Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Официально-деловой стиль языка.




ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОДСТИЛЬ

Цель: рассмотреть основные композиционно-смысловые особенности официально-делового стиля языка с точки зрения юридической коммуникации; привить навыки культуры делового общения.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Экстралингвистическая характеристика официально-делового стиля как стиля строго нормированного государственного общения. Канцелярский (собственно официально-деловой), юридический (законодательный) и дипломатический подстили.

2. Особенности текстов документов официально-делового стиля языка: ясность, точность, объективность, компактность, долженствующе-регламентирующий характер высказывания, стереотипность, стандартизованность.

3. Юридический (законодательный) подстиль. Жанровые разновидности юридических текстов: закон, нормативно-правовой акт, различного типа протоколы, приказ, указ, исковое заявление, завещание и др.

4. Текстовые нормы документов, регулирующие их закономерность и содержание.

5. Связь композиции (вводная, описательная и резолютивная части) и языка правового документа с его коммуникативной направленностью. Термины и профессионализмы.

6. Культура устной юридической официальной коммуникации: телефонный разговор, беседа, допрос, опрос и др. Соблюдение юристом норм речевого этикета.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. В соответствии с нормами литературного произношения и ударения прочитайте приведенный ниже текст.

Всеобщая декларация прав человека

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

 

(Гуманитарная сфера и права человека //

Сб. документов. – М., 1992. – С. 15 –16)

 

2. Докажите принадлежность прочитанного текста к юридическому подстилю официально-делового языкового общения.

3. Укажите в приведенной Декларации правовые термины.

4. С точки зрения юридической официальной коммуникации объясните постановку знаков препинания и правописание НЕ и НИ в вышеприведенном тексте.

5. Составьте с соблюдением правовых текстовых и языковых норм устав вашей группы.

6. Представьте ситуацию, в которой нарушаются ваши права как человека и гражданина. Составьте исковое заявление в суд, связанное с защитой ваших прав и чести.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Баишева З.В. Русский язык и культура речи в юриспруденции: Учебник: ИМЦ ГУК МВД России, 2002, - С. 11-15.

2. Болдырева М.Г Язык и речь как важные составляющие культуры труда и деловых отношений сотрудников ОВД: Материалы к лекциям и семинарам. – М.: МЮИ МВД России, 1999, - С. 11-13.

3. Васильева Л.М., Скворцова Р.Е., Шкатова Л.А. Документоведение: Учебное пособие. – Челябинск, 2000.

4. Голощапова Т.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2005, - С. 168-174.

5. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Логос, 2002, - С. 58-74.

6. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие, - М.: БЕК, 1997, - С. 21-40.

7. Кожин А.., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М.: Высшая школа, 1982, - С. 103-109.

8. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. роф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2000, - С. 216-237.

9. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: Высшая школа, 1988, - С. 5-9.

10. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000, - С. 149-217.

8. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - С.81-130.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4.

НАУЧНАЯ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Цель: рассмотреть основные языковые и структурные особенности научного и публицистического функционального стилей; дать анализ юридическим текстам с точки зрения научной и публицистической направленности.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Сфера общения, социальная функция и способ мышления научного функционального стиля.

2. Стилевое и жанровое разнообразие научной юридической литературы: собственно-научный (монография, научная статья, научный доклад, диссертация и др.), научно-информативный (реферат, аннотация и др.), научно-справочный (словарь, справочник, каталог), учебно-научный (учебное пособие, методическое пособие и др.), научно-популярный (очерк, статья, лекция и др.).

3. Структурно-языковые особенности научного юридического текста в зависимости от жанра.

4. Языковые элементы художественного и публицистического функциональных стилей в научно-популярных текстах юридического характера.

5. Экстралингвистические и лингвистические особенности юридических публицистических текстов: статья, информация, обзор, хроника, юридическая консультация и др.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитайте в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского языка фрагменты текстов, взятых из учебника, учебного пособия и автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Выявите основные экстралингвистические и лингвистические факторы, позволяющие отнести их к научному стилю.

 

А. Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это – юридические факты – обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях – события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия…

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу характер. Прямое их юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это – дисциплинарные или административные проступки, как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относятся также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События – явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и пр.). (Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник).

Б. Насильственно-корыстная преступность в России в современных условиях представляет собой социально-негативное явление переходного периода и приобретает все более негативные количественные и качественные характеристики, организованные формы, элементы криминального профессионализма. Преступники для достижения своих корыстных целей нередко прибегают к насилию. Его формы достаточно разнообразны. Особую опасность представляют насильственно-корыстные посягательства с применением оружия и иных средств, используемых в качестве оружия. Анализ уголовных дел, информационно-справочных материалов правоохранительных органов свидетельствует о высоком уровне вооруженности криминальных группировок. Жертвам насильственно-корыстных посягательств нередко приходится сталкиваться с особой жестокостью, садизмом, глумлением над личностью.

