Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надкатегория базовый уровень подкатегоия 5 глава




ВП, основывающийся на принципе опережающего отражения, рассматривается как многоуровневый механизм, действующий одновременно на ряде уровней и в нескольких измерениях при восприятии и осмыслении речевого сообщения на ИЯ.

Возможность вероятностного прогнозирования мозгом синхрониста и его предугадывание дальнейшей ситуации при развитии вербального сообщения на некоторых ключевых точках основана на избыточности языка и речи. Необходимый уровень избыточности в СП обеспечивается прежде всего высокой семантической избыточностью связного сообщения. Малоизбыточные сообщения, например, поэтический или художественный текст, плохо поддаются СП. При этом существуют две стороны избыточности:

1) повторяемость,

2) взаимосвязь компонентов сообщения.

Они четко прослеживаются как в семантике отдельного высказывания, так и в контексте цельного связного сообщения.

На уровне высказывания первый аспект представлен как итерактивность семантических компонентов, обеспечивающая семантическое и грамматическое согласование в речи, между тем второй аспект - в семантических зависимостях и ограничениях прежде всего как семантическое управление, идущее от предмета к аспектам.

На уровне связного сообщения первый аспект представлен в виде анафорических повторов и сореферентности в сообщении, а второй аспект - как связность текста.

Высокий уровень избыточности связан с понятием импликации или выводов, сделанного синхронным переводчиком из поступившей части сообщения на основе знания языка и факторов коммуникативной ситуации СП.

Если гипотетическая модель, построенная синхронным переводчиком, соответствует ИЯ, то перевод получается адекватным и эквивалентным. Если гипотетическая модель не соответствует реальной ситуации, то вариант перевода на ПЯ может оказаться далеким от эквивалентности оригиналу. Еще один важный аспект, связанный с построением гипотетической модели, сводится к тому, что при правильном построении данной модели у синхронного переводчика остается больше времени для принятия окончательного решения.

Робин Сеттон разделяет вероятностное прогнозирование на два типа: логическое (дедуктивное) и тематическое (Setton 1997:178). Совершенно очевидно, что по ходу перевода синхронисту приходится поддерживать макроконтекст, развивающий дискурсивную структуру повествования. Переводчик делает умозаключения на основе дедукции, которая в свою очередь основана на логических посылках высказывания: в этом случае синхронист может спрогнозировать заключение какого-либо аргумента докладчика заблаговременно, до того момента, как это заключение сделано самим докладчиком. Приведем пример, записанный во время синхронного перевода Конференции по производству катализаторов, организованной английской фирмой Ай-Си-Ай (ICI - Imperial Chemical Industries).

Предыдущий дискурс:

It can be seen that whilst heat transfer and pressure drop have equal significance; changes to the geometric surface area and activity only affect having about 1/7 of the effect.

В данной части дискурса докладчик сообщает, что коэффициент теплоотдачи и гидравлическое сопротивление слоя оказывают наибольшее влияние на оптимизацию формы катализатора. Они имеют пропорциональное влияние, между тем как изменение площади удельной поверхности составляет только 1/7 часть от него. Далее разберем текст оригинала и перевода подробно. Для более полного охвата контекста приведем сначала полностью вариант на ИЯ и ПЯ с указанием дедуктивного ВП, а затем произведем его разбор с записанным переводом по смысловым группам, отделенным друг от друга паузами в переводе.

Speaker: This can be illustrated by means of the following slide. This slide shows the tube wall temperature plotted agaist distance down the length of the tube. The first curve is the base case. The second curve shows the impact of doubling the activity, in other words doubling the geometric surface area of the catalyst. And you can see a significant reduction in temperature there. The third curve doubles the heat transfer, and here you can see a much greater decrease in temperature. It is clear that doubling the heat transfer coefficienthas the greatest impact and is therefore one of the most important parameters in optimising the shape.

