости факторов производства, Сохранение ресурсов;

· Возможность избежания сезонной нестабильности производства и приспособления к процессу сокращения жизненного цикла продукции;

· Проникновение и закрепление на новый территориальный рынок, Приобретение управленческого опыта;

· Обход тарифных сборов и нетарифных протекционистских барьеров;

· Получение преимуществ в налогообложении (перевод полученной прибыли за пределы страны)

Мотивы, побуждающие предприятия, привлекающие капитал, к созданию совместного предпринимательства:

· Сокращение объема капитальных вложений и риска при создании новых мощностей;

· Доступ к новейшим технологиям и методам управления;

· Использование сбытовой сети партнера и известных в мире торговых марок;

· Мобилизация дополнительных финансовых ресурсов;

· Диверсификация производства, вступление в новую сферу деятельности;

· Снижение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;

· Решение проблемы обучения национальных кадров;

· Получение финансовой выгоды по сравнению с импортом товаров и иностранными ссудами;

· Стимулирование конкуренции и связанных с ней положительных явлений (подрыв позиций местных монополий, повышение качества импортозамещающей продукции и снижение цен);

· Наращивание экспортного поступления в виде налога на прибыль.

Совладельцы заинтересованы в достижении высоких результатов, от этого зависит размер прибыли, которую получает каждый партнер (пропорционально вложенному капиталу). Совместные предприятия характеризуются тремя признаками: общим имуществом, управлением и распределением прибыли и риска. Таким образом, совместное предпринимательство форма сотрудничества партнеров, объединяющих капитал для осуществления совместной производственной деятельности, управления и распределения прибыли пропорционально вложенному капиталу.

В основе совместного предпринимательства лежит объединение усилий, финансовых средств, материальных ресурсов и участие в прибыли, в риске и т.п.

Совместное предпринимательство осуществляется в следующих формах:

• консорциум;

• акционерное общество;

• международные экономические организации;

• свободные экономические зоны;

• совместные (российско-иностранные) предприятия.

Консорциум (лат. consortium - соучастие, сотоварищество) - это временное добровольное объединение для решения конкретных задач (например, реализация крупных целевых программ и проектов). Выполнив поставленную задачу, консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения.

Участники консорциума сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и могут принимать участие в деятельности других консорциумов, ассоциаций, совместных предприятий. Консорциум пользуется и распоряжается имуществом, которым его наделяют учредители, средствами, выделенными на осуществление соответствующей целевой программы или поступающими из других источников.

Консорциум, как правило, осуществляет свою деятельность на бесприбыльной основе. Юридическим лицом консорциум не является.

Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.

Международные экономические организации - это межправительственные и межгосударственные экономические организации, международные хозяйственные организации и объединения. Они создаются на основе договоров и соглашений между их учредителями.

Основной функцией межгосударственной экономической организации является координация действий стран - партнеров по сотрудничеству в производственной, научной и других сферах деятельности.

Основной функцией международной хозяйственной организации является совместная хозяйственная и координационная деятельность в научно-производственной сфере.

Совместное предприятие - это предприятие, созданное совместно разными странами, в том числе с участием российского и иностранного капитала.

В современной практике мирового хозяйствования понятие "совместное предприятие" трактуется довольно широко, объединяя в себе как соглашения между фирмами, включающие требования об участии в акционерном капитале совместного предприятия, так и соглашения, не включающие таких требований.

Поэтому в мировую практику были введены понятия:

Акционерное совместное предприятие создается двумя и более участниками в форме акционерного общества, в котором каждый партнер владеет определенной долей акционерного капитала.

Контрактное совместное предприятие не предполагает создание новой фирмы для осуществления совместной деятельности. В его рамках все отношения между сторонами-участниками регулируются путем договоров.

Крупная фирма-партнер, участвуя в совместном предпринимательстве, заинтересована не столько в деньгах, сколько в каком-то конкретном товаре, производимом партнером, в сегменте рынка и т.п. Поэтому она вкладывает свой капитал не в рядовой пакет акций, а в совместное предпринимательство.

