Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игровые мотивы и организация игр




Игровые формы обучения, как никакая другая технология, спо­собствует использованию различных способов мотивации:

1. Мотивы общения:

• Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

• При решении коллективных задач используются разные воз­можности учащихся.

• Совместные эмоциональные переживания во время игры спо­собствуют укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы:

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, уме­ния, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельно­сти, к людям.

3. Познавательные мотивы:

• Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), сти­мулирует учащегося к достижению цели (победе) и осозна­нию пути достижения цели (нужно знать больше других).

• В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зави­сит от самого игрока, уровня его подготовленности, способно­стей, выдержки, умений, характера.

• Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личност­ные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, по­гружаются в историческую обстановку и ощущают себя час­тью изучаемого исторического процесса.

• Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача восприни­мается не как личное поражение, а поражение в игре и стиму­лирует познавательную деятельность (реванш).

• Состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для детей.

• В игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.296

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.

Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное разви­тие, физическая подготовленность, особенности возраста, интере­сы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протя­женности времени, светового дня и месяца ее проведения, от нали­чия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложив­шейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде вне­шних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игруш­ки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного твор­чества, новых знаний. Игра способна выступать средством получе­ния чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель — удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой ак­тивности, если она приносит радость.

Цель второго уровня — функциональная, она связана с выпол­нением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — раз­гадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке воп­роса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В пред­ложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее нача­лом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе раз­личение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.

Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Ме­сто игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для числа играющих, быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов. Любой микромир игры во дворе, в школе требует своего архитектур­ного и смыслового решения, имеет игровой эстетический план, отве-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

чающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъят­ному, героическому, романтическому, сказочному.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Иг­ровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведе­ния игр. Игровая практика детей накопила немало демократичес­ких игротехнических примеров разделения на микроколлективы иг­рающих, в частности, жеребьевку, считалки.

Один из ответственных моментов в детских играх — распределе­ние ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение не должно зависеть от пола ребен­ка, возраста, физических особенностей. Учитывая, какая роль осо­бенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

- назначение на роль непосредственно взрослым;

- назначение на роль через старшего (капитана, водящего);

- выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);

- добровольное принятие роли ребенком, по его желанию;

- очередность выполнения роли в игре.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным — проявить активность, недисциплинированным — стать организован­ными; детям, чем-то себя скомпроментировавшим — вернуть поте­рянный авторитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива, — проявить себя, сдружиться со всеми.

Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие; роль без действия — мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они при­емлемы только в юмористических ситуациях.

Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается измене­ние положения играющих, усложнение правил игры, смену обста­новки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функци­ональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения ин­тереса и удовольствия от игры.

Основные принципы организации игры:

- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

- принцип развития игровой динамики;

- принцип поддерживания игровой атмосферы (поддержание ре­альных чувств детей);

- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;298

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...