Вышеизложенное обусловливает необходимость отнесения уголовно-правового предупреждения преступлений, посягающих на собственность и сопряженных с насильственным воздействием на потерпевшего, к числу наиболее важных направлений деятельности правоохранительных органов. Данные преступления представляют повышенную общественную опасность, поскольку одновременно причиняют вред (или ставят под угрозу причинения вреда) жизни или здоровью личности и собственности. Результаты изучения статистических данных Главного информационного центра МВД России, информационных центров ГУВД Свердловской, Челябинской областей и УВД Оренбургской области, а также следственной и судебной практики свидетельствуют, что за последнее десятилетие число посягательств на чужую собственность значительно увеличилось. Так, например, с 1991 по 2000 год количество совершаемых грабежей возросло на 30 % (со 101 тыс. до 132 тыс.); разбоев – на 115% (с 18 тыс. до 39 тыс.); вымогательств – на 140% (с 5 тыс. до 12 тыс.).

В связи с этим особую актуальность для науки уголовного права и правоприменительной деятельности правоохранительных органов приобретают проблемы повышения эффективности борьбы с насильственными хищениями чужого имущества посредством применения уголовно-правовых норм. (Базаров Р.А., Никитин Е.В. Уголовно-правовая характеристика насильственных хищений чужого имущества).

В. Юридический текст – это профессиональный текст, его главной характеристикой выступает коммуникативно-функциональный аспект (т.е. текст служит средством передачи и хранения информации и средством воздействия на личность – получателя информации). Основными чертами юридического текста являются правовое содержание, особая форма выражения права, наличие специальных понятий и терминов, речевых стандартов-клише, а также его долженствующий характер (в постановлениях, законах, решениях, определениях).

Важную роль в юридическом тексте выполняет специальная терминология…

Особенность юридической терминологии проявляется в том, что она обладает правовым содержанием, которое понятно далеко не всем. В то же время с такой терминологией имеют дело не только специалисты, но и индивиды, далекие от юриспруденции.

Исследование терминов, проведенное нами на материале статей Гражданского кодекса Российской Федерации, позволило сделать вывод: при создании специального текста (нормативного акта) профессиональная языковая личность (юрист-законодатель) должна стремиться к однозначности и доступности в восприятии применяемого термина, иначе специальная терминология не будет выполнять функцию обозначения социального понятия… однозначность термина заключается не в единственном его значении, а в одинаковом восприятии и единообразном толковании его всеми адресатами в пределах одной отрасли права. (Кубиц Г.В. Профессионализация языковой личности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Челябинск, 2005, с.9).

 

2. Напишите в соответствии с языковыми требованиями к научному стилю языка аннотацию на один из приведенных выше текстов.

 

3. Исправьте речевые ошибки, допущенные студентами юридического института в курсовой работе.

 

1.Институт необходимой обороны – один из древнейших, он присущ всем законодательствам на всех этапах развития. 2. … право на необходимую оборону – естественное, прирожденное для человека право, и поэтому оно является законным. 3. Современный период отмечен разгулом преступности… 4. Государство пока лишь вырабатывает широковещательные программы борьбы с преступностью, принимает суровые законы против лиц, совершивших преступление. 5. В некоторых случаях гражданам приходится рассчитывать только на себя, действовать в состоянии необходимой обороны. 6. Нападающий должен быть человеком, причем не имеет значения, является ли он субъектом преступления, то есть обладает ли признаком вменяемости или нет. 7. При нападении животного необходимая оборона возможна лишь в том случае, если оно было использовано человеком как орудие преступления. 8. Осуществление необходимой обороны – субъективное право гражданина, не являющегося его обязанностью, однако в определенных ситуациях оборона от покушения преступника является моральной обязанностью, общественным долгом гражданина. 9. О разъяснении и установлении признаков необходимой обороны позаботился толкователь законов. В его задачу вошло немало хлопот, так как необходимо было прежде всего собрать уже имеющуюся практику, систематизировать ее и проанализировать с той целью, чтобы правильно принималось не только понятие необходимой обороны, но и правила ее применения. 10. И то сказать, если на судью на улице не бросались собаки, судья ведь не может знать, что стоять и ждать, что решит сделать псина, - не только унизительно, но и опасно.

 

4. Напишите заметку, статью или очерк юридического характера о юридическом статусе современного русского языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баишева З.В. Русский язык и культура речи в юриспруденции: Учебник: ИМЦ ГУК МВД России, 2002, - С. 15-19.

2. Голощапова Т.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2005, - С. 174-185.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.- М.: Логос, 2002, - С. 35-58.

4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: Издательство БЕК, 1997, - С. 41-78.

5. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1982, - С. 92-103, 109-117.

6. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. – М.: НОРМА, 2000, - С. 169-215.

7. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000, - С. 74-78, 82-85.

8. Усынина Е.Е. Научный юридический текст от создания до публикации: Учебное пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 1999. – 86 с.

9. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - С. 62-80, 140-155.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...