Создание нового действующего предприятия (фирмы) для осуществления определенной производственной деятельности является основной отличительной чертой совместного предпринимательства, рассматриваемого как партнерство, в котором каждый партнер активно участвует в процессе выработки решений этого предприятия.

Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН выделяются следующие основные обязанности совместного предприятия:

1) наличие соглашения между участниками об общих долгосрочных целях предпринимательской деятельности;

2) объединение участниками для достижения этих долгосрочных целей активов в форме денежных редств, основных фондов, опыта управления, права на интеллектуальную собственность и прочих средств;

3) рассмотрение и оценка объединенных активов как капиталовложений участников;

4) создание самостоятельных органов управления, чья деятельность направлена исключительно на осуществление этих совместных целей;

5) участие сторон в прибылях от достижения согласованных целей и разделение связанных с этим рисков, определяемых процентом участия каждого партнера в совместных капиталовложениях.

 

35​ Формы внешнеторговых операций

Внешнеторговые операции – это договоры (контракты, соглашения) по обмену товарами в комплексе с операциями, обеспечивающими выполнение основной сделки (операции).

По направлениям торговли:

Операции по обмену продукцией в материально – вещественной форме (коммерческий экспорт и импорт). Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товаров, имеющих материально-вещественную форму.

При этом под экспортными операциями понимается деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту;

Для целей настоящей лекции мы используем следующее определение этого понятия:

Экспорт:

1. Товар, произведенный в одной стране, который затем физически транспортируют и продают на зарубежном рынке. Таким образом зарабатывается иностранная валюта для своей страны (видимый экспорт).

2. Услуга, которая оказывается иностранцам или в их стране проживания (например, туристические поездки), или за границей (например, банковские услуги, страховка), которые также порождают обмен иностранной валюты на валюту их страны (невидимый экспорт).

3. Капитал, который помещается за границей в форме инвестиционного портфеля, прямых инвестиций иностранного капитала в материальные активы и на банковские депозиты (экспорт капитала).

под импортными - деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.

Импорт:

1. Товар, произведенный в другой стране, а затем физически транспортированный и проданный на внутреннем рынке, что приводит к оттоку иностранной валюты с внутреннего рынка (видимый импорт).

2. Услуга, которую оказывают иностранные компании либо внутри страны (иностранные банковские учреждения и страховые компании), либо за рубежом, например путешествия и туристические поездки. Это опять-таки приводит к оттоку иностранной валюты из страны (невидимый импорт).

3. Капитал, который инвестируется на внутреннем рынке в форме инвестиций в портфели акций, иностранного прямого инвестирования в физические активы и банковские депозиты (импорт капитала). Все эти явления вместе с экспортом составляют платежный баланс страны.

Операции по торговле научно-техническими знаниями и опытом отличаются от операций по торговле материальными ценностями тем, что предметом международного обмена в них выступают результаты деятельности, которые принято называть «невидимым» товаром.

Операции по торговле научно-техническими знаниями связаны с обменом результатами производственных научных исследований и разработок, имеющих не только научную, но и коммерческую ценность. В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда, облеченные вформу патентов, лицензий, и товарных знаков, промышленных образцов, представляющих собой часть так называемой промышленной собственности, а также технические знания и опыт, объединяемы понятием "ноу-хау", включающих передачу знаний и опыта путем предоставления технической документации, чертежей, секретов производства, не подлежащих патентованию.

Научно-технические знания поступают в международный оборот либо на основе отношений купли-продажи (при продаже патентов), либо отношений, возникающих в связи с получением временного права пользования результатами на базе международных лицензионных соглашений.

Операции по обмену лицензиями состоят в предоставлении права (разрешения) одной стороной - патентовладельцем, именуемым лицензиаром, другой стороне - лицу (или фирме), именуемому лицензиатом, на промышленное и коммерческое использование изобретения, пользующегося патентной защитой в течение обусловленного срока за определенное вознаграждение.

Предоставление иностранному контрагенту лицензий на использование изобретений, технических знаний и опыта, а также товарных знаков называется заграничным лицензированием.

Операции но торговле техническими услугами, получившими в международной практике название инжиниринговых. Как самостоятельный вид международных коммерческих операций инжиниринг предполагает предоставление на основе договора на инжиниринг одной стороной, именуемой консультантом, другой стороне, именуемой заказчиком, комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию; с разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика; усовершенствованием имеющихся производственных процессов вплоть до внедрения изделия в производство.

