Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




• четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;

• задание должно быть понятным и интересным ученику;

• задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, ли­тература, сроки выполнения;

• задания предполагают различные формы их выполнения, воз­можность сотрудничества с другими;

• в заданиях предусматривается возможность для учета, само­контроля и контроля (например, выступление в группе);

• ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;

• содержание задания предполагает предварительное и после­довательное обсуждение.

Именно через выполнение системы заданий осуществляется, преж­де всего, индивидуальное развитие ученика.

Лаборатория — это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учеб­ных занятиях.

«Дом» — это условия, приближенные к домашней свободе: на­личие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора, с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д.

Одним из важных вопросов в аспекте реализации исходных теоре­тических позиций является вопрос о формах реализации Дальтон-плана.

Можно выделить три формы реализации Дальтон-плана — класс­ное учебное занятие, лабораторное занятие, конференция.

Классное учебное занятие имеет своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной реф­лексии, т.е. это — составная часть классно-урочной системы. В школе Дальтон вводились иногда и определенные табу, например, класс­ное учебное занятие не рекомендуется пропускать.

Коллективный урок имеет следующие особенности:

• наличие проблемы, которая возникла у большинства учащих­ся во время практической деятельности;

• учитель — организатор и участник процесса обсуждения;

• ученик — участник и субъект организационной деятельности;

• результатом коллективного урока является некое решение про­блемы (для каждого может быть своя) с выходом на последу­ющую деятельность через возникшие вопросы и затруднения. На таких уроках нельзя читать лекции; уходить при обсужде­нии от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный ха­рактер; давать оценку выступлениям.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лабораторное занятие. К признакам лабораторного занятия от­носятся:

• наличие места, где сосредоточена необходимая литература, по­собия, справочник и др.;

• длительный промежуток времени, в течение которого лабо­ратория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполне­ние 'своего задания;

• присутствие одного или нескольких консультантов.

Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем тем­пе, в паре, группе). Роль учителя заключается в том, что он кон­сультирует школьников, беседует с учащимися по результатам вы­полненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания. В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение пробле­мы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необ­ходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся.

Конференция. Отличительная черта конференции состоит в орга­низации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегра-тивного характера. Особое значение уделяется человеческим про­блемам, ценностям.

Основные признаки конференции:

• необходимость подготовительного этапа;

• выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выс­туплениях важно обозначить собственную позицию.

Такова классификация форм учебных занятий в условиях Даль­тон-технологии. В сравнении с имеющими место в России класси­фикациями она ближе всего подходит к группировке учебных заня­тий по доминирующей цели, однако эта цель в каждом занятии проявляется более жестко. Отечественная школьная практика не требует в этом плане больших изменений.

В опыте школы № 1080 г. Москвы, Минской гимназии № 3 вы­страивается система занятий примерно так: могут проводиться спе­циальные занятия по изучению новых знаний, дискуссии, конфе­ренции, но обязательно имеют место «лаборатории» в форме Даль­тон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели.

Дальтон-час — особая форма занятий. Может проводиться один раз в неделю. Например, в Минской гимназии № 3 каждый вторник второй урок — это работа учащихся в разных лабораториях по вы­полнению заданий. Например, школа только начинает осваивать эту технологию и переводит все 5-6-е классы на эту систему по 2-3 предметам. Во время Дальтон-часа все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты, в них находятся учителя, воспитате­ли, психологи. Обязательно работает библиотека. В рекреациях созда-328

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...