Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надкатегория базовый уровень подкатегоия 2 глава




Приведем еще один пример, иллюстрирующий возможность применения стратегии проб и ошибок в СП:

 

Speaker: There are several principles of investment:

1. Equity

2. General obligation bonds

3. Revenue bonds

4. Public funds

 

 

Перевод: Существуют несколько принципов инвестиций:

1. Выпуск обыкновенных акций

2. Выпуск облигаций общего покрытия

3. Выпуск доходных облигаций

4. Привлечение средств населения

(Конференция “Государственные финансы и региональная инвестиционная инициатива”).

 

Одна из проблем, которую пришлось решать синхронному переводчику, заключалась в передаче понятия equity на русском языке. Первоначальный вариант выпуск обыкновенных акций был предложен переводчиком из-за недостаточно широкого контекста. Действительно, equity означает: 4. эк. обыкновенная акция, акция без фиксированного дивиденда (БАРС, I том). При получении широкого контекста переводчик понял, что допустил ошибку. После повтора понятия equity докладчик начинает раскрывать смысл термина:

 

Equity means distribution of investments on a just basis...

 

Совершенно очевидно - и это подтверждает последующий контекст, - что речь в данном случае идет не о выпуске обыкновенных акций, а о таком принципе инвестиций, как справедливое распределение инвестируемых средств в экономику региона. Оптимальным вариантом перевода в данном случае был бы принцип справедливости, но из-за слишком узкого контекста синхронный переводчик не смог дать правильный вариант в самом начале. Возможно, что подобный вариант перевода как одна из возможных версий был у синхрониста, но переводчик решил дать наиболее распространенный вариант, поскольку в подобном случае вероятность возможной ошибки меньше.

Вернемся к записи оригинала и перевода:

 

Equity means distribution of investments on a just basis. This is the key thing for attracting investors.

 

Перевод: Итак, первый пункт - акции и принцип справедливости. Это является основой для привлечения инвестиций.

 

В данном случае способ выхода из сложившейся ситуации синхронный переводчик избрал абсолютно тот же, что и в предыдущем примере: повтор неправильно переведенного понятия или части неверно переведенной фразы и плавное присоединение к ней точного варианта перевода. Впоследствии неправильный вариант перевода не употребляется в ПЯ.

Здесь мы сталкиваемся с таким аспектом СП, как вероятность ошибки в переводе. Причины ошибки в СП могут быть как чисто объективного, так и субъективного характера. В литературе по переводу ошибки переводчика либо сильно минимизированы, либо объясняются исключительно усталостью устного переводчика во время работы (Gile 1995:88). В данной ситуации мы не будем заострять внимание на обыкновенных оговорках и других речевых ошибках, присущих для СП и нормальной разговорной речи, хотя их причины могут быть самыми разнообразными. Основополагающая разница заключается в том, что ошибки в СП могут быть двоякого характера: ошибки, совершенные из-за недостаточной языковой компетенции переводчика, включая прагматическую компетенцию, и ошибки из-за отсутствия необходимой координации между переводчиком и докладчиком (Setton 1997:231). Причины ошибки могут быть и многофункционального характера, например, посторонние шумы, затрудняющие восприятие ИЯ, и недостаточное знание темы синхронным переводчиком, и ряд других причин. За последние годы существования синхронного перевода сложилось такое впечатление, что перевести синхронно можно абсолютно все. В реальной ситуации СП имеет определенные пределы, функционально это род деятельности, связанный с определенными ограничениями и возможностью ошибки (Pearl 1999:36).

Если конечная цель СП - обеспечить коммуникацию между отправителем информации на ИЯ и реципиентом, говорящими на разных языках, то компетентный перевод и, как следствие, подготовка переводчиков с высоким уровнем переводческой компетенции составляют только половину, в лучшем случае пять восьмых пути к идеальному переводу (Pearl 1999:36). Остальная часть оказывается неудачной попыткой синхронного переводчика произвести благоприятное впечатление на “заказчика” конечным продуктом СП, имеющим свои границы и допустимую степень ошибки (Pearl 1999:36).

По ряду причин, неподконтрольных синхронному переводчику, в ряде случаев СП бывают такие сегменты устного дискурса, которые вызывают у переводчика определенные затруднения в понимании. В подобных ситуациях необходимо сделать все возможное, чтобы “спасти перевод”. СПО как раз и призвана минимизировать возможные потери и сохранить в переводе то, что могло бы быть утрачено безвозвратно.