Инжиниринг: (англ. engineering, инженерное искусство). Инженерное искусство, машиностроение, предоставление определенного рода услуг фирмой-консультантом фирме-клиенту при строительстве промышленных и иных объектов. Разного рода консультации, связанные с разработкой проекта, составлением технологических схем, выбором оптимальных вариантов строительства, поставками оборудования, машин и материалов, проведением изысканий, пуском объекта в эксплуатацию и надзором за его работой.

 

Предоставление на основе договора на инжиниринг полного комплекса услуг и поставок, необходимых для строительства нового объекта, называется комплексным инжинирингом. Он включает три отдельных вида инженерно-технических услуг, каждый из которых может быть предметом самостоятельного договора:

· консультативный инжиниринг, связанный главным образом с интеллектуальными услугами в целях проектирования объектов, разработки и планов строительства и контроля за проведением работ;

· технологический инжиниринг, состоящий в предоставлении заказчику технологии или технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации (договоры на передачу производственного опыта и знаний), разработке проектов по энерго- и водоснабжению, транспорту и др.;

· строительный и/или общий инжиниринг, состоящий главным образом в поставках оборудования, техники и/или монтажа установок, включая в случае необходимости инженерные работы. Инженерно-консультационные услуги предоставляются в виде технической документации, результатов исследований, исходных данных для строительства, экономических расчетов, cмет, рекомендаций и др.

"Руководство по составлению международных договоров на консультативный инжиниринг, включая связанные с этих аспекты технического содействия [1] " содержит подробный перечень и характеристику условий, необходимых для включения в договор между консультантом и заказчиком, а также перечень услуг, предоставляемых инженером-консультантом. В него включаются, в частности, следующие услуги:

· проведение предварительных технико-экономических обоснований и исследований, связанных с общим проектированием;

· планирование и подготовка чертежей и смет расходов; планирование и составление программы финансирования; подготовка предварительных эскизов, проектной документации, детальных чертежей и спецификаций;

· подготовка технических условий для участия в торгах и выдача рекомендаций по поступающим предложениям; оценка предложений о строительстве объектов;

· контроль за строительством, изготовлением оборудования, монтажом, наладкой и пуском оборудования в эксплуатацию;

· выдача сертификатов о качестве проведенных работ и др.

 

Международные арендные операции предполагают сдачу в наем товаров иностранному контрагенту. Суть арендной операции состоит в предоставлении одной стороной - арендодателем другой стороне - клиенту-арендатору товара в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение на основе арендного договора. Клиент - арендатор, испытывающий потребность в оборудовании, либо получает его со склада арендодателя (если оно заранее закуплено), либо заказывает у выбранного им производителя за счет арендодателя. В отличие от договора купли-продажи, при котором право собственности на товар переходит от продавца к покупателю, аренда сохраняет за арендодателем право собственности на сданное внаем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное использование. Наибольшее распространение в международной коммерческой практике приобрела долгосрочная аренда, получившая название лизинговые операции. Объектами лизинговых операций чаще всего выступают стандартное и уникальное промышленное оборудование (включая комплектное, конторское и полиграфическое), авиационные двигатели, суда, самолеты, автомобили, контейнеры, специальные вагоны, электронно-вычислительные машины и др.

Лизинг (финансовая аренда) - вид инвестиционно - предпринимательской деятельности, связанной с приобретением имущества и передачей его в пользование по договору государству в лице его уполномоченных органов, физическому или юридическому лицу на определенный срок в целях получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта с учетом амортизации предмета лизинга при участии лизингодателя, поставщика, лизингополучателя и других участников лизингового проекта.//Конвенция о межгосударственном лизинге (Москва, 25 ноября 1998 г.)

Операции по международному туризму - широко распространенный в современных условиях вид деятельности, направленной на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.

Туристические услуги в международном товарообороте выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристических услуг как товара является то, что значительна часть производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту, предварительно обменяв ее на местную валюту.