Перевод: Это можно проиллюстрировать на следующем примере. На данном слайде вы видите соотношение температуры стенки трубы и длины трубы. Первая кривая является базовым вариантом. Вторая - базовый вариант с удвоенной площадью удельной поверхности катализатора. Здесь мы видим значительное понижение температуры. Третья - базовый вариант с удвоенным коэффициентом теплоотдачи, температура снизилась сильнее. Ясно, что удвоение коэффициентатеплоотдачи ведет к оптимизации формы катализатора.

 

This can be illustrated by means of the following slide.

/ п /Это можно проиллюстрировать на следующем примере.

 

This slide shows the tube wall temperature plotted agaist distance down the legth of the tube.

/ п /На данном слайде вы видите соотношение температуры стенки трубы и длины трубы.

 

The first curve is the base case.

/ п /Первая кривая является базовым вариантом (начало логической цепочки).

 

The second curve shows the impact of doubling the activity, in other words doubling the geometric surface area of the catalyst.

/ п /Вторая - базовый вариант с удвоенной площадью удельной поверхности катализатора (продолжение логической цепочки)

 

And you can see a significant reduction in temperature there.

/ п /Здесь мы видим значительное понижение температуры.

 

/ п /The third curve doubles the heat transfer, and here you can see a much greater decrease in temperature.

/ п /Третья - базовый вариант с удвоенным коэффициентом теплоотдачи, температура снизилась сильнее.

 

It is clear that doubling the heat transfer coefficient has the greatest impact and

/ п /Ясно, что удвоение коэффициента теплоотдачи ведет коптимизации формы катализатора (окончание дедуктивного ВП). Данную мысль переводчик выслушал до настоящего момента перевода, она была выражена другими словами.

 

 

is therefore one of the most important parameters in optimising the shape.

/ П /

 

Приведенный пример отчетливо показывает, что последняя смысловая группа “переводится” длинной паузой, так как синхронист спрогнозировал ее окончание до того момента, когда она была произнесена докладчиком. Повторять данную смысловую группу на ПЯ не имеет никакого смысла, поэтому синхронный переводчик ограничился длинной паузой, чтобы иметь возможность прослушать последующую смысловую группу в момент ее прохождения.

 

1.6.3. ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И МАКСИМЫ ГРАЙСА

 

ВП непосредственно связано с прагматическим аспектом СП. Более того, любую стратегию нельзя рассматривать отдельно, так как синхронный переводчик всегда стоит перед дилеммой относительно того, какую стратегию выбрать в конкретный момент перевода.

Взаимосвязь стратегий в СП следует исследовать прежде всего под прагматическим углом зрения. Совместное рассмотрение стратегий важно еще и потому, что текст устного сообщения представляет собой связную структуру, основывающуюся на внутритекстовых прагматических связях. Прагматика наиболее полно вовлечена в процесс СП. Прагматическая модель синхронного перевода строится на основе психолингвистических данных восприятия и порождения речи, адаптированных к СП на основе трех теорий: теории релевантности, описывающей взаимосвязь речевого сообщения (Sperber и Wilson 1986); модели ментального восприятия (Johnson - Laird 1983) и фреймовой семантики (Fillmore 1982, 1985), описывающей воссоздание фоновых знаний в качестве исходной базы осуществления СП.

Ряд авторов описывает прагматические отношения в переводе как изучение отношений между языком и контекстом высказывания. Сталнакер предлагает другое, более приемлемое определение прагматики для СП (Stalnaker 1972:380):

 

Прагматика есть изучение целей использования предложений и условий, при котором предложение может стать высказыванием”.