СП основан на правильном понимании оратора переводчиком. Совершенно очевидно, что подобное понимание (координация между переводчиком и докладчиком) достигается не всегда. Одной из причин такого затруднения могут быть свойства чисто психологического характера. Модель ментального восприятия является одним из объяснений того, почему восприятие переводчика может отличаться от восприятия докладчика.

ММВ больше относится к теории познания, чем к коммуникативной теории. В основе ее лежит постулат Крейка (Craik) о том, что мышление есть внутреннее представление индивидуума о мире и что индивидуум в ходе переработки информации строит свои логические заключения на основе трех последовательных процессов: “перевод” внешнего представления во внутреннее представление в форме слов, цифр или символов; преобразование последующих символов на базе предыдущих путем умозаключения; повторный перевод данных символов в действия или по крайней мере признание наличия соответствия между данными символами и внешними событиями (Setton 1997:14).

В понимании дискурса, по мнению П. Джонсона-Лэрда, ММВ играет главенствующую роль, так как является когнитивным представлением структурного аналога реальных или воображаемых событий, конструируемых в рабочей памяти индивидуума на основе логических представлений, знаков и понятий. ММВ, разработанная еще в 40-х годах, предназначалась непосредственно для теории познания, а не для перевода. Данная модель показывает, что во время одностороннего процесса коммуникации между отправителем информации и получателем может возникнуть определенное недопонимание, несмотря на тот факт, что они оба говорят на одном языке. Для синхронного переводчика задача во многом усложняется, поскольку в процессе перевода участвуют два языка.

Возникает совершенно закономерный вопрос. Насколько обоснованно повторение неправильного варианта перевода при его исправлении на правильный? Не проще и честнее было бы в том случае, когда переводчик допускает явную ошибку, просто извиниться перед аудиторией, а после этого дать правильный вариант? Данная проблема имеет и обратную сторону. Ее можно представить в виде следующей дихотомии:

1. Насколько аудитория осознает, что синхронный переводчик допустил ошибку?

2. Замечает ли аудитория процесс исправления ошибки на правильный вариант перевода?

Ответив на эти вопросы, мы сможем разрешить проблему повторения неверного варианта перевода и его обоснованности.

Начнем с того, что любой СП ситуативно обусловлен. То, что звучит естественно в одной ситуации, может звучать довольно банально в другой, например, во время прослушивания записанного перевода, после того как конференция уже завершилась и у нас нет того ощущения зала, реакции аудитории, визуального представления тех событий, которые имеют место во время “живого” перевода.

Может ли слушатель, сидящий в зале и слушающий перевод, заметить ошибку переводчика? Такой шанс, безусловно, есть, но обычно он не столь уж и большой. Совершенно очевидно, что, если участник слушает перевод, он вряд ли имеет достаточно навыков для того, чтобы заметить ошибку там, где ее не смог заметить синхронный переводчик. Чаще всего слушающий перевод участник концентрирует свое внимание на тексте перевода, а не на тексте оригинала. Однако, иногда достаточно редко, бывает так, что ошибка замечается в том случае, когда участник конференции очень хорошо разбирается в ее тематике и исходя из переведенного смысла может понять, что что-то в данном отрезке переведено не совсем логично.

Еще один вопрос, который возникает в подобной ситуации, сводится к тому, сколько времени потребуется участнику конференции для осознания того, что переводчик дал неправильный вариант перевода.

Приведем хронометраж приведенных выше примеров.

 

1. The subject of my presentation is world-views. First, we’ll speak about the three major world-views, and then I’ll touch upon the others. The major world-views are:

Naturalism

Transcendentalism

Theism

I’ll repeat that again:

Naturalism

Transcendentalism

Theism

Let’s start with naturalism. In the 19 th century naturalism of Marx and Engels gave rise to……………...

Сегмент naturalism…...gave rise to занимает по продолжительности 22 секунды.

 

2. Speaker: There are several principles of investment:

1. Equity

2. General obligation bonds

3. Revenue bonds

4. Public funds

Equity means distribution of investments on a just basis...

 

Данный отрезок текста проговаривается выступающим в среднем за 14,5 секунды. Именно столько времени необходимо синхронному переводчику, чтобы на основе широкого контекста дать правильный вариант перевода. Безусловно, время получения широкого контекста при перечислении понятий может варьироваться в зависимости от разных факторов, таких как быстрота изложения материала докладчиком, объем передаваемой информации в оригинале и многих других. Но в целом временной отрезок, как правило, очень короткий.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Стратегия проб и ошибок состоит из двух подстратегий: подстратегии вероятной ошибки и подстратегии выбора правильного варианта.

