Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международный бизнес в машиностроительном комплексе.




Ведущая отрасль промышленности дает около 40% мировой промышленной продукции и развивается наиболее быстрыми темпами.

Основа НТП – приходится на машиностроение около 70%, всех расходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности.

Происходит быстрый процесс обновления оборудования за счет новых разработок. В электронике номенклатура продукции каждые 5 лет обновляется наполовину.

· Тяжелое (оборудование для металлургии, энергетики и т.п.)

· Среднее (транспортное, металлообработка)

· Точное (неметаллоемкое – электронная продукция)

Характерные черты мирового машиноcтроения:

- Развита кооперация производства (то есть предприятия, выпускающие конечную продукцию, имеют десятки поставщиков комплектующих, в том числе и зарубежных).

- Тенденция поступления комплектующих и продукции на рынок «Just in time», сразу с колес в производство или реализацию – склады не строятся.

- Все стадии производства контролируются в режиме реального времени через компьютерные сети вплоть до продажи - «computer integrated manufacturing».

- Крупные заводы все больше заменяются меньшими – более мобильны к изменениям cпроса.

Заметен разрыв между развитыми и развивающимися странами. В целом до 60% мирового машиностроения дают развитые страны – последние годы растет доля развивающихся стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

Наиболее крупным машиностроением обладают страны «Большой семерки». По стоимости продукции США примерно в 2 раза превосходят Японию, Япония в 2 раза превосходит ФРГ, а ФРГ в 2 раза Францию, Великобританию, Италию. А эти страны Канаду. При этом только 3 страны развивают практически все отрасли машиностроения.

- США играют ведущую роль в таких наукоемких областях как АРКП (авиационной ракетно-космической продукции) производство военной и электронной продукции.

- Япония лидирует в микроэлектронике, в производстве бытовой электроники, промышленных роботов, автомобилестроении, судостроении.

- ФРГ выделяется общим машиностроением – производство оборудования для различных отраслей, электротехника, металлообрабатывающее оборудование.

- Остальные страны специализируются в более узких областях. Великобритания – машины и оборудование по индивидуальным заказам, военная техника, авиадвигатели. Италия – в производстве оборудования для пищевой, текстильной, кожевенно-обувной промышленности, бытовой техники. Финляндия – средства мобильной связи (Nokia).У малых развитых стран (Нидерланды, Швеция, Швейцария) в машиностроении большая экспортная квота – то есть до 90% и больше продукции идет на экспорт. Благодаря узкой специализации этим странам удается занимать лидирующие положение по выпуску определенной продукции. Например, Швейцария – часы, высокоточные станки. На машины и оборудование приходится около 40% мирового экспорта из них 60% – это развитые страны. Лидер ФРГ – около 12% мирового экспорта, США – 10%, Япония – 9%. На страны ЕС в целом – 40%.

Металлообрабатывающее оборудование:

- производство металлорежущих станков и КПО (кузнечно-прессовое оборудование).

В последние годы в производстве на первое место вышел Китай (около 25% мирового производства), потеснив традиционных лидеров ФРГ(20%) и Японию(20%). За ними следуют Италия, Южная Корея, Тайвань, США, Швейцария – около 80% всего мирового производства на все 8 стран.

Наиболее высокими темпами растет производство в Китае, Тайване, Южной Корее, Бразилии, которые вошли в 10-ку крупных производителей, опередив Францию и Великобританию.

До 1991 года СССР занимал 3 место в мировом производстве, сегодня производство России упало в 20 раз и по стоимости уступает даже Турции, а Украина в 2 раза уступает России.

У основных производителей от 60 до 90% производства приходится на металлорежущие станки. Италия, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Финляндия специализируются на КПО.

До 60% мирового производства промышленных роботов дает Япония. Это во многом объясняется тем, что в Японии, в отличие от других стран, к роботам относятся простые манипуляторы.

В мировом экспорте по-прежнему лидируют Германия(более 20% мирового экспорта), Япония(20%) и Италия(10%).В десятку также входят Швейцария, США и Испания, но их постепенно теснят Тайвань, КНР, Южная Корея.

Среди импортеров лидирует с большим отрывом Китай (20% мирового импорта), далее идут США, ФРГ, Бразилия, Южная Корея. Наличие одних и тех же стран среди крупнейших экспортеров и импортеров объясняется огромной номенклатурой продукции и узкой специализацией отдельных стран.

Транспортное машиностроение:

Включает автомобиле- и судостроение, АРКП и производство железнодорожного подвижного состава.

По общему производству автомобилей в 2010 гг. закрепился Китай - 17 млн шт, второе место заняла Япония (9,5 млн), 3 место – США (8 млн), 4 место – ФРГ(5,5) и 5 место – Южная Корея(4). Всего пять стран произвели почти две трети всех автомобилей в мире.Развитые страны переносят свое производство в развивающиеся.Наблюдается тенденция – слияния и поглощения компаний.

Ведущие компании-производители в 2010 году:

1. Toyota и General Motors примерно по 8,5 млн штук

2. VW (включая Audi, Seat, Skoda)- более 7 млн

3. Renault Nissan - 6,9

4. Hyundai-KIA – 5,75

5. Ford – 4 млн.

Судостроение:

Рост в послевоенные годы был связан с быстрым ростом мировой торговли.

В 2010 году Китай впервые стал мировым лидером судостроения, обогнав Корею и Японию. В 2011 году портфель заказов в мировом судостроении выглядит так: Китай – 38%, Южная Корея – 35%, Япония – 16%, т.е 89% на троих. Европа в целом – 2%, прочие страны мира – 9%, из них США – 0,9%. Даже такие, довольно успешные в судостроении европейские страны, как Польша и Хорватия, вынуждены сворачивать свое производство. Доля российского судостроения на мировом рынке составляет 0,2%, а украинского приближается к нулю.

АРКП: На США приходится около 50%, более 30% на Западную Европу, а остальное Россия, Канада, Бразилия, Китай. Рынок крупных пассажирских самолетов делят между собой Boеing и Airbus (консорциум производителей Франция, ФРГ, Великобритания, Испания).

Лидеры в производстве ж/д оборудования: 1. Siemens (ФРГ) 2. Alstom (Франция) 3. Bombardier (Канада)

Электронное машиностроение: Развивается наиболее высокими темпами, на НИОКР до 10% оборота. Лидирующее направление, поскольку продукцию такого рода потребляют все остальные отрасли.В США более половины продукции машиностроения– приходится на электронику. На первое место в производстве вышел Китай 1/3 мировой продукции электроники, далее следуют страны ЕС и Северной Америки – по 20%, Япония и страны ЮВА – по 15%. В Китае и странах ЮВА преобладает производство бытовой электроники, в Европе и Северной Америке – промышленной и военной. В производстве персональных компьютеров также лидируют фирмы США - Hewlett Packard, Dell и Apple, с ними активно конкурируют тайваньские Acer и Asus, китайская Lenovo и японские Toshiba, NEC, Sony.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...