Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разговор, подслушанный на вечерней дорожке санатория «Сосенки» 18 августа 2015 года.




НФ

Разговор, подслушанный на вечерней дорожке санатория «Сосенки» 18 августа 2015 года.

 

 - Вот собственно и всё, что мы наизмеряли.

- Постойте, постойте, батенька, а вы не пробовали выйти, так сказать, во второе измерение?

- Что вы имеете в виду Семён Михайлович?

- Ну, как же, уважаемый Виктор Фёдорович. Вот есть то, о чём вы сказывали – первый уровень педагогической формы: всякие там технологии, временные рамки, пространственные структуры. А есть и второй уровень, второе измерение, например, технологии, усиливающие любую, любую (! ) мотивацию учения; технологии, порождающие выбор школярами любого хода добычи знаний: хочу, обращусь к учителю, хочу - полезу в Интернет; ну и так далее.

- И что?

- А представьте себе такой эксперимент, в котором вы эти мета-, над-, так сказать, формы – технологии, то включаете, то выключаете – ведь, батенька, многое ещё чего можно тогда понять’с, не так ли?

- Так, так, так…

(Какое-то время идут молча).

- … как-то это всё смутно, Семён Михайлович. Примерчик бы, примерчик.

-Примерчик? Сейчас изобретём. Скажем так: запускаем какими-нибудь техниками- приёмами желание, да с желание, школяров добавлять себе мотивы учения. Например, пусть они выдумывают себе раз по пять – семь причины: зачем это задание, эта тема, лично для них нужна – играют, видите ли, в это «нужна». Вот тебе и добавочная мотивация.

- Гм. В этом что-то есть. У Иванникова, в теории воли: воля – это добавочная мотивация.

- Вот, вот, Виктор Фёдорович. С чем и поздравляю, так что приедете в свой Ближнедальск – будет чем заняться.

- Постойте, постойте, но это же надо как-то измерять.!

- Ну, уж, как-нибудь измерите (Смотрит на часы). Простите, великодушно, Виктор Фёдорович, мне вот пора на вечерние процедуры – Зинаида, свет Ивановна, у нас строжайший человек, не рекомендует задерживаться.

- А как же Семён Михайлович, с деятельностью? Здесь тоже возможен второй уровень, этакая метадеятельность?

- Метадеятельность, так метадеятельность. У вас вот завтра есть, батенька, вечерний променад? Вот и славно, тогда ж и обсудим. До свиданья, дрожайший, Виктор Фёдорович.

- До завтра, до завтра, Семён Михайлович.

 

3. 6. Психологические особенности учебных предметов

Урок — это не некое самодостаточное, автономное образование. Он многочисленными связями и отношениями включен в различные системы и явления. Обозначим этот факт включенности урока в более обширные образования словом «контекст».

Слово контекст используется нами в данном случае как условное обозначение факта включенно­сти урока в более широкие явления.

Станем анализировать четыре контекста: предметный, дидактический, воспитательный, образовательный.

Предметный контекст — это те связи и отношения, которые определяют положение предметного содержания и специфических способов педагогической работы на уроке в соответствующей научной и культурной областях. Психологический аспект этой проблематики применительно к разным предметам разработан неравномерно. Известны труды Л. М. Фридмана о психологии преподавания математики, В. Кан-Калика и А. Хасан — о психологии преподавания литературы, И. Зимней — о психологии обучения иностранному языку, И. Ильина — о психологических проблемах преподавания физкультуры, ряд книг о психологии трудового обучения. В то же время трудно найти даже статью по психологии преподавания таких школьных предметов, как физика, биология, география.

Попробуем всё-таки, опираясь, как на работы указанных авторов, так и на собственные разработки, назвать основные психологические особенности преподавания школьных предметов.

Преподавание математики

Предмет преподавания математики — математические понятия, математические термины, учебные действия на специфическом математическом материале. Специфика математического материала — его абстрактность. Освоение математики — это освоение системы абстрактных объектов и действий с этими объектами.

Специфика математического мышления и соответственно математических действий — это доминирование логической схемы рассуждений (идеал «правильного мышления»), расчлененность аргументации (вплоть до нумерации суждений), использование особого языка символов. Фундаментальная проблема пре­подавания математики — как в обучении соединить сущностное в математике (ее абстрактность) с чувственным опытом школьника. Говоря другим языком: какова должна быть математическая наглядность, которая не противоречила бы ее сущности и позво­ляла осваивать, присваивать эту сущность. В общем виде ответ дан Л. М. Фридманом. Для математики (и шире — для развития теоретического мышления) наглядность должна стать моделированием. А каковы возможные модели математических соотношений как абстракций?

По А. М. Лобоку, такими моделями могут быть графические построения на основе обычной тетради в клеточку (Лобок, 1998).

Возникает следующий вопрос: каковы способы освоения такого содержания? Здесь мы солидаризируемся с выводами С. А. Изюмовой (Изюмова, 1995). Основными предпосылками освоения такого содержания (в терминах Изюмовой - математическими способностями) являются:

- в мотивационной сфере: преобладание познавательных мотивов над социальными; высокая значимость мотивации, связанной с интеллектуальной активностью, в частности интерес к построению абстрактных моделей;

- в когнитивной сфере: развитость вербально-логической памяти, высокий уровень категориальных форм памяти (отнесение запоминаемого материала к общим понятиям — категориям); хорошо сформированное словесно-логическое мышление, высокая способность к обобщению;

- в личностной сфере: высокий уровень самоконтроля в значимых ситуациях, эмоциональная устойчивость, обоснование своих поступков рациональными суждениями, высокий уровень планирования своих действий и поведения...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...