 

В 1962 году оксфордский философ Дж. Остин впервые высказал мысль о способности предложений совершать действия и оказывать определенное коммуникативное воздействие, выходящее за пределы смыслового уровня, выраженного суммой отдельных лексических единиц, из которых состоит предложение. Не только простые глаголы действия, служащие для его завершения (глаголы в первом лице единственного числа настоящего времени), например, в высказываниях типа “I name this ship” или “I do solemnly swear”, но и более сложные по своей структуре высказывания в дополнение к содержащимся в них значению обладают коммуникативной силой, являющейся динамическим элементом коммуникации. Данный элемент способствует процессу продвижения коммуникации. Теория речевых актов Остина описывается во многих учебниках по лингвистике, и подробное ее изучение не является нашей задачей. Рассмотрим лишь некоторые положения данной теории применительно к синхронному переводу в его прагматическом аспекте.

Когда отправитель сообщения порождает высказывание, происходят три разных акта:

1. Локутивный - действие, результатом которого является произнесение хорошо сформулированного значимого предложения.

2. Иллокутивный - наличие коммуникативной силы, сопровождающей высказывание, например, обещание, предупреждение, отрицание и т.д.

3. Перлокутивный - эффект, произведенный высказыванием на слушателя, т.е. степень изменения мыслительного процесса получателя данным высказыванием.

Проанализировав любое высказывание, состоящее из нескольких предложений, можно найти в нем все три составляющие. При этом синхронный переводчик должен максимально четко представлять соотнесенность локутивного и перлокутивного эффектов, иначе это может привести к серьезным ошибкам.

Были предприняты различные попытки классификации речевых актов. Остановимся на предложенной Трауготт и Праттом (Traugott и Pratt 1980), которая наиболее приемлема для анализа ошибок в СП. Согласно данной классификации, речевые акты можно подразделить на следующие типы:

1. Репрезентативные - отражающие то или иное состояние дел (утверждение, рассказ и т.д.).

2. Экспрессивные - выражающие ментальное и эмоциональное отношение говорящего к состоянию дел (осуждение чего-либо, восхищение кем-либо).

3. Вердиктивные - содержащие оценочные суждения (оценка чего-либо).

4. Директивные - оказывающие влияние на получателя (приказы, требования и т.д.).

5. Побудительные - побуждающие говорящего предпринять какие-либо действия (обещания, клятвы и т.д.).

6. Декларативные - заключающие в себе определенные действия (благословение, крещение и т.д.).

Рассматривая речевые акты и глаголы действия, Остин заметил, что для того, чтобы произошел какой-либо речевой акт (декларативный или директивный), необходимо наличие определенных условий. Например, для того чтобы осуществились действия в предложении “The meeting is adjourned”, помимо наличия самого высказывания необходимо наличие некоего лица (председателя встречи/форума), который имеет право закрыть встречу, наличие самой встречи, которую открывал тот же председатель, и наличие предлога для закрытия совещания (например, исчерпание повестки дня). Подобные условия Остин назвал способствующими успешной коммуникации.

Такие условия основаны на презумпции того, что любой акт коммуникации, являясь искренним, относится к социальному обязательству, - так называемое условие искренности (Searle 1969). На этой основе разработал свои принципы Грайс. Вместо того чтобы устанавливать правила, способствующие успешной коммуникации, Грайс (Grice 1967) пошел по другому пути и предложил принципы, которых обязуются придерживаться участники коммуникативного акта. Рассмотрим возможности применения для СП данных принципов, вошедших в лингвистику под названием “максимы Грайса”. Вначале перечислим максимы Грайса:

1. Максима сотрудничества: вклад коммуниканта в коммуникацию должен соответствовать поставленным целям и требованиям.

2. Максима количества: ваша доля в коммуникации должна быть настолько информативна (но не более), насколько это требуется.

3. Максима качества: не произносите вслух то, что вы не считаете истинным, или то, чему у вас нет достаточных доказательств.

4. Максима отношений: будьте релевантны.

5. Максима способа: выражайте свои мысли четко, избегайте неясных фраз и двусмысленности; манера изложения должна быть упорядоченной, а речевой акт - четким. Иными словами, данную максиму можно свести к формуле “Краткость - сестра таланта”.

Суммируя перечисленные максимы, мы можем привести их к единой формуле: что необходимо сделать, чтобы достичь наибольшего эффекта и результата в процессе коммуникации.

