Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патопсихологическое исследование в клинике




 

Патопсихология, как и любая другая отрасль психологии, опирается на систему методов, сложившихся в современной психологической науке. Однако характер стоящих перед ней задач и особенности предмета исследования определяют специфику выбора используемых методов и методик, технологии их применения. Патопсихологическое исследование является комплексным, так как его целью является выявление не отдельных компонентов, а целостной структуры психической деятельности психически больных людей. Основным методом патопсихологии является эксперимент, а в качестве дополнительных используются наблюдение, беседа, тесты, анализ продуктов деятельности, анализ истории жизни заболевшего человека (анализ анамнестических сведений).

Основные принципы построения патопсихологического экспериментального исследования:

1) системный качественный анализ психической деятельности больного;

2) моделирование психической деятельности в экспериментальных условиях;

3) апелляция к личности больного, актуализация его личностных отношений;

4) активная позиция психолога во время эксперимента, рассматриваемого как совместная с испытуемым деятельность;

5) выявление не только нарушенных, но и сохранных сторон психической деятельности для опоры на них в психокоррекционной работе.

 

Патопсихологическое исследование включает в себя также анализ и интерпретацию экспериментальных данных, их сопоставление с историей жизни и историей болезни, написание заключения.

Результатом анализа и интерпретации данных экспериментально-психологического исследования является формулирование и обоснование выявляемого патопсихологического синдрома.

Патопсихологический синдром – относительно устойчивая, внутренне связанная совокупность отдельных "симптомов" – поведенческих, эмоционально-мотивационных и познавательных особенностей деятельности больных, выраженных в психологических понятиях.

Патопсихологический синдром – это результат определенной структурации полученного в патопсихологическом исследовании материала и его психологической интерпретации. Выделение патопсихологических синдромов позволяет прогнозировать появление наиболее типичных для данного заболевания расстройств и соответственно прогнозу реализовывать ту или иную стратегию и тактику эксперимента, направляет на определение неслучайных, существенных особенностей нарушения психической деятельности, обеспечивает полноту анализа и обоснованность выводов.

Основные патопсихологические синдромы (В.М.Блейхер, 1996):

1) шизофренический;

2) аффективно-эндогенный;

3) олигофренический;

4) экзогенно-органический;

5) эндогенно-органический;

6) личностно-аномальный;

7) психогенно-психотический;

8) психогенно-невротический.

 

Вопросы и задания:

1. Какой метод является основным в патопсихологическом исследовании?

2. Какие принципы патопсихологического экспериментального исследования выявила Б.В.Зейгарник?

3. Какой из принципов патопсихологического исследования является основным? Раскройте его содержание.

4. Какие функции выполняет беседа с больным в патопсихологическом исследовании?

5. Охарактеризуйте принципы подбора патопсихологических методик.

6. Что такое патопсихологический синдром и какова его роль в организации экспериментального исследования, анализе и интерпретации полученных в нем данных?

 

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 10-55.

2. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. И.Л. Белопольская. – М., 1998. С. 15-35.

3. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д, 2003. С. 380-415.


 

Типология нарушений психической деятельности

Нарушения сознания и самосознания

 

В психиатрии используется "рабочее" определение сознания, отличающееся от философско-психологического его понимания. Расстроенное, "помраченное" сознание противопоставляется "ясному" сознанию. Термином "ясное сознание" обозначают такое психическое состояние человека, при котором у него сохраняется способность отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.

 

Признаки расстроенного сознания (по К.Ясперсу):

1) дезориентировка – полное или частичное нарушение ориентировки во времени, месте, собственной личности;

2) неотчетливость, фрагментарность, беспорядочность восприятия окружающего мира;

3) разные степени бессвязности мышления (затруднения анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей);

4) амнестические расстройства: неточность, отрывочность или отсутствие воспоминаний о пережитом в период расстроенного сознания;

5) острота возникновения и относительная кратковременность этих состояний.

 

Виды нарушенного сознания

1) непродуктивные (состояния выключения сознания): оглушение, сопор, кома;

2) продуктивные (состояния помрачения сознания): делирий, онейроид, аменция, сумеречное расстройство сознания.

 

Нарушения самосознания

К.Ясперс выделил следующие основные признаки самосознания, нарушение которых является типичным при психической патологии:

1. чувство деятельности – осознание себя как существа активного;

2. осознание собственного единства в каждый момент времени;

3. осознание собственной идентичности;

4. осознание того, что "Я" отлично от остального мира, от всего того, что не является "Я".

Деперсонализация – нарушение самосознания, выражающееся в отчуждении от самого себя, от своего "Я". Может касаться как отдельных соматических или психических функций, так и личности в целом. Субъективно всегда неприятна и может существовать длительно или проявляться приступами.

Вопросы и задания:

1. Познакомьтесь с клиническими проявлениями нарушений сознания и самосознания по [1].

2. Какие нарушения психических функций являются признаками помраченного сознания?

 

Литература

1. Зейгарник Патопсихология. – М., 1986. С.49-57.

2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С.272-301

 

Нарушения восприятия

 

1. Клиническая феноменология нарушений восприятия

Нарушения восприятия условно подразделяют на:

а) Патологию ощущений, проявляющуюся в их патологическом ослаблении, усилении, извращении или утрате. Некоторые из этих симптомов встречаются не только при психических, но и при неврологических, инфекционных, общесоматических заболеваниях.

б) Агнозии – различные типы нарушений узнавания при относительной сохранности элементарных ощущений и интеллекта. Являются объектом изучения нейропсихологии.

в) "Обманы чувств": иллюзии и галлюцинации;

Иллюзии – искаженное восприятие реально существующих объектов.

Галлюцинации – мнимое восприятие, или восприятие без объекта.

г) Психосенсорные расстройства – расстройства восприятия, возникшие на основе нарушений сенсорного синтеза. Возникают при состояниях нарушенного сознания при органических и эндогенных психозах, а также в эксперименте у здоровых после приема ЛСД, мескалина, гашиша.

 

2. Психологический анализ нарушений восприятия

Процесс восприятия в норме – автоматизированный, свернутый процесс, обычно носит подчиненный характер, детерминируется задачами деятельности, в которую оно включено. Вместе с тем, восприятие само является сложной перцептивной деятельностью, имеющей определенную структуру. Она включает в себя следующие компоненты: мотивационный – операциональный (перцептивные действия) – контроль и коррекция.

Задача психологического анализа нарушения восприятия – 1) выявить структуру этого нарушения, основываясь на знаниях о строении и протекании процесса восприятия в норме; 2) соотнести с нарушениями структуры и протекания других психических процессов для определения целостной картины расстройства психической деятельности – выделения основного патопсихологического синдрома.

Характер нарушений восприятия определяется психологом в процессе специального патопсихологического исследования. Сходные по внешним проявлениям нарушениями могут быть обусловлены разными причинами. В патопсихологической литературе наиболее полно отражены исследования механизмов агнозий, псевдоагнозий, нарушения мотивационного компонента перцептивной деятельности.

 

Вопросы и задания:

1. Познакомьтесь с психологическим анализом нарушений восприятия по [1, 2].

2. Какие методики используются для исследования нарушений восприятия?

3. Сравните нарушения восприятия при агнозиях и псевдоагнозиях при деменции.

4. Как можно обнаружить нарушение мотивационного компонента восприятия?

 

Литература

1. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. И.Л. Белопольская. – М., 1998. С. 36-72.

2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С. 62-63, 70-74.

 

 

Нарушения памяти

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...