Основные лингвистические термины
Аксеологическая функция – язык является средством познания и овладения общественно-историческим опытом и знаниями предшествующих поколений. Вербальный – устный, словесный. Волюнтативная функция – с помощью языковых средств происходит воздействие на человеческую личность с целью убеждения в чем-либо. Государственный язык (официальный) – язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках отдельного государства в сферах политики, экономики, социальной и культурной жизни. Он является языком государственного управления, законодательства и судопроизводства. Денотативная функция -номинация (называние) предметов и явлений действительности. Естественный язык – человеческий язык как важнейшее средство общения, орудие формирования и выражения мысли. Законотворчество – государственная деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию законодательных актов. Интегрирующая функция – язык выступает как средство общения между нациями и народами. Искусственный язык – язык, создаваемый из элементов естественных языков и предлагаемый в качестве вспомогательного средства межнационального общения (например, идо, эсперанто). Кинетическая речь – речь при помощи жестов. Когнитивная функция (гносеологическая, познавательная) – язык является важнейшим средством получения новых знаний об окружающей действительности. Коммуникация -общение, обмен мыслями, сведениями и т.д. – специфическая форма взаимодействия людей с помощью языка в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Конструктивная функция – одна из основных функций языка, связанная с построением и языковым оформлением текста.
Культура речи – 1) владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; 2) раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры. Кумулятивная функция – язык служит средством хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа. Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке. Международный язык -отдельный национальный язык, используемый в качестве официального общения между народами (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский). Выдвижению национального языка на роль международного способствует ряд лингвистических и экстралингвистических факторов. Межнациональный язык – использование отдельного языка как средства общения между нациями. Метаязыковая функция – функция языкового комментария. Национальный язык – общий язык отдельной нации. Основной символ и атрибут отдельной нации как социальной общности людей. Норма языка – совокупность наиболее устойчивых и традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации (орфоэпические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические нормы, нормы правописания. Профессионально-языковая компетентность – свободное владение государственным языком и терминологическим аппаратом определенного вида общественно-полезной деятельности. Речевая деятельность – вид человеческой общественной деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), характеризующейся предметным мотивом, целенаправленностью и состоящей из ориентировки, планирования, реализации речевого плана и контроля. Речевой этикет – правила, регулирующие речевое поведение собеседников в тех или иных условиях коммуникации.
Речь – реализация языковых единиц в процессе конкретного говорения, протекающего во времени и обличенного в звуковую или письменную форму. Статус языка – правовое положение языка в социальной системе, определяемое и закрепляемое Основным Законом государства – Конституцией или другими законодательными актами (законы о языке и др.), а также его социальное положение, определяемое функциональными характеристиками. Фатическая функция (контактоустанавливающая) – поддержание нужного контакта между собеседниками в процессе общения. Функции языка -использование потенциальных свойств языковых единиц в речи для определенных целей. Функция долженствования – одна из основных функций языка права. Язык служит непосредственным средством воздействия на сознание юридических и физических лиц, побуждает их вести себя должным образом. Экспрессивная функция – с помощью языковых средств отражается субъективное отношение говорящего к предмету высказывания. Экстралингвистический – внеязыковой признак, относящийся к реальной действительности, в условиях которой развивается и функционирует язык. Эмоциональная функция – выражение с помощью средств языка эмоционального состояния человека (гнев, страх, радость и т.д.). Эстетическая функция – реализация языковых единиц в речи как эстетическом объекте: нравится или не нравится речь, красиво или некрасиво говорить и т.д. Язык -1) определенный абстрактный класс знаковых систем; 2) некоторая реально существующая знаковая система, используемая в определенном социуме, в определенное время и в определенном пространстве. Языковая политика - политика государства в отношении к языку и речи. Язык права (закона) -знаковая универсальная система, служащая для обозначения определенных юридических понятий и способствующая правовой (юридической) коммуникации. Языковой суверенитет -по определению Закона «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 г., - «совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения». Языковой ценз – требование, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо знать официальный (государственный) язык (либо один из официальных, либо все официальные языки) данного государства.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Цель: рассмотреть язык с точки зрения коммуникативной нормированной направленности; определить основные экстралингвистические и лингвистические особенности основных функциональных стилей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 1.Основные признаки русского литературного национального языка. 2.Устная и письменная формы современного русского языка. 3.Функционально-стилистическая дифференциация современного русского литературного языка. 4.Экстралингвистические и лингвистические факторы формирования и развития функциональных стилей. 5.Общестилевые (нейтральные) и стилистически окрашенные языковые единицы. Стилистические пометы. 6.Стилистика языка и стилистика речи. 7.Стиль художественной литературы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте приведенные отрывки в соответствии с литературными орфоэпическими нормами и определите, к текстам каких функциональных стилей они относятся.
А. Наука уголовно-исполнительного права соответствует отрасли права и призвана изучать весь комплекс социально-политических, экономических, правовых, нравственных, психолого-педагогических проблем, возникающих в сфере исполнения уголовного наказания, выявлять тенденции и закономерности, складывающиеся в процессе правоприменительной деятельности по исполнению приговоров судов к различным видам наказаний и представлять свои предложения по совершенствованию данной отрасли законодательства и практики его применения… предмет науки уголовно-исполнительного права…включает политику государства в сфере исполнения уголовного наказания, историю развития российского уголовно-исполнительного законодательства и учреждений и органов, исполняющих наказания, содержание, структуру норм рассматриваемой отрасли права, систему законодательства и его источники, правоотношения, уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международные акты об обращении с осужденными, практику исполнения наказания и исправления осужденных и др. (Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова).