Туристу могут быть, предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо их полный комплекс, который может предоставляться путем продажи так называемых инклюзив-туров или пэкидж-туров.

Инклюзив-тур применяется чаще всего при авиационных перевозках, причем стоимость перевозки туриста к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые иногда наполовину ниже обычных. Он включает также стоимость размещения туриста в гостинице, питание (полное или частичное) и другие услуги, предоставляемые на определенное число дней пребывания туриста в стране назначения. Общий уровень цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа (т.е. стоимости транспортировки) до данной страны. Клиенту сообщается паушульная цена[2] инклюзив-тура без разбивки ее на отдельные виды услуг. Инклюзив-туры используются как при групповых, так и при индивидуальных туристических поездках.

Пекидж-тур также предполагает предоставление клиенту полного комплекса услуг, который, однако, может и не включать транспортные расходы. Обычно пэкидж-туры организуются по определенной, заранее рекламируемой программе. Структура туров в значительной степени варьируется в зависимости от страны, состава туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг.

Коммерческие операции по реализации международного производственного и научно-технического сотрудничества фирм. Такое сотрудничество выступает как результат определенной организационно-управленческой деятельности, целью которой является заключение соглашений:

· о специализации и кооперировании производства;

· об организации совместного строительства объектов и их эксплуатации;

· о поставке крупных промышленных объектов с компенсацией (оплатой) товарной продукцией;

· о кооперации в области научных исследований и др.

Реализация этих соглашений осуществляется на основе заключения международных коммерческих сделок. Поэтому область производственного и научно-технического сотрудничества входит в сферу международной торговли.

?????Международные торгово-посреднические операции. Под торгово-посредническими операциями понимаются операции, связанные с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителя-экспортера независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения.

К торгово-посредническим фирмам относятся фирмы, в юридическом и хозяйственном отношении независимые от производителя и потребителя товаров (сбытовые, экспортные и другие дочерние фирмы и филиалы промышленных компании к этой категории не относятся).

Главное преимущество использования торговых посредников состоит в том, что фирма-экспортер не вкладывает каких-либо значительных средств в организацию сбытовой сети на территории страны импортера, поскольку торгово-посреднические фирмы обычно имеют собственную материально-техническую базу.

Другим важным преимуществом является то, что торгово-посреднические фирмы освобождают экспортера от многих забот, связанных с реализацией товара (доставка в страну импортера, сортировка и упаковка, подбор по ассортименту, приспособление к требованиям местного рынка).

Вместе с тем сбыт через торгово-посреднические фирмы имеет и определенные недостатки. Например, экспортер лишается непосредственных контактов с рынками сбыта и целиком зависит от добросовестности и активности торгового посредника. Поэтому к его выбору фирмы относятся очень серьезно.

В зависимости от характера взаимоотношений между производителем-экспортером и торговым посредником, а также от функции, выполняемых торговым посредником, можно выделить несколько видов торгово-посреднических операций: по перепродаже, комиссионные, агентские и брокерские.

Операции по перепродаже осуществляются торговым посредником от своего имени и за свой счет. Это означает, что торговый посредник сам выступает стороной договора как с экспортером (здесь и далее имеется в виду экспортер-производитель), так и с конечным покупателем и становится собственником товара после его оплаты.

Различают два вида операций по перепродаже. К первому виду относятся те, в которых торговый посредник по отношению к экспортеру выступает как покупатель, приобретающий товары, на основе договора купли-продажи. Он становится собственником товаров и может реализовать их по своему усмотрению на любом рынке и по любой цене. Отношения между экспортером и такого рода посредником прекращаются после выполнения сторонами своих обязательств по договору купли-продажи.

Ко второму виду относятся операции, в которых экспортер предоставляет торговому посреднику, именуемому торговцем по договору, право продажи своих товаров на определенной территории в течение согласованного срока на основе договора о предоставлении права на продажу. Этот договор устанавливает только общие условия, регулирующие взаимоотношения сторон по реализации товаров на определенной территории. Для его исполнения стороны заключают самостоятельные контракты купли-продажи, в которых устанавливаются количество и качество поставляемого товара, цена, условия поставки, способ платежа и форма расчета, сроки поставки, гарантии качества, порядок предоставления рекламаций.

