Педагогика начального образования
В речевой деятельности человека чтение является одним из четырех видов и функционально старшим видом речевой деятельности. В целом письменная речь в двух ее модальностях — письменной речи и чтении — филогенетически и онтогенетически являются вершинами в способах коммуникации. Психофизиология речи опирается на разграничение темповых характеристик деятельности: чтение в три раза превосходит по темпу устную речь и в девять раз — письменную. Ускорение энергоинформационного обмена при чтении достигается за счет «утеснения» и замещения каналов восприятия — аудио- и артикулятор-ного канала. Сенсомоторика чтения базируется на видеоканале, который может функционировать обособленно от других. Благодаря этому чтение утончает грани речи и мышления. Говорение и слушание для него образует лишь «корневую систему». Чтение одной своей стороной (внешней) обращено к речи, а другой (внутренней) — к сознанию. В общем речевом развитии человека чтение занимает положение узла, замыкающего круг вербального мышления и открывающего окно в надвербальное пространство сознания. При достижении высших ступеней в овладении чтением ребенок переходит к обучению через чтение, оно становится главным способом познания. Можно выделить относительно самостоятельные фазы зрелости чтения (рис. 16). ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Рис. 16. Фазы зрелости чтения Такая схематизация отражает последовательное усложнение читательских умений и навыков: постепенно расширяются границы восприятия и осмысления речевых единиц текста, углубляется. нимание читаемого. В общей пирамиде ступеней овладения навыками чтения условно выделяются пять шагов. Первые два дают формирование умений звукобуквенного восприятия, проговаривания текста; здесь активизируются перцептивно-моторные механизмы речи.
На ступени словесного чтения происходит существенная прибавка механизмов речи — мысли: к ассоциациям слова слышимого, произносимого и видимого присоединяется «смысловое» слово, дети оперируют словами-понятиями. При переходе к фразовому чтению единица восприятия увеличивается до целой фразы и одновременно усложняется абстрактно-логическая сторона чтения. Эта третья фаза зрелости характеризуется «сверткой» слышимого и произносимого слова, а также редуцированием видимого слова за счет напряжения поля смыслового восприятия и включения смысловой догадки. Высшее мастерство читателя связано с панорамным чтением, в котором реализуются умения читать мысли, преодолевая барьеры визуальности графических знаков и структур. Восприятие текста сливается с образно-смысловым «схватыванием» целостного содержания — мгновенно считываются целые страницы текста. Для начальных ступеней владения чтением характерен режим временного разрыва между срабатыванием механизмов восприятия и осмысления, преобладание аналитических усилий ума. Для более зрелых фаз чтения характерно слияние операций восприятия и понимания, сочетание аналитических усилий с синтетическими. Соответственно этому может быть разработана речевая диагностика умений работы к текстом. Такая система реализована в комплексной педагогической диагностике обученности и обучаемости школьников. В частности, разграничение «возраста» читателя отражено в темповых характеристиках чтения. Так, многие трудности при изучении элементарной грамотности у детей связаны с неравномерностью развития отдельных сторон читательской деятельности, в особенности темпа и качества. Учет ступеней развития навыков чтения дает возможность педагогу сознательно проектировать технологию обучения и соответственно конструировать содержание учебной информации. Можно указать соответствие фаз зрелости чтения и приемов обучения-учения (табл. 23).
Именно продуктивное чтение является развивающим. Оно раскрывает потенциалы индивидуального познания, включая учащегося в поток информационного взаимодействия со средой обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|