Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример 4. Устный журнал «Небылицы в лицах».




Мероприятие проводится в виде соревнования. Группа детей де­лится на две команды. Каждая команда — это так называемая редак­ция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку.

Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью граня­ми. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некото­рыми винтиками будет участвовать в полете на космическом кораб­ле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...

На самом интересном месте ведущий останавливается со слова­ми: «Продолжение следует в журнале «...» в номере...». Ребенок, у которого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествова­нием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Про­должение следует в журнале «...» в номере...». Прервать сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «...» в номере...».

В результате детского творчества главный герой побывал на мно­гих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети, один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли за­тем то же самое, изменив лишь название планеты. В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаб­лонам.

Пример 5. Игра «Презентация мира».

Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т.д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование168

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким перехо­дом, когда бы вдруг простая «скамейка» превратилась бы в «место для отдыха старика, свидания для влюбленных» и т.д. Оно совер­шается в силу социализации личности, ее духовного развития, ин­теллектуального и эмоционального обогащения.

Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет среди предме­тов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурншх ценностей. Внешне — живет как все, в сущности — живет вне всех, так как исключен из системы ценностных отноше­ний.

«Презентация мира» направлена прежде всего на перевод пред­метного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявля­ется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким обра­зом, выявляется для детей духовная ценность материального пред­мета, смещаются границы духовного и материального, развивается способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от внешне-предметной зависимости.

Для проведения данной работы избирается любой предмет, окру­жающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как то­стер или пуанты), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а также вопрос о лич­ном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенно­сти были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими.

Делая вывод, хочется сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить выводы, общий высокий уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить работу, предлагая детям самим выбрать предмет презентации. Им может стать явление, событие, факт, процесс.

Пример 6. Игра «Что на что похоже?».

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспи­тании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности, направленные на активизацию про­цессов воображения.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут уча­ствовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю. Дети с помощью ведущего выбирают 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, же­лательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?». Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие отве­ты: «На пропеллер у самолета» и т.д. Как только водящие догады­ваются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повто­ряется снова.

Безусловно, такая работа полезна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...