Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




ния этого качества ума человек ищет не только правильное, но и оптимальное решение, без внешней стимуляции, выходя за рамки непосредственного поставленной задачи. Такой высокий уровень мышления Д.Б. Богоявленская назвала креативностью.

Суммарным количественным показателем обучаемости может слу­жить экономичность мышления. Она измеряется количеством кон­кретного материала, на основе анализа которого достигается реше­ние проблемы, временем, затраченным на «открытие» новых зна­ний. Ориентировочная оценка экономичности мышления, вполне достаточная для индивидуализации обучения, может быть получе­на любым учителем на основе довольно простого коллективного эксперимента. До его проведения необходимо выяснить, имеется ли у каждого школьника тот минимум знаний и навыков, который необходим для понимания нового материала, и организовать работу с классом, которая бы обеспечила наличие этих знаний. Уровень знаний, достигнутый каждым учеником при едином для всех объяс­нении нового материала (и опоре на необходимый минимум знаний) служит показателем экономичности мышления («темпом продви­жения»).

Основными психологическими принципами развивающегося обу­чения являются:

- проблемность обучения;

- оптимальное развитие различных видов мыслительной дея­тельности (с наглядно-действенного, практического, нагляд­но-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- специальное формирование как алгоритмических, так и эв­ристических приемов умственной деятельности;

- специальная организация анемической деятельности.

Некоторые технологические приемы развивающего обучения

Под влиянием возрастающих требований к школьному образова­нию советские психологи еще четыре десятилетия назад начали ис­следовать «зону ближайшего развития» детей. Была поставлена за­дача выяснить, каковы возможности мышления детей. Оказалось, что первоклассники могут оперировать отвлеченными символами, решать задачи на основе формул, овладевать грамматическими по­нятиями.

Аналогичные данные были получены и за рубежом. Известный психолог Дж. Брунер, увлеченный успехами экспериментов, даже сформулировал крайнюю точку зрения, противоположную господ­ствовавшим ранее представлениям о весьма ограниченных возмож-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ностях интеллекта детей. Он писал, что любому ребенку на любой стадии его развития доступны любые знания при адекватных мето­дах их преподнесения.

Конечно, возможности детей не безграничны. Но исследования показали, что при соответствующей организации учебной деятель­ности они могут быть реализованы в большей мере, чем при ранее существовавшей системе обучения. Так, коллектив, руководимый В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным, доказал возможность форми­ровать уже в младшем школьном возрасте элементы теоретического мышления, повысить его удельный вес в познавательной деятель­ности детей, идти в обучении от «абстрактного к конкретному».

Решение проблемы нередко происходит интуитивно, и в этом процессе существенную роль играют и практическое, и образное мыш­ление, непосредственно связанные с чувственной опорой. Включе­ние в этот процесс наглядно-образного мышления дает возможность сразу, «одним взглядом» охватить все входящие в проблемную си­туацию компоненты, а практические действия позволяют устано­вить взаимосвязь между ними, раскрыть динамику исследуемого явления и тем самым облегчают поиск решения.

Преобладание практических, образных или понятийных видов мыс­лительной деятельности определяется не только спецификой решае­мой проблемы, но и индивидуальными особенностями самих детей. Вот почему одним из важных принципов развивающего обучения является оптимальное (отвечающее целям обучения и психическим особенностям ребенка) развитие разных видов мыслительной деятель­ности: абстрактно-теоретического, наглядно-образного, наглядно-дей­ственного, практического мышления.

Учебная деятельность требует владения разными приемами со­здания образов, на разном материале (на основе описанного текста, чертежей, картин). Приемы учебной работы могут иметь разную степень сложности. Например, учащийся овладел умением показы­вать указкой природные зоны по карте природных зон и по разным физическим картам, где границы зон не помечены. Однако при мыс­ленном «наложении» границ, например, тундры на физическую карту он не использует имеющиеся на карте ориентиры (горные хребты, устья рек); вместо этого он непрестанно поворачивает голову от карты природных зон к физической карте и обратно, останавливая движе­ние указки. Этот ученик — «копиист». Он овладел умением на ос­нове нерационального приема.

Существует система учебных приемов, способствующих разви­тию личности учащихся:

• перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;

• поиск новых приемов учебной работы;334

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...