Формы международных стратегических альянсов. По Толмачеву
Интенсивная глобальная конкуренция является основной движущей силой возникновения МСА. Чтобы не отстать от конкурентов и тем более обогнать их, фирме необходимо вступить на путь постоянных инноваций, культивировать организационную гибкость в условиях растущей изменчивости внешней деловой среды, ограниченности ресурсов, рыночной неопределенности. Развитие способности эффективно и гибко использовать имеющиеся ресурсы лежит в основе предпринимательства и является главным в логике создания МСА. Быстрое развитие партнерств в различных отраслях свидетельствует о том, что создание МСА не является случайным процессом. Отметим, что сотрудничество — особый способ организации бизнеса, характеризующийся сильной взаимной привязанностью субъектов по интересам, намерениям и поведению, связанных взаимной реализацией цели. Подобно конкурентным силам, воздействующим на организацию, можно выделить также потенциальные источники создания преимущества от сотрудничества, создаваемого посредством долгосрочных соглашений, основанных на отношениях доверия и приверженности партнеру. В соответствии с этим МСА можно подразделить на: · альянсы горизонтального типа; · альянсы вертикального типа; · альянсы по дистрибьюции; · родственные диверсифицированные альянсы; · перспективные диверсифицированные альянсы.
МСА горизонтального типа создаются с организациями, ведущими деятельность на одной и той же стадии производственного процесса и/или производящими однородные товары или услуги. Благодаря МСА между европейскими телекоммуникационными компаниями Deutsche Telecom, France Telecom и американской Sprint объединены мощности этих фирм по оказанию услуг, связанных с доступом к сети Интернет. Партнерство позволяет реализовать глобальное предложение услуг пользователям, расположенным в пунктах местного доступа к провайдерам.
МСА вертикального типа заключаются с поставщиками комплектующих изделий или услуг для фирмы. Компания Deutsche Telecom в феврале 1997 г. сообщила о дополнении подписанного еще в 1995 г. долгосрочного соглашения с американской компанией Netscape Communication, предусматривающего обеспечение Deutsche Telecom как производителя оригинального оборудования программным продуктом Netscape в рамках оказания услуг первой по Интернету. МСА с дистрибьюторами или заказчиками предусматривают долгосрочное сотрудничество с дистрибьюторами или основными потребителями. Партнерство в сбыте между производителем персональных компьютеров DTK Computers и его российским дистрибьютором предусматривает проведение стратегии более тесного взаимодействия с производителем по вопросам продвижения продуктов на российский рынок, чем это характерно для классического дистрибьютора, а также более глубокие взаимные обязательства. С другой стороны, данная стратегия дает возможность производителю участвовать совместно с дистрибьютором в формировании нового, более прибыльного сегмента рынка, а конечному клиенту открывает доступ к новейшим технологиям. Родственные диверсифицированные МСА создаются с организациями, производящими как взаимодополняемые товары и услуги, так и товары или услуги-заменители. К первой категории относятся, например, соглашения между крупными авиалиниями, оперирующими на дальних маршрутах, и более мелкими перевозчиками, обслуживающими короткие региональные маршруты, связанные с маршрутами основных перевозчиков. Ко второй могут быть отнесены соглашения между фирмами, обеспечивающими стационарную (проводную) телефонную связь и операторами сотовой связи для увеличения емкости их совместной сети.
Перспективные диверсифицированные МСА создаются с организациями, оперирующими в первоначально несвязанных между собой отраслях, между которыми потенциально возможно (или уже происходит) размывание границ, как правило, вследствие инноваций. В этом случае межорганизационное сотрудничество взаимообогащает партнеров с точки зрения обмена технологиями и управленческим опытом. Компания Microsoft является примером использования широкого круга стратегических альтернатив, имеющихся в информационно-коммуникационном секторе рынка. Microsoft начинала как фирма, специализирующаяся в производстве операционных систем и прикладного программного обеспечения. В последующем компания создала МСА с Sega, производителем видеоигр, и Dream Walks SKG, создателем фильмов, с тем, чтобы получить доступ к информационным ресурсам и выйти на рынок развлекательных услуг. Microsoft также участвует в альянсах с провайдерами интерактивных услуг, включая интерактивное телевидение. Так, компания затратила 200 млн долларов для оказания помощи в открытии интерактивного канала компании NBC, чтобы та могла конкурировать с CNN, в обмен на исключительные права дистрибьюции новостей NBC. Преимущества от участия в МСА можно свести к достижению экономии на масштабе, экономии от квазиинтеграционной связи с поставщиками, экономии от квазиинтеграционной связи с дистрибьюторами и заказчиками, экономии от расширения диапазона деятельности, получению технологий и управленческого опыта, снижению риска и неопределенности. При создании альянса первоначально необходима оценка потенциала развития конкурентного преимущества от сотрудничества по каждому из вышеупомянутых направлений, учитывая достигнутый собственный уровень компетенции, а также уровень компетенции существующих и потенциальных партнеров. Следующий шаг — позиционирование в отношениях с партнерами с тем, чтобы максимизировать свое устойчивое преимущество от сотрудничества в рамках действующих ограничений.