2. СПО применяется в тех случаях, когда у синхрониста нет готового варианта перевода.

3. В случае угадывания синхронистом правильного варианта подстратегия вероятной ошибки не используется, и перевод продолжается дальше с употреблением найденного понятия.

4. СПО также используется в ситуациях, когда узкий контекст на ИЯ не позволяет синхронисту убедиться в правильности выбранного варианта перевода и существует необходимость получения более широкого контекста для адекватной передачи конкретного сегмента на ПЯ.

 

1.3. СТРАТЕГИЯ ОЖИДАНИЯ

 

Как было сказано выше, в СП переводчик использует одновременно несколько стратегий. Обычно решение принимается в зависимости от ситуации, на которую влияют как лингвистические, так и экстралингвистические факторы. В мировой переводческой практике стратегия ожидания часто используется в переводе с тех языков, где смысловой глагол стоит в предложении на последнем месте, например, при переводе с немецкого или нидерландского. Как и в случае применения СПО, в этой стратегии основная задача переводчика - получить более широкий контекст для принятия правильного решения. СО перекликается с стратегией столлинга и “сосиссонажем” - стратегиями, которые необходимо рассматривать одновременно со стратегией ожидания. В принципе, все стратегии, существующие в СП, должны быть рассмотрены собранно. Порою на выбор стратегии переводчиком могут повлиять совершенно неожиданные факторы, во многом связанные с психологическими и индивидуальными особенностями синхронного переводчика. В контексте перевода стратегии функционируют вместе, сплетаясь в единый клубок переводческих проблем.

Стратегия ожидания заключается в том, что синхронный переводчик делает небольшую паузу, дожидаясь дополнительных компонентов текста, которые могли бы полностью прояснить смысл высказывания, если из имеющегося контекста он не совсем ясен. Синхронный переводчик может выдержать паузу в течение нескольких секунд, если он не ставит получателя информации в неловкое положение из-за временного отсутствия перевода (Setton 1997:50). Наиболее оптимально использование подобной стратегии во время пауз оригинального дискурса. Ведь если в тексте оригинала есть пауза между двумя предложениями, она, как правило, заполняется проговариванием смысловой группы или ее части на ПЯ, а после проговаривания смысловой группы переводчик может сделать паузу с тем, чтобы получить более широкий контекст оригинала. Это происходит в тот момент, когда докладчик начинает проговаривать следующую смысловую группу. Чисто психологически аудитория не замечает данной паузы, так как внимание аудитории сконцентрировано на переработке информации, полученной во время перевода предыдущего сегмента. Разумеется, подобная тактика оправдана только тогда, когда пауза не слишком длительная и составляет всего несколько секунд, в течение которых в выступлении появляется более широкий контекст. В противном случае синхронному переводчику придется прибегнуть к стратегии проб и ошибок, что менее предпочтительно, потому что вероятность ошибки при выборе этой стратегии выше, чем при использовании СО. В принципе стратегия проб и ошибок используется только в самом крайнем случае, когда она остается единственным способом “спасти” перевод.

Какой продолжительности должна быть пауза в СП при использовании СО? С одной стороны, она должна быть достаточной для того, чтобы у переводчика был широкий контекст для принятия правильного решения, а с другой, достаточно короткой, чтобы не затруднить восприятие текста реципиентом информации. Рассмотрим сегмент отрезка и перевод учительской конференции, где “П” - длинная пауза, “п” - короткая.

 

I believe that there are three very important needs that must be met in

 

Перевод: / П / Есть три вещи,

 

youth in order for them to achieve and find success. I believe that the first

 

которые необходимы подросткам для самоутверждения в жизни. / п /

 

need is affiliation - feelings of worth, belonging... This is a very important

 

/ п / Первое - это / П / чувство коллектива, ощущение

 

need.

 

того, что вы кому-то нужны. Подростку это очень важно ощущать.

 

В данном отрезке текста синхронный переводчик выдержал небольшую паузу для получения более широкого контекста при переводе понятия affiliation. “П” по продолжительности равняется лишь 3,5 секунды, что не оказывает никакого существенного влияния на восприятие ИЯ реципиентом. Подобная пауза просто не будет замечена, а между тем она сыграет очень важную роль в более полном понимании переводчиком основной мысли выступающего.

