Разговор, подслушанный на вечерней дорожке санатория «Сосенки» 18 августа 2015 года.
НФ Разговор, подслушанный на вечерней дорожке санатория «Сосенки» 18 августа 2015 года.
- Вот собственно и всё, что мы наизмеряли. - Постойте, постойте, батенька, а вы не пробовали выйти, так сказать, во второе измерение? - Что вы имеете в виду Семён Михайлович? - Ну, как же, уважаемый Виктор Фёдорович. Вот есть то, о чём вы сказывали – первый уровень педагогической формы: всякие там технологии, временные рамки, пространственные структуры. А есть и второй уровень, второе измерение, например, технологии, усиливающие любую, любую (! ) мотивацию учения; технологии, порождающие выбор школярами любого хода добычи знаний: хочу, обращусь к учителю, хочу - полезу в Интернет; ну и так далее. - И что? - А представьте себе такой эксперимент, в котором вы эти мета-, над-, так сказать, формы – технологии, то включаете, то выключаете – ведь, батенька, многое ещё чего можно тогда понять’с, не так ли? - Так, так, так… (Какое-то время идут молча). - … как-то это всё смутно, Семён Михайлович. Примерчик бы, примерчик. -Примерчик? Сейчас изобретём. Скажем так: запускаем какими-нибудь техниками- приёмами желание, да с желание, школяров добавлять себе мотивы учения. Например, пусть они выдумывают себе раз по пять – семь причины: зачем это задание, эта тема, лично для них нужна – играют, видите ли, в это «нужна». Вот тебе и добавочная мотивация. - Гм. В этом что-то есть. У Иванникова, в теории воли: воля – это добавочная мотивация. - Вот, вот, Виктор Фёдорович. С чем и поздравляю, так что приедете в свой Ближнедальск – будет чем заняться. - Постойте, постойте, но это же надо как-то измерять.! - Ну, уж, как-нибудь измерите (Смотрит на часы). Простите, великодушно, Виктор Фёдорович, мне вот пора на вечерние процедуры – Зинаида, свет Ивановна, у нас строжайший человек, не рекомендует задерживаться.
- А как же Семён Михайлович, с деятельностью? Здесь тоже возможен второй уровень, этакая метадеятельность? - Метадеятельность, так метадеятельность. У вас вот завтра есть, батенька, вечерний променад? Вот и славно, тогда ж и обсудим. До свиданья, дрожайший, Виктор Фёдорович. - До завтра, до завтра, Семён Михайлович.
3. 6. Психологические особенности учебных предметов Урок — это не некое самодостаточное, автономное образование. Он многочисленными связями и отношениями включен в различные системы и явления. Обозначим этот факт включенности урока в более обширные образования словом «контекст». Слово контекст используется нами в данном случае как условное обозначение факта включенности урока в более широкие явления. Станем анализировать четыре контекста: предметный, дидактический, воспитательный, образовательный. Предметный контекст — это те связи и отношения, которые определяют положение предметного содержания и специфических способов педагогической работы на уроке в соответствующей научной и культурной областях. Психологический аспект этой проблематики применительно к разным предметам разработан неравномерно. Известны труды Л. М. Фридмана о психологии преподавания математики, В. Кан-Калика и А. Хасан — о психологии преподавания литературы, И. Зимней — о психологии обучения иностранному языку, И. Ильина — о психологических проблемах преподавания физкультуры, ряд книг о психологии трудового обучения. В то же время трудно найти даже статью по психологии преподавания таких школьных предметов, как физика, биология, география. Попробуем всё-таки, опираясь, как на работы указанных авторов, так и на собственные разработки, назвать основные психологические особенности преподавания школьных предметов.
Преподавание математики Предмет преподавания математики — математические понятия, математические термины, учебные действия на специфическом математическом материале. Специфика математического материала — его абстрактность. Освоение математики — это освоение системы абстрактных объектов и действий с этими объектами. Специфика математического мышления и соответственно математических действий — это доминирование логической схемы рассуждений (идеал «правильного мышления»), расчлененность аргументации (вплоть до нумерации суждений), использование особого языка символов. Фундаментальная проблема преподавания математики — как в обучении соединить сущностное в математике (ее абстрактность) с чувственным опытом школьника. Говоря другим языком: какова должна быть математическая наглядность, которая не противоречила бы ее сущности и позволяла осваивать, присваивать эту сущность. В общем виде ответ дан Л. М. Фридманом. Для математики (и шире — для развития теоретического мышления) наглядность должна стать моделированием. А каковы возможные модели математических соотношений как абстракций? По А. М. Лобоку, такими моделями могут быть графические построения на основе обычной тетради в клеточку (Лобок, 1998). Возникает следующий вопрос: каковы способы освоения такого содержания? Здесь мы солидаризируемся с выводами С. А. Изюмовой (Изюмова, 1995). Основными предпосылками освоения такого содержания (в терминах Изюмовой - математическими способностями) являются: - в мотивационной сфере: преобладание познавательных мотивов над социальными; высокая значимость мотивации, связанной с интеллектуальной активностью, в частности интерес к построению абстрактных моделей; - в когнитивной сфере: развитость вербально-логической памяти, высокий уровень категориальных форм памяти (отнесение запоминаемого материала к общим понятиям — категориям); хорошо сформированное словесно-логическое мышление, высокая способность к обобщению; - в личностной сфере: высокий уровень самоконтроля в значимых ситуациях, эмоциональная устойчивость, обоснование своих поступков рациональными суждениями, высокий уровень планирования своих действий и поведения...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|