Педагогика начального образования
начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на разрешение проблемы, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как была поставлена проблема. • Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе, оказалась наименее научно разработанной. Личностно-смысловая организация учебного процесса предполагает создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать, например, теоретический материал, учитель посредством ярких образов воздействует на эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь. Учебный процесс оказывается личностно-ориентированным. Снова вспомним В. Сухомлинского, писавшего, что «чтение есть прежде всего человеческие отношения, а подлинное обучение характеризуется обстановкой эмоционального пробуждения разума». В педагогический инструментарий этой технологии входит создание эмоционально-психологических установок посредством ярких образов. Технология предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока; в ряде точек она пересекается с известными методами внушения, погружения и мозговой атаки. В качестве педагогического фактора используется высший класс эмоций — интеллектуальные и нравственные эмоции. • Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные (в то время как истинной среди них является лишь одна точка зрения, теория, один подход).
• Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе. Наблюдается слишком большой разрыв между академической и практической деятельностью, имитирующей реальную действительность и тем самым помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей. • Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Диалогу, как известно, противостоит все еще имеющий широкое распространение учительский монолог. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект-субъектные ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ отношения реализуются на уроке не только в знаниевои, но и в нравственно-этической сфере. • Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения, о которых подробно речь пойдет ниже. • Технологии, построенные на алгоритмической основе (М. Ланда). • Технологии, построенные на программированной основе (В. Беспалько). Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны, что видно из рис. 15.
на созерцательной основе <— п на эмпирической основе <— П на последовательной основе «— П на неопережающей основе f- TI на объяснительно- <— репродуктивной основе П на знаниевои основе <—
п на безальтернативной основе <— П на монологической основе <— и на академической основе <— на деятельностнои основе и на концептуальной основе П на крупноблочной основе П на опережающей основе п на проблемной основе и на личностно-смысловой основе П на альтернативной основе Т! на диалоговой основе Ti на ситуативной основе Рис. 15. Взаимосвязи между педагогическими технологиями (по В.Т. Фоменко) Далее будут рассмотрены технологии, наиболее часто используемые на первой ступени обучения. Их диапазон определен возрастными особенностями ребенка, характером его мышления и восприятия, уровнем общего развития.284 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Традиционная педагогическая технология Нет силы более могущественной, чем традиция. Ф. Энгельс Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие: - учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; - класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; - основной единицей занятий является урок; - урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; - работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; - учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками — атрибуты классно-урочной системы. Цели обучения — подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие.
В советской педагогике цели обучения формулировались так: - формирование системы знаний, овладение основами наук; - формирование основ научного мировоззрения; - всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика; - воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества; - воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду. Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) — это воспитание личности с заданными свойствами. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН (знаний, умений, навыков), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией). В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней. Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной. Концептуальные положения Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским: • научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); • природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется); • последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); • доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН); • прочность (повторение — мать учения); • сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); • наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
• связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний); • учет возрастных и индивидуальных особенностей. Обучение — это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства. Особенности содержания Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем образования технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-тех-286
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|