Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные лингвистические термины




Аксеологическая функция – язык является средством познания и овладения общественно-историческим опытом и знаниями предшествующих поколений.

Вербальный – устный, словесный.

Волюнтативная функция – с помощью языковых средств происходит воздействие на человеческую личность с целью убеждения в чем-либо.

Государственный язык (официальный) – язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках отдельного государства в сферах политики, экономики, социальной и культурной жизни. Он является языком государственного управления, законодательства и судопроизводства.

Денотативная функция -номинация (называние) предметов и явлений действительности.

Естественный язык – человеческий язык как важнейшее средство общения, орудие формирования и выражения мысли.

Законотворчество – государственная деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию законодательных актов.

Интегрирующая функция – язык выступает как средство общения между нациями и народами.

Искусственный язык – язык, создаваемый из элементов естественных языков и предлагаемый в качестве вспомогательного средства межнационального общения (например, идо, эсперанто).

Кинетическая речь – речь при помощи жестов.

Когнитивная функция (гносеологическая, познавательная) – язык является важнейшим средством получения новых знаний об окружающей действительности.

Коммуникация -общение, обмен мыслями, сведениями и т.д. – специфическая форма взаимодействия людей с помощью языка в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Конструктивная функция – одна из основных функций языка, связанная с построением и языковым оформлением текста.

Культура речи – 1) владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; 2) раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

Кумулятивная функция – язык служит средством хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа.

Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке.

Международный язык -отдельный национальный язык, используемый в качестве официального общения между народами (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский). Выдвижению национального языка на роль международного способствует ряд лингвистических и экстралингвистических факторов.

Межнациональный язык – использование отдельного языка как средства общения между нациями.

Метаязыковая функция – функция языкового комментария.

Национальный язык – общий язык отдельной нации. Основной символ и атрибут отдельной нации как социальной общности людей.

Норма языка – совокупность наиболее устойчивых и традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации (орфоэпические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические нормы, нормы правописания.

Профессионально-языковая компетентность – свободное владение государственным языком и терминологическим аппаратом определенного вида общественно-полезной деятельности.

Речевая деятельность – вид человеческой общественной деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), характеризующейся предметным мотивом, целенаправленностью и состоящей из ориентировки, планирования, реализации речевого плана и контроля.

Речевой этикет – правила, регулирующие речевое поведение собеседников в тех или иных условиях коммуникации.

Речь – реализация языковых единиц в процессе конкретного говорения, протекающего во времени и обличенного в звуковую или письменную форму.

Статус языка – правовое положение языка в социальной системе, определяемое и закрепляемое Основным Законом государства – Конституцией или другими законодательными актами (законы о языке и др.), а также его социальное положение, определяемое функциональными характеристиками.

Фатическая функция (контактоустанавливающая) – поддержание нужного контакта между собеседниками в процессе общения.

Функции языка -использование потенциальных свойств языковых единиц в речи для определенных целей.

Функция долженствования – одна из основных функций языка права. Язык служит непосредственным средством воздействия на сознание юридических и физических лиц, побуждает их вести себя должным образом.

Экспрессивная функция – с помощью языковых средств отражается субъективное отношение говорящего к предмету высказывания.

Экстралингвистический – внеязыковой признак, относящийся к реальной действительности, в условиях которой развивается и функционирует язык.

Эмоциональная функция – выражение с помощью средств языка эмоционального состояния человека (гнев, страх, радость и т.д.).

Эстетическая функция – реализация языковых единиц в речи как эстетическом объекте: нравится или не нравится речь, красиво или некрасиво говорить и т.д.

Язык -1) определенный абстрактный класс знаковых систем; 2) некоторая реально существующая знаковая система, используемая в определенном социуме, в определенное время и в определенном пространстве.

Языковая политика - политика государства в отношении к языку и речи.

Язык права (закона) -знаковая универсальная система, служащая для обозначения определенных юридических понятий и способствующая правовой (юридической) коммуникации.

Языковой суверенитет -по определению Закона «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 г., - «совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения».

Языковой ценз – требование, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо знать официальный (государственный) язык (либо один из официальных, либо все официальные языки) данного государства.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Цель: рассмотреть язык с точки зрения коммуникативной нормированной направленности; определить основные экстралингвистические и лингвистические особенности основных функциональных стилей.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1.Основные признаки русского литературного национального языка.

2.Устная и письменная формы современного русского языка.

3.Функционально-стилистическая дифференциация современного русского литературного языка.

4.Экстралингвистические и лингвистические факторы формирования и развития функциональных стилей.

5.Общестилевые (нейтральные) и стилистически окрашенные языковые единицы. Стилистические пометы.

6.Стилистика языка и стилистика речи.

7.Стиль художественной литературы.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитайте приведенные отрывки в соответствии с литературными орфоэпическими нормами и определите, к текстам каких функциональных стилей они относятся.

 

А. Наука уголовно-исполнительного права соответствует отрасли права и призвана изучать весь комплекс социально-политических, экономических, правовых, нравственных, психолого-педагогических проблем, возникающих в сфере исполнения уголовного наказания, выявлять тенденции и закономерности, складывающиеся в процессе правоприменительной деятельности по исполнению приговоров судов к различным видам наказаний и представлять свои предложения по совершенствованию данной отрасли законодательства и практики его применения… предмет науки уголовно-исполнительного права…включает политику государства в сфере исполнения уголовного наказания, историю развития российского уголовно-исполнительного законодательства и учреждений и органов, исполняющих наказания, содержание, структуру норм рассматриваемой отрасли права, систему законодательства и его источники, правоотношения, уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международные акты об обращении с осужденными, практику исполнения наказания и исправления осужденных и др. (Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова).