Аналогичное выступление (с небольшими вариациями) было сделано на другой подобной конференции, проводимой Министерством общего и специального образования РФ. В этот раз работал другой переводчик, который не выдерживал паузы и начинал переводить смысловую группу практически вместе с речью докладчика. Его отставание от докладчика было минимальным и составляло около одной секунды, что, как правило, может привести к буквализмам и серьезным искажениям текста оригинала. Отставание синхронного переводчика от докладчика может быть разным по продолжительности. Безусловно, многое зависит от оперативной памяти синхрониста, его способности удерживать полученную информацию в течение нескольких секунд, одновременно с этим концентрируя свое внимание на анализе нового сегмента дискурса. Но основную роль все же играет наличие достаточного контекста для наиболее адекватной передачи информации с ИЯ на ПЯ, а для этого необходимо “отпустить” докладчика немножко вперед.

Исследования показывают, что подобное отставание может быть разным - от 2 до 4 секунд (Paneth 1957) и от 2 до 10 секунд (Setton 1997: 27). Гервер (1969) сделал попытку измерить продолжительность ОПД в словарных единицах, но пришел к выводу, что при синхронном переводе переводчик “отпускает” докладчика дальше, чем при синхронном повторении (shadowing), а в своих поздних исследованиях (1976) признал, что количество слов и слогов при отставании не играет существенную роль, так как главное, на что опирается переводчик в подобном случае при выборе варианта перевода, - контекст.

Многие исследователи СП пытались определить оптимальную скорость речи для наиболее эффективного ее воспроизводства синхронистом на ПЯ. Данный вопрос исследовался в работах Г.В. Чернова и А.Ф. Ширяева, которые получили много интересных данных в результате своих экспериментов. Известно, например, что, когда оратор выговаривает больше 250 слогов в минуту, синхронисты уже не могут его догнать и практически “выбывают из игры” (Виссон 1999:30).

В среднем синхронист должен “отпускать” от себя докладчика на 2 - 4 секунды, а отставание более чем на 9 секунд может быть опасным, поскольку переводчик может “потерять” оратора.

Тот, кто не “отпускает” от себя оратора ни на секунду, рискует серьезно ошибиться. Синхронист, который, услышав первые два-три слова речи, сразу “бросается в бой”, вынужден тут же, на ходу, строить фразы с неуклюжим синтаксисом или неправильными грамматическими конструкциями. Чем больше времени для окончания фразы оставляет себе синхронист, тем выше вероятность того, что у него получится точный и красивый перевод и ему не придется поправлять себя. Опытный профессионал пользуется первыми секундами речи, для того чтобы запомнить словесную информацию, расшифровать ее и мысленно сформулировать свою первую фразу до того, как ее произнести (Виссон 1999:31).

Приведем распечатку оригинала и перевода второй учительской конференции, где ОПД составляло 1 - 2 секунды и где не была выдержана пауза для получения более широкого контекста (перевод осуществлялся без предварительной подготовки и без опоры на письменный текст).

 

I believe that there are three very important needs that must be met in

Я считаю, что есть три необходимые вещи, которые нужно

 

youth in order for them to achieve and find succes.

достичь для того, чтобы учащиеся начали испытывать чувство успеха.

 

I believe that the first need is affiliation.

Первая потребность - чувство соучастия.

 

Youth must have a feeling of belonging and must experience friendliness

Учащиеся должны испытывать чувство принадлежности к какому-

and warmth.

то коллективу и должны испытывать к себе дружеское отношение и теплоту.

 

The second need is achievement. Youth must experience success.

Вторая потребность - достижение. Человек должен ощущать чувство успеха.

 

The third need that youth have is influence.

Третья потребность молодых людей - это то, что они оказывают влияние на кого-то и на самих себя.

 

Youth must feel they have some control over their lives and can impact the lives of others.

Учащийся должен чувствовать, что он контролирует свою жизнь и может влиять на жизнь других.

 

Как видно из приведенной распечатки, в отличие от первого сегмента, когда синхронный переводчик выдерживал паузу в течение нескольких секунд для получения более широкого контекста, во втором примере допущен ряд существенных ошибок в переводе как смыслового, так и стилистического плана. И действительно, такое понятие, как affiliation, просто невозможно переводить вне контекста, поэтому СО оправдывает себя в том случае, когда в докладе сразу же за трудно переводимым вне контекста понятием следует “расшифровка” выступающего.

