Тема 1.1. Организация психиатрической помощи. Основные психопатологические симптомы и синдромы
Стр 1 из 11Следующая ⇒ СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И НАРКОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ Курс лекций для студентов, обучающихся по специальности 060501 − Сестринское дело
Красноярск УДК 616.89-02-083(042.4) ББК 56.14+53.508 С 33
Сестринский уход при психических заболеваниях и наркотических состояниях: курс лекций для студентов, обучающихся по специальности 060501 – Сестринское дело / сост. А.А. Соловьёва; Фармацевтический колледж.– Красноярск: тип. КрасГМУ, 2014. – 69 с.
Составитель: Соловьёва А.А.
Курс лекций по дисциплине «Сестринское дело в психиатрии и курсе наркологии» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело; адаптировано к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальности 060501 -Сестринское дело.
Рецензенты: заведующий кафедрой психиатрии и наркологии с курсом ПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, д.м.н., доцент Березовская М.А.
заведующий отделением «Сестринское дело» фармацевтического колледжа ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Кудрявцева Б.В.
Рекомендовано к изданию по решению методического совета (Протокол № 1 от "15" 09. 2014 г.)
КрасГМУ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4 Лекция № 1 6 Тема 1.1. Организация психиатрической помощи. Основные психопатологические симптомы и синдромы Лекция № 216 Тема 2.1.Эпилепсия Лекция № 321 Тема 2.2. Шизофрения. Маниакально-депрессивный психоз Лекция № 426 Тема 2.3. Алкоголизм и алкогольные психозы Лекция № 535 Тема 2.4. Наркомания Лекция № 646 Тема 2.5. Пограничные психические заболевания
Заключение56 Литература 57 Глоссарий психиатрических терминов58
ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших прогностических критериев здоровья,который может рассматриваться как конечный результат деятельности всей системы здравоохранения, по утверждению ВОЗ, является психическое здоровье нации. По данным доклада ВОЗ психическими расстройствами страдает в мире более 200 млн. человек, к 2020 году психические заболевания окажутся среди ведущих причин инвалидизации населения планеты, а униполярная депрессия будет занимать второе место среди заболеваний, приводящих к инвалидности (после ишемической болезни сердца). Увеличение заболеваемости психическими расстройствами отмечается и в России. По данным официальной государственной статистики, в РФ состоит на диспансерном учете психиатров более 4 млн. человек, в то время как «скрытая психическая заболеваемость», по оценкам эпидемиологов, поражает две трети населения. Именно поэтому создан данный курс лекций для обучения медицинских сестер организации работы психиатрической службы современным технологиям сестринского ухода, тактике поведения с пациентами и работе с их родственниками. Рассмотрим кратко содержание данного лекционного курса: особенности ухода за больным определяются на данном этапе развития психиатрии его состоянием, ведущим в клинической картине синдромом, наличием специфических для конкретного больного проблем, а не нозологической формой; основной особенностью работы в психиатрических стационарах считается общение с людьми, имеющими психические расстройства, нередко представляющих опасность для себя и окружающих, поэтому медицинским работникам необходимо знать систему организации психиатрической и наркологической помощи, знать психологию общения с больными и их родственниками; в психиатрической пропедевтике конспективно разбираются наиболее значимые симптомы и синдромы психических расстройств, при описании психофармакологического лечения основное внимание уделяется побочным действиям лекарственных препаратов и методам сестринской помощи, неотложная помощь в психиатрии и наркологии рассматривается в виде алгоритмов действий медработника.
Теоретический материал требует комплексного, интегративного подхода с использованием различных источников информации, в том числе интернет – ресурсов. Предложенные лекции направлены не только на углубление знаний и развитие умений, но и на овладение следующими общими и профессиональными компетенциями специалистов: - представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств; - осуществлять лечебно – диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса; - сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами; - применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования; - вести утвержденную медицинскую документацию; - реабилитационные мероприятия; - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество; - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; - работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; - брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий; - быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку; - организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Высокая компетентность медицинской сестры укрепляет основы сестринской профессии, позволяет ей принимать самостоятельные решения, нести ответственность, проводить научные исследования, реализовывать инновационные проекты, управлять сестринскими службами, оказывать влияние на систему отечественного здравоохранения. Именно поэтому создан данный курс лекций для пополнения профессиональных знаний медицинских сестер самых разных специальностей.
Содержание курса лекций соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060109 Сестринское дело.
Лекция №1 Тема 1.1. Организация психиатрической помощи. Основные психопатологические симптомы и синдромы План лекции: 1.Общая характеристика психических расстройств. 2.Расстройства восприятий и ощущений. 3.Нарушение мышления. Бред и бредовые синдромы. 4.Нарушение памяти. Корсаковский амнестический синдром. 5.Нарушение интеллекта. 6.Расстройства эмоционально-волевой и двигательной сферы. 7.Аффективные расстройства. Депрессивный синдром. Маниакальный синдром. 8.Синдромы нарушенного сознания.
Симптом – повторяющийся у разных больных феномен, указывающий на патологию, болезненное отступление от естественного течения психических процессов, ведущее к дезадаптации. Синдром – повторяющееся сочетание симптомов, тесно связанных между собой общими механизмами происхождения и характеризующих настоящее состояние больного. Классификация синдромов По степени тяжести выделяют 5 уровней синдромов. 1.Невротические и неврозоподобные синдромы: - астенический; - обсессивный; - истерический. 2.Аффективные синдромы: - депрессивный; - маниакальный; - апато-абулический. 3.Бредовые и галлюцинаторные синдромы: - паранойяльный; - параноидный; - синдром психического автоматизма; - парафренный; - галлюцинозы. 4.Синдромы нарушенного сознания: - делириозный; - онейроидный; - сумеречное помрачение сознания.
5.Амнестические синдромы: - психоорганический; - корсаковский; - деменции. В психиатрии принято выделять расстройства невротического и психотического уровня. Психоз -проявляется тяжелым нарушением психических процессов, при котором человек теряет способность правильно воспринимать и понимать окружающий мир и себя самого. Признаки психоза: неправильное отражение окружающего мира (бред и галлюцинации);отсутствие критики (сознания болезни); опасное поведение (психомоторное возбуждение, агрессивность и т.д). Невротические расстройства: больные с неврозом правильно воспринимают мир и себя, они понимают имеющиеся нарушения психики, страдают и не могут избавиться от них усилием воли, их поведение не опасно. В психиатрии широко используется разделение симптомов на продуктивные и негативные. К продуктивной симптоматике относят появления у пациентов на фоне заболевания новых функций: бред и галлюцинации, навязчивые идеи, сильное чувство тоски при депрессии, психомоторное возбуждение. Негативная симптоматика (дефект, минус- симптом) - проявляется утратой имевшихся ранее функций, снижением способностей, ущербом психики: утрата памяти (амнезия), интеллекта (слабоумие), неспособность испытывать яркие эмоциональные чувства (апатия).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|