Посредничество торговца по договору состоит в содействии продвижению товара от экспортера к конечному потребителю на определенной территории, а также, если это требуется, включает организацию технического обслуживания проданных товаров, обеспечение запасными частями и др. При этом торговец по договору должен соблюдать интересы экспортера и при продаже придерживаться определенных установленным договором условий.

В обязанности торговца по договору, находящегося в стране производителя, может входить получение заказов от иностранных покупателей и размещение их у продуцента от своего имени и за свой счет (т.е. он сам выступает как покупатель по заказу иностранного контрагента). Если это предусмотрено специальным соглашением, в обязанности торговца по договору, находящегося в стране-импортере, может входить открытие склада и поставка товаров конечному потребителю со склада, а также осуществление рекламы, демонстрация образцов товаров на складе и др.

Торговец по договору выступает в этих операциях постоянным звеном в организации сбыта экспортером. Поэтому он обязан постоянно соблюдать интересы экспортера и действовать в пределах полномочий согласно договору о предоставлении права на продажу.

Комиссионные операции состоят в совершении одной стороной, именуемой комиссионером, по поручению другой стороны, именуемой комитентом, сделок от своего имени, но за счет комитента.

Взаимоотношения между комитентом и комиссионером регулируются договором комиссии. В соответствии с ним комиссионер не покупает товары комитента, а лишь совершает сделки по купле-продаже товаров за счет комитента. Это означает, что последний остается собственником товара до его передачи в распоряжение конечного покупателя.

Комиссионер заключает договоры купли-продажи с покупателями от своего имени и сам получает от них платеж за поставленные товары. Таким образом, комиссионер является посредником только с точки зрения комитента. Для третьего лица (покупателя), с которым он по поручению комитента заключает сделку, комиссионер является стороной договора купли-продажи.

Комиссионер за свое посредничество получает от комитента комиссионное вознаграждение, обозначенное в договоре. Это может быть определенный процент от суммы сделки (оы колеблется в среднем до 10%) или разница между ценой, назначенной комитентом, и реализационной ценой комиссионера.

Комиссионер обычно не отвечает перед комитентом за исполнение договора купли-продажи третьим лицом. Однако иногда в комиссионный договор включается условие о ручательстве комиссионера за исполнение сделки третьим лицом, с которым им заключен договор за счет комитента. В силу этого условия комиссионер за дополнительное вознаграждение обязуется гарантировать комитента от любых убытков, которые последний может понести вследствие неуплаты цены покупателем в случае его неплатежеспособности. Такое условие называется делькредере.

Комиссионные поручения иностранных покупателей могут принимать форму так называемых индентов. Индент - это разовое комиссионное поручение импортера одной страны комиссионеру другой страны на покупку определенной партии товара. Этот заказ комиссионер передает производителю своей страны. Если индент точно устанавливает, у какого производителя должна быть куплена данная партия товара, и если сведения о заказываемом товаре указаны точно, он называется закрытым. Индент, предоставляющий комиссионеру право выбора производителя и не содержащий точных сведений о заказываемом товаре, называется открытым.

Разновидностью комиссионных операций являются операции консигнации. Они состоят в поручении одной стороной, именуемой консигнантом, другой, именуемой консигнатором, продажи товара со склада от своего имени и за счет консигнанта. Консигнационные операции осуществляются на основе договора консигнации, к которому применяются нормы законодательства о договоре комиссии.

Консигнационная форма продажи используется при слабом освоении рынка или же при поставках новых товаров, мало известных местным покупателям. На консигнацию обычно поставляются также изделия массового серийного производства, в устойчивом и быстром сбыте которых экспортер не уверен.

Агентские операции в торговле состоят в поручении одной стороной, именуемой приципалом, независимой от нее другой стороне, именуемой агентом (торговым, коммерческим), совершения фактических и юридических действий, связанных с продажей или покупкой товара на оговоренной территории за счет и от имени принципала. Агентские операции совершаются на основе более или менее длительного (обычно многолетнего) соглашения, именуемого агентским соглашением.