22 Международный бизнес в топливно-энергетическом комплексе. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), являясь базовой составляющей современной мировой экономики, охватывает все процессы добычи и переработки топлива, электроэнергетику, а также транспортировку и распределение топлива и электроэнергии. Доля этого комплекса в совокупном мировом ВВП в последние годы составляла около 3%.
Тенденции мирового рынка первичных энергоносителей Потребление энергии в расчете на душу населения существенно отличается по странам. По расчетам в беднейших странах потребление примерно 0,2 тонны на человека в год, а в промышленно развитых 5 тонн, что в 25 раз больше. Однако ожидается, что уже через 2 десятилетия структура мирового энергетического баланса существенно изменится, и прирост будет приходиться на развивающиеся страны (Индия, Китай). Суммарная доля трех главных природных энергоносителей с 1970-х изменилась незначительно — нефти, угля и природного газа — изменилась незначительно, составив угля — 23,0%, нефти — 36,8%, газа — 23,71 энергии — 6,1%, гидроэнергии — 6,2%. В данной сфере способствует активное международное сотрудничество капиталов – создание международных компаний и международных консорциумов для совместной разработки крупномасштабных проектов в сфере энергетики. Мировой рынок нефти: Нефть была, есть и еще долго будет оставаться одним из главнейших источников первичной энергии. Имеющиеся оценки указывают на то, что мировые объемы извлекаемых из недр запасов нефти вполне достаточны для у довлетворе ния растущего спроса, по крайней мере, на 35—40 лет, Эти оценки не учитывают возможности открытия новых крупных месторождений. Имеется отчетливая тенденция к росту этих запасов за счет открытия новых месторождений. К числу стран, обладающих наиболее крупными природными запасами нефти, относятся Иран (11,1%), Ирак (9,7), Кувейт (8,3), OAS Венесуэла (6,5), Россия (6,1), Казахстан и Ливия — по 3,3%. Крупнейшими экспортерами сырой нефти являются страны Ближнего и Среднего востока, на которые приходится около 45% мировых поставок жидкого топлива. Нефть покупают более 118 государств и территорий. Однако динамику спроса на нефть фактически формируют всего 10 промышленно развитых стран, каждая из которых закупает более 50 млн т в год. Это: 1. США (26,8%мирового импорта);2. Япония (12,6%); 3.страны Западной Европы (Германия, Италия, Франция, Испания и Великобритания) 65%; 4. Республика Корея (4,6%); 5. Сингапур (3,2%).
На мировом рынке в течение большей части XX в. преобладали сделки с реальной нефтью, затем стали все более практиковаться сделки на срок, преимущественно с «бумажной» нефтью. К концу 1980-х гг. была сформирована, новая мировая система, базирующаяся на биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами, обслуживаемая в основном нефтяными биржевыми центрами (Нью-Йорк—NYMEX, Лондон —IPE,Сингапур — SIMEX). В настоящее время доля торговых операций с фактической поставкой нефтепродуктов составляет лишь менее 5% общего числа совершенных на бирже сделок, а преобладающая часть (около 95%) — это биржевые операции с бумажными контрактами. Важнейшую роль в ценообразовании на современном мировом рынке нефти продолжает играть ОПЕК. Она, как известно, была создана в 1960 г., когда в Багдаде собрались представители пяти наиболее крупных нефтедобывающих государств (Ирака, Ирана, Кувейта, Венесуэлы и Саудовской Аравии) и подписали договор о создании ОПЕК, целью которой является защита интересов своих членов в условиях постоянно растущей конкуренции на мировом нефтяном рынке. За прошедшие более чем 40 лет своего существования эта организация несомненно стала самым влиятельным участником на мировом нефтяном рынке, от решений которой по сей день во многом зависит его текущая конъюнктура и перспективы развитии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|