Б. В статье 68 Конституции Российской Федерации указывается следующее. 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В. Интеллигенствующая богема любит поговорить о том, что полстраны сидело, полстраны охраняло, а потому уголовное мышление и воровской лексикон стали главными признаками русского национального сознания. В целом эстрадное направление, кокетливо именуемое «русский шансон», оформила зэковская песня. Уже и политики, и министры, и генералы начали «по фене ботать». Сам премьер-министр призвал «мочить» террористов. И вот вам кирпич на могилу русской культуры – творение Фимы Жиганца «Мой дядя, честный вор в законе». В аннтотации с гордостью сказано, что этот Ф.Ж. первый переложил литературные шедевры на уголовный жаргон. А все потому, что почти 20 лет провел в местах заключения. Может, тюремный стаж сейчас и предпочтительнее рабочего, но жаргонные «интерпретации» классиков существовали и раньше. Только вот публиковать никому не приходило в голову. …Активная криминализация страны ведет к полному отмиранию художественной литературы и замене ее суррогатными текстами… У Жиганца наверняка появятся последователи. Первый бал Наташи Ростовой станет оргией в духе маркиза де Сада; «Бородино» - бандитской разборкой. И ведь найдутся читатели, которые будут ржать и радоваться. В том числе богемая тусовка, можете не сомневаться. С их-то тягой к бандитскому блеску и всякими извращениями. Грустно как-то от этого веселья. И позорно. (По страницам газет). Г. Что-то, граждане, воров нынче развелось. Кругом прут без разбора. Человека сейчас прямо не найти, у которого ничего не сперли… И чего, например, с этим социальным бедствием делать? Руки, что ли, ворам отрывать? Вот, говорят, в Финляндии в прежнее время ворам руки отрезали. Проворуется, скажем, какой-нибудь ихний финский товарищ, сейчас ему чик, и ходи, сукин сын, без руки… Вот и у меня, не доезжая Жмеринки, чемоданчик свистнули, так действительно начисто. Со всеми потрохами. Ручки от чемодана – и той не оставили. Мочалка была в чемодане – пятачок ей цена – и мочалку. На что им, чертям, мочалка?! Бросят же, подлецы. Так нет. Так с мочалкой и сперли… (Зощенко М.М. Воры).
2. Выделите в приведенных выше отрывках стилистически окрашенные языковые единицы, присущие тому или иному функциональному стилю.
3. Отредактируйте в соответствие с нормами литературного языка следующий текст сочинения абитуриента. Исправьте ошибки орфографического и пунктуационного характера.
«Наша служба и опасна, и трудна» Милиция это наш общий телохранитель, он как ангел-хранитель оберегает нас, но у него другие обязанности. Каждый милиционер выезжая на преступление, оказывается в центре событий, этот человек готов отдать за беззащитного человека свою жизнь. Но у органов внутренних дел, как и у других людей не мало работы. Каждый день они или догоняют или умирают на наших улицах Милиция и родная мать почти чем-то схожи, только мать ростит своего ребенка и отпускает в большой мир, а милиция следит за ним, что бы он не попадал не в какие опасности. Именно поэтому некоторые из нас идут в милицию, чтобы стать незаурядными и энергичными в борьбе с нашей приступностью. Особенно в двадцать первом веке стало по меньше приступности, но наша милиция не спит, а каждый раз ловит и сажает в тюрьму. Милиция, как и мы такие же люди, бывает что днем он такой же человек, как и мы, а ночью он уже страж закона. Про нашу милицию сочиняют много песен, рассказов, стихотворений и много другого. Но на милицию мы можем надеятся не всегда, так как они бывают не каждый раз, а в трудную минуту нужно надеется прежде всего на себя. У милиционеров наверное самая опасная и трудная профессия, мне кажется, что милиционер тот кого бояться все и каждый из нас, так как этот человек не погладит тебя по головке за твою допущенную шалость. Еще про нашу добрую милицию снимают много фильмов, как например: «Улицы разбитых фонарей», где всегда побеждают они в кого мы верим. Когда человек попадает в сложную ситуацию при этом он зовет не кого-нибудь другого, а милицию. Даже есть пословица «Против лома нет приема», против милиции его тоже нет. Я то же когда-нибудь стану служителем закона и буду также преодолевать нашу опасную и трудную службу вместе с теми, кто многие годы охраняет нас, наверное от наших несовершимых поступков. Милиция – это человек, который встанет на вашу защиту в какой бы ситуации вы не находились. ЛИТЕРАТУРА 1. Баишева З. В. Русский язык и культура речи в юриспруденции: Учебник: ИМЦ ГУК МВД России, 2002, - С. 8-10. 1. Голощапова Т.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2005, - С. 165-167. 2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Логос, 2002, - С. 11-58. 3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: БЕК, 1997, - С. 21-84. 4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000, - С. 73-94. 5. Штрекер Ю.Ю. Русский язык и культура: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - С. 18-24. 6. Чепасова А.М. Мир русской фразеологии: Книга для юношества. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 1998.
СЛОВАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 2001. 2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб.: «Норинт», 2002. 3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980. 4. Крылов Г.А. Словарь ошибок русского языка. – СПб.: «Виктория плюс», 2002. 5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – любое издание. 6. Орфографический словарь современного русского языка – любое издание. 7. Словарь русского языка: В 4-х т. – М.: Русский язык, 1981-1984. 8. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Русский язык, 1986.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|