Технология поддержки ребенка
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями: • на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним; • учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности; • учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению; • учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; • важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося; • учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его; • учитель должен быть активным участником группового взаимодействия; • он должен открыто выражать в классе свои чувства; • должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника; • учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.302 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Академик Российской академии образования Е.В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологиям личностно-ориентированного образования:
• диалогичность; • деятельностно-творческий характер; • поддержка индивидуального развития ребенка; • предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения. По мнению Е.В. Бондаревской, учитель, в котором нуждается личностно-ориентированная школа, должен удовлетворять следующим требованиям: • иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; • проявлять гуманную педагогическую позицию; • заботиться об экологии детства, сохранении душевного и физического здоровья детей; • уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; • уметь работать с содержанием обучения, придавая ему лично-стно-смысловую направленность; • владеть разнообразными педагогическими технологиями, уметь придавать им личностно-развивающую направленность; • проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка. Наконец, открытым пока остался вопрос — каковы же средства поддержки ребенка в обучении? Педагогический коллектив Ростовской СШ № 77 (школы-лаборатории Российской академии образования) в результате обстоятельной дискуссии дифференцировал средства поддержки ребенка на 2 группы. Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др. Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. Особую роль в индивидуальной поддержке учителя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышение статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой), школы советского периода (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки. Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации». Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей. Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики: • по уровню применения — общепедагогическая технология; • по философской основе — гуманистическая; • по основному фактору развития — комплексная: био-, социо-и психогенная; • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация; • по ориентации на личностные структуры — всесторонняя гармоничная; • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая; • по типу управления: система малых групп; • по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцирования; • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная; • по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая; • по категории обучаемых — массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества: • переход от педагогики требований к педагогике отношений; • гуманно-личностный подход к ребенку; • единство обучения и воспитания.304
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|