Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций дей-ствования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступа­ет как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт раз­вития, притом опережающего потребности практической жизни. Это прекрасно, но серьезный дефект теории состоит в том, что она рас­сматривает игру как действия изнутри созревших функций, как отправление организма, а не как деятельность, рождающуюся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается, та­ким образом, в формальную активность, не связанную с тем реаль­ным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.

Игра как метод обучения

Значение педагогической игры

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных уч­реждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность исполь­зуется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения поня­тия, темы и даже раздела учебного предмета;

• как элемент более общей технологии;

• в качестве урока или его части (введение, контроль);

• как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает доста­точно обширную группу методов и приемов организации педагоги­ческого процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным призна­ком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, вы­делены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной на­правленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме за­нятий происходит по следующим основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игро­вой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве ее средства;

• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, ко­торый переводит дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра — школа профессиональной и семейной жизни, школа че­ловеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник зна­ний. Это учитель — лицо обучающее. Процесс обучения может вес­тись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учи­тель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опоз­наваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обуче­ния развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обу­чение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Основные функции игр

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочета­ние элементов игры и ученье во многом зависят от понимания учи­телем функций педагогических игр. Функция игры — ее разнооб­разная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выде­лим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокулътурное назначение игры. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтро-лируемые процессы целенаправленного воздействия их на станов­ление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, при­сущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процес­сы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богат­ства культуры, потенций воспитания и формирования его как лич­ности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал че­ловечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то294

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...