Некоторые авторы (Keenan 1976) отмечают, что максимы Грайса не носят универсальный характер. Кинан приводит в пример народы Малагассийских островов, которые не пользуются понятием количества. Безусловно, данная классификация нуждается в уточнении, однако в целом это не меняет дело. В данном исследовании рассматривается СП для индоевропейских языков, где максимы Грайса могут быть применены полностью. Для СП остается нерешенным вопрос: воспринимают ли получатели на ПЯ переведенное устное сообщение так же, как его воспринимают получатели на ИЯ? В какой степени синхронный переводчик может компенсировать определенные потери для получателя устного сообщения на ПЯ? Поддается ли перлокутивный эффект переведенного высказывания контролю со стороны синхронного переводчика, и если да, то в какой степени?

ВП может применяться не только в тех грамматических структурах ИЯ, где смысловой глагол стоит на последнем месте, но и там, где есть отрицание. Например, стилистически окрашенная конструкция с дополнением, где у главного смыслового глагола есть отрицание. Вот один из примеров, приводимых Робином Сеттоном в подтверждение функционирования максим Грайса:

 

Als Prasidenten - des deutschen Bundesgerichtshofs

as President of the German Federal Justice Court

...going to address precisely that / theme

 

brauche ich Herra - professor Odersky - hier - NICHT VORzustellen

need I Mr Professor Odersky here not introduce

he hardly needs any introduction I think. For as you know he is. the. President of the. Federal High Court

 

В данном примере у синхронного переводчика есть возможность получить на входе информацию о профессоре Одерском. Стилистически окрашенная информация представлена аккузативной конструкцией, где профессор Одерский является объектом. Докладчик использует глагол “need”. Синхронист делает быстрое умозаключение на основе четкости речевого акта, социальных условностей и релевантных отношений, выведенных Грайсом и Остином. Из повестки дня он знает, что ведущему сейчас необходимо представить профессора Одерского. Предыдущая фраза (“on this topic Prof Odersky will speak”) заключает предположение, что данное действие произойдет в последующем речевом акте. “Prasidenten”, таким образом, соотносится с “Professor Odersky”, где обе фразы являются потенциальными участниками речевого акта: одна выступает в качестве объекта, другая подразумевается из повестки дня и предшествующего контекста. Таким образом, конструкция с “als” эквивалентна первой логической посылке “given that”; вторая логическая посылка вытекает из внутреннего знания. “Chief Justice” - важная должность, которая известна всем присутствуюшим. Далее путем дедукции легко заключить, что должен подразумевать ведущий в данном контексте - такого человека нет необходимости представлять. Все это формулируется менее чем за 2 секунды.

 

1.7. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Исходя из проведенного анализа переводов и теоретических положений, представленных практиками синхронного перевода можно сделать следующие выводы.

1. Стратегия проб и ошибок состоит из двух подстратегий: подстратегии вероятной ошибки и подстратегии выбора правильного варианта.

2. СПО применяется в тех случаях, когда у синхрониста нет готового варианта перевода.

3. СПО также используется в ситуациях, когда узкий контекст на ИЯ не позволяет синхронисту убедиться в правильности выбранного варианта перевода и существует необходимость получения более широкого контекста для адекватной передачи конкретного сегмента на ПЯ.

4. СО применяется в СП в тех случаях, когда переводчику необходим широкий контекст для адекватной передачи на ПЯ трудно переводимого понятия при условии, что докладчик расширяет контекст сразу же после введения данного понятия на ИЯ.

5. СС, так же, как и СО, используется в СП в случаях, когда синхронному переводчику необходим широкий контекст для адекватной передачи на ПЯ конкретного сегмента. Однако в отличие от СО при СС пауза между представленным докладчиком понятием и его “расшифровкой” занимает достаточно длительный период времени, что не позволяет синхронисту использовать стратегию ожидания, но дает возможность в ожидании широкого контекста заполнить ее тематической информацией.

