Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальные интересы и механизм их защиты.




В последние десятилетия в подавляющем большинстве развитых стран создан либеральный режим национального регулирования международного бизнеса.

В то же время отдельные секторы экономики попрежнему закрыты для зарубежных капиталовложений либо процедуры контроля особенно жесткие. Например, во Франции даже для фирм из других стран ЕС существуют ограничения для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в производство и торговлю оружием, военным снаряжением и взрывчатыми веществами, в банковское дело и страхование, издательский бизнес и предприятия связи, электронные средства массовой информации, транспорт, энергетику и добычу полезных ископаемых, сферу здравоохранения и социального обеспечения. В Италии для зарубежных инвесторов закрыта авиационная промышленность, а в бан ковском секторе и нефтедобыче есть ограничения на долю иностранного присутствия. Кроме того, правительство может запретить трансграничные слияния, если они затрагивают существенные национальные экономиче ские интересы. Подобные барьеры имеются и в других странах — членах ЕС, США и остальных развитых государствах. Менее либеральный режим сохраняется в Японии.

Кроме того, в каждой стране имеется своя специфика, которую должны учитывать управляющие ТНК. Так, в Словакии иностранным филиалам разрешено приобретать недвижимость в собственность лишь в исключи тельных случаях, в Швеции ограничения для международного бизнеса существуют в производстве алкогольной и табачной продукции, в Новой Зеландии разрешено получение рыболовных квот лишь при 75% участия местного партнера в капитале фирмы и т.д. Часто для иностранных фирм существуют более жесткие требования на ведение определенных опера ции. Ряд стран запрещает продажу ТНК земельных участков в определен ных районах или крупного размера. В некоторых государствах (прежде всего в США) местные фирмы ставятся в более выгодные условия по отношению к иностранным конкурентам благодаря налоговым льготам и мерам торгового протекционизма.

Тем не менее существующие в развитых странах ограничения для международного бизнеса принято считать незначительными.

Иная ситуация складывается в большинстве развивающихся стран. Наибольшим ограничительным эффектом обладают существующие во многих странах Латинской Америки и Азии запреты или частичные ограничения возврата на родину прибыли ТНК, полученной в данном государстве. В значительной части развивающихся стран иностранным компаниям разрешено создание только совместных предприятий, причем в некоторых отраслях инвестиционные проекты иностранных фирм вообще запрещены. Имеются и другие барьеры для международного бизнеса — ограничения по доступу к иностранной валюте, наложение обязательств по развитию инфраструктуры в прилегающих районах при строительстве зарубежной компанией крупного завода и т.д. Ограничения часто сочетаются с различными стимулами (например, налоговыми льготами, информационной поддержкой).

Все эти различия характера регулирования международного бизнеса в большинстве развивающихся стран по сравнению с государствами — членами ОЭСР обусловлены стремлением отсталых стран защитить слабые местные компании и активно воздействовать на структуру хозяйства путем привлечения иностранного капитала в определенные (обычно передовые) отрасли.

Национальное регулирование международного бизнеса не ограничивается достижением определенного уровня «открытости» страны для ТНК путем снижения таможенных и нетарифных барьеров в торговле, упрощения процедур прямого инвестирования «на зеленом лугу» (т.е. строительства нового предприятия) и ликвидации ограничений на слия ния и поглощения фирм. В современных условиях глобализации понастоящему ориентированное на рынок государственное управление предполагает не только создание равных условий для местных и иностранных фирм, но и постоянную поддержку конкурентной среды для предпринимательства, содействие приумножению человеческого капитала, стимулирование развития инновационных технологий, облегчение налогового бремени и многое другое.

Механизмы защиты внутреннего рынка согласно праву ВТО

1) Тарифные меры

Ограничения в принятии:

7. Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 (1994), например: принцип

8. наибольшего благоприятствования (ст. 1), национальный принцип (ст. 3), общий

9. запрет на количественные ограничения (ст. 11)

10. Протокол о присоединении к ВТО (Перечень уступок и обязательств России по

товарам) – график снижения ставок пошлин

2) Нетарифные меры

11. Техническое регулирование, санитарные и фито-санитарные меры (Соглашение

12. по применению санитарных и фитосанитарных норм, Соглашение по техническим

13. барьерам в торговле)

14. Антидемпинговые меры (Соглашение по применению Статьи 6 ГАТТ 1994)

15. Компенсационные меры (Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам)

16. Специальные защитные меры (ГАТТ ст. 19, Соглашение по защитным мерам)

Антидемпинговые меры

Цель - позволяют стране-члену ВТО принимать меры противодействия демпингу и вернуть неоправданно заниженную цену к естественному значению или устранить вред отечественному производителю

Для введения мер необходимо доказать:

17. демпинговую маржу (разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой)

18. "демпингованный" импорт причиняет вред или может причинять вред отечественному производителю

19. Срок применения мер – не более 5 лет

Компенсационные меры. Цель – компенсация ущерба (или угрозы причинения материального ущерба) отечественным производителям, вызванного применением специфических субсидий другим членом ВТО

 

Европейский союз обратился в ВТО с жалобами на ряд якобы протекционистских мер, предпринятых Россией после вступления страны в международную торговую организацию, в жалобе идет речь о "непропорциональном" запрете российских властей на импорт из стран ЕС живого крупного и мелкого рогатого скота. А также на введение с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора на ввозимые в страну и произведенные на территории РФ автомобили.


