Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрреформация. Триденский собор. Орден Иезуитов.




Контрреформация — Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры

Официальная позиция католической церкви в отношении собственной реформы и Рефор­мации нашла отражение в политике папства. В 1520—1530-е годы действия пап по обновлению католической церкви, как и принятие контрреформационных мер, были малоэффективными. Более того, папы рассматривали церковный раскол как временное явление, ликвидация которого якобы зависит от расстановки политических сил. Почти всю первую половину XVI в. папы были заняты Итальянскими войнами и дипломатической борьбой вокруг событий на Апеннинах. К середине XVI в. положение изменилось. Папское го­сударство утратило политическое влияние как в Италии, так и в Европе в целом. Большой моральный и материальный ущерб ему нанес разрыв с английской, немецкой и скандинавскими церквами. Угрозу представляли и притязания католических монархов на вме­шательство в церковные дела национальных церквей. Обстоятельст­ва вынуждали пап идти на политические союзы с монархами и терпеть их контакты с турками-османами и протестантами.

Переход к церковной реформе в деятельности папства связан с понтификатом Павла III. Папа покровительствовал сторонникам обновления католической церкви и положил начало идейно - теоретической подготовке антиреформационного наступле­ния. Он выдвинул в кардиналы строгих монахов и умных реформа­торов — глашатая католической реформы Контарини, гуманиста Садолето и отца неаполитанско-испанской инквизиции Караффу. Павел III договорился с императором Карлом V о созыве Вселенско­го собора.

В 1542 г. по инициативе кардинала Караффы начал свою дея­тельность Высший инквизиционный трибунал в Риме — так было положено начало контрнаступлению на Реформацию. Трибунал получил неограниченную власть в делах веры и юрисдикцию, кото­рая распространялась на все католические государства. Комиссары этой “Святой службы” посылались в разные страны. Жертвами три­бунала стали Джордано Бруно и Дж.Ч. Ванини, приговоренные к сожжению на костре за ересь, а также Т. Кампаиелла, Г. Галилей и многие другие. В 1543 г. кардинал Караффа наложил запрет на печатание любых сочинений без разрешения инквизиторов. Первые каталоги запрещенных книг были составлены по инициативе мест­ных властей в Лувене, Париже, Венеции, Флоренции и Милане, В 1559 г. в Риме появился “Индекс запрещенных книг", обязательный для всей католической церкви. В него вошли сочинения протестан­тов и книги, не соответствующие официальному пониманию като­лического благочестия. В числе запрещенных оказался даже “Про­ект исправления церкви”, одним из составителей которого был сам кардинал Караффа, кроме того, труды иезуитов Ф. Суареса и Л. де Молины, а также “Примечания к Новому завету” Эразма Роттер­дамского, сочинения Боккаччо, Лоренцо Валлы, Макиавелли, Уль­риха фон Гуттена и другие. Компетентная комиссия просматривала литературу, доступную для чтения в школах и университетах, и изымала недозволенное или вымарывала отдельные страницы в ос­тавленных книгах. Закон о цензуре имел в виду не только книгоиз­дателей и книготорговцев, но также частных лиц, которые подлежа­ли наказанию за чтение, хранение, распространение запрещенных книг и сокрытие информации об этом.

Огромную роль в консолидации католической церкви сыграл Тридентскяй собор 1545—1563 гг. Если инквизиция и цензура были направлены на пресечение Реформации и искоренение ее идей, рав­но как и светского свободомыслия, то собор имел целью не только осудить протестантскую ересь, но и принять меры по укреплению католической церкви. Обнародованная папой булла обозначила сле­дующие задачи собора: ясное определение католической веры и реформа церкви. Главной целью была систематизация и унифика­ция католического учения. Необходимость в этом вызывалась вы­ступлениями протестантских реформаторов, стремящихся поколе­бать традиционные устои. Папа Павел III считал догматическую и организационную консолидацию церкви под верховенством папы основополагающей для проведения реформы и борьбы с протестан­тами.

