Патопсихологическое исследование в клинике
Патопсихология, как и любая другая отрасль психологии, опирается на систему методов, сложившихся в современной психологической науке. Однако характер стоящих перед ней задач и особенности предмета исследования определяют специфику выбора используемых методов и методик, технологии их применения. Патопсихологическое исследование является комплексным, так как его целью является выявление не отдельных компонентов, а целостной структуры психической деятельности психически больных людей. Основным методом патопсихологии является эксперимент, а в качестве дополнительных используются наблюдение, беседа, тесты, анализ продуктов деятельности, анализ истории жизни заболевшего человека (анализ анамнестических сведений). Основные принципы построения патопсихологического экспериментального исследования: 1) системный качественный анализ психической деятельности больного; 2) моделирование психической деятельности в экспериментальных условиях; 3) апелляция к личности больного, актуализация его личностных отношений; 4) активная позиция психолога во время эксперимента, рассматриваемого как совместная с испытуемым деятельность; 5) выявление не только нарушенных, но и сохранных сторон психической деятельности для опоры на них в психокоррекционной работе.
Патопсихологическое исследование включает в себя также анализ и интерпретацию экспериментальных данных, их сопоставление с историей жизни и историей болезни, написание заключения. Результатом анализа и интерпретации данных экспериментально-психологического исследования является формулирование и обоснование выявляемого патопсихологического синдрома.
Патопсихологический синдром – относительно устойчивая, внутренне связанная совокупность отдельных "симптомов" – поведенческих, эмоционально-мотивационных и познавательных особенностей деятельности больных, выраженных в психологических понятиях. Патопсихологический синдром – это результат определенной структурации полученного в патопсихологическом исследовании материала и его психологической интерпретации. Выделение патопсихологических синдромов позволяет прогнозировать появление наиболее типичных для данного заболевания расстройств и соответственно прогнозу реализовывать ту или иную стратегию и тактику эксперимента, направляет на определение неслучайных, существенных особенностей нарушения психической деятельности, обеспечивает полноту анализа и обоснованность выводов. Основные патопсихологические синдромы (В.М.Блейхер, 1996): 1) шизофренический; 2) аффективно-эндогенный; 3) олигофренический; 4) экзогенно-органический; 5) эндогенно-органический; 6) личностно-аномальный; 7) психогенно-психотический; 8) психогенно-невротический.
Вопросы и задания: 1. Какой метод является основным в патопсихологическом исследовании? 2. Какие принципы патопсихологического экспериментального исследования выявила Б.В.Зейгарник? 3. Какой из принципов патопсихологического исследования является основным? Раскройте его содержание. 4. Какие функции выполняет беседа с больным в патопсихологическом исследовании? 5. Охарактеризуйте принципы подбора патопсихологических методик. 6. Что такое патопсихологический синдром и какова его роль в организации экспериментального исследования, анализе и интерпретации полученных в нем данных?
Литература 1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 10-55. 2. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. И.Л. Белопольская. – М., 1998. С. 15-35.
3. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д, 2003. С. 380-415.
Типология нарушений психической деятельности Нарушения сознания и самосознания
В психиатрии используется "рабочее" определение сознания, отличающееся от философско-психологического его понимания. Расстроенное, "помраченное" сознание противопоставляется "ясному" сознанию. Термином "ясное сознание" обозначают такое психическое состояние человека, при котором у него сохраняется способность отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.
Признаки расстроенного сознания (по К.Ясперсу): 1) дезориентировка – полное или частичное нарушение ориентировки во времени, месте, собственной личности; 2) неотчетливость, фрагментарность, беспорядочность восприятия окружающего мира; 3) разные степени бессвязности мышления (затруднения анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей); 4) амнестические расстройства: неточность, отрывочность или отсутствие воспоминаний о пережитом в период расстроенного сознания; 5) острота возникновения и относительная кратковременность этих состояний.
Виды нарушенного сознания 1) непродуктивные (состояния выключения сознания): оглушение, сопор, кома; 2) продуктивные (состояния помрачения сознания): делирий, онейроид, аменция, сумеречное расстройство сознания.
Нарушения самосознания К.Ясперс выделил следующие основные признаки самосознания, нарушение которых является типичным при психической патологии: 1. чувство деятельности – осознание себя как существа активного; 2. осознание собственного единства в каждый момент времени; 3. осознание собственной идентичности; 4. осознание того, что "Я" отлично от остального мира, от всего того, что не является "Я". Деперсонализация – нарушение самосознания, выражающееся в отчуждении от самого себя, от своего "Я". Может касаться как отдельных соматических или психических функций, так и личности в целом. Субъективно всегда неприятна и может существовать длительно или проявляться приступами.
Вопросы и задания: 1. Познакомьтесь с клиническими проявлениями нарушений сознания и самосознания по [1]. 2. Какие нарушения психических функций являются признаками помраченного сознания?
Литература 1. Зейгарник Патопсихология. – М., 1986. С.49-57. 2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С.272-301
Нарушения восприятия
1. Клиническая феноменология нарушений восприятия Нарушения восприятия условно подразделяют на: а) Патологию ощущений, проявляющуюся в их патологическом ослаблении, усилении, извращении или утрате. Некоторые из этих симптомов встречаются не только при психических, но и при неврологических, инфекционных, общесоматических заболеваниях. б) Агнозии – различные типы нарушений узнавания при относительной сохранности элементарных ощущений и интеллекта. Являются объектом изучения нейропсихологии. в) "Обманы чувств": иллюзии и галлюцинации; Иллюзии – искаженное восприятие реально существующих объектов. Галлюцинации – мнимое восприятие, или восприятие без объекта. г) Психосенсорные расстройства – расстройства восприятия, возникшие на основе нарушений сенсорного синтеза. Возникают при состояниях нарушенного сознания при органических и эндогенных психозах, а также в эксперименте у здоровых после приема ЛСД, мескалина, гашиша.
2. Психологический анализ нарушений восприятия Процесс восприятия в норме – автоматизированный, свернутый процесс, обычно носит подчиненный характер, детерминируется задачами деятельности, в которую оно включено. Вместе с тем, восприятие само является сложной перцептивной деятельностью, имеющей определенную структуру. Она включает в себя следующие компоненты: мотивационный – операциональный (перцептивные действия) – контроль и коррекция. Задача психологического анализа нарушения восприятия – 1) выявить структуру этого нарушения, основываясь на знаниях о строении и протекании процесса восприятия в норме; 2) соотнести с нарушениями структуры и протекания других психических процессов для определения целостной картины расстройства психической деятельности – выделения основного патопсихологического синдрома.
Характер нарушений восприятия определяется психологом в процессе специального патопсихологического исследования. Сходные по внешним проявлениям нарушениями могут быть обусловлены разными причинами. В патопсихологической литературе наиболее полно отражены исследования механизмов агнозий, псевдоагнозий, нарушения мотивационного компонента перцептивной деятельности.
Вопросы и задания: 1. Познакомьтесь с психологическим анализом нарушений восприятия по [1, 2]. 2. Какие методики используются для исследования нарушений восприятия? 3. Сравните нарушения восприятия при агнозиях и псевдоагнозиях при деменции. 4. Как можно обнаружить нарушение мотивационного компонента восприятия?
Литература 1. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. И.Л. Белопольская. – М., 1998. С. 36-72. 2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С. 62-63, 70-74.
Нарушения памяти
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|