Вопросы для обсуждения и исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 43 Вопросы для обсуждения и исследования 1. Не упущены ли в представленных сценариях развития отечественного образования какие-либо существенные тенденции? 2. Нет ли своеобразия психологических проблем и закономерностей при реализации того или иного сценария? 3. Необходимо ли учитывать психологические последствия при принятии государственных решений по развитию образования или эта тематика относится к другим уровням управления? НФ – послесловие. Истории одной известной инновации 2062. Прага. Иван Комский предлагает структурировать учебный процесс во времени в 60-минутных блоках и в пространстве, специально организуемых стабильных помещениях. Специалисты предложения не замечают. Сайт Комского в Интернете не входит в первый миллион по посещаемости. 2062—2065 . Лабораторные эксперименты И. Комского. Состав — студенты-добровольцы из Пражского учебного универсума. Материал — История восточной Европы. XVII век. Экспериментаторы: преподаватели и визионеры — сотрудники лаборатории дидактических форм. 2064. Первые интервью И. Комского. Автор — начинающая журналистка Евгения Двоскина. Стиль — восхитительно-развлекательный. 2065. Публичные выступления и научные доклады группы Комского. Материал в «Евразийском доме» Семена Орлова: «Почему все не знают всё? » Тираж: первый месяц — 200 015, второй — 523 008, третий — 2 000 650. Один из самых динамично расходящихся материалов Орлова. Масла в огонь подливали филипики Комского в дискуссионном вечернем Окне против мэтров: Московской группы Давидова и австралийской Ханга. Набор добровольцев в натурный эксперимент в харьковской школе. 2065—2069 . Первая экспериментальная (харьковская) школа. Объем помещения от 10 до 40 квадратных метров, единица учебного процесса — пятьдесят минут. Обнаружение квазигауссовой зависимости однородности усвоения учебного материала от площади дидактинга (термин дидактинг вместо стабильного помещения для учебных занятий стал использоваться с 2066 года). Установление скошенной гауссовой зависимости однородности усвоения от продолжительности лёнтайма (термин введен в 2067 году вместо временной продолжительности структурной единицы учебного процесса).
2069 . Появления песенки «Я люблю тебя лёнтайм» и статьи Орлова-младшего «Учитель Комский». 2070—2072 . Публичные и научные дискуссии вокруг феноменов, открытых в харьковской школе. Индекс популярности Комского, харьковской экспериментальной школы и лёнтаймовского дидактинга достигает 73 баллов по шкале Службы социального отклика... Статья Великандрова, показывающая совпадение основных позиций системы Комского с классно-урочной системой XVII—XX веков. Появление народного названия лёнтаймного дидактинга — «Классный урок». 2072 . Решение Управленческо-образовательного центра Евразии о поддержке массового экспериментирования по «Классному уроку». Основание — мнения компетентократов из экспертной группы Альфа и опроса Народной Сети. Появление масс-медиевой игры «Класс-урок на Юпитере». 2072—2079 . Рост числа экспериментальных школ: 2072 год — 3 школы; 2076 год — 75; 2079 год — 78. 2079. Материал Орлова-старшего «Я не отдам внука в Классный урок». Ответ Комского: «Хищные птицы и лёнтаймный дидактинт». Возмущение в Сети-Интернет 2. Этическая комиссия Центра Управления образованием предостерегает Комского. Критика Великандровым лёнтаймной системы: «Пустота, не заполненная учебным содержанием». 2080. Сокращение числа экспериментальных школ до 17. Приостановка договора Пражского учебного универсума с лабораторией Комского. Приглашение Комского в Кагалымский младший универсум. Создание группы «Класс-урочный учебник».
