Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на разрешение проблемы, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как была поставлена проблема.

Технология, предполагающая построение учебного мате­риала на личностно-смысловой и эмоционально-психологи­ческой основе, оказалась наименее научно разработанной.

Личностно-смысловая организация учебного процесса предпола­гает создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать, например, теоретический материал, учитель посредством ярких образов воздействует на эмоции детей, создавая у них отно­шение к тому, о чем пойдет речь. Учебный процесс оказывается личностно-ориентированным. Снова вспомним В. Сухомлинского, писавшего, что «чтение есть прежде всего человеческие отношения, а подлинное обучение характеризуется обстановкой эмоционально­го пробуждения разума».

В педагогический инструментарий этой технологии входит со­здание эмоционально-психологических установок посредством яр­ких образов. Технология предполагает создание эмоционально-пси­хологического фона, на котором развертывается основное содержа­ние урока; в ряде точек она пересекается с известными методами внушения, погружения и мозговой атаки. В качестве педагогичес­кого фактора используется высший класс эмоций — интеллекту­альные и нравственные эмоции.

Технология, предполагающая построение учебного процес­са на альтернативной основе. Одно из правил этой техноло­гии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, тео­рий как истинные (в то время как истинной среди них явля­ется лишь одна точка зрения, теория, один подход).

Технология, предполагающая построение учебного процес­са на ситуативной, прежде всего на игровой основе. На­блюдается слишком большой разрыв между академической и практической деятельностью, имитирующей реальную действи­тельность и тем самым помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.

Технология, предполагающая построение учебного процес­са на диалоговой основе. Диалогу, как известно, противосто­ит все еще имеющий широкое распространение учительский монолог. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызыва­ет у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект-субъектные

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

отношения реализуются на уроке не только в знаниевои, но и в нравственно-этической сфере.

Технология, предполагающая построение учебного процес­са на взаимной основе. Это коллективные способы обучения, о которых подробно речь пойдет ниже.

Технологии, построенные на алгоритмической основе (М. Ланда).

Технологии, построенные на программированной основе (В. Беспалько).

Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складывать­ся в руках опытного педагога, потому что условия их применимос­ти зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны, что видно из рис. 15.

Традиционные технологии, предполагающие построение учебного процесса   Современные технологии, предполагающие построение учебного процесса  
Связь между технологиями по горизонтали — подготовительная  

на созерцательной основе <—

п

на эмпирической основе <—

П на последовательной основе «—

П на неопережающей основе f-

TI

на объяснительно- <— репродуктивной основе

П на знаниевои основе <—

п

на безальтернативной основе <—

П на монологической основе <—

и

на академической основе <—

на деятельностнои основе

и

на концептуальной основе

П на крупноблочной основе

П на опережающей основе

п

на проблемной основе

и

на личностно-смысловой основе

П на альтернативной основе

Т! на диалоговой основе

Ti на ситуативной основе

Рис. 15. Взаимосвязи между педагогическими технологиями (по В.Т. Фоменко)

Далее будут рассмотрены технологии, наиболее часто используе­мые на первой ступени обучения. Их диапазон определен возраст­ными особенностями ребенка, характером его мышления и воспри­ятия, уровнем общего развития.284

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Традиционная педагогическая технология

Нет силы более могущественной, чем традиция.

Ф. Энгельс

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной тех­нологии являются следующие:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготов­ки составляют класс, который сохраняет в основном постоян­ный состав на весь период школьного обучения;

- класс работает по единому годовому плану и программе со­гласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

- основной единицей занятий является урок;

- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года при­нимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

- учебные книги (учебники) применяются в основном для до­машней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные кани­кулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками — атрибу­ты классно-урочной системы.

Цели обучения — подвижная категория, включающая в зависи­мости от ряда условий те или иные составляющие.

В советской педагогике цели обучения формулировались так:

- формирование системы знаний, овладение основами наук;

- формирование основ научного мировоззрения;

- всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;

- воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за свет­лое будущее всего человечества;

- воспитание сознательных и высокообразованных людей, спо­собных как к физическому, так и к умственному труду. Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) — это воспитание личности с заданными свойствами.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на ус­воение ЗУН (знаний, умений, навыков), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).

В современной массовой российской школе цели несколько ви­доизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всесторон­него гармонического развития, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему яв­ляется «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Концептуальные положения

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским:

• научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

• природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);

• последовательность и систематичность (последовательная ли­нейная логика процесса, от частного к общему);

• доступность (от известного к неизвестному, от легкого к труд­ному, усвоение готовых ЗУН);

• прочность (повторение — мать учения);

• сознательность и активность (знай поставленную учителем за­дачу и будь активен в выполнении команд);

• наглядность (привлечение различных органов чувств к вос­приятию);

• связь теории с практикой (определенная часть учебного про­цесса отводится на применение знаний);

• учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Обучение это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.

Особенности содержания

Содержание образования в традиционной массовой школе сло­жилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем образования техни­чески развитых капиталистических стран, общей ролью научно-тех-286

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...