Работа собора, начатая в 1543 г. в маленьком пограничном между Италией и Германией г. Тренто, с длитель­ными перерывами продолжалась 18 лет, пока наконец не были при­няты решения. Прежде всего было указано на незыблемость иерар­хии, традиций и церковных таинств. Особо подчеркивалась функ­ция церкви как посредника в достижении спасения. Было подтверж­дено и закреплено все то, что хотели низвергнуть протестанты. Собор отверг основной постулат протестантских реформаторов, со­гласно которому только Библия — источник веры, и подтвердил, что Священное предание также является источником веры. Он под­твердил главенство папы в церкви, статус клириков, целибат, мес­су, таинство исповеди, почитание святых и поклонение мощам. В центре теологических дискуссий было учение о спасении и милости Божьей, т.е. то, что разделяло католическую и реформированную церкви. Собор установил, что спасение дается людям благодаря благодеяниям Христа, но вера — это только врата, открывающие путь к спасению. Для достижения же его необходимы посредничест­во церкви, активная религиозность и благодеяния. Таким образом была подтверждена вся догматическая основа и организационная структура католической церкви. Разрыв с протестантами стал окон­чательным.

Следует отметить, что на соборе вновь проявились противоре­чия, дававшие о себе знать еще в эпоху Соборного движения. Тридентский со­бор продемонстрировал противостояние двух сил — сторонников ограничения власти папы соборами и защитников абсолютной вла­сти главы Святого Престола. Между тем перед собором стояла зада­ча консолидации сил перед лицом Реформации, а такой консолиди­рующей силой мог быть только папа. Критерием верности католической церкви стала верность папству. Тридентский собор вновь продекларировал привержен­ность ранее сложившейся концепции папской власти и таким обра­зом обозначил границы начавшейся реформы католической церкви.

Для осуществления католической реформы были важны следу­ющие решения собора: о проведении раз в год епархиальных и раз в три года — провинциальных синодов; усилении епископского надзо­ра за подопечным духовенством; о введении мер против злоупотреб­лений, подрывающих авторитет церкви, — торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках не­скольких церковных бенефициев. Ряд постановлений откосился к обрядовой стороне культа. Кроме того, собор сохранил за католиче­ской церковью исключительное право толковать Священное Писа­ние, признав при этом истинность лишь одного латинского перевода Библии — Вульгаты Иеронима. Подтверждалась верность традиции в представлении о первородном грехе, спасении, чистилище, почи­тании святых и таинствах. Особо подчеркивалась необходимость соблюдения церковного порядка в таинстве отпущения грехов. Со­бор возвысил роль исповеди (покаяния) и признал недопустимость торговли индульгенциями. То, с чего началась Реформация, что принесло всеевропейскую известность Лютеру — отношение к ин­дульгенциям, — подверглось новому осмыслению, акцент делался на таинстве исповеди — осознании греха и покаянии. Это должно было способствовать морально-нравственному очищению католиков.

Одним из самых значительных решений собора было постанов­ление о создании духовных семинарий. Собор предписал, чтобы па мере возможности в каждой епархии был создан институт (семина­рия), который проводил бы в жизнь католическую реформу. Се­минарии должны были готовить священников нового типа, спо­собных соперничать в знании теологии с протестантскими пропо­ведниками.

Решения Тридентского собора были осуществлены не сра­зу и ие везде. Отказалась от реализации соборных постановлений Франция, медлила Испания. Более всего нареканий вызывали по­становления о праве папы назначать и смещать прелатов нацио­нальных церквей: эти решения ущемляли власть монархов в отно­шении "своих” церквей. Римская курия решительно взялась за ре­формы. Возросла роль папской канцелярии в управлении церковны­ми делами. Коллегия кардиналов была ограничена 70 членами и стала административным органом, подчиненным папе. При папе Григории XIII (1572—1585) были учреждены постоянные нунциату­ры (дипломатические представительства) при дворах светских госу­дарей. С санкции папы вводилось единообразие католической ли­тургии. В соответствии с решениями собора исправлялись богослу­жебные книги и обряды, уточнялись ритуалы и церемонии (в 1588 г. была создана специальная конгрегация по церковным обрядам). В 1592 г. вышло новое исправленное издание латинского перевода Библии. Дело католической реставрации папа Григорий XIII связы­вал с организацией основательного церковного обучения. Он окру­жил заботой Григорианский университет, созданный с одобрения папы Юлия III Лойолой еще в 1552 г. Выделив этому университету крупную сумму и отдав несколько зданий в Риме, он рассчитывал готовить достойных бойцов Контрреформации. Для иностранцев, обучавшихся в этом университете, открывались национальные кол­легии. Созданная в 1552 г. Германская коллегия уже в 1569 г. приняла до 100 студентов. Вслед за Германской в 1577 г. открылась Греческая коллегия для греков и армян, в 1579 г. — Английская коллегия, а затем Шотландская, Ирландская и другие.