2081—2088 . Лёнтаймные учебники и учебные программы в прогнозном и базовых вариантах по языковедению, математике и геоистории. Работа с учебниками в оставшихся экспериментальных школах. Семилетнее молчание Комского. Медленный рост числа экспериментальных класс-урочных школ. 2085 . Материалы Репейникова, показывающие: стандартные пи-диагностики подтверждают высокий уровень однородности учебных результатов, достоверно превышающих аналогичный уровень в стандартных евразийских школах, в 16 из 17 школах и 151 из 164 учебных лёнтаймных групп. Взрывное признание системы «Классный урок» (83 балла среди народных экспертов и 79 среди специалистов). Создание общественного движения «Поколение Комского». 2086—2093 . Вторая волна экспансии Класс-урочных школ в связке с учебниками и программами Комского. 2089 год — 78 школ; 2091 год - 214; 2093 год - 606. 2093 . Признание системы Комского социальным достоянием (протокол 6-2095 Экспертного социального совета) и присвоение статуса «Официального варианта образовательного мира». 2095 . Премия президента Комскому, Репейникову и движению «Поколение Комского» «За обновление образовательного мира». Статья Орлова-младшего «История Классного урока — проблемы для будущего» (Евразийский электронный образовательный вестник). 2097 . Уход Комского. 2098 . Сравнение Юсовым индексов развития выпускников Класс-урочных и стандартных евразийских школ. Показ принципиальной неоптимальности ситуации развития в лёнтаймдидактинге для школьников типа Альфа и Омега (по В. Леви). Новая критика системы Комского. Литература.
Аверьянов П. Г., Петренко Е. Л., Поляков С. Д.. Шустова И. Ю. Правила общения. Рассказ о педагогическом эксперименте. - М. Чистые пруды, 2010. Акопов Г. В. Социальная психология образования. - М.: Флинта, 2000. Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. – Тюмень: ТГУ, 1996 Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.: Изд-во " Институт практической психологии"; Воронеж: Изд-во НПО " МОДЭК", 1998. Ананьев Б. Г. Педагогические приложения современной психологии. //Советская педагогика, 1964, №8. С. 55 – 64.
Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. Анисимов О. С. Педагогическая акмеология: Общая и управленческая. - М.: УП Технопринт, 2002. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М. ИЦ «Академия». 2007. Балабан М. А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков – М. : Первое сентября, 2001. Битянова М. Р. Личностные особенности классного руководителя и эффективность руководства коллективом старших классов. Автореф. дис. на соиск. степени канд. психологических наук. - М.: 1991. Битянова М. Р Социальная психология - СПб.:, Питер. 2010. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Педагогика, 1997. - №4. С. 11-17. БордовскаяН. В., Реан А. А. Педагогика. СПб.: Питер, 2006. Брушлинский А. В. Субъект. Мышление, учение, воображение – Москва – Воронеж, 1996. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 2003. Введение в психологию / Под общей ред. А. В. Петровского - М.: ИЦ «Академия», 1995 Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Ч. 1. - Минск, 1995. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М. В. Гамезо – М.: Просвещение 1984. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979 Воронцов А. Истоки деятельностной педагогики. //Образование 21 века: достижения и перспективы. /Международный сборник теоретических, методических и практических работ по проблемам образования. / Ред. В. Зинченко и др. - Рига. 2000. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. Габай Т. В. Педагогическая психология. - М.: ИЦ «Академия», 2003. Газман О. С. Неклассическое воспитание. - М.: МИРОС, 2002. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: Издательство: КДУ,: 2007, Горбунов Г. Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Дис. на соиск. степени докт. педагогических наук - СПб.: 1994
Давыдов В. В. Теория развивающегося обучения - М.: ИНТОР, 1996. Данилова А. С. Организация воспитания в частных школах-пансионах Великобритании. - Ульяновск, УлГУ, 2010. Донцов А. И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. Дробницкий О. Г. Понятие морали: Историко-критический очерк" - М.: Наука, 1974 Дудченко В.. С. Онтосинтез жизни. – М.: «Граница», 1999 Зимняя И. А. Психология обучения иностранному языку в школе. - М.: Просвещение, 1991. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Владос, 2000. Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Часть I. Живое знание. - Самара: Самарский дом печати, 1998. Иванов А. В. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка: – М.:, 2005. Иванова С. В. О широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования /Вопросы образования - 2004, №3. С. 240-252. Изюмова С. А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. - М.: Наука, 1995. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. Казакина М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. -Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. - М.: 1979. Кан-Калик В. А., ХазанВ, И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. - М.: Просвещение, 1988. Каптерев П. Ф. Педагогическая психология. Для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. - СПб.: Типография А. М. Котомина, 1877. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - М.: Педагогическое общество России, 2000. Карикаш В. И. Типы общения учителя со старшеклассниками. //Вопросы психологии - 1987, № 6. С 71-72 Каспаржак А. Г. Логинова О. Б.. Поливанова К. Н. Стандарт образования: история разработки и итоги. /Вопросы образования - 2004, №3. С. 24-43. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994. Клаус Г. Введение в дифференцированную психологию ученика - М.: Педагогика, 1987. Климов Е. Н. Основы психологии. - М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1997. Ковалёв Б. П. Адекватность представлений педагогов о понимании их учащимися // Общение и формирование личности: Сб. науч. тр. - Гродно, Гродненский госуниверситет, 1984. Коломинский Я. А. Возрастная и педагогическая социальная психология в свете проблем воспитания /Прикладная социальная психология. - М. Наука, 1983. С. 255-271. Кон И. С. Психология ранней юности - М.: Просвещение, 1989. Кривов Ю. И. Education и воспитание (краткие заметки об их соотношении). /Вопросы воспитания - 2009, №1. С. 40-43.