Экономические активы, их содержание и специфика.
Международная практика соглашений о поощрении капиталовложений и взаимной защите инвестиций.

Если действенные многосторонние инвестиционные соглашения на глобальном уровне (начиная от Гаванской хартии 1948 г. и до современных проектов, разрабатываемых под эгидой ВТО) принять пока не удается изза принципиальных разногласий наиболее развитых и самых бедных государств, а сфера деятельности региональных соглашений покрывает лишь пространство наиболее развитых интеграционных группировок (прежде всего ЕС), то двусторонние инвестиционные соглашения охватили уже весь мир.

Первое двустороннее инвестиционное соглашение было подписано в 1959 г., а к настоящему времени в них участвует уже более 175 государств.

Инвестиционные соглашения между двумя высокоразвитыми в промышленном отношении странами не заключаются. Развитые страны заключали соглашения с новыми членами ОЭСР (Чехией, Польшей, Венгрией, Словакией, Республикой Корея, Мексикой) в основном до их вступления в эту организацию. Это связано с тем, что в декабре 1961 г. почти сразу после возникновения Организации экономического сотрудничества и раз вития все 20 стран-учредителей подписали Кодекс либерализации движения капитала (фактически многостороннее инвестиционное соглашение) — к тому моменту между странами — членами ОЭСР было заключено только Западногерманскогреческое соглашение. В июне 1976 г. (а к тому времени к ОЭСР присоединились также Япония, Финляндия, Австралия и Новая Зеландия) государствачлены подписали Декларацию об иностранных инвестициях и многонациональных компаниях.

Прежде всего, соглашения должны защищать капиталовложения, осуществленные фирмами одной страны в другом государстве. В 60—70е годы соглашения обычно заключались между высокоразвитой и экономически отсталой страной и имели ярко выраженный односторонний характер защиты капиталов промышленно развитой страны. Такие соглашения до сих пор регламентируют порядок получения ТНК адекватной компенсации от правительства отсталого государства в случае оформленной в законном порядке национализации иностранной собственности. В целом инвестиционные соглашения гарантируют 7% накопленных ПИИ в мире, причем в развивающихся и бывших социалистических странах, где наиболее велики риски конфискации и других внеэкономических потерь капиталовложений ТНК, показатель достигает 22%.

Кроме того, значительная часть инвестиционных соглашений предусматривает облегчение процедур инвестирования и регламентирует ведение переговоров по реализации проектов, а также устанавливает порядок разрешения возникающих конфликтов сторон.

Все чаще инвестиционные соглашения заключаются между двумя равными партнерами. Например, с конца 80х годов Польша, Чехия и Венгрия заключили такие соглашения и друг с другом Уже 45% соглашений заключено между двумя развивающимися или двумя постсоциалистиче скими странами без участия стран ОЭСР.

В результате постепенно вырабатывается некоторый международный стандарт двусторонних инвестиционных соглашений. Прежде всего в них дается унифицированное определение иностранных инвестиций, устанавливаются единые критерии различия прямых и портфельных капиталовложений, количественные параметры отнесения инвестиционных проектов к мелким или, наоборот, крупным.

Далее в подавляющем большинстве соглашений устанавливаются правила инвестирования на начальной стадии реализации проектов и дальнейший режим функционирования предприятий с участием иностранного капитала. Кроме того, обозначаются государственные гарантии, предоставляемые инвесторам, и определяются правила выплаты им компенсации в случае полной или частичной экспроприации собственности и правила перевода за рубеж полученной в стране прибыли, а также возможности вернуть на родину основной капитал. В соглашении могут быть отдельно определены условия реинвестирования прибыли и получения займов за рубежом. Часто в этих соглашениях устанавливается взаимный режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Наибольшее число двусторонних инвестиционных соглашений заключили Германия (почти 130), Китай (более 110), Швейцария (около 10О), Великобритания (свыше 100), Франция (почти 100). Среди этих стран есть и важнейшие инвесторы (все западноевропейские государства), и крупные реципиенты иностранных капиталовложений (Китай). В то же время США не заключили даже 50 таких соглашений. Из ключевых экономических держав наименьшее число двусторонних соглашений заключила Япония (только с 10 странами, в том числе с Россией в 1998 г.).

Сейчас У России такие соглашения заключены более чем с 50 государствами, в том числе с несколькими повторно (Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, ФРГ, Финляндия, Франция, Швейцария, Польша, США, Италия, КНДР, Украина, Япония и т.д.)

При этом, как и в случае соглашений об исключении двойного налогообложения, между подписанием и ратификацией документа обычно проходит несколько лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...