Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руко­водством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два после­дних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проек­ты, с использованием возможностей Интернета и средств современ­ных компьютерных технологий.

Таблица 22

Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

Стадии   Деятельность учителя   Деятельность учащихся  
1. Разработка проектного задания          
1.1. Выбор темы проекта   Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся   Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме  
    Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта   Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения  
    Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися   Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения  
1.2. Выделение подтем и тем проекта   Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора   Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую  
    Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта   Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)  
1.3. Формирование творческих групп   Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности   Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды  

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Окончание табл. 22

Стадии   Деятельность учителя   Деятельность учащихся  
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формули-эовка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы   Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу   Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом  
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности   Учитель принимает участие в обсуждении   Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятель­ности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, ли­тературная гостиная и т.д.  
2. Разработка проекта   Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность   Учащиеся осуществляют поисковую деятельность  
3. Оформление результатов   Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность   Учащиеся вначале по груп­пам, в потом во взаимодей­ствии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами  
4. Презентация   Учитель организует экспер­тизу (например, приглашает в качестве экспертов стар­ших школьников или парал­лельный класс, родителей и др)-   Докладывают о результатах своей работы  
5. Рефлексия   Оценивает свою деятель­ность по качеству оценок и активности учащихся   Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу  

По продолжительности различают:

• минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

• краткосрочные — на 4-6 уроков;

• недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочета­ние классных и внеклассных форм работы; глубокое погру-324

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

жение в проект делает проектную неделю оптимальной фор­мой организации проектной работы;

- долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, де­монстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная кон­ференция, инсценировка, театрализация; игры с залом, защита на Ученом Совете, диалог исторических или литературных персона­жей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс-кон­ференция.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руково­дитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт, пози­ция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятель­ности учащихся.

Дальтон-технология

Дальтон-технология — наиболее близка к методу проектов. Мо­жет быть еще рано «Дальтон» называть технологией, однако уже сейчас основные ее признаки обозначились: цели, исходные идеи, содержание, формы, системы действий учителя и учащихся.

Приведем небольшую историческую справку. Во-первых, Даль­тон — это город в США, где впервые была создана такая школа. Отсюда и произошло название. Сейчас такие школы распростране­ны в США, Голландии и многих других странах.

Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществля­ется насильственное обучение, подавляющее естественное делание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы органи­зации жизнедеятельности детей в образовательном процессе. X. Пар­керхерст разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.

В основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея объе­динения деятельности учителя и учащихся по достижению индиви­дуализированных целей обучения.

Цели Дальтон-технологии:

- обеспечить индивидуальное развитие ученика;

- обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятель­ности в учебно-познавательной деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии следую­щие. Дальтон-план — это сочетание кабинетного обучения с образо­вательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, са­мостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом — принципом гуманизма. В этом суть филосо­фии Дальтон-технологии.

Рассмотрим сущность каждого принципа.

Принцип свободы. Свобода — это право выбора учеником пред­метов, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Но эта свобода сочетается с ответственностью: окончатель­но уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свобод­но выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчи­тывается перед учителем.

Принцип самостоятельности. Самостоятельность — это выбор уче­ником уровня самостоятельности познавательной деятельности и мар­шрута своего развития, самостоятельность действия принятия ре­шения и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества. Сотрудничество — это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в ма­лой группе. Это дает возможность учащимся учиться уважать дру­гого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учить­ся помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.

Таким образом, основная идея этой технологии: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение зада­ния будешь сам (ответственность).

Задания составляют содержательную основу технологии Даль­тон. Они должны носить творческий характер. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого учени­ка, но и дается проверочная работа для всех. Собственно говоря, именно результаты этой работы и оцениваются. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.

Когда Хелен Паркерхерст разрабатывала Дальтон-план, то она предлагала разделить весь учебный материал по предмету на четы­ре части (по числу учебных четвертей), затем каждую часть — на число месяцев в четверти и затем — на число недель. И это было основой для определения заданий на день, неделю, месяц.

К самим заданиям предъявляются следующие требования:

• задания носят уровневый характер;

• задания охватывают достаточный объем учебного материала;326

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...