Круглый стол. «Педагогика и психология». //Вопросы психологии - 1981, №2. С. 15-43. Крупенин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. - Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1995. Крутецкий А. В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1976. Крутских А. И. Психодидактика. Ч. 1. Теоретические основы психодидактики. - Барнаул-Новосибирск, 1994. Кузьмина Н. В. Предмет социально-педагогической психологии. /Психология возрастных коллективов, - М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1978. С. 103-104 Лазарев В. С. Управление инновациями в школе. М.: Педагогическое общество России, 2007. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. Леонтьев А. Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии. /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. I. Работы советских авторов периода 1918 -1945 гг. Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М.: Издательство Московского университета, 1980. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. Лобок А. М. Другая математика // Школьные технологии. 1998, № 6. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы - М.: Педагогика, 1988. Магун В. С. О целях и жизненных притязаниях молодежи / Проблемы социально-психологической адаптации населения в период трансформации общества. - М.: 1999. Максакова В. И. Проблемы развития индивидуальных возможностей школьников в коллективе //Советская педагогика. – 1980, №12. С. 23 – 28. Максимова В. Н. Акмеология школьного образования. — СПб., 2000. Маркова А. К. Психология труда учителя. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. Материалы дискуссии об итогах и перспективах ЕГЭ /Вопросы образования - 2004, №3. С. 273 – 287. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения// Школа 2100. Образовательная программа. № 3. - М.: 1999. - С. 85- 93 Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя М.: ИЦ «Академия», 2004. Митрофанов К. Г. Учительское ученичество. - М.: - Знание, - 1991. Михайлова Н. Н, Юсфин С. М. Педагогика поддержки. - М.: МИРОС, 2001. Модель организации образования в школах ступеней обучения: возрастной подход в среднем образовании – М.: Университетская книга. 2006. Моросонова В. И., Аронова Е. Л. Развивающее и традиционное образование: эффекты в личностном развитии старшеклассников// Психологическая наука и образование. – 2004, №1. С. 31-39. Мудрик А. В. Социализация человека – М.: ИЦ «Академия», 2004. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М.: ИЦ «Академия», , 2003. Мудрик А. В.. Социализация в смутное время. - М.: Знание 1991. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: ИЦ «Академия», 2001. Налимов В. В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 1993. Немов Р. С. Психология. Книга. II. Психология образования. - М.: Владос, 1994. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М.: Академия, 2002 Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика – СПб.: Питер, 2007. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. - М.: Педагогика, 1984. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. - М.: Новая школа, 1996. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. - М.: Новая школа, 2004. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практике - М. Педагогический поиск, 2007. Поляков С. Д. О предмете психологии образования» / «Вопросы психологии, 2010, №4. С. 61-70. Поляков С. Д., Резник А. И., Морозова Г. В., Егорова И. Г. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе». - М.: Сентябрь, 1999. Поляков С. Д., Данилов С. В., Ерхова М. В., Семёнова И. А. Как управлять психологией урока или психопедагогика в образовании. - М.: Сентябрь, 2006. Прихожан А. М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей /Вопросы психологии, 1981, № 2. С. 143-149. Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-пресс, 1998. Психология и педагогика: пространства взаимодействия. Материалы круглого стола. /Науч. ред. С. Д. Поляков - М.: Школьные технологии, 2010. Рахимов А. З. Психодидактика. - Уфа, Творчество, 1996. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: Питер, 1999. Реморенко И. Разное управление для разного образования. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. Репкин В. В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. – Томск, 1997. Репкина Н. В. Система развивающего обучения в школьной практики //Вопросы психологии, 1997, №3. С. 40-50. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения - М.: Педагогика, 1987. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий Т. т. 1, 2, - М.: Народное образование. 2006. Сергеева Н. Ю. Основы арт-педагогической деятельности - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. Симон Л. Р. Взаимосвязь педагогической творческой направленности с системой жизнедеятельности личности учителя. Автореф. дис. на соиск. учён. степени канд. педагогических наук. - Тарту, 1987. Слободчиков В,. Исаев Е Антропный принцип в психологии развития//Вопросы психологии. - 1998. №6. С. 3-17. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. Соловейчик С. Л. Педагогика по Иванову. - М.: Педагогика, 1989. Социокультурные трансформации подростковой субкультуры. Труды по социологии образования, Том ХI, Выпуск ХХ, /Под ред. В. С. Собкина, - М.: Центр СО РАО, 2006. Степанов П. В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. - М.: АПК и ПРО, 2003. Степанов П. В. Воспитание от А до Я. - М.: Просвещение, 2010. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. - Ростов на Дону. Феникс, 2000. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования – М.: Мир книги, 2001. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М.: Изд-во «Политическая литература», 1973. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. Тубельский А. Н. Правовое пространство школы. - М.: МИРОС, 2001. Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А., Педагогическая мифология. - М.: Владос, 2004. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980. Ушаков К. М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий - М.: Сентябрь, 2004. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. http: //standart. edu. ru/. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1997. Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. - М.: Институт практической психологии, 1997. Фрумин И. Д. Зачем школе университет. /Народное образование, 1992, №3-4. С. 9-14. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («Школа взросления»)// Вопросы психологии, 1993, №1. С. 24-32. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. I. Работы советских авторов периода 1918 -1945 гг. /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М.: Издательство Московского университета, 1980. Цирлина Т. В. На пути к совершенству, - М.: Сентябрь, 1997. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - Томск, Пеленг, 1993. Цукерман Г. А. Пизанская башня отечественного образования. //Школьный психолог. - М:, 2008, №3. - С. 3-9. Цукерман Г. А., Фокина И. Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе// Вопросы психологии. – 1983. №4. С. 46-53. Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М.: Просвещение, 1990. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе. - М.: ИЦ «Академия», 2004. Шаталов В. Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика 1987. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования - М.: 1993. Щетинин М. П. Объять необъятное: Записки педагога. – М.: Педагогика, 1986. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 1999. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основание проектирования форм детского развития// Вопросы психологии, 1992. - №3-4. С. 7-13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика 1989. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. С. 89—105. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь.. 2000. Якунин В. А. Педагогическая психология. - СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: - М.: ИЦ «Академия», 2004. Stones E. Psychopedagogy. Psychological Theory and the Practice of Teaching New York, U. S. A. Methuen. 1979. Stones E. Psychology of Education. A pedagogical approach. London. 1984.
[1] Судя по всему измененный порядок слов: социальная педагогическая психология, для Коломинского равнозначна с прямым вариантом. [2] Психологический словарь – М.; 1998. – С. 301 [3] Психологический словарь – М.; 1998. – С. 107-108 [4] Трактовка перевода характеристик живого движения в характеристики живого взаимодействия – наша [5] Перечисляемые В. П. Зинченко принципы (творческого характера развития, роли социокультурного контекста, ориентации на сензитивные периоды развития, совместной деятельности общений, смены ведущих видов деятельности и т. д. ) по существу являются психологической конкретизацией заявленных методологических подходов. [6] Перефразируя известную строчку Андрея Вознесенского «Нас мало, нас может быть… единица». [7] Наш взгляд на предмет психологии образования отражён в статье «О предмете психологии образования» в журнале «Вопросы психологии», 2009, №4 (Поляков, 2009) и в заключении данной книги. [8] Г. В. Акопов. Социальная психология образования – М.; 2000. – С. 18 [9] Это значительно больше, чем в 2006 году. Количество ссылок в зарубежном секторе Интернета сохранилось за это время примерно на том же уровне. [10] Л. М. Фридман Психопедагогика общего образования – М.: Институт практической психологии 1997. – С. 6 [11] Кавычки – наши. [12] Л. М. Фридман Психопедагогика общего образования – М.: Институт практической психологии 1997. – С. 6 Выделено нами. [13] Излагаемая ниже модель психопедагогики – результат исследования, реализованного группой психологов (С. В. Данилов, М. В. Ерхова, И. А. Семёнова) под нашим руководством [14] Под словосочетанием «технологическая форма» здесь понимается относительно устойчивая система (может иногда комплекс) профессиональных действий педагога. Возможно, наш термин не очень удачен. Альтернативные варианты названия: организационно-технологическая форма, операциональная (операционная) форма, «технология» (в кавычках! ). [15] Наиболее глубокое рассмотрение вопроса об определении содержания понятия воспитания, на наш взгляд, дано в работах А. В. Мудрика (Мудрик, 2009) и П. В. Степанова (Стеапанов, 2010). [16] Смотрите, например, интересный анализ у Ю. И. Кривова (Кривов, 2009) и А. С. Даниловой (Данилова, 2010) содержания понятия education в английском языке
[17] Смотрите об этом интересную аргументацию А. В. Мудрика (Мудрик, 2009) [18] Наиболее значимы для нашей характеристики возрастов исследования И. С. Кона, А. В. Мудрика, В. С. Мухиной, В. И. Слободчикова, В. С. Собкина, Д. И. Фельдштейна, Г. А. Цукерман. [19] Массовое мероприятие здесь понимается как любая педагогически организованная ситуация с чётким разделением на немногих выступающих и многих слушающих (линейка, обычное собрание, концерт, экскурсия и т. п. ). [20] Число 80% взято из разработок по дидактическим технологиям. [21] Наш подход к проблеме воспитательных технологий развёрнут в книге С. Д. Поляков «Технологии воспитания», М., «Владос», 2003 и в более последовательном, строгом виде в журнале «Классный руководитель», №7, 2002. В этих источниках приводятся и обсуждаются примеры конкретных воспитательных технологий. [22] Существенно другое понимание воспитательной технологии - у Н. Е. Щурковой. По Щурковой технология – это личный, индивидуальный набор воспитательных, конкретных приёмов, техник, методов, определяющих его профессиональное мастерство. Если в предыдущем подходе акцентируется относительная безличностность технологии, возможность её реализации многими педагогами, то в подходе Н. Е. Щурковой технология – подчёркнуто личностное, индивидуальное образование (Щуркова, 1999). [23] В этой части работы использованы материалы М. В. Ерховой [24] По крайней мере, это так, пока не будет реализована идея стандартизации внеучебной сферы деятельности образовательного учреждения, заложенная в стандартах второго поколения (Федеральный…, 2010). [25] Манипулирование мы не рассматриваем как обязательно негативный процесс. Если следствие манипуляций поддержка и развитие личности, то они имеют позитивный педагогический смысл. [26] Например, с точки зрения идей и техник NLP и ряда других направлений практической психологии. [27] Понятия ЗАР (зоны актуального развития) и ЗБР (зоны ближайшего развития) используются чаще при анализе проблемы интеллектуального развития, но у Л. С. Выготского они имеют более общий характер (речь идёт о развитии психики вообще и, следовательно, и её личностного уровня). [28] В дальнейшем изложении концепции исследования и его экспериментальной части использованы идеи членов исследовательской группы, осуществлявших под нашим руководством данный проект (И. Ю. Шустова, П. Г. Аверьянов, Е. Л. Петренко). [29] Методика опубликована в брошюре «Правила общения: Рассказ о педагогическом эксперименте» (Аверьянов …2010). * Способность сорадоваться более редкий и глубинный феномен, чем способность сочувствовать, сопечалиться. [30] В какой-то мере это связано и с тем, что бардовская поэзия теперь входит в большинство школьных программ по литературе. [31] В педагогике существуют, по крайней мере, три термина, означающие воспитательную деятельность в эстетической сфере: эстетическое воспитание, художественное воспитание и новейший термин «арт-педагогика» (Сергеева, 2009). [32] Социальное воспитание, в данной части текста, понимается нами по А. В. Мудрику, как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации в создаваемых обществом и государством социальных (воспитательных! ) организациях (Мудрик, 2003). Далее в тесте под воспитание понимается именно социальное воспитание. [33] Способы создания проблемных ситуаций и их типы многократно описаны в педагогической и психологической литературе. (Например, Мельникова, 1999).
[34] См. теоретическую модель предмета психопедагогики в 1. 4. [35] О чём интересно пишет Г. А. Цукерман (Цукерман, 2008). [36] Наиболее известны в этой тематике книги С. Г. Селевко (Селевко, 2006). Правда, в теоретическом плане они весьма уязвимы. [37] В данных ниже определениях мы используем наш подход к построению педагогической инноватики, описанный, прежде всего, в работе «Педагогическая инноватика: от идеи до практики» (Поляков, 2007). [38] Подробнее о ходе и результатах этого исследования (Поляков, 2007).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|