Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




Чок, чок, зубы на крючок. Кто заговорит, тому щелчок.

Вторая половина дня — работа по коррекционным программам индивидуально и в группе на специально организованных заняти­ях. Это может быть игра-драматизация по рассказу «Попугай» или работа с изобразительным материалом — совместная аппликация.

Рассмотренная модель одного школьного дня с очевидностью де­монстрирует, что работа по коррекции недостатков поведения де­тей, не нарушая логики учебных занятий, естественно вписывается в учебно-воспитательный процесс, в режим дня младших школьни­ков группы риска.

Ключевой компонент коррекционно-развивающей воспитатель­ной системы — учитель. Пересмотреть режим дня, изменить среду, в которой растет и развивается ребенок, конечно, важно. Однако этого недостаточно. Измениться, прежде всего, должен учитель — человек, который нередко проводит с детьми больше времени, чем родители. Каждый учитель и особенно тот, кто работает с детьми риска, должен обладать целостным психолого-педагогическим мыш­лением: знать и учитывать возрастные и индивидуально типологи­ческие особенности личностного развития детей; знать и использо­вать современные методы диагностики, профилактики и коррекции недостатков поведения; уметь создавать коррекционно-развивающую образовательно-воспитательную среду, чтобы выявить сильные сто­роны ребенка, реализовать его творческий потенциал.

Педагогическая коррекция некоторых типических отклонений в поведении детей

Преодоление недостатков личностного развития, поведения де­тей обусловлено тремя основными факторами:

• профилактическая работа, предполагающая как можно более раннее выявление и коррекцию негативных явлений в пове­дении и личностном развитии детей;

• проникновение педагогического анализа за пределы поверх­ностного объяснения поступков, выявление подлинных при­чин, дифференцированный подход к их устранению;

• не использование отдельной изолированной коррекционной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребенка.

Коррекции подлежат не только недостатки развития личности ребенка, отклонения в его поведении, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением. Эффективное построение такой систе­мы возможно в результате совместных усилий как самого ребенка,

7. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

так и родителей, воспитателей, учителей. В зависимости от выяв­ленных трудностей в личностном развитии ребенка выбирается так­тика коррекционно-развивающей работы.

При коррекции гиперактивного поведения ребенка взрослые дол­жны придерживаться определенной тактики коррекционных и вос­питательных воздействий, собственного поведения:

- эмоционально поддерживать ребенка во всех его попытках кон­структивного, позитивного поведения, какими бы незначи­тельными эти попытки ни были;

- избегать жестких оценок, упреков, угроз, слов: «нет», «нельзя», «прекрати»; разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно, мягко;

- давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;

- поощрять ребенка за все виды деятельности, в которых требу­ется концентрация внимания, усидчивость, терпение (напри­мер, работа с кубиками, раскрашивание, чтение, конструиро­вание);

- ограничивать время пребывания ребенка в местах массового скопления людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка;

- оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля;

- предоставлять ребенку возможность адекватно расходовать из­быточную энергию.

Не следует сдерживать физическую подвижность такого ребен­ка. Главное — подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее. Здесь эффективны подвижные игры с прави­лами, спортивные занятия. Хороши также игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчи­танные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить ребенка.

Демонстративное поведение и капризы ребенка надо пытаться предупреждать. В одних случаях лучше отвлечь ребенка, переклю­чить его внимание, в других — целесообразнее оставить его одного без «зрителей». Изредка целесообразна тактика «разрешающего поведения»: ребенку позволяют «исполнить» каприз, демонстратив­ный поступок полностью, до конца, более того, можно присоеди­нить к выходке весь класс или всю группу. Видя, что на этот раз подобное поведение не осуждается и разрешено другим детям, ребе­нок прекращает каприз. Однако ни в коем случае нельзя позволять ребенку добиваться своего с помощью демонстративных форм пове­дения и капризов.

19. Педагог, нач. образов562

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Важным для преодоления демонстративного поведения и капри­зов является исправление и изменение отношений ребенка с окру­жающими. В случаях демонстративного поведения усилия взросло­го направлены не только на создание у всех детей в группе (классе) и у конкретного ребенка правильного отношения к этой выходке, но и в первую очередь на то, чтобы задать правильное направление стремлению ребенка занять определенное место в коллективе. Для младшего школьника это могут быть хорошая успеваемость, полез­ные для класса дела, аккуратный внешний вид, хорошее состояние учебных пособий.