6. СЛ в переводе дает возможность синхронному переводчику упростить синтаксическую структуру на ПЯ, что ведет к лучшему пониманию переводимого сегмента, так как короткие отрезки перевода, не перегруженные бесконечными придаточными предложениями, легче воспринимаются на слух.

7. Вероятностное прогнозирование является одной из составляющих синхронного перевода. ВП используется на практике за счет избыточности речи. Чем выше избыточность речевого акта, тем больше вероятность того, что стратегия вероятностного прогнозирования будет применена успешно. И наоборот, при менее избыточных текстах ВП как стратегия будет менее эффективно.

8. Малоизбыточные тексты плохо поддаются синхронному переводу.

9. Избыточность включает в себя два аспекта - повторяемость и взаимосвязь компонентов сообщения.

10. ВП может быть лингвистическим и экстралингвистическим.

11. При лингвистическом прогнозировании в ряде случаев вероятность сочетаемости ряда слов может быть настолько велика, что синхронист-переводчик сможет дать практически стопроцентный прогноз относительно завершения структуры высказывания.

12. Экстралингвистическое ВП возможно благодаря фоновым знаниям синхрониста и присутствию формального показателя, позволяющего синхронному переводчику “домыслить” фразу.


ГЛАВА 2

СТРАТЕГИИ В СИНХРОННОМ ПЕРЕВОДЕ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СТАТИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ

 

 

2.1. СТРАТЕГИЯ ЗНАКОВОГО ПЕРЕВОДА

 

Р.К. Миньяр-Белоручев (Р.К. Миньяр-Белоручев 1994:107) считает, что объективно существуют только два способа перевода: смысловой и знаковый. Данное утверждение во многом является спорным. Можно ли считать знаковый перевод переводом вообще? Ряд исследователей перевода (А.Д. Швейцер, Л. Виссон) не относят знаковый перевод к переводу как таковому. С этим нельзя не согласиться. Безусловно, в большинстве случаев синхронный переводчик пользуется смысловым способом перевода, который заключается в том, что, осознав смысл произнесенной докладчиком фразы, переводчик формулирует ее на ПЯ. Справедливы рассуждения теоретиков перевода о том, что невозможно переводить, не поняв смысл. Однако в реальной ситуации синхронного перевода это не всегда бывает так, поскольку синхронный переводчик может столкнуться с такой ситуцией, когда смысл непонятен, а переводить надо.

For a number of reasons beyond their control interpreters will at times fail to understand what a speaker is saying (Pearl 1999:36).

Причины непонимания определенного сегмента текста могут быть самыми различными. К ним относятся недостаточное знание переводимой тематики, плохо сформулированная докладчиком мысль, когда она не совсем понятна и для реципиента, слушающего доклад на ИЯ, или незнание какого-либо термина или понятия, неожиданно “всплывшего” в речи говорящего. Не будем останавливаться на этих причинах подробно. В данном исследовании нас больше интересуют способы выхода из сложившейся ситуации с минимальными потерями. Совершенно очевидно, что в подобном случае, когда у синхрониста нет возможности прогнозировать возможное завершение фразы на ИЯ, отсутствует возможность использовать стратегию ожидания или выигрыша времени. Более того, если речь идет о незнакомом понятии или термине, то возможности переводчика оказываются очень ограниченными. Выбор здесь невелик. Как правило, он сводится либо к использованию стратегии проб и ошибок, либо к сохранению знака на ПЯ. Разумеется, подобные стратегии необходимо применять только в самых крайних случаях, когда все остальные явно не могут быть использованы в силу тех или иных причин. И, действительно, как показывает практика, в самых крайних случаях даже очень опытные переводчики прибегают к подобной стратегии в своих переводах. Поэтому, несмотря на то что знаковый перевод не является переводом как таковым, будем считать его переводом условно, поскольку применение его в тех случаях, когда остальные стратегии оказываются бессильными, может быть полезно для СП.