Независимость агента выражается в том, что он не состоит в трудовых отношениях с принципалом и может осуществлять свою деятельность самостоятельно за определенное вознаграждение. Агент является в большинстве случаев юридическим лицом, зарегистрированным в торговом регистре. Хотя агент и обязан действовать в пределах полномочии, определенных в агентском соглашении, он не подлежит прямому контролю и надзору со стороны принципала.

Агент лишь способствует совершению сделки купли-продажи, но сам в ней (в качестве стороны контракта) не участвует и не покупает за свой счет товары. Он действует лишь как представитель принципала в рамках ответственности, возложенной на него агентским соглашением. В этом заключается отличие агентского соглашения от договора о предоставлении права на продажу.

Правовое регулирование агентских операций в отдельных странах имеет существенное различие. В некоторых странах континентальной Европы, Скандинавских странах, а также в Японии и отдельных развивающихся странах имеются специальные нормы, регулирующие правоотношения с агентами. Они обычно содержатся либо в гражданских и торговых кодексах, либо в законах о торговых агентах и применяются тогда, когда участники договора не соглашаются на иное.

Принципиальной разницы в определении агентов в различных странах нет, хотя в каждой из них имеются собственные понятия и используется своя терминология в использовании сторон; Например, в Великобритании и государствах, придерживающихся норм английского права, стороны в агентском, соглашении называются агент и принципал; в ФРГ, Австрии, Бельгии, Финляндии, Японии - торговый представитель и предприниматель; во Франции - представитель и предприниматель; в Аргентине и Бразилии - поверенный и доверитель.

Директива N 86/635 о координации законодательства государств -членов ЕЭК по вопросу о независимых торговых агентах, которая вступила в действие с 1 января 1990 г., определяет торгового агента как лицо, на которое в качестве независимого посредника возлагается постоянная обязанность либо проводить переговоры по купле-продаже товаров, для другого лица, именуемого комитентом, либо проводить переговоры и заключать сделки от имени и за счет комитента.

Согласно законодательству Японии торговым представителем называется лицо, которое совершает действия от имени предпринимателя или осуществляет для него посредничество по торговым сделкам, являющимся обычными для сферы деятельности предпринимателя. Торговый представитель не имеет права без согласия предпринимателя заключать за свой счет или за счет третьего лица сделки, относящиеся к данной отрасли торговли.

Брокерские операции состоят в установлении через посредника-брокера контакта между продавцом и покупателем (а также между страховщиком и страхователем, между судовладельцем и фрахтователем). Независимо от того, какой конкретной деятельностью брокер занимается или кого представляет, он всегда выступает как посредник в узком юридическом смысле, совершая только фактические действия. Брокер никогда не является стороной в договоре, а выступает исключительно с целью сведения сторон, которые берут на себя обязательства по сделке, заключенной при посредстве брокера, В отличие от агента брокер не является представителем, он не состоит в договорных отношениях, ни с одной го сторон и действует на основе отдельных поручений.

Брокеру предоставляются специальные полномочия на заключение каждой отдельной сделки, и он обязан действовать строго в пределах этих полномочий. Брокер должен выполнять указания клиента о количестве, качестве, цене товара.

По первому требованию клиента брокер обязан представлять ему отчет о всех проведенных от его имени операциях. Когда заключению сделки предшествуют длительные переговоры, в связи с уторговыванием условий, брокер должен получать полномочия на каждой очередной стадии.

За свои услуги брокер получает обусловленное, нередко устанавливаемое торговым обычаем, вознаграждение. Это вознаграждение называется по-английски брокеридж, по-французски - куртаж, по-немецки -провизион. Размер этого вознаграждения при товарных операциях колеблется от 0,25 до 2-3%.

Брокер не имеет права представлять интересы другой стороны в сделке и принимать от другой стороны комиссию или вознаграждение, за исключением тех случаев, когда на это имеется согласие клиента.

Брокеры обычно специализируются на совершении посреднических операций по купле-продаже одного-двух определенных видов товаров. Как правило, это биржевые и аукционные товары.

 

 

Кооперационная природа международных бизнес-отношений и, в частности, международной научной, производственной, технологической и коммерческой деятельности. Специфика использования промышленных активов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...