Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология поддержки ребенка




Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка. Наиболее полно технологии инди­видуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной за­дачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагоги­ка, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утвер­ждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следую­щими положениями:

• на всем протяжении учебного процесса учитель должен де­монстрировать детям свое полное доверие к ним;

• учитель должен помогать учащимся в формировании и уточ­нении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;

• учитель должен исходить из того, что у детей есть внутрен­няя мотивация к учению;

• учитель должен быть для учащихся источником разнообраз­ного опыта, к которому всегда можно обратиться за помо­щью;

• важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учаще­гося;

• учитель должен развивать в себе способность чувствовать на­циональный настрой группы и принимать его;

• учитель должен быть активным участником группового взаи­модействия;

• он должен открыто выражать в классе свои чувства;

• должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей по­нимать чувства и переживания каждого школьника;

• учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.302

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Академик Российской академии образования Е.В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологиям личностно-ориентированного образования:

• диалогичность;

• деятельностно-творческий характер;

• поддержка индивидуального развития ребенка;

• предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора со­держания и способов обучения и поведения.

По мнению Е.В. Бондаревской, учитель, в котором нуждается личностно-ориентированная школа, должен удовлетворять следую­щим требованиям:

• иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

• проявлять гуманную педагогическую позицию;

• заботиться об экологии детства, сохранении душевного и фи­зического здоровья детей;

• уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информа­ционную и предметно-развивающую образовательную среду;

• уметь работать с содержанием обучения, придавая ему лично-стно-смысловую направленность;

• владеть разнообразными педагогическими технологиями, уметь придавать им личностно-развивающую направленность;

• проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.

Наконец, открытым пока остался вопрос — каковы же средства поддержки ребенка в обучении? Педагогический коллектив Ростов­ской СШ № 77 (школы-лаборатории Российской академии образо­вания) в результате обстоятельной дискуссии дифференцировал сред­ства поддержки ребенка на 2 группы.

Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую под­держку всех учащихся и создает необходимый для этого тон добро­желательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это вниматель­ное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.

Вторая группа средств направлена на индивидуально-личност­ную поддержку и предполагает диагностику индивидуального раз­вития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. Особую роль в индивидуальной поддержке учителя придают ситуациям ус­пеха, созданию условий для самореализации личности, повышение статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в решение об­щих задач.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъ­емлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жиз­ни многочисленные инновационные процессы в образовании. Назва­ние этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обоб­щенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой), школы советского периода (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко) и за­рубежных педагогов (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнитель­ского инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации». Поэтому педагогику сотруд­ничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» тех­нологию, являющуюся воплощением нового педагогического мыш­ления, источником прогрессивных идей.

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификацион­ные характеристики:

• по уровню применения — общепедагогическая технология;

• по философской основе — гуманистическая;

• по основному фактору развития — комплексная: био-, социо-и психогенная;

• по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтап­ная интериоризация;

• по ориентации на личностные структуры — всесторонняя гар­моничная;

• по характеру содержания: обучающая + воспитательная, свет­ская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

• по типу управления: система малых групп;

• по организационным формам: академическая + клубная, ин­дивидуальная + групповая, дифференцирования;

• по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъект­ная;

• по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творчес­кая, диалогическая, игровая;

• по категории обучаемых — массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества:

• переход от педагогики требований к педагогике отношений;

• гуманно-личностный подход к ребенку;

• единство обучения и воспитания.304

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...