В преодолении детской агрессивности тактика поведения взрос­лых должны быть следующей. Важно пытаться сдерживать агрес­сивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить ребенка словом, отвлечь игрушкой или каким-нибудь занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту. Например, допустивший агрессивную выходку ребенок подвергает­ся суровому осуждению, лишается на время внимания взрослого, любимых игр, развлечений, занятий. Полезно также каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Уборка — не наказание за содеянное.

Несколько труднее предотвратить вербальную агрессию. Если обидные слова адресованы взрослому, то целесообразно просто про­игнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Иногда целесообразно превра­тить оскорбления в комическую перепалку.

Конечная цель преодоления агрессивного поведения ребенка со­стоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы привлечения внимания и проявления силы; есть иные, гораздо более приятные ответные реакции сверстников и взрослых.

Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения де­тей можно использовать рисование, музыку, танцы, подвижные игры, конструирование, лепку. Детям важно пережить удовольствие от де­монстрации одобряемого поведения перед благожелательной аудито­рией. Нужно давать ребенку с агрессивным поведением возможность реализовать свои лидерские наклонности, но только не через агрес­сивные действия. Можно поручить ему ответственное дело: подгото­вить помещение к занятиям, полить цветы, при этом положительно оценивая его действия. Наказывать же ребенка с агрессивным пове­дением можно только тогда, когда у взрослого сложились с ним дове­рительные отношения.

Предупредить инфантильное поведение можно, если своевременно выработать у ребенка навыки произвольного поведения, произволь­ной регуляции своих действий, поступков; если последовательно

формировать положительную социальную активность, самостоятель­ность и ответственность.

Нежелательные проявления конформного поведения нужно и мож­но преодолевать, систематически развивая и поощряя сознательно-аргументированную убежденность ребенка в правильности или оши­бочности своих поступков, оценок, интересов и предпочтений.

Общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с деть­ми, имеющими те или иные недостатки в поведении, выглядят так.

1. Следует акцентировать внимание на поведении, а не на лично­сти ребенка. Реакции взрослых на неприемлемое поведение ребенка должны транслировать ему следующее: «Ты хороший и можешь быть еще лучше, а вот твое поведение сейчас ужасно». Это возможно, если родители, воспитатели, учителя освоят технику «я — высказыва­ния», т. е. научатся особым образом общаться с ребенком, делать ему замечания. В «я — высказывании» можно выделить четыре части: первая содержит объективное описание неприемлемого поведения ребенка в тот или иной момент: «Когда ты разговариваешь и вер­тишься на уроке во время объяснения...»; вторая называет чувства взрослого в этот момент: «...Я чувствую сильное раздражение и доса­ду...»; третья описывает эффект неприемлемого поведения: «...Пото­му что я отвлекаюсь и упускаю нечто важное, интересное...»; четвер­тая содержит просьбу: «Пожалуйста, перестань себя так вести».

2. Объясняя ребенку, почему его поведение неприемлемо и огор­чает взрослых, нужно избегать слов типа «глупо», «неправильно», «плохо». Субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребенка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от ре­шения проблемы.

3. Разбирая поведение ребенка, надо ограничиваться обсуждени­ем того, что произошло сейчас. Обращение к негативному прошло­му или к бесперспективному будущему наводит и ребенка и взрос­лых на мысль, что сегодняшнее происшествие — что-то неизбежное и неисправимое.

4. Следует снижать, а не усиливать напряжение ситуации. В ре­агировании на неприемлемое поведение ребенка надо избегать сле­дующих типичных ошибок: повышать голос, оставлять последнее слово за собой, оценивать характер ребенка, использовать физичес­кую силу, втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему, делать обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты всегда так», сравнивать одного ребенка с другим.

5. Необходимо демонстрировать детям модели желательного по­ведения.

6. На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы не­обходимо поддерживать систематический контакт с родителями. Они564

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...