Б. В статье 68 Конституции Российской Федерации указывается следующее.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

В. Интеллигенствующая богема любит поговорить о том, что полстраны сидело, полстраны охраняло, а потому уголовное мышление и воровской лексикон стали главными признаками русского национального сознания. В целом эстрадное направление, кокетливо именуемое «русский шансон», оформила зэковская песня. Уже и политики, и министры, и генералы начали «по фене ботать». Сам премьер-министр призвал «мочить» террористов. И вот вам кирпич на могилу русской культуры – творение Фимы Жиганца «Мой дядя, честный вор в законе». В аннтотации с гордостью сказано, что этот Ф.Ж. первый переложил литературные шедевры на уголовный жаргон. А все потому, что почти 20 лет провел в местах заключения. Может, тюремный стаж сейчас и предпочтительнее рабочего, но жаргонные «интерпретации» классиков существовали и раньше. Только вот публиковать никому не приходило в голову.

…Активная криминализация страны ведет к полному отмиранию художественной литературы и замене ее суррогатными текстами… У Жиганца наверняка появятся последователи. Первый бал Наташи Ростовой станет оргией в духе маркиза де Сада; «Бородино» - бандитской разборкой. И ведь найдутся читатели, которые будут ржать и радоваться. В том числе богемая тусовка, можете не сомневаться. С их-то тягой к бандитскому блеску и всякими извращениями. Грустно как-то от этого веселья. И позорно. (По страницам газет).

Г. Что-то, граждане, воров нынче развелось. Кругом прут без разбора.

Человека сейчас прямо не найти, у которого ничего не сперли…

И чего, например, с этим социальным бедствием делать? Руки, что ли, ворам отрывать?

Вот, говорят, в Финляндии в прежнее время ворам руки отрезали. Проворуется, скажем, какой-нибудь ихний финский товарищ, сейчас ему чик, и ходи, сукин сын, без руки…

Вот и у меня, не доезжая Жмеринки, чемоданчик свистнули, так действительно начисто. Со всеми потрохами. Ручки от чемодана – и той не оставили. Мочалка была в чемодане – пятачок ей цена – и мочалку. На что им, чертям, мочалка?! Бросят же, подлецы. Так нет. Так с мочалкой и сперли… (Зощенко М.М. Воры).

 

2. Выделите в приведенных выше отрывках стилистически окрашенные языковые единицы, присущие тому или иному функциональному стилю.

 

3. Отредактируйте в соответствие с нормами литературного языка следующий текст сочинения абитуриента. Исправьте ошибки орфографического и пунктуационного характера.

 

«Наша служба и опасна, и трудна»

Милиция это наш общий телохранитель, он как ангел-хранитель оберегает нас, но у него другие обязанности. Каждый милиционер выезжая на преступление, оказывается в центре событий, этот человек готов отдать за беззащитного человека свою жизнь. Но у органов внутренних дел, как и у других людей не мало работы. Каждый день они или догоняют или умирают на наших улицах Милиция и родная мать почти чем-то схожи, только мать ростит своего ребенка и отпускает в большой мир, а милиция следит за ним, что бы он не попадал не в какие опасности. Именно поэтому некоторые из нас идут в милицию, чтобы стать незаурядными и энергичными в борьбе с нашей приступностью. Особенно в двадцать первом веке стало по меньше приступности, но наша милиция не спит, а каждый раз ловит и сажает в тюрьму. Милиция, как и мы такие же люди, бывает что днем он такой же человек, как и мы, а ночью он уже страж закона. Про нашу милицию сочиняют много песен, рассказов, стихотворений и много другого. Но на милицию мы можем надеятся не всегда, так как они бывают не каждый раз, а в трудную минуту нужно надеется прежде всего на себя. У милиционеров наверное самая опасная и трудная профессия, мне кажется, что милиционер тот кого бояться все и каждый из нас, так как этот человек не погладит тебя по головке за твою допущенную шалость.

Еще про нашу добрую милицию снимают много фильмов, как например: «Улицы разбитых фонарей», где всегда побеждают они в кого мы верим.

Когда человек попадает в сложную ситуацию при этом он зовет не кого-нибудь другого, а милицию. Даже есть пословица «Против лома нет приема», против милиции его тоже нет. Я то же когда-нибудь стану служителем закона и буду также преодолевать нашу опасную и трудную службу вместе с теми, кто многие годы охраняет нас, наверное от наших несовершимых поступков. Милиция – это человек, который встанет на вашу защиту в какой бы ситуации вы не находились.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баишева З. В. Русский язык и культура речи в юриспруденции: Учебник: ИМЦ ГУК МВД России, 2002, - С. 8-10.

1. Голощапова Т.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2005, - С. 165-167.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Логос, 2002, - С. 11-58.

3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: БЕК, 1997, - С. 21-84.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000, - С. 73-94.

5. Штрекер Ю.Ю. Русский язык и культура: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - С. 18-24.

6. Чепасова А.М. Мир русской фразеологии: Книга для юношества. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 1998.

 

СЛОВАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб.: «Норинт», 2002.

3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980.

4. Крылов Г.А. Словарь ошибок русского языка. – СПб.: «Виктория плюс», 2002.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – любое издание.

6. Орфографический словарь современного русского языка – любое издание.

7. Словарь русского языка: В 4-х т. – М.: Русский язык, 1981-1984.

8. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Русский язык, 1986.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...