Еще одной типичной особенностью СО является использования как можно более длительного отставания переводчика от докладчика (ear-voice span, или lag). Там, где идет сплошной текст, ОПД является составной частью стратегии ожидания. Различные исследования в области измерения ОПД дают разные результаты. Так, ОПД, по мнению Панет (Paneth 1957), между ИЯ и переводческим продуктом на выходе должно составлять от 2 до 4 секунд. В результате исследований Олерона и Нанпена (Oleron and Nanpen 1965) данный временной промежуток увеличился на 6 секунд и стал составлять от 2 до 10 секунд. Ученые утверждают, что синхронному переводчику, для того чтобы начать переводить и правильно строить фразу на ПЯ, необходимо получить определенное количество информации, которое зависит от ряда факторов, таких как положение ключевых слов в данном отрезке высказывания, прежде всего глагола Goldman - Eisler (1968). Однако не было обнаружено никакой корреляции между смысловым количеством элементов высказывания (словами или словарными единицами, образующими единое целое, например: “has gone”, “has been done” или “in front of”) и продолжительностью ОПД. Вывод совершенно очевиден: СП осуществляется на уровне не отдельных слов, а смысла высказывания, в котором отдельные смысловые единицы могут быть наполнены совершенно другим смыслом при их употреблении с рядом стоящими смысловыми единицами высказывания. В данном случае смысл высказывания чисто контекстуален, между тем как глагол может оказать большее воздействие на правильное понимание сути высказывания синхронным переводчиком. Результаты проведенного исследования исключают наличие прямого соотношения количества слов как значимых единиц, за исключением глагола, и продолжительности ОПД. Гервер (1969) также сделал попытку измерить продолжительность ОПД количеством слов, но лишь пришел к выводу, что в синхронном переводе продолжительность отставания от докладчика больше, чем при синхронном повторении (shadowing). В своих более поздних исследованиях Гервер признал, что количество слов или слогов в смысловой группе является для перевода нерелевантным.

И в самом деле, отрезок до десяти секунд - не такой уж и длительный промежуток времени, чтобы реципиент почувствовал дискомфорт от отсутствия перевода. В то же время он является достаточным для более глубокого понимания смысла синхронным переводчиком, особенно если в тексте выступления следует “расшифровка” каких-либо понятий докладчиком. И, наоборот, слишком “скорый” перевод может привести к значительным смысловым ошибкам.

 

ИЯ:...unless there is something more to human beings than just facticity as it were. The question of meaning? What is the meaning of life?

 

Перевод: Вопросы содержания... смысла жизни. В чем смысл жизни?

 

Хронометрически ОПД в данном сегменте текста составило всего лишь чуть более одной секунды (перевод на ПЯ начался примерно после английской фразы “The question of”), что не дало возможности синхронному переводчику изначально правильно оценить ситуацию и дать адекватный перевод. Если бы в СП была выдержана чуть более длительная пауза, то синхронисту не пришлось бы делать подобную оговорку, ибо значение выражения “What is the meaning of life?” предельно ясно.

При СО может быть как незаполненная пауза (молчание синхронного переводчика для получения более полного контекста), так и заполненная, когда переводчик в момент переосмысления получаемой информации проговаривает на ПЯ предыдущую смысловую группу. В ряде случаев слишком короткое ОПД может привести к необоснованным повторам даже при переводе очень простых глаголов (“understand”, “think”, “read” и др.).

 

We are born into the world without being able to understand it immediately.

 

Перевод: Мы приходим в этот мир и не можем понять его сразу... осознать.

 

И, наоборот, при оптимальном “ожидании”, когда переводчик получает достаточно широкий контекст либо в самом тексте ИЯ заключается подсказка или “расшифровка” докладчика, перевод на ПЯ будет представлять меньше проблем, чем при наличии узкого контекста.

Таким образом, СО используется в СП в тех случаях, когда за сложно переводимым понятием следует немедленная расшифровка оратора. Пауза на ПЯ должна быть не слишком долгой - достаточно длинной для того, чтобы переводчик мог понять значение трудно переводимого понятия, но достаточно короткой, чтобы получатель не почувствовал дискомфорт от слишком длительного молчания синхрониста в эфире.