Знаковый способ предполагает переход от знака (слова или словосочетания) одного языка к знаку другого (Миньяр-Белоручев 1994:107). На практике знаковый способ приводит к буквализмам, и текст перевода может принять уродливую форму. Именно по этой причине знаковый способ признан варварским как в письменном, так и в последовательном переводе. Однако при переводе текста дискурса в синхронном режиме СЗП может сыграть роль палочки-выручалочки (Миньяр-Белоручев 1994:108).

Если основная цель СП - обеспечить коммуникацию между выступающими на разных языках, а подготовка синхронных переводчиков наполовину или даже на 5/8 заключается именно в наведении коммуникативного лингвистического моста, то вторая половина заключается в неумении представить заказчику продукт, именуемый СП, таким, какой он есть на самом деле, а именно: что “СП вне зависимости от того, профессионалом какого класса он выполняется, в силу ряда объективных факторов присущи такие свойства, как ограниченность и погрешимость” (Pearl 1999:36). Именно в силу ограниченности и погрешимости СП, исходя из того, что все знать невозможно (субъективный фактор), переводчик вынужден пользоваться знаковым переводом. СЗП применяется в тех случаях, когда:

1. Термин или понятие на ИЯ необходимо обязательно перевести на ПЯ, так как данное понятие или термин является ключевым и вокруг него строится весь дискурс повествования.

2. Переводчик, несмотря на широкий контекст, не в состоянии найти эквивалент на ПЯ и использовать стратегию проб и ошибок.

Как уже было отмечено выше, знаковый перевод приводит к буквализмам, и текст перевода может принять уродливую форму. Но даже буквализм в подобном случае будет гораздо предпочтительнее, чем отсутствие на языке перевода ключевого понятия, без которого может быть потерян смысл высказывания.

Знаковый перевод осуществляется несколькими способами:

1. Калькированный знаковый СП.

2. Дословный знаковый СП.

3. Дескриптивный перевод на основе компонентного анализа. Данный перевод можно рассматривать как знаковый только с точки зрения разбивки одного знака на несколько составляющих, когда у синхронного переводчика нет возможности передать какое-либо понятие на уровне знака.

Рассмотрим конкретные примеры.

 

Speaker: In the case of a project finance the recourse to the other assets of the company will be limited or in extreme cases non-recourse. Or sometimes a corporate loan is only repayable in one sum at the end of the life of the loan. Such a loan which is only repayed at the end of the loan is refered to by bankers as a bullet loan. (PriceWaterhouse Conference)

Перевод: В случае проектного финансирования другие активы компании лишь частично являются гарантией выплаты займа, а в крайних случаях регресс отсутствует вообще. Иногда корпоративный заем выплачивается сразу, в конечный срок погашения займа. Подобный заем с выплатой в конце срока погашения называется “буллит лоун”.

 

Синхронист применил в данном случае калькированный знаковый перевод. Как правило, такой перевод используется только тогда, когда у переводчика нет готового решения и переводимое понятие или термин представляют достаточную сложность. Интересно отметить, что на той же конференции другой синхронист при переводе термина “bullet loan” использовал дословный знаковый вариант “буллитный заем”. Разумеется, подобный перевод нельзя считать абсолютно приемлемым, но не самые лучшие варианты предлагают и специальные словари. Вот что, например, предложено в качестве перевода данного финансового термина в словаре Б.Г. Федорова:

bullet loan - ссуда “пуля”: ссуда, выплачиваемая единовременно по истечении ее срока; источник погашения заранее не определяется.

Можно пойти и по третьему пути, а именно: дать дескриптивный вариант перевода, опустив понятие “bullet loan” на ПЯ, ведь смысл его раскрывается докладчиком. К сожалению, подобные случаи раскрытия докладчиком смысла сложного переводимого понятия встречаются не всегда, и синхронисту приходится ограничиваться первыми двумя способами передачи.