При папе Григории XIII была осуществлена реформа календа­ря. Еще на Тридентском соборе встал вопрос о необходимости изба­виться от несоответствия между Юлианским календарем и астроно­мическим годом. Эта реформа, торжественно провозглашенная Григорием XIII, была принята во всех католических странах; протестанты ее признали спустя столе­тие, а ряд православных церквей, включая русскую, сохранили вер­ность Юлианскому календарю.

Стремлением усилить могущество католической церкви и авто­ритет духовенства была продиктована большая работа иезуитов и бенедиктинцев над публикацией средневековых исторических источников.

Ч то касается влияния Контрреформации на политическую об­становку, то в наследственных владениях Габсбургов, в верхнене­мецких княжествах она помогла государям, тогда как в Англии и Франции, напротив, антиправительственной католической оппози­ции. Контрреформация нашла союзника в абсолютистской власти в Испании и Португалии, в княжествах Южной Германии, а также в Италии. Сотрудничая со светскими государями, поддерживая борь­бу с Реформацией, папа не отказывал и в конкретной помощи борьбе против протестантов — деньгами, солдатами, священниками, пожертвованием церковного имущества.

Главной политической и военной силой Контрреформации были Габсбурги — в XVI в. испанские, а в XVII в. германские. Филипп II, опираясь на мощь своей обширной державы и на международные союзы, вел наступление на протестантизм по всей Европе. Он стре­мился сокрушить самую сильную цитадель протестантизма — анг­лийскую монархию. Ориентируясь на монархов, проводники Контр- реформации для восстановления католицизма в Северной Европе вели широкую устную и письменную пропаганду среди населения, возобновляли отправление традиционного богослужения и обрядов. Однако несмотря на известные успехи, в начале XVII в. деятель­ность проводников Контрреформации в основном была сведена на нет и католицизм сдавал свои позиции в королевствах Англии и Шотландии. В Германии активными проводниками реставрации католициз­ма были герцоги Баварские. С середины XVI в. Альбрехт V (1530— 1579) повел решительную борьбу с протестантизмом в своих владе­ниях, восстановив католицизм в Баденском герцогстве. К началу 17 в. католическая церковь сумела отстоять н даже вновь обрести значительные территории в Германии, где широко распространя­лись реформациониые учения, В 1608 г. силам католической церкви была противопоставлена Протестантская уния, на которую католи­ки ответили образованием лиги во главе с Баварией (1609). Это объединение поддержали австрийские Габсбурги, папа и Испания. Немецкие земли становились центром противоборства двух религи­озно-политических коалиций.

Политика папства обостряла не только внутриполитическую об­становку в европейских государствах, но осложняла международные отношения. Не случайно при заключении Вестфальского мира 1648 г., положившего конец 30-летней войне, папе не было отведе­но никакой роли, несмотря на протесты Святого Престола. В годы, последовавшие за европейским урегулированием 1648 г. (оставав­шимся в силе до 1713 г.), папский престол перестал быть главным центром европейской политики.

 

Особое место среди новых орденов занимал орден иезуитов. Возникновение его связано с именем испанского идальго Игнатия Лойолы, одного из военных героев, отличившихся при осаде французами г. Памплоны в годы Итальянских войн. Тяжелое ранение, полученное в бою, не только испортило ему блестящую военную карьеру, но, как оказалось, изменило всю его дальнейшую жизнь. Бывший офицер, не мысливший себя вне военной службы, посвятил свою жизнь “служению Иисусу”. После изучения наук и теологии сначала в Испании, затем в Парижском университете

Лойола получил степень доктора теологии и право на преподавание. В 1534 г. в Париже сложилось ядро будущего ордена иезуитов: шестеро единомышленников Лойолы дали клятву служить католи­ческой церкви. Официальное учреждение “Общества Иисуса” про­изошло в 1540 г., когда папа Павел III своей буллой санкциониро­вал его деятельность. Основная цель, которую ставил перед собой орден, сводилась к укреплению католической церкви и борьбе с ересью. Успехи Реформации делали эту задачу весьма актуальной. Орден выработал своеобразную организационную структуру, офор­мленную в его уставе. В отличие от средневековых монашеских орденов иезуиты отказались от части аскетических требований: они могли жить в миру, у них отсутствовали монастыри. Кроме того, иезуиты имели право снимать со своих членов обет нестяжания, и в отличие от нищенствующего монашества они могли владеть недви­жимостью. Особым пунктом устава иезуиты обязывались исполнять любые распоряжения папы, отдавая себя в полную его власть. Это был четвертый обет, помимо смирения, целомудрия и нестяжатель- ства, обязательных для остального монашества. Чтобы осуществить главную задачу своей деятельности, иезуиты разработали сложную организационную структуру ордена, построив его на началах мак­симальной централизации. Каждый член ордена должен был полно­стью повиноваться своему духовному господину (ена, быть “подо­бно трупу” в руках вышестоящего. Должность генерала янлялась пожизненной. Для контроля за его деятельностью создавалась сове­щательная коллегия. Помимо этого существовал верховный орган — конгрегация, которая выбирала генерала. Первым генералом ордена стал Лойола, ело преемником — Диего Лайнес.