Как уже было сказано в начале данного раздела, СО необходимо рассматривать одновременно с стратегией столлинга. О столлинге речь пойдет ниже, но главное отличие этой стратегии от СО заключается в том, что столлинг позволяет выиграть больше времени, чем использование стратегии ожидания за счет повторения тематической информации, не содержащей ничего нового. Столлинг имеет свои преимущества и недостатки. К первым относится возможность большего выигрыша времени, ко вторым - стилистические несовершенства текста перевода, повторы и т.д. Принятием правильного переводческого решения относительно выбора стратегии служат “наводящие слова”, слова-подсказки в тексте оригинала, дающие синхронному переводчику возможность мгновенно понять, что “расшифровка” сложнопереводимого понятия последует немедленно. Следовательно, в данном случае логично просто сделать небольшую паузу, которая никак не повлияет на качество перевода, вместо того чтобы заполнить ее тематическим повтором.

Приведем пример отрывка с Конференции Европейского экономического и валютного союза, где речь шла об объединении европейских стран с разным уровнем развития и обсуждались преимущества и недостатки вступления менее развитых стран в Европейский союз.

 

The second more serious objection is that, as far as many of the poorer regions are concerned, “all things are not equal”. In particular, any advantages they may have as a result of lower wage costs are offset by higher overheads as a result of dificient transport and telecommunications systems, lack of investment in education and training, and so on.

The response to this second problem is what is known as cohesion. More colloquially, this means money: transfers of funds through the Community Budget, or through the European Investment Bank, to the poorer regions.

(Economic and Monetary Union Conference)

Специальные словари ничего не дают для перевода английского понятия cohesion. БАРС дает следующие значения:

cohesion n 1. связь, согласие, сплоченность; ~ of the party сплоченность /единство партии/; ideas that have no natural ~ мысли, не имеющие внутренней связи; 2. 1) спец. сцепление, слипание, когезия; 2) физ. сцепление молекул; сила сцепления; 3) дор. связность (грунта); 4) бот. срастание (частей цветка); 5) мед. спайка.

Как видно из приведенной словарной статьи, без расшифровки данного понятия докладчиком дать адекватный перевод представляется довольно сложной задачей. Здесь у синхрониста есть выбор: а) после поступления понятия cohesion в оперативную память переводчика можно использовать стратегию столлинга и заполнить время тематической фразой для получения более широкого контекста, б) использовать стратегию ожидания, сделав небольшую паузу, и, получив более широкий контекст от докладчика, дать адекватный вариант перевода. В данном случае наиболее приемлем второй вариант, так как сразу за трудно переводимым понятием следует “наводящее” слово-подсказка, которое показывает, что расшифровка последует немедленно. В таком случае использование СО наиболее предпочтительно. Разберем данный пример подробно, где П - пауза, / - начало перевода, НК - наводящая конструкция.

 

The second more serious objection is that, as far as many of the poorer

П П П П /Вторая серьезная проблема в том, что новые кандидаты в члены

 

regions are concerned, “all things are not equal”. In particular, any advantages

ЕЭС не одинаково развиты экономически. Так, любые преимущества,

 

they may have as a result of lower wage costs are offset by higher overheads as

связанные с низкой стоимостью труда, сводятся на нет из-за высоких накладных расходов, являющихся

 

a result of dificient transport and telecommunications systems, lack of

результатом недостаточно развитой транспортной и коммуникационной систем, а так же отсутствием

 

investment in education and training, and so on.

инвестиций в образование и подготовку кадров. / П /

 

The response to this second problem is what is known as cohesion. More

/ П П П П

colloquially, this means money: transfers of funds

НК П / Проблема решается путем перевода денежных средств

 

through the Community Budget, or through the European Investment Bank, to

через бюджет Сообщества или П Европейский инвестиционный банк

 

the poorer regions.

в бедные регионы, т.е. осуществляется их поддержка.

(Economic and Monetary Union Conference)

Cohesion не что иное как финансовая поддержка регионов, что и было переведено синхронным переводчиком благодаря использованию стратегии ожидания.

Вне всякого сомнения, НК играет очень важную роль, так как позволяет переводчику практически безошибочно определить выбор данной стратегии. Приведем еще один пример.

 

To bail out a company we often use empowerment. In simple English

П П НК /Для вывода

this means giving more power to the staff.

компании из кризиса мы часто предоставляем больше полномочий коллективу П

Исходя из сказанного выше можно сделать вывод, что стратегия ожидания применяется в СП в тех случаях, когда переводчику необходим широкий контекст для адекватной передачи на ПЯ трудно переводимого понятия и докладчик расширяет контекст сразу же после введения данного понятия на ИЯ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...