Вертикально интегрированные компании
Вертикальная интеграция — в микроэкономике степень владения одним холдингом, инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги (направление к поставщикам сырья — назад; направление к потребителям — вперёд). Вертикально интегрированные холдинги контролируются общим владельцем. Обычно каждая компания холдинга производит различный продукт или услугу для удовлетворения общих потребностей. Вертикальная интеграция — это противоположность горизонтальной интеграции. Монополия, созданная посредством вертикальной интеграции, называется вертикальной монополией Вертикальная интеграция назад Компания осуществляет вертикальную интеграцию назад, если она стремится получить контроль над компаниями, которые производят сырьё, необходимое при производстве товаров или услуг этой компании. Например, автопроизводители могут владеть компанией по производству покрышек, по производству автомобильных стёкол и автомобильных шасси. Контроль над такими компаниями обеспечивает стабильность поставок, качества и цены конечного продукта. Кроме этого это позволяет увеличить вертикально-интегрированному холдингу собственный объём прибавочной стоимости. Вертикальная интеграция вперёд Компания осуществляет вертикальную интеграцию вперёд, если она стремится получить контроль над компаниями, которые производят товар или услуги, которые находятся ближе к конечной точке реализации продукта или услуги потребителю (или даже последующему сервису или ремонту). Сбалансированная вертикальная интеграция Компания осуществляет сбалансированную вертикальную интеграцию, если она стремится получить контроль над всеми компаниями, которые обеспечивают всю производственную цепочку от добычи и/или производства сырья до точки непосредственной реализации потребителю. На развитых рынках существуют эффективные рыночные механизмы, которые делают такой тип вертикальной интеграции избыточным: существуют рыночные механизмы контроля над смежниками. Однако на монополистических или олигополистических рынках компании часто стремятся выстроить полный вертикально-интегрированный холдинг.
Международный бизнес в агропромышленном комплексе. После 2 мировой войны формируется АПК в развитых странах, на Западе называется агробизнес. АПК включает в себя 3 составных части:
Развитие процесса кооперации в рамках АПК ведет к тому, что в стоимости продукции АПК растет доля 1 и 3 сфер и сокращается 2, то есть соотношение между этими частями 20:10:70. Растет доля перерабатывающих отраслей, так как практически вся с/х продукция доходит до потребителя в переработанном виде, в виде полуфабрикатов или полностью готовой к употреблению продукции, в том числе через сеть общественного питания – население развитых стран не желает тратить время на приготовление пищи, все больше женщин заняты работой. В рамках АПК изменялся характер труда в самом с/х, который в развитых странах по сути ничем не отличается от труда в промышленности. Что касается развитых стран, то в 90е годы эти страны вступили в новый этап развития с/х производства с появлением генетически модифицированных культур. Лидером в этом является США. На сегодняшний день основными ГМ культурами являются: соя, кукуруза, хлопок, рапс, картофель.
В развитых странах в с/х наблюдаются – 2 тенденции:
Биопродукты составляют до 15% продуктов на прилавках магазинов развитых стран, имеют сертификат «био», цены на них выше на 1/3, но спрос на них очень большой, особенно в странах Европы– Германия, Скандинавские страны, Швейцария, Австрия и т.д. Самая высокая доля органической продукции в общем объеме выпуска в Австралии, Западной Европе и Латинской Америке. Сельское хозяйство делится на 2 основных отрасли:растениеводство (производство продовольственных культур и технических культур) и животноводство. В развитых странах преобладает последнее, в развивающихся – первое. Растениеводство Наибольшие площади под пшеницей (30%), рисом и кукурузой (по 20%), далее идут ячмень, овес, рожь и др. Наиболее крупные производители зерна: Китай, США, Индия и Россия дают более ½ всего мирового производства. Крупные производители пшеницы: страны ЕС, Китай, Индия, США, Россия, Канада.На экспорт поступает примерно 20% урожая – около 120-140 млн.т. – Ведущие экспортеры: США, Канада, Австралия, Франция, Аргентина, Украина. Импортеры – страны Южной Америки, Ближнего Востока, Африки, Восточной и Южной Азии. Риса собирают значительно меньше, чем пшеницы – 430-450 млн.т в основном Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия(90% мирового производства), около 30% – Китай, далее Индия, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд. На экспорт поступает всего 5-7% мирового производства риса. Экспортеры: Таиланд (до 30% мирового экспорта), Вьетнам, Индия, США. Импорт: в основном 4 страны – Индонезия, Бангладеш, Филиппины, Бразилия, страны Африки и Ближнего Востока. Кукуруза используется в основном как фуражное зерно, хотя во многих развивающихся странах и как продовольствие. Производство: около 800 млн т в т.ч. США (до 40% мирового производства), Китай, Бразилии, ЕС, Мексика. Экспорт: США (до 50-60 млн.т. в год) – половина мирового экспорта. В странах с жарким засушливым климатом главной зерновой культурой является просо – Ближний Восток и Восточная Африка. В умеренном поясе с большим увлажнением (Северная Америка, Северная Европа) – рожь и овес, более широко распространен ячмень– который в основном используется как кормовая культура.