Чтобы стать полноправным членом ордена, следовало преодо­леть 4 ступени. Самую низшую ступень занимали послушники. Не давая никаких монашеских обетов, они проходили на­чальное обучение в иезуитских коллегиях (учебных заведениях). Часть послушников, проявивших способности к наукам и желаю­щих учиться дальше, переходила в разряд схоластиков. Схоластики обучались риторике, философии, литературе, физике и математике. После этих курсов их направляли преподавать в коллегии. Па до­стижении 28-летнего возраста часть из них возобновляла занятия, яз этот раз постигая богословие, с тем чтобы в 33 года стать духов­ными коадъютерами и, приняв присягу на верность папе, обрести статус полноправных членов ордена. Таким образом, требования к образованию будущих членов ордена были исключительно высоки, как и вообще та роль, которую иезуиты отводили просвещению. Обучение в иезуитских коллегиях было бесплатным для выходцев из всех слоев общества. Единомышленники Лойолы плодотворно использовали, с одной стороны, практику средневековых универси- тегов, дававших схоластическое образование, с другой — новую методику преподавания, разработанную гуманистами. Их учебные программы были расширены за счет изучения древних языков (в том числе арабского и древнееврейского), а также трудов антич­ных и средневековых философов. От изучающих теологию требова­лось не только глубокое знание Библии, но обращение к греческому тексту Священного Писания. Иезуиты придавали большое значение овладению риторикой, обучая молодежь на лучших античных об­разцах. Иезуитские коллегии претендовали не только на воспитание монаха, члена ордена. Оки давали хорошее светское образование и заслужили признание в европейском обществе. Педагогическая сто­рона деятельности ордена оставила заметный след в культурной истории Европы.

Религиозно-философские воззрения иезуитов нашли отражение в “Духовных упражнениях” Лойолы, а также в трудах теологов Л. де Молины, Ф. Суареса и Р. Беллармина. Их стараниями рожда­лась новая схоластика: укреплялся авторитет учения Фомы Аквин­ского, использовался его метод. Эти богословы стремились привести католическое вероучение в соответствии с опытным знанием, с до­стижениями науки XVI в.

Иезуиты оказались самыми искусными защитниками Святого Престола: их теологи теоретически обосновали притязания папы на абсолютную власть вплоть до низвержения тех монархов, которые нарушали свой долг смирения перед церковью и папой. Как и про­тестанты, они создали свою доктрину тираноубийства. Убийцы французских монархов Генриха III и Генриха IV — Клеман и Ра- вальяк — стремились получить от папы оправдание этих действий.

Оплотами иезуитов в европейских государствах стали коллегии. Эти учебные заведения составляли неотъемлемую часть всей систе­мы образования во Франции, Испании, Португалии, Баварии, Авст­рии, Чехии и Венгрии. Кроме того, иезуиты активно занимались миссионерской деятельностью. В начале XVII в. орден, правда нена­долго, обосновался в Османской империи. Иезуиты проникли в Ост- Индию и Японию, Китай, Абиссинию и Латинскую Америку (в Парагвае они создали самостоятельное государство).

Легализация ордена вызывала сопротивление со стороны старых орденов, усматривавших в иезуитах опасных конкурентов. Непри­миримыми противниками иезуитов были доминиканцы, в руках ко­торых находилась инквизиция. Непомерные притязания ордена на власть, иногда большую, чем у папы, вызывали опасения у самого главы Святого Престола. Между тем при королевских дворах и в аристократических кругах иезуиты, выделявшиеся своей образован­ностью, изящными манерами, способностью выполнять самые дели­катные дипломатические поручения, пользовались доверием и ува­жением.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...