Дескриптивный перевод также может оказаться довольно эффективным средством. Здесь происходит разбивка знака на отдельные компоненты. Например:

 

Докладчик: Чтобы остановить нарушителя, мы также используем противоавтомобильные шипы.

Interpreter: We also use a metal band stretched across the road to apprehend the intruder.

Еще одна особенность использования СЗП заключается в том, что во многих случаях специалист, сидящий в зале и слушающий перевод, может понять, что стоит за термином или понятием, переведенным на ПЯ с использованием этой стратегии. Определяющим фактором для специалиста может служить контекст повествования плюс тот фактор, что в ряде случаев знаковый вариант, предложенный переводчиком на ПЯ, может частично, а в некоторых случаях и полностью совпадать с правильным вариантом.

 

Докладчик: Для очистки путепровода мы используем ледяныешары. Подобный метод очень надежный и относительно недорогой. (Конференция угольщиков, Всероссийский теплотехнический институт, Москва, 1998).

Перевод: We use ice balls to clean a pipeline. This method is very reliable and relatively cheap.

 

Основная проблема, возникшая в ходе перевода данного сегмента текста на английский язык, заключалась в передаче на ПЯ термина “ледяной шар”. Такие ледяные шары используются для очистки угольного путепровода. Ситуация осложнялась еще и тем, что докладчик продолжал использовать данный термин, рассказывая, насколько экономичнее данный метод по сравнению со всеми остальными. Совершенно очевидно, что просто выбросить данное понятие из текста переводчик не имеет права. Во многом стратегию знакового перевода можно назвать “стратегией пути наименьшего сопротивления”. В данном случае термин на ПЯ “ледяные шары” был переведен дословно - “ice balls”. На самом деле по-английски подобные “шары” для чистки путепроводов называются “pigs”. Интересно отметить тот факт, что по окончании перевода к переводчику подошел один из англоязычных участников, слушавших перевод в зале, и, поблагодарив за хороший перевод, сделал одно маленькое замечание: ”Мы поняли, о чем шла речь, только по-английски мы называем ледяные шары “pigs”.

Возможность правильного перевода в данном случае, как и в случае с вероятностным прогнозированием, связана с понятием избыточности. Однако в отличие от стратегии ВП необходимо выделить еще один аспект: различие между объективной избыточностью сообщения и его субъективной избыточностью для получателя (Чернов 1978:58). При этом под субъективной избыточностью сообщения для получателя понимается та реальная информативность, которую данное сообщение несет для конкретного получателя. Подобное стремление проанализировать то смысловое содержание, какое конкретный получатель способен извлечь из данного сообщения, привело Ю.А. Шрейдера (цит. по Чернову 1980:212) к попытке создать модель “семантической теории информации” и учесть субъективную избыточность сообщения.

Смысловой анализ текста можно описать с точки зрения различных наблюдателей, которые обладают совершенно разными представлениями о мире. Так, текст очень содержательной математической статьи не содержит, по существу, никакой информации для человека, не являющегося специалистом в данной области математики (Чернов 1978:59). Для специалиста же в этой области подобный сегмент текста может оказаться очень информативным, поскольку его представления о внешнем мире и описание данного мира (тезаурус) и тех процессов, которые происходят в рамках данного отрезка текста, отличаются от представлений и тезауруса неспециалиста.

Переводчик, разбирающийся в определенных отраслях науки, извлечет из текста по этой отрасли больше, чем до обучения. Особенность модели семантической информации заключается как раз в том, что в отличие от модели классической теории информации в первой существенную роль играет степень понимания приемником сообщения. Переводчик на начальном этапе также является приемником исходной информации на ИЯ, которую он впоследствии должен перекодировать на ПЯ.

В этой связи возникает еще один вопрос: насколько потеря или замена одних сегментов информации другими может привести к сильному искажению смысла или его потере? Разберем приведенный выше пример с точки зрения семантической теории информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...