В отдельных странах к зерновым культурам относят и бобовые культуры, в том числе сою (зернобобовые). Родина сои – Восточная Азия (Китай), однако за последние годы широко распространена, прежде всего, в Северной и Южной Америке. Мировое производство за последние 40 лет выросло в 5 раз и достигает 250-260 млн.т. Здесь лидируют США – до 90 млн.т., Бразилия –свыше 60 млн.т., Аргентина – 50 млн.т. Используют для получения масла (наибольшие объемы среди всех видов растительного масла), а жмых идет для корма животных. В целом 3 страны занимают в мировом производстве до 80% и в экспорте до 90%. Основные импортеры Китай и страны ЕС. Другой – важной масличной культурой является подсолнечник – 30-35 млн.т мировое производство. В Производстве лидируют Россия. Украина и страны ЕС (примерно по 30% мирового производства). Эти же страны являются основными экспортерами. Хлопок (семена)- ок.45 млн т- Китай, США, Индия, Узбекистан. Рапс – ок.50 млн т - Европа, Китай, Канада, Австралия. Ведущий экспортер – Канада (до 50-60% мирового экспорта). Сегодня растет использование в качестве дизтоплива. Свекольный сахар в Европе – Франция, Германия, Украина, Россия, Польша, Турция. В производстве сахарного тростника лидируют: Бразилия – cвыше 20% мирового производства сахара-сырца, далее идут Индия и Китай. Только 2 страны в значительных количествах выращивают обе культуры – Китай и США. Экспорт: Бразилия, Куба, Австралия. Чай– мировое производство в 2006 г. – 3,5 тыс.т, в том числе Китай – 1 тыс.т, Индия – 0,95, Шри-Ланка и Кения- по 300 т каждая. Растет производство в Турции, Индонезии, Вьетнаме. Экспорт: Шри-Ланка, Кения, Индия, Китай. Кофе – хотя родина кофе эфиопское нагорье, наибольшее количество выращивается в Южной Америке – Бразилии (ок.40% мирового производства) и Колумбии (6%). Страны Африки дают всего 15% (Эфиопия, Уганда, Кот д’Ивуар). Значительно увеличилось производство и экспорт кофе в азиатских странах – Вьетнам (15%) и Индонезия (7%) (соответственно 2 и 3 место в мире). Основные экспортеры Бразилия (30% мирового экспорта) и Вьетнам – ок.20%.Показатель последнего можно считать уникальным, так как кофе стали выращивать в стране только в начале 90-х годов.
Какао в основном выращивается и экспортируется африканскими странами~70% мирового производства, в том числе Кот д’Ивуар – до 40%, Гана, Нигерия, Камерун и другие страны – Индонезия (3 место после Ганы) и Бразилия. Мировое производство хлопка составляет около 20 млн.т. – ведущее место занимают азиатские страны –Китай– около 25% мирового производства, Индия, Пакистан, Бразилия, Узбекистан, Турция. 2 место США (до 40% мирового экспорта) – является крупнейшим экспортером хлопка, затем следует Узбекистан, Австралия, страны Западной Африки. Крупнейшим импортером – страны ЮВА, ЕС, Мексика, Россия, Турция. Животноводство Основная отрасль в развитых странах, но есть и развивающиеся специализирующиеся на животноводстве - Аргентина, Уругвай, Бразилия, Монголия. Импортеры: Япония, Россия, США, Европа, Южная Корея. Очень важный вопрос – международная торговля с/х продукцией, которая за последние 20 лет выросла в 3 раза, однако торговля промышленными товарами растет в 3 раза быстрее. Основная причина – различные защитные барьеры в развитых странах, призванные ограничить импорт в интересах местных фермеров. Сохраняются тарифные и нетарифные ограничения, импортные квоты. Если средний тариф на промышленные товары не превышает 10%, а на с/х продукцию 40%. Поэтому торговля промышленными товарами развивается быстрее, чем с/х продукция – и доля в экспорте и импорте с/х торговли падает. Главная проблема это субсидирование с/х в развитых странах. Общая сумма субсидий в США, ЕС и Японии составляет около 300 млрд.долл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|